Приведем примеры основных действий с умственно — отсталыми детьми, которые не умеют играть



 «Ищем шарик»Взяв ребенка на руки, привлекаем его внимание, перекатывая яркий шарик из руки в руку. Затем посылаем шарик к краю стола, чтобы он упал, и просим малыша отыскать шарик на полу. «Игра с мячом» Усадив ребенка на пол, садимся лицом к нему, разведя ноги, и произнося «Лови!» перекатываем мячик ребенку. Просим ребенка, чтобы он вернул Вам мячик, пустив его в Вашу сторону. «Найди лягушку» Прячем игрушку в любое место и объясняем ребенку, что сейчас появится лягушка, и ее нужно поймать. Игрушка должна появляться медленно, причем из разных мест, то снизу, то сверху, то сбоку. Необходимо чтобы ребенок находил взглядом игрушку.

 «Дай такую же игрушку» Покажите ребенку, как среди различных рассыпанных игрушек Вы выбираете два одинаковых кубика или два одинаковых мячика и кладете в корзину. Попросите его повторить действие, помогая на первых порах.

 «Яркие стаканчики» Цель игры научить ребенка забрасывать мелкие предметы в определенный сосуд. Лучше всего если сосуд (стаканчик). А бросать в него можно, например, бусинки или горошины. Для заинтересованности можно потрясти стаканчик около уха, послушав, много ли горошин попало внутрь.

Тотально слепые дети не имеют никаких зрительных ощущений. У ребенка наблюдаются фобии — страх перед большим пространством. Ребенок не передвигается самостоятельно. Испытывает трудности в развитии мелкой моторики. Развитие осязательного восприятия у ребенка происходит в направлении формирования обобщенных осязательных образов, что тесно связано с развитием и формированием обобщающей функции речи. Для слепого ребенка при восприятии какого-либо предмета огромное значение имеет соответствующий опыт. То есть, если мы используем в работе предмет, который знаком ребенку в общих чертах, то возникающий образ будет нечетким, расплывчатым. Поэтому в игре мы всегда называем предметы, с которыми играем, так как предмет отражается в сознании ребенка через чувственное и словесное обозначение. При работе с таким ребенком важнейшим является осязание — как основной вид контактной чувствительности. Прикасаясь к предметам, ребенок воспринимает их чувствительными поверхностями тела

 Игра «Пазлы со шрифтом Брайля» Данная игра позволяет осваивать базовые математические навыки, развивать творческие способности, логическое мышление и мелкую моторику. Пазлы со шрифтом Брайля — развивающая игра, представляющая собой цилиндр, который поделен на пять секций. Каждая секция включает в себя подвижные блоки разных цветов. Буквой алфавита Брайля от А до Н обозначается соответствующий цвет. Цель игры: при помощи передвижения блоков и поворачивания по кругу секций, необходимо собрать линии одного цвета или более сложные узоры. Игра «Узнай фигуру» Игра обучает навыкам названия геометрических фигур, узнавания их формы, а также развивает тактильную чувствительность. Используются фигуры двух разных размеров (круг, квадрат, овал, треугольник и др). Ход игры: на полу педагог выкладывает большие фигурки, а маленькие он одевает ребенку на запястье руки. Сначала ребенок ощупывает ту фигурку, что находится у него на руке. Далее его задача состоит в том, чтобы найти соответствующую фигурку среди лежащих на полу, но только большего размера. Ребенок, найдя нужную фигуру, встает на нее, и говорит, как она называется. Игра считается законченной, когда ребенок отыщет все фигуры. Подвижные игры для слепых детей являются сильнейшим средством их всестороннего развития и воспитания. Ребенок с нарушением зрения также, как и зрячий ребенок, может играть почти в любую игру, но его сначала нужно научить играть. В данном случае игра должна быть просто адаптирована к индивидуальным особенностям слепого ребенка.

Игра «Птички» Игра направлена на развитие умения ориентироваться в пространстве. Она может проводиться в большой комнате, спортзале или во дворе. Здесь могут принимать участие от 3 до 6 игроков. Все игроки пытаются изобразить птиц, которые вьют себе гнезда и в них садятся. Методика проведения игры: по команде ведущего все птицы должны вылететь из своих гнезд, и размахивая руками свободно передвигаются по игровой площадке. Ведущий дает сигнал: «Коршун!». Задача ребенка заключается в том, чтобы занять свое место в гнезде. А тот, кто из игроков занял последним свое гнездо, считается пойманным и ему присваивается одно проигрышное очко. Победителем считается тот игрок, который не получил ни одного проигрышного очка.

