Неформальные молодежные объединения как способ социальной ориентации личности подростка



Социальная ситуация развития в юности характеризуется, прежде всего, самоопределением и началом вступления молодого человека в самостоятельную жизнь. Юность - решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности [4, с. 357]. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: учеб. Пособие [Текст] / Е. Е. Сапогова. - М. - 2001. - 357 с. Именно в юношеский период происходит решение смысл жизненных проблем, завершается формирование смысл жизненных ориентаций и определяется общий смысл жизни. Молодой человек отвечает для себя на вопрос «Как и для чего жить?». Определение смысла жизни включает социальную ориентацию личности, осознание себя частью социальной общности (группы, объединения, нации). В поисках себя, собственного смысла жизни и «выхода» в общественную жизнь молодые люди, стремясь проявить самостоятельность, принимают участие в различных объединениях и движениях.

Участие молодого человека в неформальном объединении это его попытка все же адаптироваться к «этому обществу», обрести смысл жизни. Это связано с тем, что для развития личности в подростковый и юношеский период особое значение имеет общение со сверстниками. Именно через общение со сверстниками удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении, происходит социальная ориентация: усвоение социальных норм, переоценка ценностей, познание жизни и деятельности. В современном мире неформальные молодежные объединения, беря на себя часть социализационных функций, являются важным способом социальной ориентации личности. Стоит отметить, что принадлежность молодого человека к субкультуре предполагает разделение ее ценностей, норм, стиля жизни, внешнего образа. В обществе молодежные субкультуры сосуществуют с формальными молодежными объединениями [4]. 4. Жиляев, А. А. Неформальные молодежные объединения как детерминирующий фактор девиантного поведения учащейся молодежи / А.А. Жиляев// Инновации в образовании. 2007. № 3. С. 87–96.

Базовыми причинами первого шага, сделанного в сторону неформальной молодежной субкультуры, выступают следующие предпосылки:

1) проблемы в семье (излишний контроль родителей или предоставление подростку сверх свободы);

2) проблемы в формальной группе - организации, учебном заведении и т.п. (не сложившиеся отношения с одноклассниками, учителями и т.д.).

Кроме этого, существует и другие возможности попадания молодых людей в неформальные молодежные объединения: отсутствие доступных форм проведения досуга, приход «за компанию», избыток свободы и т.д. [22]. 22. Плешаков В.А. Взаимовлияние организованной преступности и преступности несовершеннолетних как объект криминологического исследования Учеб. пособие Акад. упр. МВД России М. :Акад. упр. МВД РФ, 2002. -С. 88

Именно в пространстве неформального общения возможен первичный, самостоятельный выбор подростком своего социального окружения и партнера. А привитие культуры этого выбора возможно лишь в условиях терпимости взрослых. Нетерпимость, склонность к разоблачениям и морализаторство примитивизируют молодежную среду, провоцируют подростков к протестным реакциям, часто с непрогнозируемыми последствиями [20]. 20. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры - М.: Ин-т социологии РАН,2005, - с. 32

Принято считать, что главное для подростков в неформальных группировках - возможность отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно: «балдеж» стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения. На первых местах стоит возможность в неформальной среде общаться с близкими себе по духу людьми, а также важны условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках [9]. 9. Борзова Т.А. Культурно-антропологические основания ценностных ориентаций молодежной субкультуры: на примере современной российской молодежной субкультуры: -Владивосток, 2006. - С. 164.

Но приверженность подростка к неформальной молодежной субкультуре несет в себе и отрицательные последствия.

Психология неформальности включает в себя много слагаемых. Стремление быть самим собой лишь первое из них. Это именно стремление при отсутствии умения быть самим собой. Подросток озабочен поиском смысла «Я», отделением себя «истинного» от себя «неистинного». Определение своего предназначения в жизни настойчиво увлекает его на путь поиска чего-то необычного. А определить это необычное очень просто: если взрослые не запрещают это дело обычное и потому скучное; если запрещают вот он, самый сладкий плод [12]. 12. Денисов Н.Л. Влияние криминальной субкультуры на становление личности несовершеннолетнего преступника. -Краснодар, 2004. - С. -23

Второе слагаемой психологии неформальности - заражение и подражания. Он начинает подражать, даже, не замечая, что постепенно это становится для него обычным явлением. Подражание облегчают задачу выделение из окружающей среды - ломать голову приходится только первым. Остальные же, как послушное стадо, идут следом.

