Третья коммуникативная революция



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия»

Кафедра « Философия, социология и политология»

 

 

Реферат

по дисциплине: «Коммуникация»

на тему: «Коммуникативные революции и их значение».

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса,

группа 122 «а»

ветеринарного факультета

заочного отделения

Шифр 1712209

Ковалева А. А.

Проверила:

Аникина А. В.

 

 

г. Нижний Новгород, 2018 г.

Оглавление

Введение

1.1. Коммуникативная революция …………………………………..…………4

1.2. Первая коммуникативная революция……………………….…………..…5

1.3. Вторая коммуникативная революция.…………………………..…….…6-7

1.4. Третья коммуникативная революция …………….………….………….8-9

1.5. Четвертая коммуникативная революция …………………..…...…….10-11

1.6. Пятая коммуникативная революция………………………………….12-13

Заключение…………………………………………………………….……….14

Список используемых источников……………………………………….....15


Введение

Мы не представляем нашу жизнь без коммуникации, так как она задействована во всех сферах нашей жизни. Коммуникация – в широком смысле передача сообщения. Без коммуникации не существовало бы общества и всего того, что мы с вами имеем. Данное понятие многозначно и имеет свои этапы развития, благодаря которым это определение становится еще многогранней. Под этапами развития понимаются коммуникативные революции.

Коммуникативная революция

Проблемы коммуникации, коммуникативного воздействия и взаимодействия волновали человечество, вероятно, с самого начала его существования. Особое внимание при этом уделялось вербальному общению. То, что люди издревле осознавали силу слова, подтверждают давно устоявшиеся в языке речевые тропы. "Магия слова" может и творить чудеса, и "ранить как меч". Особый вклад в изучение слова и его воздействия внесла риторика. Вопросы, впервые поставленные этой наукой в античности, продолжали исследоваться и в Средневековье, и в эпоху Возрождения, и в Новое время, но теория коммуникации как научная дисциплина возникает лишь в XX в. и сразу, же начинает бурно развиваться. Обусловлено это несколькими обстоятельствами.

Коммуникативные революции – это качественные скачки в изменении технических способов производства и передачи информации, а также социальных условий ее распространения и потребления.

Одним из важнейших факторов является четвертая коммуникативная революция. Ни она, ни три предшествовавшие ей не представляли собой одномоментного события — каждая развертывалась на протяжении десятков, сотен, порой даже тысяч лет, приводя в итоге к кардинальным изменениям в жизни общества. Каждая из коммуникативных революций обусловливается различными социальными, технологическими, психологическими и другими факторами и ведет к перестройке всего человеческого бытия.

 

 

 

Первая коммуникативная революция

Первой коммуникативной революцией можно считать появление языка, сделавшее человека собственно человеком разумным (Homo sapiens) и на порядки увеличившее возможности координации совместных действий, хранения и передачи информации, способности к познанию окружающего мира и др. Человеческое мышление, существование и эволюция человеческого общества были бы невозможны без языка. При всем том его возникновение остается неразрешенной учеными загадкой, порождающей множество самых разных гипотез.

 


Вторая коммуникативная революция

С большей определенностью мы можем судить о сроках и последствиях второй коммуникативной революции, которую обусловило возникновение письменности в IV—III тысячелетиях до н.э. Именно письменность сделала возможным появление цивилизации, возникновение государства, нуждавшегося в хранении объемов информации, которые многократно превышают объем человеческой памяти. Письменность обусловливает серьезные изменения в восприятии человеком окружающего мира.

По замечанию Ю. Лотмана, определяющее отличие письменной культуры от бесписьменной заключается в том, что вторая фиксирует циклические, повторяющиеся события, игнорируя все, что выходит за рамки обычного, обыденного; первая же, наоборот, обращает внимание и фиксирует именно то, что видится нестандартным, необычным. Соответственно, эти культуры совершенно по-разному понимают, что является событием, достойным внимания.

