Коэффициент корреляции рангов Спирмена 15 страница



Память и запоминание: общая характеристика

1.1 Память как основа психической деятельности человека

Наша память основана на ассоциациях - связях между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными и закреплёнными в нашем сознании.

"Память - это отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чём думал" [1; 129].

Формы проявления памяти очень многообразны. В основу их классификации легли три критерия: объект запоминания, степень волевого управления памятью и длительность сохранения в ней информации.

По объекту запоминания различают образную, включающую в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память; словесно-логическую, выраженную в мыслях, понятиях, словесных формулировках; двигательную, называемую также моторной или кинестетической; эмоциональную, память на пережитые чувства.

По степени волевой регуляции, целям и способам запоминания память подразделяют на непроизвольную (без ранее поставленной цели запомнить) ипроизвольную (напрягаемую усилием воли).

По степени длительности сохранения информации память делится на кратковременную, действующую всего несколько минут; долговременную, характеризующуюся относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала и оперативную, хранящую информацию лишь необходимое для выполнения какой-либо операции время. Объектом данной работы является словесно-логическая долговременная произвольная память, составляющая основу успешного обучения в вузе.

В зависимости от того, как успешнее запоминает информацию человек, выделяют зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный), моторный (кинестетическая) и смешанный (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный, слухово-двигательный) типы памяти.

1.2 Запоминание, его особенности

Память как психическая деятельность подразделяется на процессы запоминания, сохранения/ забывания, воспроизведения и узнавания. Запоминание - это установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека, "закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под действием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия" [2; 133].

Запоминание может быть непроизвольным (случайным) или произвольным (целенаправленным). Произвольное запоминание ранжируется по степени точности будущего воспроизведения материала. В одних случаях запоминается и воспроизводится только общий смысл, суть мыслей. В других случаях необходимо запоминать и воспроизводить точное, буквальное словесное выражение мыслей (правила, определения и т.д.). Запоминание смысла - это запоминание общих и существенных сторон учебного материала и отвлечение от несущественных деталей и особенностей. Выделение существенного зависит от понимания самого материала, того, что в нём наиболее важное и значимое, а что второстепенное. Оно тесно связано с процессами мышления, с умственным развитием человека, с запасом его знаний. Заучивание - вариант высшей точности воспроизведения при произвольном запоминании - в учебном процессе используется особенно часто. Оно подразумевает "систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением определённых приёмов" [2; 133].

Воспроизведение словесного материала без понимания его смысла - не логическое, а механическое заучивание, запоминание отдельных частей материала без опоры на смысловую связь между ними. Материал, запомненный механически, без достаточного понимания, подвержен более быстрому забыванию" [2; 147]. "Осмысленное (смысловое) запоминание основано на понимании смысла, осознании отношений и внутренней логической связи как между частями запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними знаниями" [2; 142].

 

Глава 2. Приёмы запоминания

2.1 Возникновение и развитие мнемоники

Большая часть истории человечества протекала до появления письменности. В первобытных сообществах память о жизни отдельных людей, истории семей и племен передавалась в устной форме. То, что не удерживалось в индивидуальной памяти или не передавалось в процессе устного общения, навсегда забывалось. В таких бесписьменных культурах память подлежала постоянному упражнению, а воспоминания - сохранению и обновлению. Поэтому искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории. Так жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать огромные объёмы знаний. Особые люди - старейшины, барды - становились хранителями общественной культуры, способными пересказывать эпические повествования, в которых запечатлевается история любого общества.

Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности. Очень малое количество книг, дороговизна материалов для письма, большие масса и объём написанной книги - всё это побуждало запоминать текст. Система приемов, улучшающих использование памяти, - так называемая мнемотехника - по-видимому, не один раз независимо возникала и разрабатывалась во многих культурах.

