Объединение «Мир искусства» и русский импрессионизм.



Лекция № 12

РУССКОЕ ИСКУССТВО КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Вопросы:

1. Основные направления развития русской живописи конца XIX ‑ начала XX в. Модерн.

2. Объединение «Мир искусства» и русский импрессионизм.

3. Символизм в русской живописи.

 

1. Основные направления развития русской живописи конца XIX ‑ начала XX в.

Культурное развитие конца XIX-начала XX в. необычайно многогранно и противоречиво. И.А. Бунин, характеризуя свою эпоху, назвал ее «Вальпургиевой ночью», шабашем, на котором «...и декаданс, и символизм, и натурализм, и богоборчество, и какой-то мистический анархизм, и акмеизм...».

А.Н. Бенуа, называет состояние русского изобразительного искусства того же периода «базаром художественной суеты»: «одни рекомендуют все сводить к геометрическим фигурам, другие... ставят в образцы детские рисунки, вывески и лубки, третьи стараются изо всех сил быть только яркими, четвертые делают только кляксы, судорожно размазывая их по холсту, и сами верят в то, что гениально импровизируют» и так далее.

Вместе с тем русские религиозные писатели и философы Вл.С.Соловьев, В.В.Розанов, С.Н.Булгаков провозглашали высшей целью развития культуры, познание вечных духовных ценностей, свободное выражение религиозного чувства и нравственность; на рубеже веков возник последний большой стиль модерн, главным содержанием которого стал отказ от реализма передвижников и эклектики в архитектуре, культ красоты как единственной ценности и стремление к художественному синтезу всех видов искусства. Такое многообразие интеллектуальных поисков являлось, по словам философа Н.А. Бердяева, следствием «освобождения духовной культуры от гнета социального утилитаризма 60-70-х годов».

Главным парадоксом русского символизма являлось то, что, будучи бесконечно утонченными, символисты мечтали приникнуть к земле; обладая огромной культурой, тосковали о варварстве, о «скифстве» и с радостью приняли революцию.

Кризис символизма, обозначившийся к 1910 г., проявился в возникновении двух враждебных ему и друг к другу течений ‑ акмеизма и футуризма.

Акмеизм (от греч. akme ‑ цветущая сила) провозгласил возврат от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова. Кружок акмеистов, возглавляемый Н.С. Гумилевым, стал одним из важнейших в литературной жизни России в XX в.; в него входили А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, способные прославить любую поэтическую школу.

Футуризм (от лат. futurum ‑ будущее), стремясь создать «искусство будущего», декларировал отрицание не только традиционной культуры, ее моральных и художественных ценностей, но даже естественного языка, подменяя произвольными звукосочетаниями. Художники начали поиск красоты за пределами прозаической действительности, в области художественной фантазии. На этой основе возродился интерес к сказочным, мифологическим сюжетам, историческим реминисценциям, что повлекло за собой появление новой живописной художественной формы, воссоздающей особую атмосферу фольклорных представлений или воспоминаний о прошлом. Такое романтическое мышление конца века проявилось в стиле модерн, ставшем, как и в европейском изобразительном искусстве, последним большим стилем. Сложный декоративный ритм гибких текучих линий и плоскостных цветовых пятен в сочетании со стилизованным растительным узором формирует и отличает живописную манеру художников модерна.

Среди тех, кто занялся возрождением красоты, на первом месте и по времени, и по заслугам стоит Виктор Васнецов (1848‑1926). Он первым в своем творчестве обратился к русскому прошлому, убежденный, что русский человек чувствует себя хорошо только окруженный привычными ему формами красоты. Еще в конце 70-х годов, в самый разгар реализма и передвижничества, Васнецов перестал изображать обыденную действительность и обратился к дивному миру народной фантастики. В картинах «Ковер-самолет», «Иван-царевич на Сером волке», «Снегурочка», «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» обнаружились с наибольшей полнотой коренные черты русского художественного вкуса.

