Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции.



Дисцилинарная структура научного знания складывалась исто­рически и в значительной мере соответствовала состоянию общества и культуры в различные периоды их бытия. Сложность социальной структуры общества, относительная самостоятельность его сфер по­лучили отражение в формировании дисциплинарной структуры научного знания. Исторически первой возникла история из летописей, преданий, исторических документов. Носила нар­ративный характер, т. е. была описательной и не вы­являла логики исторического процесса. В дальнейшем история как наука изменялась из-за социокультурных доминант: провиденциалистская интерпретация исторических со­бытий в эпоху Средневековья, рационалистически-морализаторская оценка исторических событий в эпоху Просвещения, телеологиче­ские попытки выявления смысла истории и т. п. Позже, в условиях капитализма, возникает экономическая теория, анализирующая хозяй­ственную жизнь общества. В соответствии с идеалами протестантской религии выдвигается на первый план экономика бережливости, рас­четливости, рациональности.

В XIX веке в рамках первой волны позитивизма возникает социоло­гия как самостоятельная наука об обществе. Основатель О. Конт (1798-1857). Его социология строилась по образу естественных наук. Выдвигал требование объективности социальных исследований, выявление закономерностей общественно­го развития. Разделил социологию на две части: первая изучает социальную статику, т. е. условия существования и законы функцио­нирования социальных систем; вторая — социальную динамику, т. е, законы развития и изменения общества. Социальная статика - это анатомия общества, как строением человеческого орга­низма. Конт выделяет в обществе институты: семья, религия, государство. Сформулировал закон трех стадий общественного развития, соответствующих трем ступеням духовно­го развития человечества: теологическая (охватывает древность и раннее средневековье, заканчиваясь в XIII веке), метафизическая (14-18 века) и позитивная, которая начинается в XIX веке.

Герберт Спенсер (1820—1903) - основатель органической школы в со­циологии. Общество - объединение индивидов, раз­личия в развитии которых создают первичные условия его эволюции. Например, отставание в развитии первобытных племен объяснял низким уровнем развития способностей людей. Исследуя законы эволюции в неорганической, органической и надорганической сферах природы, Спенсер особое внимание уделяет последней. Изучал влияние климата, природных условий на социальные про­цессы, что получило дальнейшее развитие в географических школах в социологии.

В трудах Э. Дюркгейма - отход от отождествления общества и природы, поиск специфики, которую они связывали с теорией ценностей. Дюркгейм видел в ценностях важнейший конституирующий фактор общественной организации, которую он рассматривает с пози­ций структурного функционализма. Общество - автономная сфера бытия и развивается по своим собственным законам, факторы несоциального характера не способны оказать серьезного влияния. Рассматривает структуру общества как совокупность социальных фактов, которые взаимодействуют и порож­дают друг друга. Причина социальных фактов не в сознании, а в предшествующих социальных фактах. Социальная структура рас­падается на две группы фактов: во-первых, мате­риальные и духовные ценности, во-вторых, социальные коллективы. Выделяет такие коллективы, как се­мья, профессиональная группа и т. п., а также возникающие на основе разделения труда социальные институты, выражающие общественное единство (мораль, религия). Причинность в социальном процессе - результат взаимодействия названных элементов социальной среды, рождающего то или иное социальное явление. Наличие социальной эволюции связывает с разделением труда. Развитое разделение труда, специализация и кооперация - при­знаки высокоорганизованного общества. Разделение труда обусловливает различия между индивидами и является предпосылкой формирования личности. Оно придает социальным связям органиче­ский характер, объединяя людей системой взаимозависимостей, на основе которых формируется коллективное сознание. Тесная связь личности и общества, деградация которого влечет деградацию личности. Неравенство вследствие нарушения эквивалентности обмена благами и услугами, а также неприспособленности личности к ее профессиональной роли - причиной классовой борьбы. Необходимо най­ти адекватные средства координации разделения труда, установить устойчивый свод правил, обеспечивающих равенство возможностей. Особое значение в этом у социологии как науки.

Выделение социологии как особой отрасли знания стимулирова­ло возникновение научных дисциплин, непосредственно к ней примыкавших: экономическая теория, археология, этнография.

