Модуль II. Сущность, основные формы и



Диалектика бытия.

Тема: Онтология как философская наука о бытии

План

 

1. Философская, религиозная и научная картины мира.

2. Понятие бытия. Монистические, дуалистические и плюралистические концепции бытия.

3. Философские и естественнонаучные учения о материи, движении, пространстве и времени.

 

Основные понятия темы: бытие, время, движение, дуализм, идеальное, материя, материальное, монизм, онтология, плюрализм, пространство, система, субстанция, целостность.

  

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

 

Вопрос 1. В ходе подготовки к вопросу «Философская, религиозная и научная картины мира» определите понятие картины мира, дайте характеристику и выявите специфику религиозной, научной и философской картин мира. Подумайте над вопросом о фундаментальных основаниях каждой из этих картин мира и о возможности и условиях их изменения. Приведите соответствующие примеры.

Вопрос 2. Подготовка к данному вопросу предполагает характеристику бытия как сущности и существования, обращение к анализу понимания бытия в истории философской мысли, выяснение единства и многообразия форм бытия.

Укажите основные предметные области и специфику философского исследования бытия – природы, общества и человека, дайте их характеристику.

Важно уяснить содержание понятия субстанции и его значение для понимания проблем бытия. Соотнесите понятия бытия и реальности. Дайте характеристику реальности материальной и духовной, объективной и субъективной.

Рассмотрите монистические, дуалистические и плюралистические концепции бытия.

Вопрос 3. Характеристику философских и естественнонаучных учений о материи, движении, пространстве и времени начните с рассмотрения представлений о материи в истории философии.

Раскройте основные черты понимания материи в античной философии, в философии и науке Нового времени, в период революции в естествознании (физике) на рубеже XIX – XX вв. Укажите на современное понимание материи как субстанции и объективной реальности. Раскройте содержание представлений современной науки о структурности и системности материи, об уровнях её организации.

Дайте характеристику системности как всеобщего, неотъемлемого свойства материи.

Сформулируйте основные положения синергетического видения мира, утверждающего принцип самоорганизации материальных систем, единство и многообразие материального мира. Обратите внимание на важность уяснения таких категорий, как система, элемент, структура, целое и часть.

 Универсальными формами бытия материи являются пространство и время. Проследите эволюцию представлений о пространстве и времени в истории философии и науки. Раскройте содержание субстанциональной и реляционной концепций пространства и времени. Охарактеризуйте время статическое и динамическое, циклическое и линейное, направление времени. Дайте характеристику философского понимания взаимосвязи материи и движения. Назовите основные формы движения. Соотнесите понятия взаимодействие, изменение, движение, становление, развитие.

 

Для проверки приобретенных знаний, умений и навыков ответьте на вопросы и выполните предлагаемые задания.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каковы особенности религиозно-мифологической картины мира?

2. Почему в рамках философской картины мира существуют различные модели мира?

3. Охарактеризуйте научную картину мира.

4. Выпишите из словарей и энциклопедий определение понятий «бытие», «субстанция», «материя». Что их объединяет и в чем их различие, какая между ними взаимосвязь?

5. В чем заключается проблема субстанции? Продемонстрируйте развитие представлений о субстанции в истории философии в ее связи с развитием естествознания.

6. Как соотносятся по своему содержанию понятия «реальность» и «материя»?

7. Вспомните, как шло формирование научного философского понятия материи?

8. Дайте ленинское определение материи и укажите его связь с диалектическим принципом развития и неисчерпаемости мира.

9. Назовите основные формы движения материи, определите их качественную специфику и взаимосвязь.

10. Изложите современные представления о единстве пространства и времени (философии, физике, космологии)

11.  Что такое онтология? Перечислите ее основные категории и раскройте их содержание.

12.  Что такое материальное и идеальное бытие? Чем они принципиально отличаются друг от друга?

 

Темы эссе

1. Чего в мире больше: порядка или беспорядка?

2. Что послужило источником возникновения метафизики Парменида? Какие противоречия он пытался разрешить, утверждая, что существует лишь бытие - бесконечное и неподвижное, цельное и однородное, а небытия, времени и развития нет?

3. Что такое часы и чем они отличаются от времени?

