Преднаука Древней Греции: становление первых форм теоретической науки.



Как сохранить сложившийся веками порядок и в то же вре­мя дать ответ на вызов истории? Античность предложила два варианта решения: либо ужесточение религи­озных предписаний, идеологический диктат и деспотическая власть, либо республика.

Социальные предпосылки. Возникновение науки оказалось возможным только благодаря культуре антично­го мира, получившей продолжение и развитие в эпоху Возрождения и Нового времени. Демократия, при которой политическая и духовная жизнь были пронизаны духом состязательности. Социальный климат полиса позволял критически относиться к традиционным нормам и создавал возможность их об­суждения и совершенствования. Атмосфера состязательности, прио­ритет духовных ценностей над ценностями, создаваемыми работника­ми физического труда (такой труд считался делом рабов), порождала преимущественный интерес к философии и чистой (неприкладной) науке. Культура Индии и Китая была ориентирована преимуще­ственно на создание технологически превосходных вещей (порох, шелк), а Древней Греции создала многочисленные философские школы, были сделаны значительные открытия в науке, которые, однако, не полу­чали своего технологического применения. Именно в античной философии возник целый спектр систем, предложивших (и обосновавших) различные концепции мироздания и различные идеалы социального устройства. Культивируется представление о многообразии мира и возможных способов деятельности.

Необходимое условие формирования такой культуры - ци­вилизация, основанная на рабском труде и наличие граждан, свобода которых определялась тем, что они пользовались всеми правами, доступными гражданам демократического государства. Это способствовало возникновению особого стиля мыш­ления - критическое отношение к высказываниям, толерантность к иным точкам зрения, продук­тивный диалог равноправных партнеров. Формировалась культура, допускающая правомерность альтернативных взглядов.

Л. Ф. Лосев подчеркивал: «Ан­тичная культура вырастает на реальной почве, из реального источника. Она — синтез реального и идеального в реальном. Поэтому она по преимуществу телесна». Телесность в ис­кусстве, в философии, и в научных знаниях. В искусстве пластика выступает и как способ восприятия природы, и как анатомически вер­ное изображение тела.

В философии возникают натуралистические школы, объясняющие природу из нее самой. Атомы Левкиппа и Демокрита - миниатюрные частицы, различающиеся формой и величиной. А для античной математики свойственно телесное, чисто величинное отношение к числу. Число телесно, чувственно осязаемо, оно определяет число как меру. Отсюда происходит слово «измерить». И отсюда пред­ставление, что число составляет сущность всех чувственно осязаемых вещей. Даже понятие идеи Платона в буквальном переводе означает «форма», форма форм, идеальная, со­вершенная форма, искажаемая тем, что она проявляется в единичных вещах. Подобная установка способствовала выработке умений и навы­ков оперирования идеальными объектами, без которого теоретическое знание невозможно. Совершенно неслучайно, что интерес философов и ученых сосредоточивается на всех известных явлениях природы: гре­ческие боги телесны и совершенны, они живут и поступают, как люди, а философы ставят вопрос о происхождении богов наряду с происхо­ждением земли и людей.

Множество достижений в области научного знания: в математике и астрономии, в геометрии, ста­тике и гидростатике (Архимед) и т. д. Однако технологиче­ское применение этих знаний не осуществлялось. Одна из причин - отношение к физическому труду как к низшему сорту деятельности, уделу рабов. Например, Архимед лишь под дав­лением обстоятельств (осада римлянами Сиракуз) вынужден был заниматься совершенствованием военной техники и оборонительных сооружений: изобрел рычаг и ворота, с помощью зеркал наводил солнечные лучи на римские корабли и поджигал их. Однако он не упоминал в своих сочинениях о возможных технических приложениях своих те­оретических исследований.

Античная культура развивалась под непосредственным влиянием мифологии. Про­исходит переосмысление мифологических представлений о начале мира и ведутся поиски такого начала. В философии обосновывается идея всеединства: «Космос един» (Фалес); «Все про­исходит из воды» (Фалес) и т. д. За этой простой формулой таится гран­диозный полет внеэмпирических обобщений, открывающих связи и отношения вещей, выходящие за рамки обыденного опыта. Поиск единого основания (первоначал и первопричин) и выведение из него следствий создали необходимые условия для научного познания и на­учного объяснения природы и человека.

Фиксирует не только наличие единого основания, но чле­нение реальных вещей на части: единое состоит из многого. Отсюда проблема соотношения единого и многого, части и целого. Античность предложила все возможные варианты ее решения: мир бес­конечно делим, существует и Единое, и Многое, но они не происходят одно из другого и не переходит друг в друга (Анаксагор), существует Многое, Единое не мыслится; мир делится на части до определенного предела (Демокрит); мир вообще неделим, реально существует только Единое, Многое не обладает бытием (элеаты): множество может рас­крываться посредством отторжения (вражды) и возвращения в Единое посредством соединения (любви) (Эмпедокл).