 

Третье слагаемое - стадный инстинкт. Групповым он кажется внешне. Глубинно, психологически это стадное поведение. И пусть стремление выделиться, обрести автономность и независимость носит индивидуальный характер - одному выделиться трудно. А в куче - легче. Заражение и подражание, наслаиваясь на индивидуалистическое стремление к выделению, искажает цель, ради которой подросток предпринимает неформальные действия, в итоге не выделяет, а растворяет подростка в толпе себе подобных. Подавляющее большинство неформальных группировок держаться не на сознательном единстве - это бывает у подростков редко, а на одинаковости одиночества входящих в нее членов [26]. 6. Фролов С.С. Основы социологии. - М., 2007.

Непременный атрибут почти любого стада и одновременно еще одно слагаемое психологии данного типа - наличие конкурентов, оппонентов, недоброжелателей и даже врагов. Ими могут стать практически кто угодно: подростки с соседнего двора, и поклонники иной музыки, и просто взрослые. Тут действуют все те же выделения и обособление, но уже не на индивидуальном, а групповом уровне. Не соглашаясь с миром взрослых, подросток приходит в неформальную группировку, и его стихийный протест начинает распространяться и на других неформалов. «Врагов» может быть очень много. Поддержание образа врага - одно из условий существования подобных групп [18]. 18. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России//Социология молодежи - №4 - 2002 - с. 79-87.

Психология неформальности по природе своей носит двойственный, активно-реактивный характер. С одной стороны, это во многом естественный выплеск энергии молодости. С другой стороны, этот выплеск энергии зачастую происходит в негативном русле.

Еще одна особенность - завышенные притязания. Это то самое «потребительство», которое столь часто ставится молодым в вину. Гласность и открытость позволяет сравнивать нашу жизнь с западной, а затем и громко выражать результаты этого нелесного для нас сравнения.

Присоединение к неформальной группе - нормальный и закономерный выбор подростка, если учитывать те социальные, экономические, идеологические процессы, которые сейчас происходят в России. Как и любое социальное явление, нахождение подростка в неформальной молодежной субкультуре носит и положительные, и отрицательные черты. Чтобы сглаживать негатив и решать проблемы молодежной субкультуры, нужна профессиональная, систематическая и глубокая работы специалистов разного профиля, но в первую очередь - социального психолога [17]. 17. Левикова С.И. Молодежная субкультура. Учебное пособие/ С.И. Левикова. - М.: Фаир - пресс, 2004.- с. 113-120.

Важное направление в работе специалиста по социальной адаптации и работе с молодежью - работа с родителями «неформалов»: изучение семей, создание родительских активов совместно с преподавателями, проведение лекториев по вопросам воспитания детей в семье. Эти направления очень важны в работе специалиста с «неформалами». Но на данном этапе только этими направлениями ограничиваться нельзя и поэтому учёные разработали рекомендации специалисту по социальной работе, работающему с неформальными молодёжными объединениями [2]. 2. Гулинский, Я.И. Стадии социализации индивида. Человек и общество (стадии социализации индивида) / Я.И. Гулинский // – Москва: высш. Шк., 2010. – 214с.

Определяя себя как члена какой-либо социальной группы, подросток закладывает данную идентификацию в схему самомосознания, с одной стороны, и с другой начинает приводить себя в «соответствие с группой». Принадлежность к группе требует от человека соблюдения её норм и правил, т.е. стереотипно группового поведения. Глубокая и длительная включенность в неформальное движение подразумевает изменение системы ценностей, мировосприятия, что создает трудности при последующем возвращении в социум.

 

Успех профилактической работы во многом зависит и от того, насколько будет преодолён «образ врага», формирующийся часто в сознании лиц, ответственных за воспитание молодёжи и профилактику правонарушений. Раздражение, недовольство по поводу причёсок, атрибутов, увлечений отдаляют субъект профилактики. В результате «образ врага» складывается у некоторых членов группы по отношению к представителям правоохранительным органам и педагогам. Нужно говорить с молодёжью «на одном языке», то есть глубоко разбираться в проблемах, волнующих молодежь, знать истоки модных, популярных течений, их позитивное и негативное содержание и последствия. Некоторые педагоги, социологи предлагают путь разобщения групп, но практика показывает, что он малоэффективен.

 

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 2460; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!