Первые известные нам тексты по мнемонике создавали древние греки, хотя в письменных источниках первое упоминание о ней принадлежит римлянам. В трактате "De oratore" ("Об ораторе") римского государственного деятеля и писателя Цицерона содержится первое упоминание о мнемотехнике. Цицерон приписывает открытие правил запоминания поэту Симониду, жившему в пятом веке до н.э. Этот первый приём предлагал держать в уме картину каких-нибудь мест и по этим местам располагать мысленные образы запоминаемых предметов. В результате порядок мест сохранит порядок предметов. В таких мнемотехнических системах воспоминания сохраняются путем "привязки" их к элементам хорошо знакомого окружения - обычно дома с его комнатами, а подлежащие запоминанию предметы мысленно размещаются вдоль цепочки таких элементов. После этого их легко вспоминать, если говорящий будет "внутренним зрением" следовать по ходу этой цепочки, переходя от одного элемента к другому. Другой латинский текст неизвестного автора под заглавием "Ad Herennium" определяет память как прочное сохранение, усвоение умом предметов, слов и их взаимного расположения. В этом тексте речь идет о том, как выбирать образы, которые, помимо прочего, могут давать представление об организации запоминаемых объектов.

Искусство запоминания также развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов. В средневековье оно в основном сводилось к приемам запоминания чисел и букв. Считалось, что достаточно запомнить легко воспринимаемую глазом последовательность рисунков или расположенных по кругу надписей, чтобы при случае вспомнить порядок молитв или перечень пороков и добродетелей. С XIV века место "записи" запоминаемых образов стали уподоблять театру - особому "театру памяти" с символическими скульптурами, подобными статуям древнеримского форума, у основания которых можно было располагать объекты, подлежащие запоминанию.

Книги по мнемонике писал Джордано Бруно. В своих показаниях трибуналу инквизиции он рассказывает о своей книге под названием "О тенях идей", повествовавшую о его мнемонических приёмах. В его руках театры памяти стали средством классификации и постижения сущности Вселенной и природы, моделями небес и преисподней.

В научном мире запоминание осуществляется в основном через аналогию, особенно в точных науках. Мы пытаемся понять неизвестное, сравнивая его с тем, что уже знаем. Так, Резерфорд в своей теории сравнивал электроны, движущиеся по орбитам вокруг атомного ядра, с планетами, обращающимися вокруг Солнца. Здесь аналогия нужна лишь для того, чтобы создать наглядный зрительный образ.

2.2 Современные приёмы и методы запоминания

 

В настоящее время разработано множество приёмов и методов запоминания информации. Так, Д. Лапп предлагает следующие способы запоминания и воспроизведения информации:

1. Осознание. Следует сознательно вовлекать как можно больше чувств в процесс запоминания информации. При задержании мысленного взора на наиболее значительных элементах информации и различных подсказках следует лучшее запоминание. Золотое правило обработки информации: выбирать, концентрироваться и анализировать.

2. Ассоциация образов. Прибегая к образной ассоциации во многих разных контекстах, можно значительно увеличить количество информации, подлежащей извлечению из памяти. Можно выбирать самые разные образы в соответствии со своими интересами и потребностями.

3. Использование в повседневной жизни принципа паузы даст время оценить обстановку и подумать. Пауза снижает вероятность поспешных действий или высказываний, заставляя сосредотачивать внимание на нужном предмете. Кроме того, она помогает противостоять отвлекающим моментам и посторонним помехам.

4. Личные комментарии способствует эмоциональному и интеллектуальному вовлечению в процесс записи информации и помогают оставить яркий след в памяти. При комментировании необходимых для запоминания вещей о них помнится значительно больше.

5. Организация материала в категории. И во время записи, и во время извлечения информации следует использовать категории, которые облегчают поиск специфических воспоминаний. Например, предмет можно классифицировать по нескольким основным признакам (материал, размер, цвет, местонахождение, ценность). Если занести подлежащую хранению информацию в определенную категорию, впоследствии будет легче извлечь нужный материал из памяти, обращаясь к означенной категории.

6. Расслабление позволяет подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти. Тогда информация записывается более точно и извлекается из памяти без усилий. При невозможности вспомнить что-либо следует успокоиться, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, оглядеться по сторонам и дать себе время спровоцировать вспоминание.

7. Просмотр и частое использование материала обеспечивают быстрое вспоминание. Просматривая информацию, вы принимаете активное участие в трех основных процессах памяти: записи, хранении и извлечении. Гораздо лучше помнятся те сведения и цитаты, к которым прибегают регулярно. Чем чаще используется информацией, тем легче извлекать ее из памяти.