Идея экспериментального исследования неявно предполага­лась, но такой практики, как эксперимент, в не было. Природа для древнего грека не была обезличенным неодушевленным веществом, она представлялась живым организмом, в котором отдельные части — вещи — имеют свое назначение и функции. Была чужда идея пости­жения мира через препарирование его частей и их изучения в несвобод­ных, не свойственных их естественному бытию обстоятельствах.

Первые попытки философского осмысления познания. В античности наука не существовала как особый вид профессиональной деятельности, она составляла неотъемлемую часть философии. Но она стремилась утвердить истину, искала критерии их различения, выдвигая требование достоверности, убедительности, аргументиро­ванности знаний. Демокрит различает знание незакон­норожденное, основанное на чувствах, и законнорожденное, истин­ное, основанное на разуме. Существует путь мнения и путь истины, истина — одна, а мнений — множество. Отличие истинного знания также в том, что обыденное зна­ние признает случайности, а истинное — находит во всем проявление необходимости. В этот период философия предлагала идеи, которые подготовили почву для научных открытий, закладывались логические основы организации знания и определения его истинности.

Самоочевидное в жизни не благоприятствует философской реф­лексии. Поставить простейший вопрос — значит разрушить привычное видение мира, и положить начало философии. Простейший вопрос: что такое бытие и небытие? Что значит быть? Начало этих вопросов - когда обычай, традиция дают сбой. Разрыв с традицией — самый мучительный процесс, трагедии философа, он ставит под сомнение религиозную нравственность, культурную традицию, ищет ее основание, определя­ет смысл человеческой жизни. Без свободы мысли такие вопросы невозможно поставить и разрешить. Античная философия сознательно поставила вопрос о несоответствии обычного здравого смысла и теоретической рефлексии. В философских дискуссиях содержатся рассуждения, открывающие связи и отношения вещей, выходящие за рамки обыденного опыта. Первыми наличие противоречий между умопостигаемой реальностью и очевидностью продемонстрировали элеаты (апории Зенона). Более сложным было обсуждение свойств пространства, времени и движения; если бытие неделимо, то оно и неподвижно. Но если мир неподвижен, неделимы и пространство, и время, что противоречит здравому смыслу. Античная философия подготовила тот тип интеллектуальной деятельности, который ориен­тирован не столько на очевидность опыта, сколько на логику, на оче­видность разума.

 

Для натуралистических школ свойственно признание непреложности и всеобщности как законов природы, так и тех, кото­рые управляют поведением людей. Анаксимандр ввел термин «закон» путем перенесения законосообразности природы на юридические по­нятия. И. А. Исаев: «Ар­хаическое мышление поначалу отмечает некие закономерности в небе и на земле. Далее - приспособле­ние к ним, требование законосообразности. Наконец, наступает время установления произвольной законности. Космический порядок как закон уступает место Закону, устанавливающему порядок. Где лежит та грань, за которой натуральный закон превращается в человеческий? Путь к нему идет через антропоморфизм космических и природных явлений, персонификацию элементов и стихий, через проявление лич­ности».

Несомненным достижением было оформление гно­сеологического скептицизма - критическая оценка познавательного процесса и его результатов. Радикальное сомнение в истинности стереотипных, общепризнанных суждений предполагает известную смелость философа или ученого. Скептицизм опирается на особенности субъекта либо объекта познания, на факторы, возникающие в отношениях субъекта и объекта познания в ходе познавательного акта и препятствующие его эффек­тивности. Например, Протагор утверждал, что «причины всех вещей» находятся в непрерывно изменяющейся материи, и из их бесчислен­ного множества человек в состоянии выявить лишь некоторые. К тому же и человеческая мысль всегда зависит от индивидуальности ее но­сителя и от беспрерывно изменяющихся обстоятельств.

В античной философии противопоставление чув­ственного и рационального познания, что создавало предпосыл­ки абсолютизации одной формы познания и недооценки другой. Так, известные апории Зенона демонстрировали несостоятельность обы­денного мышления, отождествлявшего мир вещей и процессов и их восприятие. Звучит недоверие к философским категориям (из­менение, причина, действие, время и др.). Достоин­ство античного скептицизма в критике догматического со­знания, скептицизм создавал импульс к совершенствованию способов и форм научного познания, разрушал стереотипы массового сознания. Сомнение в надежности истины стимулировало совершенствование познавательных процедур и тщательной проверки знания. К пробле­мам, поставленным античными скептиками, философия и наука не­однократно возвращались по мере развития научного знания.

 

 


 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 410; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!