Коэффициент корреляции рангов Спирмена 1 страница



БИЛЕТ 1

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Природа и механизмы:

психика – это свойство только живой материи. Причем, не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Не вся живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

главная особенность психики – способность отражать объективный мир, т.е. высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире.

живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Раздражимость – определенное свойство, отличающее живую материю от неживой. Внешне выражается в проявлении вынужденной активности живого организма (наблюдается уже у простейших организмов – амеба и даже у растений, так называемый «тропизм» - вынужденное движение).

Чувствительность – более сложная форма реагирования, сочетающая более сложное анатомическое строение живого организма и его реагирование на сложный комплекс факторов внешней среды. По Леонтьеву – появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики. Характеризует общую способность к ощущениям.

Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведениями различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличии от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение.
Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Человека отличает от животных механизмы протекания сознания, которые зародились в процессе социального развития человека.
В результате действия механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и формирует свою «Я-концепцию» и критичность.

Функции психики: большинство авторов выделяют 2 основных ф-ции психики:

ф-ция отражения, способствующая познанию окружающего мира;

ф-ция регуляторная, дающая возможность регулирования своих действий и поведения.

ф-ция сохранение целостности организма (Маклаков).

Функции взаимосвязаны между собой и являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Стадии развития психики: Леонтьев А.Н. – 3 стадии

Стадия элементарной чувствительной (сенсорной) психики – отражает одно свойство предмета или явления, непосредственно воздействующее на органы чувств (пчела летит на запах).

Стадия перцептивной психики – отражает предмет или явление в совокупности свойств в виде образа.

Стадия интеллектуального поведения (элементарного мышления) – животное мысленно устанавливает связи между предметами в данной ситуации, но не могут отразить ситуацию в понятиях.

Фабри, опустил 3-ю стадию и предложил на 1,2-ю ввести уровни (низший, высший, наивысший):

Стадии и уровни психического отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем Виды живых существ, достигших этого уровня развития

I. Стадия элементарной сенсорной психики

А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движения. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования – челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов Б. Четкие реакции на биологические нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные

II. Стадия перцептивной психики

А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования – челюсти А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазание, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые.
Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира» Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие)
В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт) В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины)

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ И ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ

Согласно материалистическому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).

В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим (4).

Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Есть данные, свидетельствующие о том, что уже простейшим живым существам — одноклеточным — свойственны близкие к психике явления, а именно: способность к реагированию на изменения внутренних состояний и внешнюю активность на биологически значимые раздражители, а также память и способность к элементарному научению через пластичные, приспособительные изменения поведения.

В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь. Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложно организованных живых существ, к ним добавились чувствительность и готовность к научению.

Первые признаки жизни на Земле появились 2-3 миллиарда лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению, воспроизводству и передаче приобретенных, генетически закрепленных свойств по наследству.

Позднее в процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством. Это — нервная система. По мере ее усложнения и совершенствования (обособление от других тканей и органов, выделение и дифференциация ганглиозных структур, оформление головного и спинного мозга, появление и развитие коры головного мозга, сначала древней, затем старой и новой, усложнение связей между ЦНС и другими органами тела) шло развитие форм поведения (деятельности) и наслоение (иерархизация) уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, сознание, рефлексия.

Улучшение структуры и функций нервной системы послужило основным источником развития психики. Механизм данного процесса, по-видимому, тот же самый, с помощью которого описывается и представляется эволюция живых существ: приобретение организмом новых свойств и органов в результате изменений, происходящих в генотипе; приспособление к среде и выживание тех существ, чьи свойства и органы (старые и вновь приобретенные в результате мутаций) оказались наиболее полезными с точки зрения жизнеобеспечения, выживания и адаптации (4).

Важным стимулом к развитию явилось усложнение самих по себе условий жизни, которое требовало изменения строения организма, появления способности отражать мир, лучше ориентироваться в нем. Можно сказать, что первопричиной совершенствования психики явилась сама действительность: она потребовала, чтобы у живых существ появилась сложная нервная система и высшие уровни психического отражения. Такова общая точка зрения на происхождение и развитие психики, разделяемая материалистами.

