Коэффициент корреляции рангов Спирмена 51 страница



Смысл, не есть некая абстракция, он уникален и неповторим для каждого человека. Каждая, отдельно взятая ситуация, несет в себе свой смысл, различный для различных людей; но одновременно истинный для каждого «У каждой ситуации есть только один смысл - ее истинный смысл. <…> Смысл - это то, что имеется в виду: человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий ответа» [173, с.293]. Поскольку смысл уникален у каждого человека, каждой ситуации и в различное время, то вопрос о смысле жизни вообще является бессмысленным. Он, по мнению В. Франкла, напоминает вопрос репортера чемпиону мира по шахматам: «А скажите, уважаемый маэстро, какой шахматный ход самый лучший?»« [172, с.52]. Вопрос о всеобщем смысле, смысле мироздания или смысле судьбы, по мнению В. Франкла, можно охватить, в лучшем случае, в форме пограничного понятия. В данном случае речь может идти о «сверхсмысле». Который в принципе не познаваем: «не все может получить свое осмысленное объяснение. Но может быть объяснено хотя бы основание такого положения…Чем более всеобъемлющ смысл, тем менее он постижим. Бесконечный смысл лежит вне постижения конечного существа» [173, с.88]. В данном случае можно говорить лишь об отношении человека к «сверхсмыслу», или о вере. Истинная вера, питаемая внутренними силами, делает человека сильнее. «Для такой веры в конечном счете нет ничего бессмысленного» [172, с.21].

Для понимания сущности человека важен лишь специфический смысл жизни конкретной личности в данный момент. Несмотря на уникальность смыслов, В. Франкл подчеркивает, что смысл жизни должен быть найден скорее в окружающем мире, а не в самом человеке или его психике. Следовательно, не всякое отношение человека к миру выражает его истинную смысложизненную ориентацию. Окружающая действительность не может рассматриваться как простое выражение самости или средство достижения самоактуализации. В этом случае она обесценивается. Поскольку сущность человеческого существования трансцендентна, то самоактуализация не может выступать ни в качестве средства достижения поставленной цели, ни в качестве самой цели. Человек стремится актуализировать смысл своей жизни, нежели свои потребности и способности. Критикуя положения теории А. Маслоу, о том, что окружающий мир представляет собой средство достижения самоактуализации, В. Франкл подчеркивал, что самоактуализация не достигаема когда она сама становится целью, она суть лишь побочный, хотя и важный, эффект трансценденции себя через служение делу, в любви к другому или отношение к происходящему, которое невозможно изменить.

В. Франкл проводит четкую границу между влечениями, толкающими человека изнутри и смыслами, действующими на человека извне. И. Ялом в этой связи отмечает: «Стремление, в противоположность влечению, подразумевает не только то, что мы ориентированы на что-то вне собственного «я» (и следовательно, самотрансцендентны), но также и то, что мы свободны - свободны принимать или отвергать цель, которая манит нас» [195, с.498]. Кроме того, смыслом жизни не может быть наслаждение, ибо оно есть внутреннее состояние субъекта. Человек не может стремиться к счастью, он может иметь лишь причины для счастья.

Согласно логотерапии, человек находит и реализует смысл тремя различными способами:

1) через деятельность - то, что человек осуществляет и дает миру как свои творения. Жизнь человека могут наполнить смыслом самые разнообразные занятия, если к ним подойти творчески. Смысл труда заключается в том, что человек привносит в свою работу как личность: «Значение имеет не то, насколько велик радиус вашей деятельности, а то, насколько хорошо вы наполняете ее сферу» [цит. по 195, с.498].

2) через переживание ценностей - то, что человек берет у мира в форме встреч и опыта, извлекает из созерцания красоты, истины явлений природы и культуры и особенно переживании любви. Вовлеченность в глубокое переживание создает смысл, а посредством духовного акта любви человек обретает способность видеть в другом человек то, что потенциально содержится в нем и должно быть реализовано.

