Развитие понятия бытия в истории философии. Понятие онтологии.



Онтология(относ – сущее). В качестве самостоятельного раздела философии (учения о сущем как таковом) ввел Вольф (1730 г.). Отцами ее авторы называют Гераклита, Парменида и Платона. Термин «онтология» употребляется в философии с XVII в., а его этимология имеет греческие корни, и это слово буквально означает учение о сущем.

Основные категории: бытие-небытие, сущее, сущность, субстанция, реальность, материя, движение, развитие, пространство, время.

Основные виды бытия: материя (независимое от человека и отражаемое им) и дух-идея (субъективная реальность).

Исторические типы онтологии:

- античный ‑ поиск первоначал материальных или идеальных;

- средневековый ‑ познание сверхсущего бытия Бога, в коем совпадают сущность и существование;

- нового времени ‑ учение о способах получения научного знания;

- новейшего времени (XIX-XX вв.) ‑ возрождение онтологии как осмысления существования человека в универсуме.

Онтология осуществляет понятийный анализ существенных оснований и всеобщих законов организации реальности во всех ее проявлений. Она стремится найти и обосновать начало окружающей деятельности, выявить суть ее истинной природы. При этом онтология изучает свой предмет не обращаясь к нему непосредственно, а лишь умозрительно.

Основной предмет изучения- бытие. Бытие- это наиболее общее абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще. В истории философии существует множество подходов изучения бытия. Все они стремятся найти подлинное основание существенных вещей.

С помощью категории бытия обозначают не просто конкретное сущее и даже не их сумму, т. к. ее основная функция в том, чтобы прежде всего указывать на то, что нечто есть, которое может существовать в любой форме (материальной или идеальной). Конкретная же расшифровка бытия зависит от той или иной целостной философской системы. Поэтому бытие интерпретировалось как: число (Пифагор и др.), логос (Гераклит и его последователи), единое (Парменид и его школа), идея (Платон), форма (Аристотель), благо (Платон), Бог (Августин, Фома Аквинский и др.), монады (Г. Лейбниц, Н.Лосский и др.), материя (Ф. Энгельс) и т. д. Каждая из этих интерпретаций отражает выявление либо идеального (духовного), либо материального основания всего сущего. 

В современный понятийный аппарат онтологии активно вводится категория виртуальное бытие как следствие развития информационных технологий. В результате возникают новые интерпретации этого понятия, способы его обоснования и аппликации на разные сферы культуры: например, иллюзорное бытие в интернет-сети, своеобразное бытие-небытие. 

Небытие – это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия – нечто, форма проявления небытия – ничто.

 

Бытие материальное и идеальное. Основные формы бытия

Бытие материальное и идеальное. Целостное бытие как реальное многообразие различных вещей и явлений подразделяют на определенные виды и формы. Выделяют два основных вида бытия– материальное и духовное (идеальное). К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Данный вид бытия принимает объективированную форму в виде понятий, формул, текста и т.д.

Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (идеального) и бытие социального. Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии общества. 

Философской категорией, фиксирующей специфику материального бытия, традиционно выступает понятиематерия, а идеального – понятие сознание.

К основным формам бытия относятся:

- бытие неживой природы- весь естественный и искусственный мир, а также все состояния и явления природы. Собственно, это вся первая(естественная)и вторая ( созданная или преобразованная человеком) природа, лишенная жизни;

- бытие живой природы включает в себя два уровня: а) первый уровень представлен живыми неодухотворенными телами, т. е. всем тем, что имеет способность к размножению и осуществляет обмен веществ и энергии с окружающей средой, но не обладает сознанием; б) второй уровень- это бытие человека и его сознание.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 834; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!