4. Что такое субъективное время?

5. Что такое небытие? (А.Н.Чанышев «Трактат о небытии» Вопросы философии. 1990. №10)

6. Возникновение и развитие философской проблемы бытия.

7. Категория бытия, ее философский смысл и специфика.

8. Прокомментируйте суждение героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Базарова: «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»?

9. Наука, философия и искусство о пространстве и времени.

10. Вечные вопросы бытия.

 

Дополнительная литература

1. Брагин А.В. Мир как система и человек/ А.В. Брагин – Иваново, 2001– 160 с.

2. Брагин А. В. Философия: курс лекций/ А.В. Брагин. – Иваново, 2006. – 279 с.

3. Куликова, О.Б. Основные проблемы онтологии: учеб.- метод. пособие / О. Б. Куликова. – Иваново, 2010. – 156 с.

4.  Пригожин, И. Время, хаос, квант: к решению парадокса времени / И. Пригожин, И. Стенгерс; пер. с англ. Ю. А. Данилова. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1999. – 268 с.

 

Тема: Развитие и универсальные связи бытия

 (для самостоятельного изучения)

План

 

1. Диалектика как учение о развитии и всеобщей связи. Категории диалектики. Понятие детерминизма. Понятие закона. Динамические и статистические закономерности.

2. Законы диалектики как законы развития: а) закон противоречия как источник, движущая сила развития; б) закон перехода количественных изменений в качественные и механизм развития; в) закон отрицания отрицания и взаимосвязь этапов развития, старого и нового в развитии.

3. Проблема самоорганизации материальных систем. Синергетика. Глобальный эволюционизм в современной картине мира.

 

 Основные понятия темы: возможность и действительность, диалектика, детерминизм, единичное, особенное, общее, закон, индетерминизм, категории, коэволюция, метафизика, необходимость и случайность, новаторство, причина и следствие, прогресс, развитие, революция, регресс, саморазвитие, синергетика, система, структура, элемент, содержание и форма, сущность и явление, творчество, традиция, часть и целое, эволюция.

 

Рекомендации

 

Вопрос 1. При подготовке к вопросу уясните суть диалектики как учения о развитии и всеобщей связи, обратите внимание на следующие аспекты:

- содержание категорий «развитие», «всеобщая связь», «диалектика» и их место в системе философского мировоззрения; основные признаки развития: качественный характер изменений, необратимость, преемственность, цикличность; проблему источника, движущих сил и направления развития; прогресс и регресс, их диалектическое соотношение; критерии прогрессивного развития; развитие и саморазвитие; творчество как форма развития и саморазвития человека.

Диалектическая и метафизическая концепции развития.

Диалектика и ее исторические формы. Категории диалектики. Понятие детерминизма и индетерминизма. Закон как выражение необходимых, существенных и повторяющихся связей явлений. Законы динамические и статистические.

Вопрос 2. Рассмотрение диалектической концепции развития предполагает уяснение всеобщих законов диалектики – закона противоречия, закона перехода количественных изменений в качественные, закона отрицания отрицания.

Анализируя закон противоречия, обратите внимание на основные понятия, раскрывающие его содержание: тождество, различие, противоположность, противоречие. Важно уяснить, что данный закон раскрывает источник, движущую силу развития. Охарактеризуйте виды противоречий – внутренние и внешние, основные и неосновные, антагонистические и неантагонистические; их связь и взаимодействие в процессе развития. Внутренние, существенные противоречия должны быть рассмотрены как источник развития природных и социальных явлений.

 Характеризуя закон перехода количественных изменений в качественные, определите содержание таких категорий, как качество, количество, мера, скачок. Определите понятия революция, эволюция. Важно уяснить, что данный закон раскрывает механизм развития.

Рассматривая содержание закона отрицания отрицания, дайте определения понятий отрицание, диалектическое отрицание (снятие), традиция, новаторство. Важно указать, что диалектическое отрицание является необходимым моментом и важнейшим условием процесса развития. Обратите внимание, что закон отрицания отрицания раскрывает взаимосвязь этапов развития, старого и нового в развитии, указывает на тенденции развития.

Подумайте над методологическим и мировоззренческим значением законов диалектики.