Существует также целая система специальных приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Эта система называется мнемотехникой. Она основана на создании структуры и придании смысла списку несвязанных слов или цифр для облегчения его запоминания. Мнемотехника предлагает также замену абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие зрительное, слуховое или кинестетическое представление и связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией для упрощения запоминания.

Мнемотехника применяется для запоминания незапоминаемой информации. Например, когда нужно запомнить последовательность цифр, список телефонных номеров, хронологическую таблицу, план-конспект речи, новые иностранные слова, грамматические правила и т.п. Очень чётко и полно она сформулирована О. Эренбергом в книге "Приёмы запоминания информации". Эренберг предлагает следующие приёмы, облегчающие запоминание:

1) Рифма - один из наиболее действенных способов обеспечить запоминание материала. Этот способ нашел также широкое применение в рекламе. Зарифмованные рекламные ролики сами врезаются нам в память, независимо от нашего желания, и от них зачастую не так просто избавиться. Поэтому при столкновении с важной, но нелогичной и трудно запоминаемой информацией стоит попробовать зарифмовать ее.

2) Аббревиатуры не только сокращают длинные названия, но и способствуют их запоминанию. Принцип аббревиатуры также используется для запоминания материала, не связанного логическими принципами, и облегчает процесс вызывания из памяти нужной информации.

3) Кодирование информации в простое предложение, в котором все слова начинаются с первых букв слов, которые нужно запомнить. Например, для запоминания цветов радуги обычно пользуются фразой: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Астрономы запоминают порядок планет солнечной системы с помощью такой фразы: "Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка".

4) Метод расположения предметов - способ запоминания предметов с помощью фиксирования их местоположения. Этот метод можно также использовать для запоминания различных предметов, которые ассоциируются с определенным местом. (Метод Сократа и Цицерона, о котором упоминалось ранее). Описанный выше метод способствует запоминанию потому, что он позволяет группировать не связанные между собой предметы в имеющие смысл последовательности.

5) Применение слов, способствующих запоминанию.

6) Нахождение связи между цифрами и буквами. Этот метод широко используется для запоминания чисел. Слова имеют для нас больше смысла, чем числа, а этот способ как раз помогает "перевести" числа в слова. К примеру: 2 - л (лебедь), 4 - ч, 6 - б, 7 - к (коса), 8 - в, 9 - д, 0 - о и т.д. Подставляя к имеющимся буквенным значениям цифр другие буквы, мы легко запомним получившиеся слова: 67 - бук, 90 - дом и т.д.

7) Использование картинок. Суть этого метода заключается в переводе имен собственных, различных названий и мыслей в картинки на основе их звучания или смыслового значения для улучшения запоминания.

8) Использование цепочек. При запоминании любого списка нужно связать каждый предмет с последующим посредством возникающих ассоциаций.

2.3 Методы и приёмы запоминания в учебном процессе.

Психологи предлагают использовать следующие правила сохранения знаний в процессе учёбы:

1. Выделение того, что нужно запомнить.

2. Отвлечение от всего постороннего и сосредоточение внимания на тех объектах, которые нужно запомнить.

3. Выделение в объектах главное и второстепенное, нахождение связи между объектами, использование мнемотехники.

4. Выделение в сложном материале смысловых вех.

5. Опора на свой тип памяти, активизация образных представлений.

6. Систематическое повторение и воспроизведение усвоенного.

7. Различение узнавания и воспроизведения.

8. В случае затруднений можно вспомнить обстановку заучивания, идти от отдельного факта к системе или от более общих знаний к необходимым в данный момент.

Запоминание материала по этой системе предполагает составление предварительного плана, выделение смысловых опорных пунктов, смысловую и пространственную группировку материала, представление материала в форме наглядного зрительного образа, соотнесение материала с уже имеющимися знаниями и др.

Прогноз ситуации также относится к приёмам запоминания. Заключается он в следующем: до начала запоминания следует подумать о том, что произойдет, если не удастся запомнить нужное. Можно прогнозировать и приятные последствия, если они достаточно важны для человека.

