ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА



Политическая основа – Конституция Республики Беларусь.

Экономическая основа – белорусская модель социально – экономического развития.

Мировоззрение – национальная идея- сильная и процветающая Республика Беларусь

 

Билет 17. Вопрос 1.

Западная Беларусь в составе Польши: политическая и социально-экономическая ситуация.

По Рижскому мирному договору от 18 марта 1951г. к Польше отошла Гродненская, восточные районы Виленской и западные районы Минской губерний. Эти территории получили неофициальное название «Западная Беларусь», а в польских документах «восточные крессы», на которых проживало 4,6 млн. человек.

Политический режим в результате государственного переворота 1926г.под руководством начальника государства Юзефа Пилсудского получил название «санация» (оздоровление) - режим личной власти, опиравшийся на военную силу. На данной территории действовала польская тайная политическая полиция -дефензива. В 1934г. был создан концентрационный лагерь в Берёзе-Картузской. Массовые аресты, издевательства и пытки были обычным явлением в Западной Беларуси.

Западная Беларусь являлась аграрным придатком промышленных районов Польши, рынком сбыта и источником дешёвого сырья и рабочей силы. Животноводческая направленность сельского хозяйства способствовала производству масла и сыра, увеличение количества скотобоен. Значительное развитие деревообрабатывающей отрасли привело к чрезмерному использованию лесных богатств польскими и иностранными монополиями, пострадала особенно Беловежская пуща.

Наиболее крупными предприятиями были спичечная фабрика в Пинске, табачная и фанерная в Гродно, стеклозавод «Нёман» в Лидском уезде. Промышленной продукции в Западной Беларуси производилось в 9 раз меньше, хотя по численности территории и населения они были почтиравными. Рабочие в Западной Беларуси работали по 10-12часов в сутки, а заработная плата была ниже, чем в центральных районах Польши. В сельском хозяйстве занято было 85% населения, однако помещики, которых было менее 1%, владели более чем половиной всей земли .Польские власти раздавали западнобелорусские земли бывшим офицерам и чиновникам – колонистам-осадникам за выполнение полицейских функций по отношению к местному населению. В начале \ 1930-хгг среди сельского населения западной Беларуси крестьяне-бедняки составляли 70%, середняки -23%, зажиточные крестьяне, осадники, шляхта более 6%. У 70тыс. батрацких хозяйств земли вовсе не было. Осуществлялась парцелляция – свободная продажа через земельный банк небольших участков земли (парцелл), главным образом полякам, а также комасация– добровольное и принудительное выселение крестьян на хутора. В поисках работы и средств к существованию обедневшие крестьяне уезжали в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки .

       Национально-освободительное движение представляли Коммунистическая партия Западной Беларуси, созданная в 10923г. в Вильно, Белорусская крестьянско-рабочая громада     ( 1925-1927гг.), Товарищество белорусской школы(ТБШ, 1921-1927гг.), белорусские депутаты –послы, избранные в польский сейм(парламент). Политические деятели Западной Беларуси: Сергей Притыцкий, Иосиф Логинович, Бронислав Тарашкевич, Кирилл Орловский, Василий Корж, Станислав Ваупшасов, Александр Рабцевич.

       В 1930-егг. в связи с мировым экономическим кризисом прошли забастовки на промышленных предприятиях в крупныхгородах Западной Беларуси. Более 4-ёх месяцев в Беловежской пуще бастовали 7 тыс. рабочих и крестьян. В 1935г. вспыхнуло восстание нарочанских рыбаков, которым запретили свободную ловлю рыбы в озере Нарочь, лишив крестьян-рыбаков единственного источника существования.

 

Билет 17 Вопрос 2. Театральное, музыкальное и изобразительное искусство БССР во второй половине 1950-1980-ые гг.: отражение национально-культурных особенностей и исторического прошлого

 Ведущим среди белорусских театров был Белорусский государственный академический театр имени Янки Купалы: спектакли по пьесам Ивана Чигринова « Плач перепёлки», Алексея Дударева «Рядовые».

       Композитор Юрий Семеняко создал оперу «Зорка Венера», посвящённую жизни и творчеству М.Богдановича. Она, как и опера Дмитрия Смольского «Франциск Скорина», внесла достойный вклад в национально- культурное возрождение белорусского общества.

       Становлению песенного творчества содействовал в республике вокально-инструментальный ансамбль «Песняры» полд управлением народного артиста БССР и СССР Владимира Мулявина. «Песняры»стали первым советским вокально-инструментальным ансамблем, который выступил в Америке, а американская пресса назвала его группой, которая заслужила, чтобы ей аплодировали стоя.

Приобрёл известность ансамбль «Сябры» и его художественный руководитель и ведущий солист Анатолий Ярмоленко. Большую популярность приобрели песни на музыку композитора Эдуарда Ханка: - «Вы шумите, берёзы», « Лягу, прилягу», «То ли ещё будет», «Малиновка», «Я у бабушки живу».

       Тема борьбы против немецко-фашистскихзахватиков стала определяющей в творчестве художника Михаила Савицкого. Будучи участников Великой Отечественной войны и узников фашистких лагерей. Он изобразил их ужасы в цикле картин «Цифры на сердце», который открывается автопортретом «Узник 32825». Христианские мотивы нашли воплощение в картине «Мадонна Биркенау», на которой изображён образ матери с ребёнком, парящих над трубой кремотория в концлагере Освенцим. Образ матери-партизанки впервые создан художником в цикле «Беларусь партизанская», в частности в картине «Партизанская мадонна».

       Широкой популярностью пользовадись фильмы киностудии «Белорусьфилм»: «Миколка-паровоз», «Девочка ищет отца», «Полонез Огинского», «Часы остановились в полночь» о ликвидации минскими подпольщицами фашистского гауляйтера Кубе. В 70-80-егг. были очень популярными фильмы «Белые росы», сериал «Государственная граница».

Теме войны посвятил свои фильмы «Сыновья уходят в бой», «Война под крышами», «Через кладбище» талантливый режиссёр , народный артист Виктор Туров. Исторические события отражал в своих кинолентах «Возьму твою боль»по роману И.Шамякина, В.Караткевича «Чёрный замок Ольшанский»кинорежиссёр Михаил Пташук.

       Всемирно известным стал открытый в 1969г. мемориальный архитектурно-скульптурный ансамбль «Хатынь», созданный как напоминание о сожжённых и невосстановленных деревнях. Одним из авторов комплекса «Хатынь» и Монумента Победы в Минске был скульптор Сергей Селиханов.

 

Билет 18. Вопрос 1


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 298; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!