Проанализируйте категории сущности и явления, возможности и действительности, необходимости и случайности, формы и содержания, причины и следствия как выражение различных типов и форм противоречий.

 Вопрос 3. Проблема самоорганизации материальных систем. Синергетика. Глобальный эволюционизм в современной картине мира. Рассматривая проблему самоорганизации материальных систем, следует указать, что в XX веке она становится одной из центральных проблем науки. Решение этой проблемы связано с возникновением научной дисциплины – синергетики. Дайте характеристику замкнутых и открытых систем; равновесности и неравновесности, линейности и нелинейности процессов, протекающих в различных системах.

Дайте определение понятия «глобальный эволюционизм». Раскрывая содержание идеи глобального эволюционизма, следует указать, что, с одной стороны, он дает представление о мире как о целостности, позволяет мыслить общие законы бытия в их единстве, а с другой – ориентирует современное естествознание на выявление конкретных закономерностей глобальной эволюции материи на всех ее структурных уровнях, на всех этапах ее самоорганизации.

 

 Для проверки приобретенных знаний, умений и навыков ответьте на вопросы и выполните предлагаемые задания.

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Определите сущность диалектики. Назовите ее основные исторические формы.

2. Какими основными признаками обладает закон?

3. Назовите основные законы и принципы диалектики.

4. Какой закон раскрывает механизм развития?

5. В чём заключается спиралевидный механизм развития?

6. Какова роль «скачка» в развитии?

7. Определите значение категории «мера» в научной и практической деятельности.

8. Покажите на примерах взаимосвязь количественных и качественных характеристик.

9. Закон отрицания отрицания часто называют законом диалектического синтеза. Поясните.

 10. В чём состоит различие между диалектикой объективной и субъективной?

11. Назовите философа, сформулировавшего законы диалектики как теории развития.

12. В чём сущность и основные положения теории самоорганизации (синергетики)?

13. Кто впервые разработал учение о категориях?

14. Какие категории диалектики вам известны?

 

Темы эссе

1. Прокомментируйте мысль Гераклита: «Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли, ибо, если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы».

2. Дайте философское объяснение парности категорий (бытие-небытие, абсолютное-относительное, частное-общее)

3. Приведите примеры реализации закона отрицания отрицания.

4. Приведите примеры реализации закона единства и борьбы противоположностей.

5. Развитие представлений о категориях «причина» и «следствие» в истории философии.

6. Возможно ли в общественном развитии мирное, бесконфликтное отрицание старого новым?

7. Согласны ли Вы с высказыванием Гегеля о том, что «нечто жизненно постольку, поскольку содержит в себе противоречия»?

8. Понятие диалектики. Основные значения слова «диалектика».

9. Ироническая диалектика Сократа.

10.  Статья К.Поппера «Что такое диалектика?», ее содержание и значение.

Дополнительная литература

 

1. Аршинов, В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки / В.И. Аршинов. – М.: ИФ РАН, 1999. – 203 с.

2. Князева, Е. Н. Основание синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры / Е. Н. Князева, Е. Н. Курдюмов; Институт философии, Институт прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН. – СПб.: Алетейя, 2002. – 414 с.

3. Князева, Е.Н. Основания синергетики: синергетическое мировидение/ Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов.– Изд. 3-е. – М.: Книжный дом «Либроком», 2010. – 256 с.

4. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления: учеб. пособие для студентов и аспирантов / П. Г. Белкин [и др.]. – М.: Наука, 1994. – 207 с.

 

Тема: Философское понятие сознании

План

 

1. Сознание как предмет философского и специально-научного исследования. Происхождение, сущность и структура сознания. Сознание и бессознательное.

2. Психика и сознание. Сознание и самосознание. Сознание и язык.

3. Общественное и индивидуальное сознание. Формы общественного сознания и их роль в функционировании и развитии общества.

 

Основные понятия темы: бессознательное, воля, воображение, восприятие, идеальное, интуиция, мышление, общественное и индивидуальное сознание, отражение, ощущение, память, понятие, психика, представление, раздражимость, самосознание, сознание, суждение, творчество, умозаключение, фантазия, язык.

