Четвертая коммуникативная революция
Четвертая коммуникативная революция произошла на рубеже XIX и XX вв. Ее обусловило появление новых средств коммуникации — телеграфа, телефонной связи, радио. Резко возросли объемы передаваемой информации, на порядки сократилось время ее трансляции, расстояние между коммуникантами перестало играть сколько-нибудь значимую роль, а сообщение стало возможным адресовать аудитории, в разы большей, чем та, которая была у создателей печатной продукции.
В связи с этим необходимо сказать о двух, на первый взгляд, противоположных, но тесно связанных между собой социальных процессах, характеризующих современное устройство общества:
1. массовизации (усреднение поведения и духовных запросов человека);
2. атомизации (возрастание относительной независимости отдельной личности от других).
Индустриализация и развитие капитализма приводят к стремительному росту городского населения и усилению роли города в жизни общества (к примеру, в Петербурге в конце XVIII в. жило около 200 тыс. человек, а через сто лет его население превысило миллион). Эти же процессы приводят к резкому повышению как горизонтальной, так и вертикальной социальной мобильности. Иными словами, если в предшествующие века правящий слой почти целиком формировался из представителей высшей аристократии, сын крестьянина с очень высокой вероятностью стал бы крестьянином, ремесленника — ремесленником, то теперь все изменилось: крестьянин может стать рабочим, его дети и внуки — университетскими профессорами, генералами, крупными чиновниками и т.п. Одновременно с этим идут процессы "отчуждения" — в терминологии, в частности, К. Маркса, который говорил об отчуждении работника от продукта труда (груд не принадлежит работнику), что ведет к отчуждению от процесса труда (он превращается в лишенную высшего смысла деятельность), к отчуждению человека от самого себя и людей друг от друга. То есть сам процесс и результат социальной деятельности становится неподвластным человеку и непонятным ему, а окружающий мир воспринимается как чуждый.
|
|
Все эти процессы обусловливают разрушение привычных, традиционных общественных связей. Атомизированный индивид перестает быть членом какого-либо спаянного сообщества (деревенская община, цех ремесленников, рабочая артель и др.) с ясными и постоянными целями и интересами. Теперь он в одиночку может без особого труда изменить профессию, которая приносит ему средства к существованию, социальную группу, к которой он принадлежит, страну, в которой он живет, и т.д. Иными словами, происходит характерный для современной эпохи процесс усложнения структуры общества, резкое возрастание его динамики. Следствием этого (конечно, далеко не единственным) становится появление "человеческой массы", объединяющегося с другими людьми часто по случайным признакам и во имя достижения сиюминутных потребностей.
|
|
Соответственно, возникает интерес к изучению массового человека. Появляется такой феномен, как общественное мнение, возникает, и стремление на это мнение воздействовать, управлять массами с помощью убеждения и внушения. Закономерно, что в конце XIX в. начинают исследоваться психология толпы и способы коммуникации с ней. Работы Г. Ле Бона, первым начавшего изучать данные проблемы, оказали большое влияние на многих социальных психологов, социологов и политиков XX в. Понятие "социальный стереотип", введенное У. Липпманом, также давно перестало быть термином, известным лишь узкому кругу специалистов.
Пятая коммуникативная революция
При этом средства коммуникации продолжали и продолжают совершенствоваться, что позволяет многим исследователям в наши дни говорить о пятой коммуникативной революции. Ее проявления можно усмотреть в стирании границ между устным и письменным общением, между межличностной и публичной, контактной и дистантной коммуникацией, в появлении совершенно новых речевых жанров (блог, смс-сообщение и др). Эта революция, как и все предыдущие, ведет к глубокой перестройке человеческого сознания и человеческого общества. Например, мы видим, как заметно снижается роль печатного текста, но значительно возрастает значение информации, передаваемой с помощью звуковых и визуальных образов. Это рождает то, что принято называть мозаичностью или клиповостъю сознания, которые активно культивируются и телевидением (даже выпуск новостей представляет собой набор достаточно хаотических разрозненных фрагментов), и — в еще большей степени — всемирной сетью Интернет.
|
|
Указанные факторы наряду с другими обусловливают все возрастающую маргинализацию линейно-текстовых составляющих человеческого сознания. Вот только один пример: основой получения знаний студентом до недавнего времени оставался учебник (вместе со статьями и монографиями по соответствующей теме). Учащийся открывал книгу и последовательно читал текст слева направо, перелистывая страницы справа налево (речь, естественно, идет о языках с соответствующей графикой). Сегодня основным источником знаний для студента является Интернет. И даже классический учебник, выложенный в Сети, представляет собой, как правило, гипертекст. Кроме того, при знакомстве с данным гипертекстом читающий зачастую находится, к примеру, "В контакте", то есть между делом отправляет и получает разнообразные сообщения. Иными словами, сегодняшнее чтение во многом отличается от чтения, как оно практиковалось 20 или 30 лет назад.
|
|
Мы вовсе не хотим сказать, что описанные нами явления сплошь пагубны или представляют собой знаки грядущей катастрофы. Очевидно, что наше сознание столь гибко, глубоко и широко, что способно находить адекватные ответы на вызовы, в том числе неведомые и непредставимые ранее. Написанное выше лишь призвано подчеркнуть существенные, и пока непредсказуемые трансформации в когнитивной сфере, как отдельного человека, так и человечества в целом.
Заключение
Легко заметить из этого краткого обзора, что возникновение теории коммуникации во многом обусловлено теми глобальными социальными, психологическими, технологическими изменениями, которые пережило человечество за относительно короткий период своей истории. В становлении теории коммуникации важную роль сыграло активное развитие таких современных, в том числе новейших, научных дисциплин, как психология, социология, лингвистика, семиотика, когнитивистика и др. Соответственно, и существующие теоретические подходы к коммуникации во многом зависят от дисциплинарного контекста — социологического, психологического, математического, филологического и др.
Исходя из контекста филологического, мы свое внимание сосредоточим на вербальной коммуникации, обращаясь к предмету, который условно можно назвать "речеведением" — исследованием речевой деятельности в человеческом обществе. Для понимания современного состояния этой области знания представляется необходимым остановиться на истории ее развития.
Списки используемых источников:
1. https://studme.org/83470/menedzhment/teoriya_kommunikatsii_oblast_znaniya
2. Галкин Д.В. Вирильо П. // Социология: энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко и др. Минск, 2003. С. 173, 174.
3. Лауристин М.Й. Коммуникационные революции // Социология. Т. 3. Междисциплинарные исследования. Словарь-справочник / отв. ред. Г.В. Осипов. М., 1991. С. 70.
4. Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Информационная технология, экономика, культура. М., 1995.. 18, 19.
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 3666; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!