Художники «Русских сезонов» Дягилева и их работа над балетом «Шехеразада».



Успел поработать с Дягилевым и Валентин Серов, расписавший занавес к балету «Шахерезада» и создавший удивительную афишу с портретом Анны Павловой в роли Сильфиды. Эта афиша, если верить некоторым ехидным комментаторам, привлекала больше внимания зрителей, чем сама Павлова на сцене.

 

Балет «Шахерезада» – один из шедевров дягилевских "Русских сезонов". «Шахерезада» сегодня - это воссоздание хореографии, декораций и костюмов времен начала двадцатого века. Конечно, эпоха вносит свои коррективы. И современный театр требует и новых материалов, и новых отделок, которые сто лет назад еще просто не существовали; естественно каждая новая постановка что-то видоизменяет. Это процесс совершенно натуральный.

 

Балет поставил Михаил Фокин на музыку симфонической сюиты Николая Андреевича Римского-Корсакова «Шехеразада»

 

Премьера состоялась 4 июня 1910 года в Гранд Опера, и создан спектакль был в «Русских сезонах» Сергея Дягилева.

 

Декорации и костюмы были исполнены художником Львом Бакстом, занавес был выполнен в мастерских по эскизам художника В. А. Серова, художник-исполнитель Б. И. Анисфельд. Дирижёр Н. Н. Черепнин. Первой исполнительницей Зобеиды стала — Ида Рубинштейн, раба Зобеиды исполнял Вацлав Нижинский, в партии Шахрияра — А. Д. Булгаков.

 

Эскизы сценических костюмов для «Шехеразады» создавал также французский художник Жорж Барбье

 

Мелодичные и певучие восточные темы Римского-Корсакова проходят через весь балет. В музыке слышится шум морского прибоя, весёлый праздник в Багдаде и кантиленная, слово сам рассказ Шехеразады, мелодия. Сама му́зыка рассказывает восточную сказку и имеет рондообразную форму.

 

14 июня 1911 года в Нью-Йорке балетмейстер Ф. М. Козлов перенёс балет Фокина на артистов Русского имперского балета «Уинтер Гарден», но уже с другими декорациями, выполненными художниками Г. И. Головым, В. В. Дьячковым, И. Науйокайтис, О. Лебедевой, и костюмами М. де Мель.

 

Для балета использованы отдельные части симфонии Николая Римского - Корсакова, которая стала эмоционально благодатным "цветистым фоном". Благодаря балету ее теперь знают во всем мире - до сих пор она появляется почти в каждом балете о Нижинском.

 

Разгул инстинктов разуму вопреки есть в "угаданных" Фокиным "Половецких плясках" Бородина, в чувственных пластических откровениях его "Шехерезады" - одной из тысячи ночей дягилевского Русского балета. Многие подсказки шли от художников - сдержанного, словно медитирующего Рериха, впоследствии ушедшего на Восток и "пиршествующего красками" Бакста, уехавшего на Запад.

 

 

 

 

 

Терпки, красочны (в декорациях - бирюзовые, изумрудные, оранжево - красные тона, обилие ковров, светильники, занавесы; в костюмах - жемчуга, драгоценные камни), ослепительно экзотичны эти" балетные ориенталии" начала века.

 

"Шехерезада" стала не только "гвоздем" второго Русского сезона в Париже, но и оказала огромное влияние на культуру и даже моду своего времени. Я уже писала об этом в посте "Русские сезоны и их влияние на моду".

 

5 января 1993 года Изабель Фокина и Андрис Лиепа возобновили спектакль Фокина с декорациями Бакста, восстановленными по его эскизам художниками Анотолием и Анной Нежными.

 

Эта постановка произошла благодаря поддержке нового фонда «Дягилевъ центръ»

 

C 26 мая 1994 года «Шехеразада» официально вошла в репертуар Мариинского театра.

 

«Шехеразада» была экранизирована и многократно показывалась в телевизионных эфирах в фильме «Возвращение Жар-птицы», включающим ещё два балета Фокина — «Жар Птица» и «Петрушка».

 

Балет «Шехеразада» был показан на сцене Михайловского театра с участием Ирмы Ниорадзе (Мариинский театр) и Николая Цискаридзе (Большой театр).

 

Одноактный балет «Шехеразада» в четырёх картинах на музыку Н. А. Римского-Корсакова ставился и другими балетмейстерами, среди постановок:

 

16 декабря 1923 года балетмейстер Л. А. Жуков поставил балет в Большом театре с М. Р. Рейзен в главной партии. Оформил спектакль художник М. М. Сапегин, дирижировал Н. С. Голованов. Партию Шаха исполнял Булгаков, Князя — Жуков

 

Также балет поставили на сцене театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в новогодний военный вечер — 31 декабря 1944 года по либретто Н. Д. Волкова. Балетмейстер — В. П. Бурмейстер, художник Б. И. Волков, дирижёр С. А. Самосуд. В роли Синдбада — А. А. Клейн, Гюльнары — М. С. Сорокина, Визиря — А. Р. Томский, Военачальника — А. С. Тольский (Холфин). В 1959 году спектакль возобновили на сцене театра.