 

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

 Вопрос 1. Сознание наряду с философией изучают многие другие науки: психология, физиология, кибернетика, социология, медицина и т.д., поэтому подготовка по первому вопросу предполагает, прежде всего, уяснение специфики философского подхода к исследованию сознания, рассмотрение его происхождения, сущности и структуры.

При рассмотрении вопроса о происхождении сознания уясните понятие антропосоциогенеза, биологические и социальные основы сознания, связь сознания и мозга. Сознание – продукт длительного, не только биологического, но и социального развития. Решающую роль в возникновении и развитии сознания человека играет труд.

Рассматривая структуру сознания, проанализируйте виды перцептивных (ощущение, восприятие, представление) и мыслительных (языкоречевые, образно-наглядные, понятийно-логические) процессов. Дайте характеристику образного и понятийного мышления, интуиции, воображения и творчества.

Обратите внимание на существование различных концепций происхождения и сущности сознания.

Уясните функции языка – коммуникативную, познавательную, экспрессивную.  

Характеризуя проблему бессознательного, проанализируйте психоаналитическую концепцию антропогенеза, становления сознания, структуры сознания. Рассмотрите вопрос о роли коллективного бессознательного в развитии культуры.

Важную роль в исследовании проблемы сознания играет категория «идеальное». Идеальное есть отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли. Идеальное как продукт духовного производства носит общественный исторический характер. Идеальное выступает формой не только сознания и воли человека, но и формой его деятельности. Идеальное создает образ объекта, выражает этот образ символически, содержит в себе его смысл и основные очертания.

Вопрос 2. При рассмотрении вопроса о соотношении психики и сознания уясните принципиальные, качественные отличия сознания человека от отражения окружающей среды высшими животными. Они состоят, во-первых, в способности к абстрактному мышлению; во-вторых, в наличии языка, второй сигнальной системы, в-третьих, в том, что человеческое сознание является одновременно самосознанием; в-четвертых, в способности человека к творческому освоению действительности.

Раскрывая связь сознания и самосознания, следует подчеркнуть, что самосознание есть способ самопознания субъекта, осознание единства человека и внешнего мира. Самосознание формируется под воздействием определенных общественно-исторических условий. Оно связано с мировоззрением человека, развитием личности. Рассмотрите вопросы о взаимосвязи сознания и языка, естественных и искусственных языков, проблему искусственного интеллекта.  

Вопрос 3. При рассмотрении вопроса о сущности, содержании и соотношении общественного и индивидуального сознания уясните их единство и различие, дайте характеристику форм общественного сознания (научное, нравственное эстетическое, политическое, правовое, религиозное, философское). Дайте характеристику обыденного и теоретического сознания, идеологии и общественной психологии.

 

Для проверки приобретенных знаний, умений и навыков ответьте на вопросы и выполните предлагаемые задания.

 Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Сформулируйте философское понятие сознания?

2. Существует ли принципиальное различие в психике человека и животных? Думают ли животные?

3. Назовите предпосылки возникновения сознания?

4. Дайте характеристику отражения как всеобщего свойства материи? Какие формы отражения вы знаете?

5. Сформулируйте понятие индивидуального сознания. Какова его структура?

6. Каковы сущность и содержание общественного сознания? Охарактеризуйте формы общественного сознания.

7. Как связаны между собой общественное и индивидуальное сознания?

8. Каково значение языка в становлении и функционировании сознания? Каковы функции языка?

9. Сформулируйте понятие идеального.

10. Как связаны между собой сознание и мозг?

11. Определите содержание понятия «бессознательное».

12. Какова сущность творчества? Какую роль в нём играют вдохновение, воображение, озарение?

 

Темы эссе

1. К. Марксу принадлежит формулировка: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Прокомментируйте это определение.

2. В чем суть проблем «диалога» человека и компьютерных систем?

3. Как можно понять фразу М.Хайдеггера: «Не мы говорим языком, а язык говорит нами»?

4. Почему часто идеалотворчество превращается в идолотворчество?

5. Что имел в виду Гегель, говоря о «хитрости» человеческого разума?

6. Чем отличается человеческий язык от других знаковых систем?

7. Прокомментируйте слова К.Маркса: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

8. Прокомментируйте слова В.И.Ленина: «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его»

 

Дополнительная литература

 

1. Абрамова, Н.Т. Несловесное мышление / Н.Т. Абрамова. – М.: ИФ РАН, 2002. – 236 с.

