Выворачивание рук (squassation) 13 страница



I. Во исправление вышеуказанного да будет установлено Ее величеством королевой с одобрения лордов духовных и светских и Палаты общин и текущей сессии парламента, что:

а) любое лицо или лица, после 1 июня сего года использующие, практикующие и упражняющиеся в любых заклинаниях и вызываниях нечистых и злых духов с любыми намерениями и целями,

б) любое лицо или лица, после указанного дня использующие, практикующие и упражняющиеся в колдовстве, заклинаниях, заговорах и чародействе, при котором кто-либо будет искалечен или убит, а равно и в других подобных попытках вышеуказанного вызывания или заклинания, их сообщники и помощники в колдовстве, заклинаниях и чародействе; а также и лица, практикующие указанные занятия, не приведшие к чьей-либо смерти, их помощники и сообщники в названных занятиях — да будут по закону осуждены и наказаны смертью как уголовные преступники с лишением привилегий и права убежища в храме. Оставлять жене указанного выше преступника ее титул и приданое, равно как и его наследникам и преемникам, в соответствии с их правами на наследство и титул, если они не подвергаются изгнанию с лишением гражданских прав.

II. Да будет установлено всеми вышеуказанными, что любая личность или личности, которые после названного 1 июня будет заниматься, использовать или упражняться в колдовстве, заклинаниях, заговорах или чародействе, при котором:

а) кто-либо будет истощен, избит, искалечен телесно, а также

б) чье-либо имущество, движимое или недвижимое, будет разрушено, испорчено или приведено в негодность, — что каждый подобный преступник или преступники, равно как и, их сообщники и помощники, осужденные в законном порядке за преступление, совершенное впервые, должны понести наказание в виде тюремного заключения сроком на год без права выхода под залог и один раз за каждую четверть указанного года должен будет простоять шесть часов у позорного столба на рыночной площади и публично покаяться в своих преступлениях, а за подобное преступление, совершенное вторично вышеуказанные должны быть осуждены по закону и наказаны смертью как изменники и лишены гражданских прав и права убежища в храме.

Оставлять жене указанного выше преступника ее титул и приданое, равно как и его наследникам и преемникам, в соответствии с их правами на наследство и титул, если они они не подвергаются изгнанию с лишением гражданских прав.

III. Установить, что если совершивший любое из вышеназванных преступлений, за которые следует наказание смертью, будет пэром, то он должен быть судим равными ему в этом отношении, как положено изменнику или государственному преступнику и не иначе.

IV. Для решительного искоренения, уничтожения и прекращения колдовства, заклинаний, чародейства и заговоров настоящая сессия парламента данной ей властью постановляет: если кто-нибудь впредь с 1 июня возьмется за колдовство, заклинания, чары или гадания, чтобы рассказать или заявить о том, где находится серебро, золото или другое сокровище, спрятанное в земле или другом месте, или о местонахождении украденного или потерянного имущества, или будет заниматься или использовать любое колдовство, заклинания, чары или гадания для склонения кого-либо к незаконной любви, уничтожения или причинения телесного вреда кому-либо, то каждое такое лицо должно быть осуждено за первое такое преступление тюремным заключением в течение года без права выхода под залог с обязательным стоянием у позорного столба один раз за каждую четверть указанного года в течение шести часов с публичным раскаянием в совершенных преступлениях. И, если кто-либо, осужденный за указанное преступление, уже совершил однажды такое же преступление, то каждый такой преступник, осужденный во второй раз, будет наказан пожизненным заключением с полной конфискацией всего имущества в пользу Ее величества, ее наследников и преемников.

Ересь

 

Колдовство считалось ересью. Е. (от греческого «свободный выбор») была одной из трех разновидностей отступления от канона, признанного католической церковью:

Раскол — расхождение в способах управления церковью, но не в основах веры, имеющее, по определению Августина, характер «скорее внешний, чем внутренний».

Е., согласно канону и Фоме Аквинскому, — «ошибочное, преднамеренное и последовательное противодействие истине, официально установленной церковью».