3) через страдания - состоящий в позиции человека по отношению к судьбе, которую он не может изменить. Через страдание человек постигает мудрость, которая выше всякого рассудка. Смысл страдания заключается том, что бы «…уберечь человека от апатии, от духовного окоченения. Пока мы способны к страданию, мы остаемся живыми духовно. Действительно, мы мужаем и растем в страданиях, он делают нас богаче и сильнее» [170, с.225].

Данный подход является достаточно распространенным в гуманистически ориентированных теориях. Еще А. Адлер, говорил о жизненных задачах, необходимых для достижения жизненных целей и, следовательно, обретения жизненного смысла. А. Адлер выделял труд, любовь и дружбу, как своего рода области реализации смысла. При этом А. Адлер полагал, что смысл личности возникает непроизвольно, он неизбежно складывается в первые годы жизни. В отличие от него В. Франкл утверждает, что обретение и реализация смысла выступают как встающая перед человеком задача, на решение которой он направляет все свои усилия, причем успех в ее решении не гарантирован, а неудача приводит к объективным нарушениям личностного развития.

Дж. Пауэлл, характеризуя осмысленность жизни как ее полноту, также указывает, что не следует принимать за полную жизнь так называемую «сладкую» жизнь. Для того чтобы жизнь человека стала осмысленной, т.е. полной, по его мнению, необходимо решить для себя следующие задачи: принять себя; быть собой; забыть себя в любви; верить; принадлежать. Выделяемые Дж. Пауэллом жизненные задачи, выступаю в виде определенных стратегий, для реализации которых необходимо пройти пять поступательных шагов [131]. В. Франкл увязывает выполнение поставленной жизнью задачи с конфликтом между смыслом единственной и неповторимой ситуации и человеческими ценностями - абстрактными смысловыми универсалиями, кристаллизовавшимися в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории. Все ценности представляют собой три категории - ценности творчества (созидания), ценности переживания (любви) и ценности отношения (страдания). Они классифицируются В. Франклом соответственно видам деятельности - творчество, переживание, страдание. Каждая ситуация требует от человека реализации определенной группы ценностей. В. Франкл не выстраивает ценностной иерархии, но четко соотносит эти группы друг с другом. Так, ценности отношения строятся на ценностях переживания, а те, в свою очередь, выстраиваются над ценностями созидания.

Нахождение смысла - это еще не решение задачи, необходимо еще осуществить его, т.е. человек должен принять и нести ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. В определенных ситуациях человек ставится перед выбором между ценностями, образующими противоречащие друг другу принципы. В таких случаях человек прибегает к помощи совести - «смыслового органа». В. Франкл определяет ее как специфический человеческий феномен «…интуитивную способность почувствовать единственный и неповторимый смысл, скрытый в каждой ситуации» [172, с.33]. Именно совесть позволяет человеку принять ответственность за решение в ситуации выбора. У человека всегда есть свобода выбора между двумя возможностями: прислушаться к голосу совести или проигнорировать его. Если выбор делается не произвольно, то он вновь будет предоставлен совести. Если совесть систематически подавляется, это приводит к потере индивидуальности и конформизму, или доминированию и тоталитаризму. Подобные проявления, по мнению Франкла ведут к ощущению бессмысленности и стремлении уйти от возникающих угрызений совести.

В экзистенциальной психотерапии особо подчеркивается проблема потери человеком смысла. Выпадения из бытия или бытие-не-в-мире как причина психических заболеваний описывалась еще Бинсвангером [24]. К. Ясперс видел причину таких заболеваний в неспособности человека устанавливать смысловые связи с объективной реальностью [197]. В современных условиях, человек в большей степени сталкивается уже не с фрустрацией низших потребностей или чувством неполноценности. Этих проявления часто обусловлены чувством утраты смысла. Э. Вайскопф-Джоелсон отмечает: «пока жизнь осмыслена, люди склонны размышлять и говорить о ее смысле относительно мало. Но как только возникает нехватка или отсутствие смысла, проблема смысла начинает играть важную роль в сознании и самовыражении личности» [цит. по 95, с.74]. Падение старых идеалов, отсутствие целей в будущем и ощущения смысла настоящего порождают особую форму неврозов. Многие клиницисты (В. Франкл, с. Мадди, И. Ялом, Р. Мэй и др.) констатируют факт возрастания обращений за помощью к психотерапевту в связи с ощущением бессмысленности. По мнению этих авторов, данная проблема связана с изменениями, происходящими в общественном развитии и неспособности людей находить смыслообразующие мотивы в новых условиях.