2.  Велихов, Е.П. Сознание: опыт междисциплинарного подхода/ Е.П. Велихов, В.П. Зинченко, В.А. Лекторский// Вопр. философии. – 1988. – № 11. – С. 3 – 30.

3. Гуревич, П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики / П.С. Гуревич // Вопр. философии. – 2000. – № 10. – C. 37 – 41.

4.  Дубровский, Д.И. Проблема идеального / Д.И. Дубровский. – М: Мысль, 1983. – 230 с.

5.  Клочков, В.П. Бессознательное психическое / В.П. Клочков. – Томск: Дельтаплан, 2001. – 511 с.

6. Книгин, А.Н. Философские проблемы сознания / А.Н. Книгин. – Томск: 1999. – 338 с.

7. Прист, С. Теория сознания: пер. с англ. / С. Прист. – М.: Идея-Пресс, 2000. – 288 с.

8. Райков, В.Л. Общая теория сознания: иерархия сознаний и задачи человеческого существования / В.Л. Райков. – М.: «Синергия», 2000. – 294 с.

9. Серл, Дж. Открывая сознание заново: пер. с англ. / Дж. Серл. – М.: Идея-Пресс, 2002. – 256 с.

 

Тема: Познание как предмет философского анализа

План

 

1. Познание как философская проблема. Концепции обоснования знания в истории философии и современных гносеологических учениях.

2. Субъект и объект познания. Структура познавательного процесса.

3. Понятие истины. Проблема объективности истины, соотношение относительного и абсолютного, конкретного и абстрактного в истине.

 

Основные понятия темы: агностицизм, гносеология, догматизм, заблуждение, знание, интуитивизм, иррационализм, истина, конвенционализм, ложь, парадигма, прагматизм, рационализм, релятивизм, сенсуализм, эмпиризм.

 

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

 

Вопрос 1. Познание – это социально-опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Его результат – получение человеком нового знания. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского анализа.

Важно указать на многообразие форм познания: научные, преднаучные и вненаучные формы знания; знание и мнение, знание и вера, вера и убеждение; обыденное знание и здравый смысл.

Рассматривая вопрос о соотношении веры и знания, выделите два аспекта понимания веры. Во-первых, веру как религиозную веру, во-вторых, веру как психологическую уверенность в правильности содержания высказывания. В связи с этим важно уяснить как соотношение религиозной веры и знания, так и место веры как уверенности в научном познании и практической деятельности.

Рассматривая первый вопрос, отметьте две сложившиеся в истории философии позиции по вопросу познания человеком окружающего мира – гносеологический оптимизм и гносеологический пессимизм, включающий в себя агностицизм и скептицизм.

Определите круг проблем, рассматриваемых в рамках гносеологии, и специфику их постановки и решения в различных философских учениях, школах и направлениях. Обратитесь к ранее изученным историко-философским разделам и вычлените материал, относящийся к теории познания (учение Платона о познании как припоминании; аристотелевская концепция познания как поиска разумом общих принципов и оснований сущего; учение средневековых философов о роли и месте веры и разума в познании; гносеологические концепции философов Нового времени – рационализм, интеллектуальная интуиция и дедукция Р. Декарта, эмпиризм и индукция Ф. Бэкона, сенсуализм Дж. Локка и Л. Фейербаха; агностицизм Д.Юма и Дж.Беркли, критическая гносеология И. Канта, панлогизм Г. Гегеля, марксистская теория познания как отражения).

Вопрос 2. При рассмотрении вопроса важно уяснить природу познавательного отношения, определить понятия субъект и объект познания. Субъект познания – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек, индивид, так и различные социальные группы, общество в целом. Объект познания – это то, на что направлена деятельность субъекта. Объект не тождествен объективной реальности. Объектом познания могут быть как материальные образования, так и социальные явления. Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания.

 Характеризуя структуру познавательного процесса, укажите на чувственное и рациональное в познании. В понимании и объяснении чувственной природы познания многое сделали сторонники сенсуализма. Ведущую роль в познании они отводили чувственности – ощущению и восприятию. Важно выяснить формы чувственного познания (ощущения, восприятия, представления) и их взаимосвязь.