Отступничество — отрицание богодухно-венности Священного Писания, истинности христианского вероучения, особенно религиозных обрядов.

Все эти расхождения подразумевают, что допустима только одна жизненная философия; они могут существовать только в однородном христианском обществе, которое контролируется государством, устанавливающим наказание за свободный выбор. Эти понятия не применимы к тем, кто никогда не исповедовал христианство: неверным (магометанам и иудеям, как приверженцам религий, противоположных вере в Христа), язычникам (исповедующим многобожие) и варварам (всем остальным).

Чаще других с колдовством связывают два еретических движения — альбигойцев (или катаров) и вальденсов.

Катары (катаристы, катариты) — широко распространенное движение, включавшее множество ответвлений. Существовало с X по XIV вв., возникло в восточной Европе и постепенно охватило большую часть континента. Основной догмат включает веру в двух равноправных извечных богов — доброго и злого. Бог зла, Сатана, управляет миром, который, следовательно, приравнивается к преисподней в отличие от Царства Небесного, управляемого добрым богом. Катары разделяли идею всеобщего спасения тех, кто «возрожден» через духовное крещение Христом. Нормы жизни и поведения для посвященных и простых верующих были различными.

Альбигойцы — названные так по происхождению течения из города Альбы в Провансе в ХНв. Во Францию Е. была занесена около 1020г., по торговым путям из Восточной Европы. Часто альбигойцев называли bougres (пройдохи) из-за приписывавшихся им чудовищных преступлений. В 1150г., благодаря покровительству герцога Гильома Аквитанского, приобрели огромное влияние в южной Франции. Папа Иннокентий VIII пытался примириться с ним, но затем направил северофранцузских дворян в крестовый поход против них в 1209-1229 гг. Южная аристократия была уничтожена или куплена, но Е. ухитрилась выжить, обусловив введение в 1232г. инквизиции папой Григорием IX. Преследования были завершены примерно к 1330г., практически одновременно с признанием чародейства Е. (например, в послании папы Бенедикта XII к епископу Каркассон-скому, призывающего его начать охоту за ведьмами).

Вальденсы названы по имени основателя течения Пьера Вальдо, богатого купца из Лиона. Около 1170г. он «обратился» и решил проповедовать Евангелие на местном языке. Сначала его последователей приняли, но вскоре приходское духовенство выступило с протестом. Вальденсов обвинили в отрицании непогрешимости Библии как единственного руководства для христиан и в моральном противостоянии духовенству. В отличие от альбигойцев, вальденсы подчеркивали неприятие священства. Во время альбигойской войны также преследовались, но некоторым удалось скрыться в долинах Пьемонта, в местах, впоследствии названных их именем — Вальденсах. В 1440 и 1445 гг. папа Евгений IV настаивал на гонениях против «тех, кого обычно называют stresulae или slregones (ведьмы) или вальденсы». В 1487г. папа Иннокентий VIII поддержал их истребление, нанеся фактически первый удар по колдовству.

Значение Е. состоит в том, что это не просто грех, а преступление, наказываемое смертью. Такая теория была разработана в XI и XII вв. Папа Иннокентий III, например, писал королю Франции в 1198г., что «против еретиков необходимо использовать меч духовного отлучения, а если этого мало, то и физическое истребление». Латеранский собор 1125г. включил этот эдикт в Корпус канонического права и постановил, что все еретики должны отлучаться от церкви и передаваться светским властям для наказания смертью. Пять лет спустя Фридрих II, император Священной Римской империи, включил это постановление в гражданский закон. Позднее этот принцип подтверждался как церковными, так и светскими законами. Слова «проклинать колоколом, книгой и свечой» отражают лишь церковные средства, применявшиеся для отлучения еретиков, и не связаны непосредственно с колдовством.

Однако теория Е. лежит в основе всех мучительных и духовно бесплодных порождений колдовской истерии. Когда жажда политической или экономической власти заменила собой религиозную одержимость, воображаемые сделки с дьяволом потеряли свое значение, и колдовство исчезло.