Социально-гуманитарное познание исследует обще­ство и человека как двух взаимозависимых важнейших предпо­сылок социума, поскольку без человека нет общества, а без общества нет человека. Но фактически антропология и социология суще­ствовали как две обособленные дисциплины со своей методологией и задачами исследования. Социальное по­знание в 19-20 веках обращено преимущественно к исследованию социальных структур, форм деятельности и отношений, которые рас­сматриваются в отвлечении от деятельности конкретных индивидов, их реальной жизни. Предмет социального познания дробится на политологию и правоведение, этику и искусствознание и т. п. Мно­гообразие видов деятельности и социальных отношений становится предметом многообразных научных дисциплин. В рамках философии вызревают культурологические представления, учения о государств и праве, психология, которые обретали статус самостоятельных научных дисциплин. Гуманитарное познание обращено к человеку, его психике, механизмам речи и деятельности, реакций на внешние влияния и т. п., т.е. рассматривает человека со всеми особенно­стями его индивидуальности. Обособление дисциплин внутри общего исследовательского направления в значительной мере определялось общетеоретическими и философскими установками, согласно кото­рым обществознание должно было уподобляться естествознанию. Но социальное познание столкнулось с формами массового поведения и массового сознания, что привело к необходимости методологического синтеза социологии и психологии. Появляется социальная психология. Социально-гуманитарное познание призвано выявить механизмы, которые позволяют устанавливать связь между индивидуально-личностными формами поведения и массовыми, определять механизмы, объясняющие связь и взаимопревращение индивидуального, уникального и типического между индивидуальным, типическим и массовым. Активное участие в поисках интеграции раз­розненных дисциплин социально-гуманитарного познания принима­ет философия.

Развитие социально-гуманитарного знания и соответствующих научных дисциплин осуществлялось путем эмпирического и теоретического познания явлений общественной жизни.

В основе эмпирического познания - накопление, первичное обобщение и систематизация социального опыта в той или иной сфере общественной жизни (политической, духовной, экономической и др.). Эмпирический уровень связывает с жизнью. На эмпирическом уровне формируется фактуальное знание, непосредственно связанное с конкретными фактами из той или иной сферы общественной жизни. Эти факты обобщаются, выявляются некоторые свойства и взаимосвязи, единство существенного и несущественного, необходимого и случайного, общего и частичного. Эмпирические сведения, полученные в той или иной области социальных и гуманитарных наук в виде научных фактов и их первичной систематизации, подвергаются дальнейшему осмыслению на абстрактном теоретическом уровне. Такое их осмысление направлено на выявление сущности исследуемых явлений и закономерности их развития, на уровне выявления сущностей выводятся законы. Научный факт - знание о реальном факте, поэтому когда мы осмысливаем теоретическую базу, мы осмысливаем научный факт. Собранные факты анализируются в определенной системе категорий. Осмысление научных фактов происходить не в широкой системе категорий, а в рамках понятий, категорий, методологии, которые соответствуют данному явлению.

Теоретический уровень познания во многом основывается на сведениях эмпирического познания; эмпирический уровень исходит из тех или иных теоретических предпосылок – определенной системы понятий и принципов, воспроизводящих в сознании ученого предмет изучения (политическая система общества), цели, направления изучения и способы его научного исследования (в рамках направлений). Ведущее направление- путь от эмпирического к теоретическому познанию и далее, к более глубокой и непротиворечивой теории. Так формируются и развиваются дисциплины социально-гуманитарного цикла.

2 основных фактора, под влиянием которых происходят историко-логические реконструкций знаний и в целом социально-гуманитарных наук. Один из факторов касается самой логики социально-гуманитарных знаний. Появляются новые понятия (наука начинается и кончается понятиями), новые подходы и методы исследования тех или иных явлений общественной жизни, позволяющие изучить их более глубоко. В результате, появляются новые теории с их новой конструкцией (структурой) и новым содержанием, объясняющим эти явления на современном для данного исторического этапа научном уровне.

Другой фактор реконструкции социально-гуманитарных знаний – чисто социальный – он связан с социальными интересами ученых, их ценностными ориентациями, которые существенно влияют на цели и направления исследований и выводы из них. Это хорошо видно при сравнении современных теорий либерального, консервативного, социал-демократического и маркситского толка, в том числе при сравнении их обоснований роли государства в развитии экономики страны.


 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1430; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!