РАЗДЕЛ 2. УСЛОВИЯ РАБОТЫ НАД ГРАФИЧЕСКИМ ПЕЙЗАЖЕМ



Пейзажи Крыма как основа для выбора мотива

Природа Крыма служила источником вдохновения для многих мастеров изобразительного искусства. Кажется, ни один из побывавших в Крыму художников, начиная с XVII века и до наших дней, не остался равнодушным к своеобразной красоте. Например, красотам Гурзуфа.

Экзотика юга в сочетании со степным раздольем западных равнин и с торжественно-суровым пафосом горной гряды восточного побережья воспроизводят действительно восхитительную панораму. Каждый из художников, работающих в Крыму, разглядели в нем нечто своё, заветное, вызывающий отклик в душе. Произведения этих мастеров стали своеобразным мостиком, соединяющим зрителя с крымским пейзажем, порою совсем ему неизвестным, но пробуждающим в нем чувства и переживания, связанные с неизмеримой силой любви человека к природе. [13, С.28].

Для некоторых пейзажистов работа в Крыму носила эпизодический характер, но на творчестве трёх, кто длительное время жил или систематически писал, крымская природа оказала самое непосредственное и глубокое влияние.

После присоединения в 1783 г. Крымского полуострова к Российскому государству сюда устремились художники, чтобы запечатлеть необыкновенные южные ландшафты и виды строящихся городов.

В 1820 г. Прекрасные берега Тавриды посетил А.С. Пушкин, вдохновенно воспевший природу этих мест, в своих поэтических произведениях. В 1820-х годах здесь путешествовал польский поэт Адам Мицкевич, создавший восхитительный стихотворный цикл «Крымские сонеты». Это пробудило ещё больший интерес к Крыму у художников того времени и по сей день.

На протяжении XIX века в Крыму работали представители разных художественных направлений, и крымская природа получила в их творчестве весьма разноплановое отражение.

«Крымский пейзаж» (см. приложение 1).

А.И. Мешерский сумел ярко выразить романтическое начало своего крымского пейзажа. Эффектное состояние голубого неба на фоне скал передано в тёплой цветовой гамме вместе со старыми тополями, верхушки которых озарены светом солнечных лучей.

«Крымский пейзаж» И.И. Шишкин (см. приложение 2).

Крупнейшего представителя русского реалистического пейзажа И.И. Шишкина, побывавшего в Ялте в 1879г., необыкновенный вид горной местности побудил создать серию рисунков и гравюр. В картине «Крымский пейзаж» он мастерски изобразил лесную тропинку, ведущую к домику, среди вековых крымских деревьев.

 «Море» (см. приложение 3).

Широко известный мастер световых эффектов в живописи А.И. Куинджи приобрел в 1886 г. Небольшой участок земли в районе Симеиза. Здесь в летнюю пору он писал этюды, стремясь уловить прихотливую игру красок на беспокойной воде, передать солнечное или лунное освещение. Лаконично написан его пейзаж «Облако».

«Облако» (см. приложение 4).

Автор искусно изобразил момент, когда бледно-розовый свет восходящего солнца формирует кучевые облака над синей полоской моря. Предельно обобщенно решен этюд «Море». Тихое, ласковое море так и зовет окунуться в утреннюю водичку.

Много удивительных полотен написал в Крыму мастер И.К. Айвозовский. Нет смысла вновь и вновь выставлять тут его шедевры. Стоит отметить его учеников, которые обращались к традиционным темам и методам искусства маститого художника и проявляли при этом свою творческую индивидуальность. К таким принадлежит художник А.И. Фесслер, более пятидесяти лет проживший в Феодосии. Он является автором многих глубоко поэтических видов приморских городов Крыма.

А.И. Фресслер. «Гурзуф» (см. приложение 5).

В картине «Гурзуф» он прибегает к романтизации пейзажного образа в духе живописи Айвозовского. Все компоненты пейзажа служат выражению раннего утра. Манера письма художника резкая, с яркими цветовыми контрастами, хорошо передает настроение этого уютного городка с высоты птичьего полета.

