Характеристика видов девиантного поведения



В боевой обстановке

 

Вопрос об отклоняющемся поведении на войне не однозначен, сложен для точного психологического, нравственного и правового анализа и непопулярен как предмет психологического исследования. Эта непопулярность обусловлена общими причинами, сдерживавшими развитие отечественной психологии войны, но особенно идеологическими догмами и стереотипами. На протяжении многих лет после 1917 года считалось, что советский солдат не допускает отклонений в поведении на войне. А если они и имеют место, то только как исключения и, следовательно, не составляют актуальную проблему научного исследования. Необходимо уточнить, что каких-то официальных запретов на изыскания в этой области не было, однако существовало явление, которое немецкие психологи называют «духом времени». Исследовательская активность в данной области могла быть воспринята как диссидентство.

Однако постановка вопроса об отклонениях в поведении на войне вполне оправдана, поскольку от некоторых отклоняющихся поступков нередко зависит жизнь многих военнослужащих и успех боевых операций (например, от предательства), другие оказывают угнетающее (например самоубийства) или разлагающее (например мародерство) воздействие на участников боевых действий, третьи разрушают психическое здоровье воинов, дезорганизуют их взаимодействие (пьянство, наркотизм), вследствие третьих значительно возрастает боевая нагрузка на добросовестных участников боевых действий (дезертирство, симуляция и т.п.), и т.д.

Как известно, под отклоняющимся поведением в психологии принято понимать систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе социальным нормам (правовым, нравственным) или нормам психического здоровья. Однако, с одной стороны, война в общественном сознании, сама по себе относится к ряду отклоняющихся от нормы явлений. При этом в качестве нормы выступает мир. С другой стороны, на сегодняшний день очень слабо сформулированы и не нашли абсолютного распространения положения о норме поведения на войне.

Существует несколько представлений о норме поведения.

1. Норма, как типичное (усредненное) поведение, характерное для большинства представителей данной социальной группы, признаваемое в этой группе как приемлемое. Эта норма облекается в удобоваримую и порой элегантную упаковку, содержащую в себе механизм априорного социального прощения за девиацию. Наиболее известными из таких «фантиков» являются: «на войне как на войне», «война все спишет» и др. Изучение показывает, что такие нормы практически всегда вырабатываются в воинских коллективах и служат мощным средством неформальной регуляции поведения военнослужащих в боевой обстановке. В подразделении, где нормой поведения является коллективизм, всякие тенденции к эгоизму, самоизоляции, «пупизму» жестко порицаются, а нередко подвергаются групповым санкциям. В подразделениях, слабо подготовленных к ведению боевых действий, морально дезорганизованных, никто не предъявит претензий воину, допустившему трусость. Ясно, что такое понимание нормы не приемлемо для официальной оценки поведения военнослужащих в военное время.

2. Норма как оптимальное поведение, обеспечивающее устойчивое социальное и профессиональное функционирование человека и группы в конкретных условиях. Безусловно, такая трактовка нормы эвристична, функциональна, но лишь в идеальном воинском подразделении, в идеальной армии. На самом деле весь опыт боевых действий свидетельствует о том, что человек не может устойчиво функционировать как безупречно отлаженная машина, подчиняющаяся сверхтребованиям, в течение бесконечно долгого времени и в условиях предельных нагрузок. Очень ярко и образно описал это явление генерал Краснов: «Возмутившаяся плоть под влиянием голода, жажды или животной страсти, чувства любви или ненависти, гнева, радости, печали, стыда, мести, страха вдруг обращает разумную жизнь человека то в страшную драму, то в комедию. И как ни силится человек владеть всеми этими чувствами, как редко ему удается ими овладеть! »1.

Можно сколько угодно говорить о том, что отклонения чаще всего носят фрагментарный характер, что они не характерны для армии того или иного типа, однако реальность жизни такова: ни одна из войн не обходилась без самых грубых и жестоких отступлений от правовых и моральных норм, выработанных «мирным» обществом.

3. Норма как отсутствие недопустимых отклонений от установленных законом, общественной и групповой моралью схем, моделей, правил поведения. Когда речь идет о девиациях военного времени официально, то чаще всего в качестве нормы используется ее эта, третья ипостась. Нормальным в боевой обстановке считается поведение, которое осуществляется в правовом пространстве, ориентировано на основные нравственные установления военного времени, не вносит дезорганизацию в деятельность коллектива и не ставит под угрозу жизнь и здоровье самого субъекта поведения и сослуживцев.

Обобщение и систематизация отклоняющегося поведения военнослужащих в боевой обстановке позволяет выделить следующие его виды: дезертирство, предательство, добровольная сдача в плен, трусость, членовредительство, симуляция невозможности участия в боевых действиях, «хорошие» (лжеобоснованные) уклонения от участия в боевых действиях, жестокое обращение по отношению к противнику и населению, мародерство, алкоголизм, наркомания, убийство командиров и сослуживцев,самоубийство и др. Общая классификация девиаций военного времени, построенная на основании их направленности, может иметь следующий вид (см. рис 3.1).

 

 


Рис. 3.1. классификации отклоняющегося поведения военнослужащих

 в боевой обстановке.

Из схемы видно, что имеют место своеобразные группы отклонений, преследующих различные цели. Так, одни из них ориентированы на получение «отклонистами» личной выгоды в виде удовлетворения идеологических потребностей, реализации идеологических, этнических и религиозных установок, получения материального вознаграждения от противника, изменение в благоприятную сторону условий своего существования, сохранения жизни и др. К этой группе девиаций можно отнести трусость, предательство, добровольную сдачу в плен, мародерство.

Другую группу отклонений составляют поступки, направленные на уклонение от участия в боевых действиях в целях сохранения жизни, здоровья, по идеологическим, религиозным и иным соображениям. Это, прежде всего, дезертирство, симуляция неспособности участия в бою, членовредительство, пьянство, наркотизм и самоубийство.

В третью группу включены девиации, связанные с агрессивными проявлениями личности и направленные на решение тех или иных личностных проблем посредством насилия над местным населением, убийства неугодных сослуживце и командиров и др.

Ясно, что всякая классификация имеет свои изъяны и ограничения, однако даже простое перечисление этих психологических феноменов открывает командирам, специалистам по морально-психологическому обеспечению, военным психологам целый мир психологической жизни армии в боевой обстановке, указывает направления профилактической и психокоррекционной работы.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 630; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!