О колдовстве как ереси см. также: Инквизиция; Казни; Колдовство; Суды; Франция; Колдовство в; Чародейство; Шабаш.

Жакье, Никола

Ж. — известный доминиканский иквизи-тор (1465) в Турне (северная Франция), выступавший против гуситов в Богемии (1466) и в Лилле (1468-1472). В 1452г. в возрасте 50 лет Ж. написал «Tractatus de Calcatione Demonum», направленный против многочисленных еретиков, которых он позднее приравнял к аррасским вальденсам как haeretici fasdnarii [колдовские еретики]. Ж. был первым демонологом того классического типа, к которому относятся такие деятели, как Воден, Реми и дель Рио. Возможно, их было бы лучше назвать «ведьмологами», поскольку все они разрабатывали основную колдовскую тему — договор с Дьяволом, и были практически заинтересованы в существовании ведьм. Дьявола нельзя было вызвать в суд, но его «верные друзья» были всегда под рукой.

«Flagellum Haereticorum Fascinariorum» [«Бичевание колдовской ереси»], написанный в 1458г., чтобы уничтожить канон Epi-scopi, известен благодаря отрывку, включенному в антологию 1581г. Вкладом Ж. в теорию колдовства было утверждение о том, что оно является новой ересью; на своих шабашах ведьмы якобы строят новую империю Дьявола, выполняя евангельское пророчество (Иоанн, 12, 31). Колдовство признавалось худшей из всех ересей, поскольку ведьмы преднамеренно отрекались от Бога и католической церкви. Ж. утверждал, что лучше быть иудеем, мусульманином или даже солнцепоклонником, чем ведьмой! Прекратить преследования? Нет! Ведьмы не только поклоняются идолам, но и совершают гнуснейшие преступления. И если правосудие не считает ведьм еретиками, то почему они не несут наказания за содомию и убийства?

Типичен лишь один образец рассуждений Ж. — как сделать так, чтобы из показаний неотвратимо следовало обвинение [другие примеры см. в статье Демонологи].

Ведьма признается в том, что видела некую женщину на шабаше.

Женщина отвечает, что в ведьму воплотился дьявол. Судья должен поддерживать обвинение до тех пор, пока обвиняемая не представит последнего контрдовода. И дьявол, явись он в суд по вызову, мог бы совершенно справедливо утверждать, что действует по соизволению Божьему. Женщине теперь приходилось доказывать, что Бог разрешил дьяволу вселиться в нее. Иначе она «осуждалась за фальсификацию и наговор».

Подобные нелепые показания были проблемой для салемских судов, но в течение трех столетий неразумность продолжала брать свое. Следует отметить, что инквизиция не отрицала того, что дьявол может оклеветать невиновных (об этом говорил инквизитор Бернард из Комо в 1510г.), но тут же утверждала, что, если показаний ведьмы вполне хватает, чтобы отправить ее на костер, то их должно быть достаточно и для сожжения тех, кого она обвинила (инквизитор Спина, ок. 1523г.)

 

Жанна д'Арк

 

Подобно тому, как король Яков Шотландский в 1590г. поверил в ведьмовство Агнесс Семпсон, пересказавшей ему слова, которые он говорил своей жене в первую брачную ночь, король Франции Карл VII в 1429г. поверил Ж., когда она воспроизвела его личную ежедневную молитву. Но суеверный король не был надежным союзником, и, когда Ж. была схвачена, Карл ничего не сделал для того, чтобы освободить или выкупить ее. Напротив, он перенес свою веру в мистического спасителя на юного пастушка, которого быстро поймали англичане и утопили в Сене. Суд над Ж., организованный англичанами и их бургундскими союзниками, носил явно политический характер и был запланирован, чтобы дискредитировать тот успех, который она принесла французскому королю: если Ж. была ведьмой, то он получил свою корону благодаря колдовству. Священники, проводившие суд над Ж., были вследствие этого более, чем обычно, щепетильны в сведении процесса к вопросам религии, т.е. ереси.