Фрустрация потребности в смысле (экзистенциональная фрустрация) порождает у человека состояние пустоты, названное В. Франклом «экзистенциональным вакуумом». По утверждению В. Франкла, именно экзистенциональный вакуум, который заполняется симптомами, является причиной, порождающей в широких масштабах специфические «ноогенные неврозы», выражающиеся в озабоченности и отчаянии человека по поводу ценности своей жизни, что «является духовным страданием, но никоим образом не психическим заболеванием» [171, с.249]. В отличие от психогенных неврозов, ноогенный невроз происходит не в психологической сфере, а в специфической сфере человеческого духа и является результатом конфликтов между различными ценностями. При любых обстоятельствах человек способен занять осмысленную позицию по отношению к ним и предать своему страданию глубокий жизненный смысл. Таким образом, жизнь человека никогда не может оказаться бессмысленной. Найдя смысл, человек несет ответственность за осуществление этого уникального смысла; от индивида требуется принятие решения, желает ли он или нет осуществлять смысл в данной ситуации.

Похожую точку зрения высказывает С. Мадди. По его мнению «экзистенциальная болезнь» происходит от всеобъемлющей неудачи поиска смысла жизни [195]. Мадди описывает три клинические формы ухода от преследующей бессмысленности, это своего рода формы психологической защиты от реальности: крусайдерство, нигилизм и вегетативность. Крусайдерство, являяясь компульсивной реакцией, характеризуется сильной склонностью выискивать эффектные мероприятия и погружение в них, не зависимо от их содержания. Нигилизм характеризуется активной всепроникающей склонностью дискредитировать деятельность, имеющую смысл для других. Вегетативная форма экзистенциального заболевания проявляется в глубоком переживании бесцельности и апатии. Когнитивный компонент заключается в хронической неспособности поверить в полезность или ценность жизненных усилий. Аффективный настрой выражается в глубоком умиротворении и скуке, при этом поведенческая активность характеризуется отсутствием избирательности поведения. Для человека становится несущественным то, чем он занят. Эти формы настолько истощают энергию индивидуума, что проблема смысла теряет свою остроту.

Необходимым же условием психологического здоровья и атрибутом человечности является «здоровая доза напряжения, такого, например, которое порождается смыслом, который необходимо осуществить» [173, с.66].

Таким образом, смысл в контексте гуманистической и экзистенциальной психологии представлен как всеобъемлющий, постоянно изменяющийся и никогда не исчезающий феномен, постигаемый человеком на протяжении жизни. Он наделяется свойствами отражения индивидуально избирательного отношения, как к внешнему, так и внутреннему миру человека. Центрируясь на самом человеке, на его внутреннем мире, на его отношении к событийной ситуации, экзистенциально - гуманистическое направление рассматривает категорию «смысл» как основополагающую в понимании сущности человека. Являясь центральным понятием в анализе жизни человека, смысл понимается через свободу, ответственность, волю, любовь и творчество. Утрата человеком этого феномена может привести к необратимым последствиям.

Заканчивая этот далеко не полный обзор теоретических представлений о проблеме смысла, сложившихся в зарубежной психологии, необходимо отметить важное место, которое занимает понятие «смысл» и неоднозначность понимания и интерпретации данного феномена в различных школах и направлениях. В соответствии с предметом теоретических концепций понятие «смысл» используется для объяснения различных аспектов функционирования личности. Спектр понимания и интерпретации смысла колеблется от самых узких понятий (смысл стимула, реакции, действия, сновидения или симптома) до чрезвычайно ш

Понятия бытия и небытия

Бытие есть философская категория, выражающая момент изменчивости, неопределенности, бестелесности любого фрагмента реальности. Слово “бытие” во всех языках от древних до современных - это отглагольное существительное, образованное от глагола “быть, существовать”. В своей истории это понятие эволюционировало в порядке, обратном эволюции понятия материи. Его развитие шло от предельно общих и абстрактных представлений к все более конкретным и содержательным интерпретациям.