Перейдя к рассмотрению рационального познания, дайте характеристику его основных форм – понятия, суждения, умозаключения. Значительное место в познании занимает интуиция как способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью разума. Следует, однако, подчеркнуть, что интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод. Интуиция представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления протекают бессознательно. Предельно ясно осознается итог мысли – истина.

Раскройте философское понимание места и роли практики в познании, её структуру и исторические типы. Проанализируйте связь познания и творчества.

Вопрос 3. В процессе подготовки к вопросу необходимо усвоить такие понятия, как объективная истина, относительная истина, абсолютная истина, догматизм, релятивизм. Важно понять также диалектику абсолютной и относительной истины, соотношение конкретного и абстрактного в истине, роль практики в познании. Проанализируйте классическое определение истины и пути ее исторического развития. Соотнесите истину и заблуждение, истину и ложь. Рассмотрите концепции критериев истины.

 

Для проверки приобретенных знаний, умений и навыков ответьте на вопросы и выполните предлагаемые задания.

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Назовите проблемы, исследуемые в рамках гносеологии.

2. В чем смысл вопроса о познаваемости мира? Какие варианты ответа на него существуют в философии?

3. Как связаны в процессе познания мира объект и субъект? Какие модели из взаимодействия выработаны в философии?

4.  Дайте характеристику сенсуализма и рационализма.

5.  Каково содержание понятий «объект» и «субъект» в теории познания?

6. Дайте характеристику форм чувственного познания.

7. Дайте характеристику форм рационального познания.

8. Какова роль интуиции в процессе познания?

9. Что такое истина? Какие концепции истины вам известны?

10. Каковы функции практики в познании?

11. Чем отличается знание от мнения?

12.  Раскройте структуру познавательного процесса.

 

Темы эссе

1. Можно ли утверждать, что художественное познание также полно и всесторонне осваивает действительность, как и наука? Приведите примеры, доказывающие вашу мысль.

2. Как вы понимаете мысль Бэкона о том, что "истина - дочь времени, а не авторитета"?

3. Поясните суждение Платона, который говорил, что "красота - это сияние истины". Как связаны между собой два этих понятия?

4. Дайте свой вариант ответа на кантовский вопрос: «Что я могу знать?»

5. «Знание — настолько ценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника». Прокомментируйте слова Фомы Аквинского.

6. Существуют ли вещи, которые в принципе непознаваемы?

 

Дополнительная литература

 

1. Знание и вера в философском дискурсе.– М. ИНИОН РАН, 2010. –194с.

2. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.

3. Истина в науках и философии / ред.: И.Т. Касавин, Е.Н. Князева, В.А. Лекторский. – М.: Альфа-М, 2010. – 556 с.

4. Куликова, О. Б. Наука как объект философского анализа: общая характеристика: учеб.-метод. пособие для студентов, магистрантов и аспирантов / О.Б. Куликова. – Иваново, 2007. – 56 с.

5. Куликова, О. Б. Философия познания: анализ основных проблем. Общая характеристика методов научного по знания: учеб.-метод. пособие / О. Б. Куликова. – Иваново, 2009. – 90 с.

6. Матурана, У. Древо познания / У. Матурана, Ф. Варела; пер. с англ. Ю.А. Данилова. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 224 с.

7. Наука – философия – религия: в поисках общего знаменателя. – М.: ИФ РАН, 2003. – 284 с.

8. Овчинников, Н.Ф. Знание – болевой нерв философской мысли ( к истории концепции знания от Платона до Поппера) / Н.Ф. Овчинников // Вопр. философии. – 2001. – № 2. – С. 124 – 151.

9. Тростников, В.Н. Вера и разум. Европейская философия и ее вклад в познание истины / В.Н. Тростников. – М.: Грифон, 2010. – 224 с.

10.  Хинтикка, Я. Проблема истины в современной философии / Я. Хинтикка // Вопр. философии. – 1996. – № 9. – С. 46 – 58.

