Концепции материи в истории философии и науки.



Материя- категория онтологии, обозначающая объективную реальность, данную непосредственно или опосредованно в ощущениях человека и существующую вне и независимо от его сознания. Материя- основная категория материалистической философии, в которой подчеркивается, что важнейшими свойствами материального бытия является: быть объективной реальностью и являться принципиально познаваемой. В современном естествознании понятие « материя» включает как объекты, имеющие массу покоя, так и физические поля.

В истории философии было развито несколько концепций материи-субстратная, субстанциальная, концепция материи как вещества и объективной реальности.

Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от сознания человека. Материи приписываются те же характеристики, что и Богу. Следовательно, она может рассматриваться в качестве своеобразного обоснования существования не только материального мира, но и духовного. Материальный мир развивается через взаимодействие вещей и процессов. Это взаимодействие выступает, согласно материализму, основанием мира. Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость, неуничтожаемость, познаваемость, неисчерпаемость строения и т. д. Но среди них есть такие, без которых она не может существовать. Такие свойства называются атрибутами. К ним относятся движение, пространство, время.

Этапы:1-ый этап. Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо субстанцией). Они сводили материю к наглядно-чувственным представлениям (огонь, вода и т.д.). Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит – из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю; Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное начало – апейрон. Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический характер.

2-ой этап (5 в. до н.э.- конец 19 в). Представители: древневост. Ф (школы ньяя, вайшешика), Др.Греция (Левкипп), франц. мыслители (П.Гассенди, Ж.Ламетри), И.Ньютон, Р.Бойль, М.Ломоносов. Новое представление о материи – материя отождествляется с атомами как особой формой в-ва. Демокрит – «атом вечный, его нельзя уничтожить, он невидимый, все атомы одинаковы, из них строится все (+ душа)». Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими свойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму они имеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты).

3-ий этап. В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. (Беккерель открыл радиоактивность; 1902г. – Резерфорд и Содди расщепили атом) было выработано так называемое философско-гносеологическое представление о материи: материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (В.И. Ленин).

4-ый этап. На этом этапе формируется субстанционально-аксиологическая концепция материи как системы, охватывающей более широкую совокупность её атрибутов. Более содержательным явл-ся научное представление о материи. Наука выделяет 2 вида материи: вещество и поле. Хотя это определение условно. В 30-е гг 20в.была создана теория корпускулярно-волнового дуализма. Наука также выделяет ряд структурных уровней организации материи: 1)вакуум; 2)элементарные частицы; 3)атомы [1,2,3-микромир]; 4)молекулы; 5)тела; 6)планеты [4,5,6-макромир]; 7)звезды; 8)галактики; 9)метагалактики (мегамир). (эволюция неживой природы). На ур-не макромира возникает жизнь. Живое от неживого отличается следующими признаками: питание, выделение, дыхание, рост, пожвижность, размножение, раздражимость.

Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма.

Динамику бытия раскрывают категории «движение», «развитие» и «покой». Они же называются «атрибутами материи», то есть ее неотъемлемыми свойствами.

Движение – это любое изменение состояния (количества, качеств, соотношений, связей, действий и т.д.), но прежде всего пространственно-временных характеристик. По Энгельсу движение в широком смысле – способ существования материи. Развитие – изменение усложняющее и обогащающее. Покой – отсутствие движения, он считается относительным и временным.

Формы движения: физическое, химическое, биологическое, социальное, духовное. По направлению движения его формы таковы: круговорот, восхождение, нисхождение, колебание или единство восхождения и нисхождения.

 Аналогичные виды развития: прогрессивное, регрессивное, нейтральное, а также революционное (бурное) или эволюционное (плавное, постепенное). Формам движения свойственно превращаться друг в друга, а низшим формам – подготавливать-обуславливать появление высших форм.

Концепция (принцип) глобального (универсального) эволюционизма – занимает одно из центральных мест в научной картине мира. Это сведение воедино всех видов развития на принципах: самоорганизации (синергетики) и эволюции (космической, химической, биологической, социальной). Согласно этой концепции все системы самоусложняются: растет их разнообразие, а стабильность снижается. Многое случайно, но господствует «наследственность» (частичная причинность, преемственность), не определяющая, однако, всего. Развитие идет путем отбора наиболее реального варианта из множества возможных.

Принцип глобального эволюционизма. В основе схемы глобального (универсального) эволюционизма лежат, согласно Н. Н. Моисееву, исходные принципы: 

- Вселенная – это единая саморазвивающаяся система; 

- эволюция систем носит направленный характер: развитие идет по пути усложнения систем, роста их разнообразия и уменьшения их стабильности; 

- во всех ее процессах неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие; 

- во Вселенной господствует наследственность: настоящее и будущее зависят от прошлого, но не определяются им однозначно; 

- динамику мира можно представить как постоянный отбор, когда из множества виртуальных состояний система избирает наиболее реальные; 

- принцип отбора допускает существование бифуркационных состояний, в результате последующая эволюция оказывается принципиально непредсказуемой, ибо вступают в силу случайные факторы, действующие в период переход

Согласно данной концепции все стремится к единству (кооперированию). А объединившиеся системы неуклонно самоусложняются: растет их разнообразие, а стабильность снижается. Целое не равно сумме его частей, ибо у него дополнительные свойства. В изменениях многое случайно, но есть и «наследственность» (причинность, преемственность), не определяющая, однако, всего. Развитие идет путем отбора наиболее уместного (оптимального) варианта из множества возможных. Ярчайшие примеры такого отбора черпаются в дарвинизме (естественном отборе наиболее приспособленных биологических видов) и бифуркационных теориях возникновения макроастрономических объектов и элементарных частиц.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 3351; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!