Проблема истинности и рациональности в социальных и гуманитарных науках. Экзистенциальная истина, истина и правда.



Классическая и неклассическая концепции истины (типы рациональности). По классической концепции условие истинности знания - объективность и элиминация субъекта и средств познавательности деятельности. Неклассическая - неразрывная связь объекта и субъекта и средств деятельности, а условие истинности - учет их зависимо­сти. Определение истины как соответствия знания реальности конкретизируется констатацией двух форм: как совпадение вещи с пред-мнением о ней и как согласо­вание мыслимого в суждениях с вещью, т.е. субъект - правомерное и необходимое основание истины. Постнеклассическая парадигма добавляет цели и ценности. Сегодня плюрализм, отсутствие монополии на истину, конкурен­ция научно-исследовательских программ. В социально-гуманитарном познании это особенно актуально, т.к. необходимо отказаться от отождествления теоретически кон­структов и реальности. Задачи научного познания определяются конкретными условиями историче­ского процесса. Особенно социально-гуманитарного по­знания. В постнеклассической концепции истины сохраняют значение и понимание роли практики, как объективного критерия истинности знаний. В социально-гуманитарном познании понятие практики обогащается опытом повседневности и нтерсубъективности этого опыта. Поэтому любое положение социальных наук подвергается проверке здравым смыслом.

Одна из проблем философии науки - проблема релятивности знания. Уже в XIX веке классическое понимание истины, как аль­тернативы заблуждению, принимается с оговорками. Энгельс: заблуждение - двигатель научного прогресса. Не применяет понятие абсолютной истины, релятивность — неотъемлемое свойство научного знания и познавательной деятельности. Критика релятивизма опиралась на представления об абсолютной истине, абсо­лютном наблюдателе и признании истины как незави­симого от сознания знания. Особенный вопрос о релятивности социально-гуманитарного зна­ния. Обусловленность познания социокультурными факторами, за­висимость его содержания от меняющейся общественной жизни приводят к концептуальным сдвигам в понимании общества и оценок исторических событий.

Вопрос о соотношении историзма и релятивизма. Возможно ли аб­страгироваться от исторического контекста, участником которого является историк, ученый и является ли историческая обусловленность познания препятствием научному познанию? Ответ на оба – нет. В исторической перспективе интерпретация исторических со­бытий будет осмыслена по-другому. Но концепция современника сохранит ценность, позволяя про­яснить и событие, и личность современника. Следствие историзма - многообразие концеп­ций, что делает картину исторического процесса более объем­ной и глубокой.

Одна из проблем социально-гуманитарного познания - идеологи­ческая нагруженность знания, давление инсти­тутов общества. Здесь приобретает силу этика ученого, ответственность перед обществом и историей. Но относительность познания общества и человека полу­чает свое объяснение и оправдание как явление закономерное. Влияние так же оказывает психоло­гизм - психологическая нагруженность социально-гуманитарного познания, обращенного к человеку, раскрытию мо­тивации его действий, склонности приписывать успехи и неудачи психологическими особенностями. Роль личности, ее поведение в этой роли реализуется в зависимости от интеллекта и волевых качеств, характера.

Предпосылки релятивизма содержатся и в объективных свойствах действительности: общество ускоряет процессы изменения, развития, что порождает объективную неопределенность процессов. Изменяет­ся и сам человек как субъект познания, и человечество в целом.

Необходимо различать релятивность познания и релятивизм как абсолютизация этого свойства. Релятивизм - средство против догматизма, с его неприятием любой иной точки зрения.

Экзистенциальная истина, истина и правда. 2 понимания правды: во-первых, как справедливости. Жить по правде - жить, не нарушая морали, быть нравственным. Правда - синоним добра, честности. Аксиологическое отношение к знанию как норме поведения. Во-вторых, как противоположность лжи - требование соответствия того, что утверждает человек, тому, что он по этому поводу думает. Правдивые суждения могут быть неистинными (заблужда­ется). Экзистенциальная истина характеризует момент озарения, когда человеку открывается истина. Встают вопросы о смысле существования, о нравственном выборе. Это результат переживания, духовного кризиса, не постигается чисто ло­гическими средствами. Ис­тина открывается в пограничных состояниях между физиче­ской, интеллектуальной, моральной жизнью и смертью. Выбор - результат постижения экзистенциальной истины. В социально-гуманитарном познании важное значение имеют раз­нородные факторы как логического, так и экзистенциального характера. Рождение проблемы обусловливается не столько внутренними проблемами научного познания, сколько социальным контекстом: сдвиги в общественном сознании, экстремальные истори­ческие ситуации.