Каждая эпоха в истории философии выдвигала свою концепцию способа существования реальности, а от эпохи к эпохе понимание бытия смещалось все больше и больше от характеристики устойчивости к характеристике изменчивости.

Первыми в аппарат онтологии понятие бытия ввели представители Элейской школы античной философии - Парменид и Зенон Элейский. Они полагали, что бытие - это то, что есть, а небытие - то, чего нет. Но если рассуждать строго логически, не доверяя обманчивым чувствам, то мысленная картина реальности окажется вовсе не такой, как картина видимая, так, бытие единственно, ибо если бы было другое бытие, то оно отделялось бы от первого бытия небытием, а небытия не по определению. Далее, бытие однородно, ибо если бы оно разделялось внутри себя на части, то части были бы отделены одна от другой небытием, а небытия нет по определению.

Бытие вечно, несотворимо и неуничтожимо, ибо в то время, когда отсутствует бытие, должно быть небытие, но его нет по определению. Наконец, бытие неподвижно, ибо движение - это перемещение бытия в то место, где его еще нет, в небытие, но небытия нет по определению. Казалось бы, перед нами логическая казуистика, игра мысли, и тем не менее идеи элеатов остро современны и реализуются в сегодняшней научной картине мира. Так, принцип Парменида: ничто не возникает из ничего и не исчезает в ничто - один из краеугольных камней научного мышления.

Первый принцип термодинамики утверждает невозможность создания вечного двигателя. Или возьмем множество законов сохранения: энергии, количества вещества, количества движения, импульса, заряда, спина, четности и т.п.

Наконец, любое взаимодействие в природе выражается в науке в виде уравнения, будь то физические, химические или другие реакции. Прав Перманид: к бытию ничего нельзя прибавить и от бытия ничего нельзя убавить. Любое событие в природе - это, строго говоря, не возникновение или уничтожение, а преобразование одного фрагмента реальности в другой, перекомбинация элементов действительности. Похожие идеи относительно бытия были и у античных идеалистов Платона и Аристотеля.

Истинным существованием обладает не то, что преходяще, что возникает и исчезает, а это, прежде всего, воспринимаемые чувствами вещи, но то, что вечно, неизменно, инвариантно.

У Платона это потусторонние идеи, которые воплощаются то в одном, то в другом материале, а у Аристотеля это хотя и посторонние, земные, но тем не менее идеальные формы, которые не существуют отдельно от тел, но вместе с тем выступают по отношению к телам как активные начала, придающие им качественную определенность и являющиеся по отношению к ним и действующими, и конечными причинами, и основаниями, и целью их существования.

Бытие — это все то, о чем можно сказать: «это есть» или «это существует». А небытие есть? Если признать, что «небытие есть», то мы получим логическую ошибку: то, чего нет (небытие) — есть?! Чтобы ее избежать, надо просто лишить «небытие» статуса существования. Поэтому единственным логически верным вариантом соотношения бытия и небытия может быть только суждение: «бытие есть, небытия нет» (то, что есть — существует; то, чего нет — не существует).

Билет20

Возраст (в психологии) - категория, служащая с целью обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обуславливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.

Психологический возраст - физический возраст, которому соответствует человек по уровню своего психологического развития.

 

понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.

Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.

Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

- закономерности, механизмы и движущие силы психического развития;

- детство - предмет возрастной психологии по Обуховой - период усиленного развития, изменений и обучения.

В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.

Проблемы современной возрастной психологии

Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека;

Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);

Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;

Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка.

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.

Выделяется 3 раздела возрастной психологии:

- детская психология (от рождения до 17 лет);

- психология взрослых, зрелых возрастов;

- геронтология или психология пожилого возраста.


1.2 Понятие возраста в психологии

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:

1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);

2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);

3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается:

а) умственный возраст

Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный «общий интеллектуальный показатель». Психолог вычисляет IQ - интеллектуальный коэффициент:

умственный возраст x 100%

IQ = хронологический возраст


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 232; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!