РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАФИКИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени В. И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»)

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, ИСТОРИИ И ИСКУССТВ

Кафедра изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна

 

Зайцева Маргарита Александровна

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА В ГРАФИЧЕСКОМ ПЕЙЗАЖЕ

Курсовая работа

Обучающегося        2 курса

Направления подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

Форма обучения              очная

Научный руководитель

Ассистент                                                              Н.М. Чайка

 

К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ:

 Зав. кафедрой

Кандидат педагогических наук, доцент                               А.Е. Максименко

 

Ялта, 2018 г

ОТЗЫВ
на курсовую работу

 

Студентки Зайцевой Маргариты Александровны

группы 21 ДПИ кафедры изобразительного исусства, методики преподавания и дизайна


Направление (специальность) 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народнве промыслы», профиль подготовки «Художественная роспись»

Название учебного заведения Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» в г.Ялте

Тема: «Организация в пространства в графическом пейзаже»

 

Актуальность данного исследования обусловлена значимостью искусства книжной графики в художественно-эстетическом воспитании детей. В современное время графика пользуется популярностью. Выпускаются детские сказки с иллюстрациями, a также серьезные произведения.

 

Курсовая работа содержит: введения, два раздела, вывод, список использованных источников и приложения. Каждый раздел раскрывает суть вопросов, четкая структура дает возможность полностью изучить тему.

 

Пояснительная записка на стр. ___;

Чертежи (плакаты) графической части ВКР на 3-х листах формата А3.

 

Отмеченные достоинства Работа характеризуется уникальной своей авторской графической техникой, оригинальностью поставленных задач. Так, выделяется особенность создания перспективы графики пейзажа. Исследовательская часть выполнена в полном объеме: была чётко изложена концепция, определена цель исследования, достигнуты конкретные задачи. Содержание соответствует поставленному заданию и современным требованиям. В ходе выполнения исследования студентка показала умение владеть методами сбора и обработки информации.

Практическая ценность заключается в том, что полученные результаты представляют собой самостоятельное исследование, вызывают определенный интерес и могут быть применены в дальнейшем изучении организации пространства в графическом пейзаже, в частности, а также при написании выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций по схожей тематике.

Следует отметить высокий уровень подготовленности Зайцевой М.А., ее инициативность и ответственность во время написания работы; умение работать с литературными источниками.

 

Отмеченные недостатки Существенных недостатков в курсовой работе выявлено не было. Существуют некоторые стилистические ошибки, однако найденные недостатки не влияют на качество исследования по данной проблеме.

 Заключение Курсовая работа отвечает необходимым требованиям и допущена к защите.

 Оценка графического и технического оформления проекта Работа выполнена графически и технически правильно.

 Оценка: Курсовая работа Зайцевой М.А. заслуживает оценки «отлично».

 

Научный руководитель: Чайка Надежда Михайловна, ассистент.

 

31.05.2018 г.                                                                               Н. М. Чайка

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.. 5

Раздел 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАФИКИ.. 8

1.1. Ретроспективный анализ графики. 10

1.2. Виды и техники графики. 12

1.3. Пейзаж в рисунках мастеров. 17

Раздел 2. УСЛОВИЯ РАБОТЫ НАД ГРАФИЧЕСКИМ ПЕЙЗАЖЕМ 21

2.1. Пейзажи Крыма как основа для выбора мотива. 21

2.2.Организация пространства при выполнении графического пейзажа…………………………………………………………………………..25

2.3. Технологические особенности и этапы выполнения работы………32

ВЫВОДЫ... 34

Список литературы... 35

ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................................37

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Графика – вид изобразительного искусства. Слово графика происходит от греческого слова (grapho), которое означает писать, чертить, процарапывать.

 На нее наносится изображение карандашом, углём, тушью, то есть такими техническими средствами, которые воспроизводят не цвет, a линию или однотонное пятно. К графике, помимо рисунка, существуют такие виды как линейно-штрихового изображения, как гравюра на дереве, литография.

Специфическое средство художественного выражения в графике - однотонный рисунок. Это или линия, очерчивающая форму предмета на белой или загрунтованной плоскости листа, или темное пятно, образующие на листе бумаги сочетания тёмных и светлых поверхностей – светотень, при помощи которой передаются объём и пространство. Иногда в графике. Используются и цвета: рисунок подкрашивается цветными карандашами. Добавляется цвет в гравюру на дереве, в линогравюру, более широко цвет применяется в литографии.

Такие виды графики, как гравюра и литография, благодаря своей технологии и способности к тиражированию имеют разнообразное назначение. Графика не только рассчитана, как станковая живопись, на показ в музеях и на выставках, но и выступает как массовый агитационно-пропагандистский вид изобразительного искусства, распространяемый огромными тиражами [1,c.111].

Большое значение в области методики преподавания рисунка, живописи и композиции имели исследования Г.В. Беды, В.С. Кузина, Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова [2; 4; 10].

Современные подходы к преподаванию специальных дисциплин и решение проблемы профессиональной подготовки студентов изучали И.В. Привалова, Д.А. Хворостов, С.М. Черникова, М.Н. Шабанова [1; 3; 5].

Методологические исследования художественной формы, восприятия в графике исследовали К.А. Абульханова-Славская, Ю.З. Гильбух, Е.В. Ерохина, Е.М. Ибрагимова, И. Иттен, В.В. Кандинский, П. Клее [6; 7; 8; 9].

Подобно живописи, произведения графики могут иметь самостоятельное значение. Это станковая графика. Но есть графические произведения, тесно связанные с литературным текстом и составляющие с ним идейно-художественное единство. Одновременно они оформляют и украшают книгу, газету. Это книжные иллюстрации и журнально-газетная графика.