 

«Proces de condamination» (обвинительный процесс), по рукописи конца XV в., находящейся в ПНБ. «Во имя Господа, аминь. Здесь начинается процесс, рассматривающий обвинения против некой женщины Жанны, обычно называемой ла Пуселль [Девственница]. Для всех тех, кто может увидеть этот настоящий документ, Пьер, Божьей милостью епископ Бове, и брат Жан Леметр, доминиканский инквизитор, муж величайшей набожности и благочестия, известный знаток Священного Писания...»

Сегодня литература о Ж. насчитывает более 4000 названий. В публичной библиотеке Нью-Йорка имеется почти 700 из них, но лишь в одной журнальной статье упоминается колдовство. Часто предполагалось, что Ж. была осуждена за колдовство. Это неточно. Она была чародейкой, согласно общественной молве, и изначально обвинялась в колдовстве, но официально была осуждена за ересь и сожжена как закоренелая еретичка. Это отражает неразвитость концепции колдовства в 1431г., когда было проще получить обвинение в ереси, чем в чародействе. Уже через столетие вполне мог произойти обратный результат.

Ж. (Жанетта или Иоанна д'Арк) была захвачена в плен во время неудачного штурма Компьена 23 мая 1430г. Вандомским Бастардом, находившимся на службе у Жана де Линьи (из Люксембургского дома). Спустя три дня после взятия ее в плен доминиканец Мартин Биллорини, генеральный викарий инквизиции в Париже, объявил об инквизиторском судопроизводстве в отношении Ж., «как серьезно подозреваемой в зловредной и ошибочной ереси». 14 июля Пьер Кошон, епископ Бове, француз-предатель, воевавший на стороне англичан, провозгласил епископскую юрисдикцию по отношению к Ж. как подозреваемой в чародействе и вызывании дьяволов. За нее он обещал Линьи 10000 наличными, а Вандому — ежегодную ренту в 300 фунтов стерлингов, взятых из налогов в Нормандии. Компьенцы колебались, ожидая ответных действий со стороны французского короля в виде выкупа. Проанглийски настроенный Парижский университет успокоил их совесть, указав, что они должны действовать «во имя Господа, святой церкви и процветания христианского королевства». К середине ноября Ж. была передана епископу Кошону. Иквизитор, вовсе не желавший принимать участия в сделке, должен был согласиться допрашивать ее вместе с епископом.

Ж. была заключена в Руанский замок, поскольку английские оккупационные власти заявили, что епископская тюрьма недостаточно надежна. На время перевозки ее поместили в специально изготовленную железную клетку, где она едва могла встать во весь рост, с цепями на шее, руках и ногах.

9 января 1431г. было проведено неофициальное слушание дела Ж. перед небольшим, специально подобранным судом. Для специального судопроизводства епископом Кошеном из соседней епархии были назначены 9 членов церковного суда, известные своей образованностью и проанглийскими настроениями. Полные достоинства ответы Ж. на 4 заседаниях произвели благоприятное впечатление, усиленное показаниями женщин, назначенных герцогиней Бедфордской, установивших, что Ж. была девственницей (и, следовательно, не ведьмой), и благоприятными показаниями, представленными королевскими нотариусами от ее соседей из Домреми, места ее рождения. «В ней нет ничего такого, чего они не хотели бы видеть в своей собственной сестре». Но епископ Кошон отвел эти свидетельства и выдвинул несколько «пунктов обвинения».

После этого неофициального слушания 21 февраля 1431г. в Руанском замке начались регулярные предварительные допросы [proces d'office] перед 42 священниками (редко собиравшимися вместе в одно и то же время). Епископ из Бове был назначен председательствующим, но передал полномочия своему канонику Жану д'Эстиве. Во время второй сессии, 22 февраля, к суду присоединился руанский инквизитор Жан ле Метр. После шестого заседания епископ Кошон решил проводить последующие слушания за закрытыми дверями перед несколькими надежными следователями, «чтобы не утомлять остальных». Начиная с 10 марта, Ж. допрашивали в ее тюремной камере. Допрос вращался вокруг ее заявления, что божественные голоса, услышанные ею в момент откровения, исходили от святого Михаила, святой Екатерины и святой Маргариты, и вокруг отказа принять мнение церкви по этим вопросам. Обвинение основывалось на том, что эти голоса исходили от Дьявола, и это толкование подкреплялось с помощью вопросов о феях, священном дереве, мандрагоре и ловле бабочек.