 

17 июня 1950 года балет по сценарию А. Г. Хандамирова был поставлен в ленинградском Малом театре балетмейстером Н. А. Анисимовой. Художник — Симон Багратович Вирсаладзе, дирижёр — Э. П. Грикуров. В главной партии Шехеразады — Т. Н. Успенская, Шахрияра — В. А. Поплавокий, Фстны — Н. Р. Мириманова, Фариза — Н. Л. Морозов. В 1969 году спектакль был возобновлён.

 

С 17 сентября 2004 года спектакль на музыку Римского-Корсакова есть в репертуаре Ростовского музыкального театра

 

В 1909 году с Русскими сезонами начал работать Леон Бакст.

 

Костюмы, созданные Бакстом к балету «Клеопатра», тут же отозвались в причёсках и украшениях парижанок. Благодаря ему в моду вошли полупрозрачные ткани, тюрбаны и юбки-шальвары. Подобный стиль одежды требовал соответствующего тона кожи — и спрос на тёмную пудру вырос. Самого Бакста подобный ажиотаж несколько изумлял. «Парижанки так уж созданы, что все их поражающее на сцене находит себе живой отклик в моде. Только этим я могу объяснить, почему мои постановки так повлияли на постепенное преобразование женского костюма вплоть до цветных причесок», — говорил он.

Удивительно, но при всей ярчайшей узнаваемости работ Бакста, он умел вполне успешно встраивать свои костюмы в общую картину спектакля, созданную другим художником. Пример подобной работы — балет «Жар-птица», где основная часть оформления была выполнена Александром Головиным, а Бакст создал только некоторые костюмы.

 

Но даже талант Бакста не смог уберечь «сезоны…» от неудач. Причиной тому было желание Дягилева отойти от традиционного классического балета. Новые идеи он решил искать у новых композиторов и новых либретистов — для создания спектакля «Синий бог» был приглашён композитор Рейнольдо Ан, музыку к «Дафнису и Хлое» написал Равель, а «Послеполуденный отдых фавна» был поставлен на музыку Дебюсси.

Ни один из этих балетов не вызвал восторга — «Синий бог» показался публике и критикам монотонным, а «Дафнис и Хлоя» — недостаточно гармоничными, но настоящий скандал разразился из-за самого маленького спектакля — восьмиминутного «Послеполуденного отдыха фавна».

Его замысел принадлежал самому Дягилеву, вдохновившемуся во время путешествия по Греции рисунками на античных вазах. Нижинский решил, что специфической особенностью танца должна стать «вазовая» пластика, заставлявшая танцоровпрактически отказаться от движения «на зрителя», демонстрируя себя лишь в профиль.

 

Нимф, встретивших фавна в лесу, Бакст нарядил в длинные хитоны, но к костюму фавна подошёл гораздо смелее. Конечно, мужские балетные костюмы начала двадцатого века и так оставляли мало простора для фантазии, но это пятнистое трико с маленьким хвостиком смотрелось практически как роспись на обнажённом теле. В сочетании с талантом Нижинского, сумевшего наполнить танец невероятной чувственностью, это смогло шокировать даже ко многому привычных парижан. Газета «Фигаро» обвиняла спектакль в непристойности: «Мы получили неподходящего фавна с отвратительными движениями эротической животности и с крайне бесстыдными жестами. Вот и всё».

 

В следующем сезоне Вацлав Нижинский поставил ещё один балет-скандал. Помимо самого хореографа, он был создан силами двух великих мастеров: композитора Игоря Стравинского и художника Николая Рериха.

 

«Весна священная» не была первой работой Рериха с Дягилевым — именно в его оформлении шла вокально-танцевальная сюита «Половецкие пляски» (фрагмент оперы «Князь Игорь»), открывавшая первый балетный сезон дягилевской антрепризы. Вот так писал о его декорациях Александр Бенуа: «…декорация производила громадное впечатление. Созданный Рерихом по „принципу панорамы“, лишенной боковых кулис, этот фон с его золотисто-алым небом над бесконечной далью степей, с его дымами, столбами подымающимися из пестрых кочевых юрт, — это было то самое, что здесь надлежало быть!».

 

Декорации к «Весне…» Рерих написал в том же широком, свободном стиле, что и «Половецкий стан», «Викингов» или «Дозор». На фоне фирменных рериховских просторов особенно ярко (и весьма дико для европейской публики) смотрелись костюмы танцоров — идеи для них художник подчерпнул в коллекции русского костюма, собранной княгиней Тенишевой.

 

В 1914 году к списку «художников Дягилева» добавился мирискусник Мстислав Добужинский и авангардистка Наталья Гончарова. Именно ей удалось создать самую яркую работу первого военного года — оформление спектакля «Золотой петушок».

 

Работал для «сезонов» и муж Натальи Гончаровой — Михаил Ларионов. Правда, существенная часть спектаклей с его декорациями были поставлены не сразу, потому что создавались они в военный 1915 год, когда Дягилеву пришлось сократить европейскую программу и начать осваивать Америку.

 

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 505; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!