Перевод на знакомый язык сложной и не всегда доступно изложенной в учебниках и научной литературе информации также относится к важным мнемоническим приёмам.

Лучшему усвоению материала способствует его эмоциональное восприятие. Вовлечение в запоминание эмоций играет первостепенную роль при запоминании.

Для лучшего запоминания следует сокращать информацию до предела. Лучше упустить детали, чем не усвоить или забыть главный смысл.

Поиск связей между фразами в материале, который следует запомнить, поможет во многом облегчить поставленную задачу. Связи могут быть смысловыми (логические связи между абзацами, параграфами) и структурными (вид и порядок расположения информации на листе). К примеру, число 7415216 легче запомнится как 741 - 52 - 16. Читая текст, можно придать ему определенный ритм, это значительно облегчит его запоминание.

Опорные сигналы или знаковое моделирование также поможет лучше запомнить материал.

Сохранению в памяти информации способствует её повторение. Первое повторение материала следует осуществить через 30-40 мин., второе - в течение дня, третье - на следующий день, с третьего по седьмой день - по одному повторению. Правильно организованное повторение означает не простое перечитывание материала много раз подряд, а прочтение и незамедлительное его воспроизведение. Чередование чтения и воспроизведения должно осуществиться минимум 2 раза. "Условие быстрого и полного запоминания материала - чередование повторений и воспроизведений в процессе заучивания" [2; 146] "Повторение не только основное условие прочного запоминания учебного материала, но и условие последующего сохранения его в нашей памяти" [2; 149].

Условиями успешного запоминания учебной информации являются отсрочка воспроизведения материала на несколько дней, распределение времени его изучения, уделение пристального внимания изучаемому материалу, его понимание, и осмысление материала, а также его структурирование.

При этом следует дать себе установку на запоминание: именно запомнить материал, а не просто воспринять его. Следует также дать себе установку на прочное и длительное сохранение в памяти учебного материала. Самостоятельность и активность в работе с запоминаемым материалом также будут способствовать его запоминанию: активная, содержательная работа над материалом даже при отсутствии осознанной установки на запоминание может привести к прочному его усвоению.

Для осмысленного запоминания изучаемого материала требуется его смысловая группировка - разбивка, членение на части с выделением главного и существенного в каждой части. Кроме этого, необходимо нахождение и выделение в каждой из частей смысловых опорных пунктов, т.е. мыслей, выражений и образов, определяющих суть данной части и устная или письменная формулировка этой сути в виде кратких заголовков каждой из частей. Наконец, необходимо установление связей между выделенными частями и понимание логической последовательности их расположения, составление общего плана расположения учебного материала.