Актуальность темы. В книге для детей, особенно для маленьких, художник несет огромное значение, он соавтор. Он оживляет сказки, материализует слова в зримые, узнаваемые образы, формирует представления маленького человека об окружающей действительности, o людях, их отношениях, даёт миру игры, фантазии, мечты, вымысла – жизнь ощутимую прекрасную. Там, где нет фантазии, сказочности, там ребёнку скучно, пусто и холодно, как в незнакомом доме, войти в который боязно, да и не хочется. Художник помогает маленькому читателю перешагнуть порог неизвестного, ведёт его по ещё незнакомому миру, вместе c пиcaтeлeм открывает ему такие извечные, общечеловеческие понятия, как добро и зло, учит быть смелыми, не боятся трудностей и не бежать от, постигать высокую красоту жизни. Мир литературы, a для маленького читателя – устного слова, преображается художником, становится образным. Трудно представить себе детскую книгу, тем более сказку, без иллюстраций. Благодаря иллюстрациям, авторское слово, народная мудрость, воплощенные в зримые образы, легче находят путь к душе ребёнка, постигающего окружающий мир через игру и фантазию [4,c.98].

Объект исследования – процесс создания графического пейзажа.

Предмет исследования– графический пейзаж.

Цель исследования: создание графического пейзажа в перспективе.

Задачи:

1.Изучить и проанализировать литературу по теме.

2.Выделить особенности создания перспективы графики пейзажа.

3.Разработать эскизы для работы над натурой.

4. Выполнить серию графических пейзажей с Крымскими мотивами.

Научная новизна:заключается в том, что работа уникальна своей авторской графической техникой.

Практическая значимость: заключается в том, что данный материал может быть использован в оформлении помещения, и в качестве экспозиционного материала для выставок.

Теоретическая значимость: заключается в том, что теоретическая часть курсовой работы может задействована для разработки научно-методического пособия.

 

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАФИКИ

Первые графические работы появились на самых различных стадиях становления человеческого общества, когда древний человек выцарапывал изображения на камнях и стенах пещер, на костяных пластинах. Изображая свои первые наброски, которые фиксировали не только какие-либо действия и окружающий мир, но и длительное время служившие средством общения между людьми, первобытный человек положил начало искусству графики. Так, с помощью изображений, человек в ту эпоху излагал свою собственную мысль. [3, С.11].

Длительное время графические изображения не имели самостоятельного значения и служили собственно, что украшением жилища, или предметов быта. Но человеческая речь стала развиваться, возникал язык, и теперь наскальная живопись стали обозначать не только слова, но и фразы, и отдельные слоги, звуки, начертание их изменялось, пока всецело не трансформировалось в вид знакомых нам букв ставших в следствие основой алфавита.

С выходом в свет письменности графика стала носить чисто декоративный характер и обширно применялась в рукописных книгах, пергаментах, для декорации или объяснения текста, да и само создание шрифтов переродилось в большое искусство.

Термин «графика» изначально употреблялся только применительно к письму и каллиграфии, т.к. считался основой создания рукописных текстов. Однако человек пошел ещё дальше: стали появляться иллюстрации в книгах, зрительно отображающие текст, в них содержащийся, появилась специальность переписчика и копииста, а за тем рисунок вообще вышел за рамки книг. Образованность населения возрастала, потребность в печатной продукции росла, собственно, что требовало и наибольшего производства, как букинистических произведений, так и графических работ. Началось развитие промышленности, а вместе с ним и промышленной полиграфии и распространение чёткого, контрастного линейного рисунка, который получил в конце XIX - начале XX вв. несколько новых значений. За это время графика определилась как искусство, в основе которого лежат линия, контраст чёрного и белого. Такое осознание графики в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии в графике применяются штрих и пятно, также контрастирующие с поверхностью бумаги - основного материала графики.

Это значит, что в основе лежит всегда рисунок, но это не мешает графике применить в качестве дополнения, к уже образовавшимся мотивам, цвет. Цвет в графике не считается ключевым, как например, в живописи, но здесь он играет дополнительную роль.

Графическое искусство включает в себя как собственно рисунок, так и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся ещё на искусстве рисунка.

В графике наряду с завершёнными композициями самостоятельную художественную значимость имеют и натурные наброски, эскизы к произведениям живописи, скульптуры, архитектуры (рисунки Микеланджело, Л. Бернини в Италии, О. Родена во Франции, Рембрандта в Голландии, В. И. Баженова в России).

Не владея таким объёмом полноты возможностей, как живопись, в разработке пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует границы пространственности и плоскостности. Для графических произведений могут быть характерны тщательность построения пространства и объема, «ювелирность» разработки мельчайших элементов фактуры и выявления структуры предмета.

Различают:

Графические изображения, нарисованные от руки.

Наиболее древний и традиционный вид графического искусства – набросок, истоки которого возможно видеть в первобытных наскальных изображениях и в античной вазописи, где основу изображения формируют линия и силуэт.

Так же как и в живописи, рисованными изображениями считаются: портрет, натюрморт, пейзаж, анималистка, элементарно набросок и многое другое. Единственное в чем различие графических работ от живописи - материал. Это всегда будет, карандаш, тушь, перо, пастель, уголь, всевозможные соусы, иногда в качестве дополнительных материалов применяются акварель и гуашь. Но здесь цвет несет не ведущую, а дополнительную роль, оттеняя или, наоборот, высветлят отдельные элементы рисунка.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 328; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!