Социальная обусловленность познания вообще, социально-гуманитарного в особенности обязывает познающего соотносить исторический факт с определенной интерпретацией мира, социальной структурой и культурно-историческими традициями, особенностями познающего субъекта. Экзистенциальная обусловленность познания - постоянный фактор любой формы познавательной деятельности.

Проблема истины в свете практического применения в социально-гуманитарных науках. Понятие правды отчасти совпадает с понятием спра­ведливости и экзистенциальной истины. Справедливость - категория этики, права и социально-политических наук. Аристотель: что соразмерно, то и справедливо. Правда важнее, она допускает внесение поправок в закономерности справедливости и сосредоточена не на точном выполне­нии закона, а на целесообразном его изменении. Правда - высшая сте­пень справедливости, особый ее вид, призванный корректировать общие нормы с учетом частных случаев. Аристотель разделяет справедливость и право, справедливость - общая закономерность, а право - политическая закономерность. Это озна­чает возможность столкновения истины и правды, т. е. справедливости. Кант так же относит справедливость к категории этики. Гегель: любая человеческая идея, будучи единством бытия и понятия, содержит практическое отношение к окружающей действительности, т. е. оценку явлений как ценных, полезных, справедливых, или наоборот. В идее справед­ливости общественные закономерности отражаются под потребностно-ценностным углом зрения, преломляясь через интересы. Справедливость—это и чувство, отражающее установки и положение личности в обществе. Сущность справедливости - в установлении меры для человеческих поступков. В обществе всегда есть общепризнанная иерархия ценностей и оценка поступка ориентирована на нее. Однако кроме общепризнанных ценностей существуют ценностные ориентации группы, индивида, этноса. Отсюда разброс возможных оценок, так что самооценка своего поступка и оценка его поступка другими могут расходиться.

Реализация принципа справедливости происходит в реальной социальной среде и невоз­можна без коллизий. Трудность выбора справедливого решения объясняется особенностью нормы права, которая является обобщением, т.к. регламентирует уникальную область межличностных отношений. Трудность выбора объясняется также противоречиями, неизбежными в процессе установления истины в суде: между достоверностью и подозрительностью, доверием и скептицизмом. Задача судьи - найти такое законное решение, которое удовлетворяет критерию справедливости. Принять справедливое, но незаконное решение, судья не вправе. Но в общечеловеческом смысле справедливость важнее права, и правовые коллизии должны решаться с позиций справедливости.

Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарных науках. Решение проблемы рациональности в научном познании, и в познавательном процессе в целом, неразрывно связано с признанием (непризнанием) релятивности познания. Рациональность конста­тирует свойство знания, а рационализм абсолютизирует это свойство. Рациональность исторически конкретна. Наши рациональные стан­дарты зависят от исторического контекста. Первая историческая форма рациональности - логичность. Но рациональность несводима к логич­ности. Много ти­пов рациональности, один из них - идея совместимости разнообразных концепций. Образец рационального мышления — естественные науки. Но Кун выявил, что нет резкого различия контекста открытия и контекста обоснования, наука не имеет строго дедуктивной системы, она не кумулятивна, кон­текст подтверждения неотделим от контекста открытия, наука - фено­мен исторический. Возникает проблема несоизмеримости как смены критериев оценки теорий и смена стандартов рациональности.

В гуманитарном познании истина отождествляется с правдой. Сама рациональность имеет историческую природу, претерпевает изменения и само определение того, что считается иррациональным.

Социальное познание прямо или косвенно участвует в «конструи­ровании» и «проектировании» социальной реальности. Оно не может быть объективным. Любое исследование общества и социальный проект не может быть ценностно­нейтральным, поскольку социально-гуманитарное познание таковым не является. Хотя социально-гуманитарное познание специфично, оно научное и отвечает критериям научной рациональности, которые относятся к науке в целом. Другое дело - проектирование социальной реальности, т. е. внесение предложений по ее дальнейшему совершенствованию. Истина может быть знанием, абстрагирующимся от интересов от­дельных групп общества, а вот социальные проекты идеологически на­гружены и, как правило, отражают интересы определенных социальных общностей и групп. Поэтому ученый ответственен за содержание названных проектов. Экспертиза социальных проектов не может ограничиваться нарративом, т, е. описанием, она обращена к содержанию проекта, оценивает его с точки зрения послед­ствий принимаемых решений, соответствия их интере­сам большинства населения, традициям и культуре данного социума. Поэтому экспертиза социальных проектов должна быть открытой и демократической, при которой вы­является аксиологическая составляющая проекта, адресат, высвечиваются и взвешиваются социальные послед­ствия его реализации, возможное сопоставление с реали­зацией аналогичных проектов в других странах и в историческом про­шлом своей и любой другой страны.


 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 721; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!