Билет5

 Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных, элементарных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма в момент непосредственного воздействия материальных раздражителей на соответствующие рецепторы (органы чувств).
Роль ощущений в жизни и деятельности человека трудно переоценить, т. к. они являются источников наших знаний о внешнем мире и о нас самих.
Пять всем известных органов чувств собирают информацию из внешней для организма среды в виде света, цвета, звуков, запахов, вкусов, температуры, прикосновений. Внутренние органы чувств сигнализируют о состоянии сердца и печени, почек и желудка, мышц и кровеносных сосудов. Все эти многочисленные сенсорные каналы сливаются в могучую реку, которая омывает и питает наш мозг информацией.
Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание, и та информация, которую они несут, позволяет человеку ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь была бы невозможной.
Так нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психологического развития. Если детей, рожденных слепоглухими или лишенных слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их психическое развитие станет невозможным, и они не смогут самостоятельно развиваться.
Совершенно естественно, что люди переживают потерю любого из каналов связи с окружающей средой как величайшую трагедию.
С потерей органа чувств не просто выпадает какая-либо часть из спектра переживаний, перестраивается вся личность, все ее жизненные отношения к окружающим людям.
В научной литературе встречаются примеры, в которых описаны состояния людей, потерявших в силу различных обстоятельств, все виды чувствительности кроме одного, двух.
С. П. Боткин (1832-1889), известный русский врач, описал редкий случай, когда больная потеряла все виды чувствительности, кроме зрения одним глазом и осязания на небольшом участке руки. Когда больная закрывала глаз, и никто не прикасался к ее руке, она засыпала.
Академик И.П. Павлов описывает следующие клинические случаи: «...у проф. Штрюмпеля случайно оказался в больнице больной, у которого была настолько повреждена нервная система, что из всех воспринимающих поверхностей остались только два глаза и ухо. И вот, как только эти последние, уцелевшие окна из внешнего мира закрывались, больной тотчас же впадал в сон. Таким образом, получалось полное подтверждение того, что для бодрственного, деятельного состояния больших полушарий необходим известный минимальный приток раздражений. Совсем недавно мне... пришлось видеть подобный же случай... Когда у него (т. е. больного) открыты здоровое ухо и здоровый глаз, он вас вполне понимает, может читать и писать. Но как только вы ему закроете либо ухо, либо глаз..., он непременно впадает в забытье и ничего из того, что происходило с ним в этом промежутке, не помнит».
Эти примеры доказывают, что потребность в нормальном потоке ощущений, которые буквально питают человеческий мозг, доставляют ему живительные и совершенно необходимые впечатления, является одной из самых острых жизненных потребностей. Итак, чтобы человек чувствовал себя здоровым и бодрым, необходим полноводный поток ощущений.
Необходимый поток ощущений в нормальных жизненных условиях достигается как бы автоматически. Под нормальными условиями здесь можно понимать два жизненных ряда.
Во-первых, должны быть в исправности те физиологические приборы, которые отвечают за сбор информации: глаза должны видеть, уши - слышать, нос - обонять и т. д.
Во-вторых, необходимы внешние предметы и явления, которые можно было бы разглядывать, прослушивать, нюхать, пробовать, трогать и т. д.
В приведенных примерах у людей наблюдалось состояние сенсорного голода, наступившего в результате неисправности физиологических приборов ощущений.
Но существует сенсорный голод другого рода, который грозит абсолютно здоровым людям. Это черное безмолвие космоса, грозящее космонавтам при длительных полетах. В кабине все привычно. Ничто не радует глаз, возникает состояние, которое народ именует универсальным и точным словом «скука». А ученые - сенсорная депривация.
Впервые ее описали исследователи глубоких пещер и полярные исследователи. В наши дни сенсорную изоляцию создают искусственно и изучают в особых условиях.
Например, испытуемого в специальном снаряжении погружают в воду, так, что полностью прекращается поток зрительных, слуховых и вообще всех внешних ощущений. А что происходит при этом с внутренним миром человека?
Очень многое: обманы чувств, потеря ощущений собственного «я», нарушения в эмоциональной сфере и прочие неприятности. Недаром это одно из самых тяжких испытаний будущих космонавтов.
С. Лем в одном из рассказов описывает «прелести» строгой сенсорной депривации, которые испытывает его герой Пирке, погруженный в специальную камеру, «баню».
«...Пустота становилась тревожной. Прежде всего, он перестал ощущать положение своего тела, рук, ног. Он еще помнил, в какой позе лежит, но именно помнил, а не ощущал. Дальше он обнаружил, что у него уже нет ни туловища, ни головы - вообще ничего. Пирке словно бы растворился в воде, которую тоже совершенно перестал ощущать. Нечем было шевельнуть: руки исчезли. Потом стало еще хуже. Темнота, в которой он находился, или точнее, темнота - он сам - заполнилась слабо мерцающими кругами - круги эти даже и не светились, а смутно белели.
...Он распадался. Он был немного здесь, немного там, и все расползалось. Верх, низ, стороны - ничего не осталось... Он вселился в кого-то. И этот кто-то раздувался, распухал. Становился безграничным. Он кружился. Вращался. Глазные орбиты без лица, округлые, вытаращенные, расплывавшиеся, если пробовать им сопротивляться, наступали на него, лезли на него, расширяли его изнутри, словно он резервуар из тонкой пленки, готовый вот-вот лопнуть. И он взорвался».
С. Лем ничего не придумал. В протоколах научных опытов есть и более впечатляющие картины психических изменений, причиной которых является недостаток чувственных сигналов.
Ощущения связывают человека с внешним миром, являясь как основным источником познания, так и основным условием психического развития


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!