Как обычно на подобных судах, судьи мыслили схоластическими терминами и, чтобы проверить религиозность Ж., пытались смутить ее искусными вопросами. Здесь приведено несколько случайно выбранных вопросов шестнадцатого заседания (последнее состоялось 17 марта 1431г.), позже представленных как доказательство ее еретических взглядов:

«В.: Видела ли ты ангелов воочию?

О.: Я видела их своими собственными телесными очами, так же хорошо, как я вижу вас. И когда они ушли, я плакала и хотела, чтобы они взяли меня с собой.

В.: Какое имеется доказательство, что откровения исходили от Бога и что святая Катерина и святая Маргарита действительно вмешивались?

О.: Я повторяла вам достаточно часто, что это были святая Екатерина и святая Маргарита. Верьте мне, если вы хотите верить.

В.: Говорила ли святая Маргарита по-английски?

О.: Почему она должна говорить по-английски, если она не была англичанкой?

В.: Как ты узнала, что святая Екатерина и святая Маргарита ненавидят англичан?

О.: Они любят то, что любит Господь, и ненавидят то, что ненавидит Господь.

В.: Бог ненавидит англичан?

О.: Я ничего не знаю ни о любви ни о ненависти Господа к англичанам, ни о том, что Он будет делать с их душами. Но я знаю, что они будут изгнаны из Франции, за исключением тех, кто умрет здесь.

В.: Были ли у святого Михаила волосы?

О.: Зачем вы об этом спрашиваете? Вы хотите постричь его?

В.: Целовала ли ты святого Михаила и святую Екатерину?

О.: Да

В.: Они приятно пахли?

О.: Разумеется, они пахли приятно.

В.: Обнимая их, чувствовала ли ты какую-нибудь теплоту или что-нибудь подобное?

О.: Я не смогла бы обнимать их, не чувствуя их или не дотрагиваясь до них.

В.: Какую часть ты обнимала, верхнюю или нижнюю?

О.: Более прилично обнимать их выше, чем ниже.

В.: Был ли святой Михаил обнажен? О.: Неужели вы думаете что Господу не во что одеть его?»

Были поставлены специальные, очень трудные вопросы, но Ж. избежала ловушки с изворотливостью, достойной ее инквизиторов.

На вопрос: «Кто является истинным папой?» (подразумевались трое соперничавших пап), она ответила, что «верит в истинного папу в Риме». Один священник выразил протест против того, что ее поставили перед дилеммой: «Испытываешь ли ты благодать Божью?», предвидя затруднительное положение; «нет» стало бы признанием вины; «да» — доказательством ее дьявольской самонадеянности. Она ответила: «Если нет, то, может быть, Господь позволит ввести меня в состояние своей милости, а если я имею его расположение, пусть Господь сохранит меня в этом состоянии».

После предварительного дознания 27 марта Ж. была предана официальному «суду инквизиции» [proces ordinaire or proces de droil inquisitorial] в Руанском замке, состоявшему из 37 духовных судей (включая 2 английских священников, Уильяма Бралбестера и Джона де Хемптона), и снова возглавлявшегося епископом Бове и инквизитором. Против нее было выдвинуто семьдесят пунктов обвинений:

«Явно подозреваемая, о чьей дурной репутации идет молва и доносят добродетельные и достойные граждане... объявляется и признается чародейкой, ведьмой, предсказательницей будущего, ложной пророчицей, вызывательницей злых духов, заклинательницей, верящей в суеверия, применяющей и пользующейся искусством магии, сомневающейся в католической вере, раскольницей... хулительницей Господа и святых, скандалисткой и бунтовщицей, нарушительницей спокойствия, подстрекательницей к войне... неприличной и бесстыдной, соблазнительницей князей и простых людей... еретичкой или, по крайней мере, явно подозреваемой в ереси».


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!