Именно письмо сделало возможным линейное восприятие времени и, соответственно, возникновение исторического сознания. Происходящее вокруг перестает восприниматься как вечное повторение, хождение по замкнутому кругу. История обретает цель и смысл, что делает возможным появление в перспективе таких областей человеческой деятельности, как философия и наука. Речь идет о глубокой трансформации человеческой жизни, отнюдь не однозначной в своих последствиях. Вероятно, первое из известных нам критических замечаний в адрес письменности содержится в диалоге Платона "Федр". Сократ в нем предполагает, что новый навык может вселить в души научившихся писать забывчивость, так как память будет лишена упражнения: "Припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собою". Усваиваться в результате будет не истинная, а мнимая мудрость, ученики "будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми трудными для общения; они станут мнимомудрыми вместо мудрых".

Не только, по мнению Платона, но и с точки зрения современных психологов, появление письменности революционным образом меняет человеческое сознание: помимо очевидного сокращения объема памяти и деления информации на достойную запоминания и "лишнюю", снижается роль эмоционально-чувственного общения, связанного с передачей информации, которая плохо поддается словесному выражению. Меняются и представления человека о языке — со временем именно письменная форма начинает восприниматься как "изначальная" и "правильная". Культ письменного слова и книги весьма ярко проявляется в иудаизме и позже в других религиях, опирающихся на иудаистическую традицию, — христианстве и исламе (не говорим уже о роли книги и священных текстов в цивилизациях Древнего Китая и Индии). Во всех этих случаях появляется особая группа людей, владеющих письмом и оказывающихся своеобразными монополистами в области отбора, хранения и трансляции информации.

 

 

 

 


Третья коммуникативная революция

Третью коммуникативную революцию обусловило появление в Европе книгопечатания в середине XV в. (соответствующие технологии в Китае были изобретены раньше, не позднее IX в., но их социальная роль оказалась там куда более ограниченной). Это тоже приводит к кардинальным изменениям в жизни человечества. В частности, к возникновению национальных государств, национальных языков в современном их понимании. С появлением книги, а позже — газеты, коммерческая, идеологическая, просветительская и пр., заинтересованность в их широком распространении требует стандартизации языковых средств, используемых в печатных текстах на территории определенного государства, — экономически невыгодно и идеологически нецелесообразно распространять одну и ту же информацию на множестве разнообразных диалектов. Эго ставит вопрос о кодификации языка, то есть о его нормировании, появлении литературной формы. Подобная стандартизация, закрепляемая, в частности, в институтах образования, использующих печатные учебники, ведет к тому, что романские диалекты на территории, например, Франции объединяются языковой нормой в единый французский язык, четко отделяющий себя, скажем, от испанского.

В свою очередь, языковое и информационное единство людей, проживающих на определенной территории, рождает в них ощущение общности, принадлежности к нации, отличной от соседей. Нация имеет собственные интересы, которые начинают восприниматься ее представителями как не менее значимые, чем интересы личные, семейные или общинные.

Книгопечатание делает книгу доступной широкому кругу читателей - по мере того как цена на нее снижается, она перестает быть предметом роскоши. Это ведет к развитию грамотности, резкому увеличению числа образованных людей. Такие люди уже не нуждаются в особой социальной группе посредников — писцов или толкователей священных текстов. Печатная Библия в переводе М. Лютера (Новый Завет был опубликован в 1522 г.) распространяется в тысячах экземплярах, становится доступна даже небогатым крестьянам и ремесленникам; ее роль в развитии и распространении идей протестантизма, изменивших судьбу Европы, трудно переоценить.

Помимо стандартизации языка, книгопечатание привело к стандартизации обработки, хранения и распространения информации. Вкупе с развитием индивидуального критического мышления, заложившего фундамент для появления собственно науки в современном понимании слова, это создало предпосылки для промышленной революции, изменившей жизнь всего человечества.

Распространение образования, научного мировоззрения обусловливают развитие личности, возрастание индивидуализма. А это, в свою очередь, ведет к серьезным политическим изменениям, в частности к демократизации общественной жизни.

С другой стороны, распространение книги и книжного знания приводит к десакрализации слова, утрате им священного статуса. Его общедоступность закладывает основы для релятивизации сознания человека — то есть осознания им того, что не существует единой сакральной истины, что истин может быть несколько, а также для массовизации общества — процессов, которые получат широкое развитие уже позже, в XIX и XX вв.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 3094; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!