Среди источников, к которым мне пришлось обращаться для изучения данного вопроса, интерес привлек А.Н.Леонтьев и его "Очерк развития психики" (2). Интерес двоякого плана: с одной "стороны, интересен его подход к пониманию психики как ученого, внесшего выдающийся вклад в психологию, с другой стороны, интересно было читать о его понимании психики через "призму истории" моей страны, и рассматривая воззрения автора с учетом дня нынешнего. Леонтьев пишет: "Согласно материалистическому взгляду на психику, ее основной и исходной формой являются простейшие ощущения, представляющие собой результат воздействия на организм внешней объективной реальности, которая более или менее полно отражается в них. Наоборот, те психические состояния, которые представляют собой зачатки самосознания, материализм признает более поздней, вторичной, а не первичной формой психики. Итак, начальную форму психики составляют простейшие ощущения.

Как же и когда, на каком этапе развития материи возникает впервые психика?" Этот вопрос, по-моему, задают все люди, которые когда-либо пытались понять суть того удивительного явления, которым наградила нас природа — психики и высшей ее формы — сознания.

В первой половине XVII в. известный философ Декарт развивал тот взгляд, что только человек является существом обладающим психикой. Согласно этому взгляду не существует никакой предыстории человеческой психики, не может, значит, существовать и никакой психологии животных (2). Признание субстанциональности психики, ее независимости от материального бытия, и, следовательно, признание неразвиваемости психических явлений привело Декарта к отрицанию психики у животных, которые представлялись ему как простые автоматы. Такое понимание природы психического закрывало генетический подход в ее изучении (6).

Далее у Леонтьева читаем: "Противоположный этому взгляд поддерживался в XVIII в. некоторыми французскими философами-материалистами, например, Робине. Этот взгляд заключается в признании того, что психика представляет собой изначальное свойство всякой вообще материи, как органической (живой), так и неорганической (неживой). Но наибольшим распространением пользовались взгляды, занимающие как бы промежуточное положение между обоими взглядами, приведенными выше.

Согласно первому из них психика присуща не всякой материи вообще, но только живой материи; значит, психика впервые возникает вместе с возникновением жизни. Этот взгляд развивался многими философами, на этой точке зрения стоял целый ряд крупнейших естествоиспытателей XIX в. (К.Бернар, Геккел, известный психолог В.Вундт).

Другой взгляд, который разделяют большинство современных физиологов и психологов, состоит в том, что психика признается свойством не всякой живой материи, но лишь таких организмов, которые обладают хотя бы простейшей нервной системой. Следовательно, с этой точки зрения, психика возникает вместе с возникновением у животных нервной системы."

Поскольку сей труд был написан в эпоху построения социализма, то по понятным причинам воззрения буржуазных философов отвергались, и объяснения психики, ее природы велись с позиций философии социализма — диалектического материализма. С высоты дня сегодняшнего они по-своему интересны. Леонтьев пишет: "Диалектическому материализму чужд как тот взгляд, что психика является привилегией только человека, так и взгляд, признающий всеобщую одушевленность материи. Ленин, обобщая огромные усилия, накопленные человечеством в различных областях науки, указывает, что психическое есть " высший продукт высших форм органической материи " (соч., т. XI 1, с.186) Значит, психика, будучи свойством высших форм органической материи, возникает лишь на определенной ступени развития живых существ. Поэтому и тот взгляд, что психика присуща всякой живой материи, так же не может быть признан правильным.

Остается последний из перечисленных нами взглядов, согласно которому возникновение психики связано с появлением у животных нервной системы. Однако и этот взгляд не может быть признан безоговорочно. Энгельс, возражая Дюрингу, поддерживавшему этот взгляд, писал: "...когда г-н Дюринг уверяет, будто ощущение психологически связано с наличностью какого-нибудь, хотя бы простейшего нервного аппарата, то это опять-таки его свободное творчество и фантазия" (соч. Маркса и Энгельса, т. XIV, с.78)

Буржуазная наука не смогла правильно поставить и решить вопрос о возникновении психики. Это объясняется тем, что психика сводилась ею к чисто субъективным явлениям, о которых можно достоверно знать только по своему внутреннему, субъективному опыту, по самонаблюдению.

Для того, чтобы решить вопрос о возникновении психики, нужно научно правильно поставить его.