 Игра «Море волнуется» Игра развивает координацию и умение ориентироваться в пространстве. В ней могут принимать участие от 2 до 6 человек. Для игры потребуется коврик, матрас или гимнастический мат. Все играющие садятся на мат, коврик или матрас. Это будет «лодка». Ведущий передвигается по площадке, и, назвав имя какого-нибудь игрока, произноси следующие слова: «Море волнуется». Игрок, чье имя назвали, выходит из «лодки» и берет за руку ведущего. Далее вызывается следующий игрок и так далее. Тем самым образуется длинная цепочка игроков, которые двигаются за ведущим, взявшись за руки. Ведущий может водит за собой играющих бегом, шагом, поскоком в разных направления, заворачивая цепочку змейкой и прочее. Неожиданно он произносит: «Море спокойно!». По данной команде задача игроков заключается в том, чтобы занять свое место в «лодке». Проигрывает тот, кто последним занял свое место. Далее игра снова возобновляется.

Игра «Найди мячик»Игра направлена на развитие способности ориентироваться на локализованный звук без посторонней помощи. Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок. Для игры понадобится озвученный мяч (с бубенчиком внутри). Ведущий прячет мяч или прячется вместе с мячом. После того как мячик спрятан, ребенок отправляется на его поиски. Игра проводится до четырех раз: при локализации звука справа, слева, спереди и сзади. Во время поисков у ребенка на пути не должно быть препятствий.

Дети с синдромом Ретта в любом возрасте имеют различные двигательные и интеллектуальные нарушения. Однако существуют характерные признаки, объединяющие все эти нарушения, например, характерные движения рук («рука–рот»), особенный взгляд. Цель педагогов состоит не в полном их устранении, а в уменьшении их количества. Ребенок с синдромом Ретта обычно не может говорить. Он общается с помощью невербальных и сенсорных средств и может выражать себя благодаря желанию окружающих уловить и вербализовать смысловую составляющую такой коммуникации. Именно поэтому сенсорные игры имеют первостепенное значение в жизни ребенка с синдромом Ретта. Для взрослых в окружении ребенка это означает необходимость вновь, как в детстве, научиться общаться на сенсорном уровне, принимая во внимание конкретную ситуацию, слабую мимику, изменения тона голоса, значение прикосновений, поз и визуального контакта. Игровые инсталляции позволят развернуть игровой сюжет, наполнить его проблемными ситуациями, фольклорным содержанием.

Игра «Хлопаем в ладоши» Данная игра развивает подражание движениям взрослого, развитие понимания речи. Ребенок сидит или стоит. Педагог (взрослый) напевает (или проговаривает) слова и выполняет движения. Ребенок по показу специалиста выполняют действия с помощью взрослого. «Детки хлопать все умеют, своих ручек не жалеют. Вот так, вот так, вот так, своих ручек не жалеют. Детки топать все умеют, своих ножек не жалеют. Вот так, вот так, вот так, своих ножек не жалеют» Действия повторяются несколько раз.

Игра «Петрушка» Данная игра развивает эмоциональное общение ребенка со взрослым, помогает наладить контакт. В игре участвует персонаж — кукла Петрушка. Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к ребенку, кланяется.

 Синдром Дауна — это хромосомная патология, приводящая к нарушению интеллектуального развития и сопровождающаяся специфическими изменениями внешности. Формирование игровой деятельности детям с синдромом Дауна нужно стимулировать по нескольким причинам: − дети могут не проявлять никакой активности в самостоятельном применении игрушек. − они не могут запомнить, как нужно играть с игрушками, им нужно объяснять и показывать, в то время как обыкновенные дети сами, изучая игрушку находят ей применение. Обычно у детей с синдромом Дауна сюжетно-ролевая игра развивается к 8–9 годам, но предпосылки формируются на много раньше. Игры с правилами не вызывают интерес сразу, нужно заинтересовывать ребенка постепенно.

 Использование графо-моторных игрушек, таких как лабиринт с карандашом-магнитом, игровой обучающей технологии Перттра, мнемо картинок, позволяет получить коррекционный и компенсирующий результат.

 Игра «Чудесный мешочек» Игра способствует развитию тактильных ощущений, формированию навыков связной речи. Ребенку предлагается выбрать заданную фигуру на ощупь, вынуть ее из мешочка и назвать. Вначале в мешочек можно положить плоскостные фигуры, затем объемные, а потом плоскостные и объемные можно смешать.

Игра «Башня» Взрослый предлагает поиграть: «Кубики можно ставить один на другой, кубик на кубик». Ребенок вместе со взрослым выполняют игровую инструкцию. «Получилась башня. Вот какая башня!» К сожалению, не все родители верят в коррекционно-обучающую форму игровой деятельности. Родители, воспитывающие ребенка с особыми потребностями, должны научиться воспринимать игру, как жизненную необходимость для своего ребенка, сколько биологических лет ему бы не было. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Специалисты обучают родителей обыгрывать любую текущую ситуацию. А действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими и естественными возможностями ребенка.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 441; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!