Ещё один уроженец Феодосии Л.Ф. Лагорио постоянно жил в Петербурге, но почти ежегодно бывал на Родине. Он вдохновенно воспевал в своих маринах красоту Черноморского побережья, в том числе и Гурзуфа.

Художник Э.Я. Магдесьян стремился подчеркнуть в картинах многообразие крымских мотивов. В его «Морском пейзаже» прекрасно передана суровая монолитность скал на фоне беспокойного движения волн. Голубые и синие тона этого полотна воспроизводят особую прозрачность воздушной среды и зыбкость светлой с зеленоватым оттенком воды.

«Морской пейзаж» (см. приложение 6).

Морской офицер А.В. Ганзен ещё в детстве, в доме своего деда И.К. Айвазовского, проникся любовью к искусству и серьёзно увлекался маринистической живописью. В крымских пейзажах он раскрывал величие морской стихии, сохраняя при этом примечательную тонкость натурного вида и внося в художественный образ лирическую окраску.

«Восход луны» (см. приложение 7).

Художник К.Ф. Богаевский родился и жил тоже в Феодосии. Его первая встреча с искусством произошла в мастерской Айвазовского, а в 1897 году он окончил Петербургскую Академию художеств, где учился у Куинджи. «Сколько ни писал я картин о крымском небе, горах, море, крымская природа давала мне ещё и ещё новые темы для моих произведений», - утверждал Богаевский. Здесь представлены его картины «Старый Крым», «Феодосия», «Вечер у моря» и крымский пейзаж. Последняя, «Крымский вид», на мой взгляд, полный шедевр игры красок и цветов

«Старый Крым» (см. приложение 8).

«Феодосия» (см. приложение 9).

«Вечер у моря» (см. приложение 10).

«Крымский вид» (см. приложение 11).

Древняя Киммерия служила источником творчества для современника Богаевского, поэта и художника М.А. Волошина. Каждая его работа решена в определенном цветовом ключе, выразительно передающем характер изображаемого мотива. И в каждой из них, в плавном ритме линий и цветовых пятен, автор дает зрителю возможность почувствовать мир прекрасного, который дарит человеку природа. Характерна его работа «В окрестностях Коктебеля».

«В окрестностях Коктебеля» (см. приложение 12).

Академик батальной живописи Н.С. Самокиш в советский период творчества жил в Симферополе. В 1917-1921 г.г., находясь на лечении в Евпатории, он с увлечением писал уютные дворики, затененные листвой деревьев, базарные площади, старинные особняки и дачи. В этих этюдах раскрылся блестящий живописный дар художника. Мастерски изобразил он в работе «Вечер в Крыму» освещение крестьянского быта, насыщенную палитру синих, желтых, белых и зеленых цветов.

«Вечер в Крыму» (см. приложение 13).

Широкую известность получили крымские пейзажи К.А. Коровина, видного представителя московского «Союза русских художников». В 1911 г. Он построил дачу-мастерскую в Гурзуфе, где любил писать прямо с балкона открывающиеся прекрасные виды южнобережных гор и моря. Коровин тонко чувствовал натуру, извечную игру света и тени, придающую всему окружению ощущение трепетности, подвижности. Его картина «Гурзуф» тому подтверждение.

 «Гурзуф» (см. приложение 14).

Звучность цветовой палитры крымской природы раскрывается Коровиным в его следующем пейзаже. Налицо бурная динамика красок, жизни, яркого солнца. Достигнуто это виртуозной импрессионистической манерой письма, которую применяет в работе мастер.

«Балкон в Крыму» (см. приложение 15).

Пейзаж, как самостоятельный жанр, занимает почетное место в изобразительном искусстве. Он дает возможность мастерам, работающим в этой области, с большой эмоциональной выразительностью создавать художественный образ родной земли.

Здесь представлены произведения талантливых художников разных эпох и поколений, составляющие основу коллекций живописи и графики в художественных музеях и картинных галереях Симферополя, Феодосии, Севастополя и Алупки.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 296; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!