11. Якобсон, Р. Язык и бессознательное / Р. Якобсон; пер. с англ., фр. К. Голубович, Д. Епифанова, Д. Кротовой, К. Чухрукидзе, В. Шеворошкина. – М.: Гнозис, 1996. – 248 с. 85

 

Тема: Научное познание, его методы и формы

(для самостоятельного изучения)

План

 

1. Понятие науки. Статус и функции науки в современном обществе.

2. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

3. Структура научного знания и его основные элементы. Эмпирический и теоретический уровни научного знания.

4. Понятие метода и методологии научного познания. Методы эмпирического познания. Методы теоретического познания. Общенаучные методы познания.

5. Наука и техника. Особенности технического познания и творчества.

 

Основные понятия темы: абстрагирование, аксиоматический метод, анализ, аналогия, гипотеза, идеализация, индукция, классическая наука, моделирование, наблюдение, неклассическая наука, преднаука, проблема, рационализм, системный подход, современная наука, сравнение, стиль научного мышления, теория, техника, формализация, эксперимент, эмпиризм.

 

Рекомендации

Вопрос 1. При подготовке к вопросу дайте характеристику науки как системы теоретических знаний о реальной действительности, как особого вида общественного духовного производства, как социального института.

Необходимо раскрыть специфику научной деятельности. Это предполагает анализ компонентов, этапов и методов научной деятельности. К компонентам научной деятельности относятся субъект, объект и средства. Основными этапами научного исследования являются следующие моменты: 1) постановка проблемы и вычленение объекта исследования; 2) эксперимент; 3) описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, – создание гипотезы, теории; 4) предсказание и проверка полученного знания. Специфика научной деятельности во многом определяется также методами как общенаучными, так и специальными. В самом общем виде метод познания может быть определен как система принципов и правил практической и теоретической деятельности, выработанных субъектом на основе закономерностей исследуемого объекта.

Обратите внимание на особенности языка науки, взаимодействие науки с другими формами познания мира. Обратите внимание на дисциплинарную структуру научного знания и специфику научных комплексов: естественные, гуманитарные, общественные (социальные), технические, математические науки.

Дайте характеристику науки как социального института. Характеризуя статус и функции науки в современном обществе, важно отметить изменения её места и роли в условиях научно- технической революции. Раскройте содержание понятия науки как непосредственной производительной силы общества.

Вопрос 2. Подготовка к вопросу предполагает уяснение характера и закономерностей развития науки. Укажите на прерывность и непрерывность развития научного познания, научные традиции и научные революции. Проанализируйте соотношение эволюционных и революционных периодов в развитии науки.

Рассматривая вопрос о типах научной рациональности, дайте характеристику особенностей классической, неклассической и постклассической науки. Важно отметить значение классической механики и механистического детерминизма для классического типа научной рациональности. Характеризуя неклассический тип рациональности, следует указать на значение естественнонаучных открытий конца ХIХ – начала ХХ в., позволивших преодолеть механицизм (теория относительности и квантовая теория).

Раскройте содержание теоретических принципов неклассической науки: эволюционизм, релятивизм, неопределенность, дополнительность, вероятностный детерминизм, методологический плюрализм, историчность познания и знания.

Рассматривая постнеклассический тип рациональности, следует указать на возрастающую роль для развития науки социальных и этических факторов, а также глобальных проблем конца ХХ в.

Вопрос 3. Характеризуя структуру научного знания, укажите на его уровни (эмпирический и теоретический) и формы. Обратите внимание на то, что эмпирический и теоретический уровни научного познания различаются, во-первых, по способам и методам деятельности, во-вторых, по характеру и формам знания. Формы эмпирического знания: факты, эмпирические выводы и обобщения. Формы теоретического знания: понятия (категории), аксиомы, законы, теории, гипотезы, концепции, парадигмы, научные картины мира. Важно подчеркнуть относительность деления научного познания на уровни. Ни один вид эмпирической деятельности невозможен без теоретического осмысления, и, наоборот, любая теория в конечном счете опирается на эмпирические данные.

 Вопрос 4. Рассматривая вопрос, дайте характеристику понятий метода и методологии. Укажите и охарактеризуйте общенаучные, частнонаучные и специальные методы.

Выявите специфику философии как методологической основы научного познания.

