Формирование идеалов математизированного и опытного знания в новоевропейской науке: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.



Переход к экспериментальному изучению природы и математическая обработка результатов экспериментов позволили Галилею открыть законы движения свободно падающих тел. Принципиальное отличие нового метода исследования природы от натурфилософского состояло в том, что в нем гипотезы систематически проверялись опытом. Эксперимент как вопрос, обращенный к природе. Необходимо так сформулировать вопрос, чтобы получить на него вполне однозначный и определенный ответ. Для этого следует так построить эксперимент, чтобы по возможности максимально изолироваться от воздействия посторонних факторов, которые мешают наблюдению изучаемого явления в «чистом виде». В свою очередь гипотеза, представляющая собой вопрос к природе, должна допускать эмпирическую проверку выводимых из нее некоторых следствий. В этих целях, начиная с Галилея, стали широко использовать математику для количественной оценки результатов экспериментов.

Именно благодаря этому Галилею удалось опровергнуть прежнее предположение, высказанное еще Аристотелем, что путь падающего тела пропорционален его скорости. Поэтому для науки Нового времени стало характерно противостояние человека и природы, активное вторжение в природную предметность и преобразование ее с учетом собственных интересов.

Таким образом, в трудах Г.Галилея заложены основы фальсификации науки, то есть научное знание должно проверяться эмпирическими методами, в т.ч. научным экспериментом.

В философии Фрэнсиса Бэкона впервые сформулированы гл. принципы, характеризующие ф. Нов. вр. С самого начала своей деятельности выступил против господствовавшей в то время схоластической Ф. и выдвинул доктрину «естественной» философии, основ-ся на опытном познании.

Бэкон стремился привести «границы умственного мира» в соответствии со всеми теми громадными достижениями, когда наибольшее развитие получили опытные науки. Бэкон выразил решение поставленной задачи в виде попытки «великого восстановления наук», которую изложил в трактатах: «О достоинстве и приумножении наук», «Новом Органоне» и других работах по «естественной истории», отдельных явлениях и процессах природы.

Новая классификация наук, в основу которой он положил способности человеческой души, как память, воображение (фантазия), разум. Соответственно, главными науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия. Высшая задача познания и всех наук - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. Знание - сила, но только такое знание, которое истинно. Поэтому Бэкон приводит различение двух видов опыта: плодоносных и светоносных. Первые - это такие опыты, которые приносят непосредственную пользу человеку, светоносные - те, цель которых состоит в познании глубоких связей природы, законов явлений, свойств вещей. Второй вид опытов Бэкон считал более ценным, так как без их результатов невозможно осуществить плодоносные опыты. Главным шагом в реформе науки, - должно быть совершенствование методов обобщения, создание новой концепции индукции. Опытно-индуктивный метод Бэкона состоял в постепенном образовании новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы.

В противовес индукции через простое перечисление, он выдвигает на передний план истинную индукцию, дающую новые выводы, получаемые на основании не столько в результате наблюдения подтверждающих фактов, сколько в результате изучения явлений, противоречащих доказываемому положению. Один-единственный случай способен опровергнуть необдуманное обобщение.

В индуктивный метод Бэкона необходимыми этапами входит собирание фактов, их систематизация. Бэкон выдвинул идею составления трех таблиц исследования - таблицы присутствия, отсутствия и промежуточных ступеней. В индуктивный метод Бэкона входит и проведение эксперимента. Бэкон выдвинул опытное обобщение фактов в качестве стержня своего метода, однако не был защитником одностороннего его понимания. Эмпирический метод Бэкона отличает то, что он в максимальной степени опирался на разум при анализе фактов.

Таким образом, в трудах Бэкона четко прослеживаются идеи о логических методах познания, таких как индукция-дедукция, анализ и синтез.

В отличие от Бэкона, Декарт апеллирует разуму и самосознанию, требует положить в основу философии мышления принцип очевидности, или непосредств. достоверности, тождественный требованию проверки всякого знания с пом.естеств.света разума. Этопредполагало отказ от всех суждений, принятых когда-либо на веру, обычаю и примеру - традиционным формам передачи знания. Принцип субъективной достоверности означал установку не на усвоение чужих мнений, а на создание собственных. Науч.знание построено как единая система (до сих пор оно было собранием случайных истин) Основанием системы д. стать наиболее очевидное и достоверное утверждение.

Понимание мира как гигантской системы тонко сконструированных машин, снимает у Д. принципиальное различие м/д естеств-ым и искусст-ым (созданным ч-ком). Если мир-мех-зм, а наука о нем-мех-ка. Инструментом этого конструирования явл-ся метод,. Осн. правила метода:

1) исходить в своих рассуждениях только из таких положений, которые предстают в уме ясными и отчетливыми и не вызывают никаких сомнений в своей истинности;

2) разделять каждую сложную проблему на составляющие ее частные вопросы, чтобы каждую часть в отдельность лучше разрешить;

3) в своих рассуждениях стараться переходить от предметов самых простых и легко познаваемых к познанию более сложных вещей, от известного и доказанного - к менее известному и недоказанному;

4) стараться не совершать никаких пропусков в своих рассуждениях в процессе логического хода мыслей.

Основой и образцом метода Декарта явл-ся математческий: в понятии природы Д. оставил только те определения, кот. сост-ют предмет математики - протяжение (величину), фигуру и движ-ие. Важнейшие эл-ты метода-измерение и порядок. Познание, по Декарту, освещено светом разума, а заблуждение возникает вследствие того, что человек обладает свободной волей, которая представляет собой иррациональное начало в человеке.


 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!