Психика возникает на определенной ступени развития жизни не случайно, а закономерно и необходимо. В чем же заключается необходимость ее возникновения? Ясно, что если психика не есть только чисто субъективное явление, только "эпифеномен" (побочное явление) объективных процессов, но представляет собой свойство, имеющее реальное значение в жизни, то необходимость ее возникновения определяется, очевидно, развитием самой жизни, более сложные условия которой требуют от организмов способности психического отражения объективной действительности. Психика не просто "прибавляется" к жизненным функциям организмов, но, возникая в ходе их развития, дает начало качественно новой высшей форме жизни — жизни, связанной с психикой, со способностью психического отражения действительности."

Ученые, склонные к идеалистической философии, представляют дело иначе. Согласно их мнению психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно. Так же как в преобразовании со временем материального можно выделить низшие и высшие формы, в эволюции идеального (психического) можно отметить свои элементарные и простейшие формы, определить собственные законы и движущие силы развития. Таким образом, отрицается генезис психики и сознания, их становление на основе длительной эволюции материи. Наиболее популярными в настоящее время идеалистическими течениями, занимающимися проблемами психики и сознания, являются неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм. Мне наиболее интересны два последних, т.к. их положения отражают во многом сознание человека сегодняшнего дня, его переживания, поиски, а также тесно перекликаются с психологией, изучением которой я в настоящее время занимаюсь.

Основным понятием экзистенциализма является "экзистенция" — это ничто иное, как мистифицированные чувства, так как единственной реальностью считается "переживаемая" реальность. Экзистенция — существование человека, застигнутого "здесь и теперь" в сиюминутности его переживаний. Экзистенция означает становление "из" (ех) "становиться" (в18 веке). Существование является исходным понятием экзистенциализма потому, что оно, это единичное, изолированное на фоне общего социального пессимизма и разочарования представляет собой единственную устойчивую, незыблемую ценность, позволяющую человеку сохранить веру в свободу личности, в достоинство своего "я". Такое понимание сущности человека определяет и сущность высшего уровня психического отражения — сознания. Ведь человек заброшен в иррациональный мир явлений. Внешний мир совершенно не определяет поступки человека, он не соответствует ожиданиям человека, его сознанию, поэтому он чужд сознанию. Сознание не отрицается, но ограничивается. Один из теоретиков экзистенциализма К.Ясперс вводит особое мистическое, иррациональное понятие разума, которое может толковать символы, шифры и т.д. Структуру сознания составляют интенциональные акты, т.е. особая направленность сознания на другое. Этим другим является ничто, некая мифическая сущность. Предмет познания — лишь содержание мысли познающего, стброна интенционального акта. Такая мистификация сознания, совершенно естественно не нуждается в его подлинной истории, генезисе. Поэтому Ясперс отрицает всякую связь сознания (а, значит, и психики) с материей, утверждая, что между материей и жизнью, жизнью и сознанием существует абсолютный скачок (6).

Еще одним интересным идеалистическим направлением является неотомиэм, наиболее яркими представителями которого являются Маритен, Лотц, де Фриз, Веттер и т.д. Суть неотомизма состоит в обосновании с помощью современной науки бытия бога: материя существует, но она производна от бога. Сознание человека тоже существует, но существует как активная субстанция, не связанная с материей. Именно поэтому неотомизм отрицает наличие психики у животных, отрицает и сам факт ее эволюционного происхождения на том основании, что отрицается возможность перехода от низшего к высшему в результате самодвижения материи. С позиций неотомизма еще можно понять регресс материи, но никак не "мистерию" прогрессивного саморазвития материи. Как может "более совершенное неожиданно появиться из менее совершенного? ... Живое отказывается возникнуть иэ неживого, чувствующее никогда не происходит из нечувствующего, как разумное никак не может вдруг появиться в животном царстве" (Б.Э.Быховский. Эррозия "вековечной" философии. — М. "Мысль", 1973). Стало быть, творец совершил интервенцию по крайней мере на каждой из этих ступеней. Бог определяется неотомистами как существо, олицетворяющее любовь и созидание, как человек с ног до головы. Поэтому и сознание человека божественно по своему происхождению, душа бессмертна, сознание — святилище, свобода — божественный знак, разум — небесный дар "создателя". Неотомист иезуит Иозеф де Фриз определяет сознание как порождение идеальной души, которая создана богом и мыслит, не имея "внутренней" связи с человеческим мозгом.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!