Характеризуя методы эмпирического научного познания, следует указать на две группы методов – 1) методы выделения и исследования объектов и 2) методы обработки и организации эмпирического знания. К первой группе относятся такие методы, как наблюдение, эксперимент, измерение, описание, сравнение. Дайте определение и раскройте содержание этих методов. Сформулируйте основные требования к наблюдению и эксперименту. Ко второй группе относятся следующие методы: аналогия, классификация, систематизация. Раскройте их содержание и значение. Рассматривая вопрос о методах теоретического познания, следует отметить, что они могут быть сгруппированы в соответствии с задачами, стоящими перед ученым. Так, при построении теоретического объекта применяются методы абстрагирования, формализации, идеализации и мысленного эксперимента. К методам теоретического познания, обеспечивающим вы- явление сущностных характеристик познаваемого объекта, от- носятся аксиоматический метод, метод концептуализации, метод универсализации и гипотетико-дедуктивный метод. Дайте их характеристику.

Вопрос 5. При подготовке к вопросу дайте определение понятия «техника», раскройте взаимосвязь науки и технической деятельности, укажите функции техники, её роль в жизни людей и преобразовании природы. Обратите внимание на анализ философских оснований целей, средств и пределов научно-технического прогресса в концепциях современной философии техники. Сформулируйте основные положения инженерной этики.

 

Для проверки приобретенных знаний, умений и навыков ответьте на вопросы и выполните предлагаемые задания.

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Каковы основные аспекты понятия «наука»?

2. По каким основаниям может быть проведена классификация наук?

3. В чем состоят основные закономерности развития науки?

4. Каковы основные ценности науки?

5. Объясните структуру и уровни научного познания.

6. Какова роль гипотезы в формировании научных знаний?

7. Проанализируйте понятия «метод», «методология», «методика».

8. Назовите общенаучные философские методы познания.

9. Перечислите основные функции научной теории.

10. Каково соотношение науки и техники?

11. В чем сущность концепции М.Маклюэна?

 

 Темы эссе

1. Напишите об основных этических принципах инженерной деятельности?

2. Техника в контексте глобальных проблем современности. Как влияет развитие техники на формирование личной ответственности человека?

3. Информационная культура личности.

4. Какой тип коммуникации доминирует в современном мире? Ответ обоснуйте.

5. Существует ли абсолютный способ обоснования знания? Дайте анализ специфики обоснования знаний в различных науках.

6. Прокомментируйте слова Л.Шестова: «Много знать – хорошо, но все знать – ужасно»

7. Прокомментируйте слова Г.Гегеля «Человек бессмертен благодаря познанию. Познание, мышление – это корень его жизни, его бессмертия».

 

Дополнительная литература

 

1. Гайденко, П.П. Научная рациональность и философский разум / П.П. Гайденко. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 528 с.

2. Гайденко, П.П. К проблеме становления новоевропейской науки / П. П. Гайденко // Вопросы философии. 2009. – № 5. – С. 80 – 92.

3. Границы науки / отв. ред. Л.А. Маркова. – М.: ИФ РАН, 2000. – 276 с.

4.  Зинченко, В.П. Наука – неотъемлемая часть культуры? / В.П. Зинченко // Вопр. философии. – 1990. – № 1. – С. 33 – 50.

5. Кохановский, В.П. Философия и методология науки: учебник для вузов / В. П. Кохановский. – М.: Ростов н/Д.: АСТ: Феникс, 1999.– 576с.

6. Микешина, Л. А. Философия науки: современная эпистемология, научное знание в динамике культуры, методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 464 с.

7.  Микешина, Л.А. Эпистемология ценностей / Л.А. Микешина. – М.: РОССПЭН, 2007. – 439 с.

8. Порус, В. Философия науки: современные интерпретации // Высшее образование в России. – 2006. – № 5. – С. 128 – 143.

9. Псевдонаучное знание в современной культуре. Материалы «круглого стола» // Вопр. философии. – 2001. – № 6. – С. 3 – 31.

10.  Этика науки: сб. ст. / отв. ред. В.Н. Игнатьев. – М.: ИФ РАН, 2007. – 143 с.

11.  Юревич, А.В. Наука в современном российском обществе / А.В. Юревич, И.П. Цапенко. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 2010. – 325 с.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 475; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!