 

В. Васнецов. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. Фрагменты. ГТГ. Москва

 

В русле распространенных в конце века представлений о взаимодействии всех видов искусства, призванного украшать жизнь, Васнецов писал холсты больших размеров, рассчитанные на интерьер общественных зданий и являющиеся важной составной частью его оформления. Многие полотна были созданы по заказу С.И. Мамонтова для железнодорожных управлений, вестибюлей богатых домов и ресторанных залов. Однако творчество Васнецова не просто возвращает нас к народным формам красоты, в своих картинах художник отразил высокие духовные и религиозные идеалы русского народа. Успеху его живописи во многом способствовало возрождение официальной религиозности и модное в начале 90-х годов увлечение мистицизмом. Эффектные росписи Владимирского собора в Киеве, имеющие в колорите сходство с красочными симфониями древних русских и византийских церквей, утвердили образованное общество во мнении, что Васнецов постиг самую глубину православного религиозного миросозерцания и создал декоративную роспись стен, равноценную древним византийским и итальянским образцам.

Рядом с Васнецовым всегда называют Михаила Нестерова (1862— 1942), который искал своих героев в религиозных легендах, среди русских святых на фоне идеальной природы. В церковных образах Нестерова просматривается влияние национально-романтического течения модерна с элементами театральности в подчеркну то смиренных выражениях лиц, глазах, драматических жестах, отчетливой линии силуэтов и плоскостных цветовых пятнах. Чарующие по своей тонкой серебристой гамме краски смягчают до известной степени присущую этим изображениям некоторую искусственность и создают особое настроение в его прекрасных таинственно-поэтичных картинах «Пустынник», «Видение отроку Варфоломею», «Св. Сергий Радонежский», «Под благовест». Эти картины - целые поэмы русской природы, донельзя простой, хрупкой, однотонной, но и родной, и вдохновенной, точно воздух окрест звенит воскресным благовестом. Нестерова называют единственным русским художником, хоть отчасти приблизившимся к высокому духу природы Достоевского.

И Васнецов, и Нестеров принадлежали к абрамцевскому кружку (1870-1890), созданному по инициативе С.И. Мамонтова, владельца подмосковной усадьбы Абрамцево. Кружок объединял художников-реалистов И.Е. Репина, В.Д. Поленова, В.А. Серова, К.А. Коровина, И.И. Левитана, но именно на почве интереса к народной истории, фольклору началась эволюция в сторону неоромантического варианта модерна.

Видение отроку Варфоломею. 1889‑1890 Холст, масло. 160 × 211 см Государственная Третьяковская галерея Три старца, 1915, Национальная картинная галерея Армении

Объединение «Мир искусства» и русский импрессионизм.

Константин Коровин (1861-1939) ‑ художник, обладавший необыкновенным чувством цвета, удивительно тонко передававший и своеобразную прелесть «северной идиллии», и пылающий огнями ночной Париж, и мерцающие в северном сиянии шхуны Гаммерфеста. Все эти картины написаны в импрессионистской манере, поэтому Коровин считается русским импрессионистом. Не менее ярко художник проявил себя в декоративных работах, театральных декорациях и панно для Парижской выставки 1900 г.

Отрицание прозы жизни и литературной подосновы творчества передвижников, решение чисто живописных задач, поиски абсолютной красоты обусловили появление в Петербурге на рубеже столетий художественного объединения «Мир искусства», или «мир-искусников». В него входили в разное время почти все передовые русские художники А.Н. Бенуа, Л. С. Бакст, М.В. Добужинский, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов, В.А. Серов, И. Э. Грабарь.

Главная организаторская роль во всех предприятиях «Мира искусства» принадлежала С.П. Дягилеву. Эстетической программой объединения провозглашалась «априорная» красота, являвшаяся единственным источником творческого вдохновения: все, что любит

Парижское кафе. 1890-е , Холст, масло. 52.5×43.5 см Государственная Третьяковская галерея Москворецкий мост. 1912, 70×93 см Холст, масло. Омский областной музей изобр. искусства  

художник, все, что он считает красивым, может быть воплощено в его произведении, независимо от того, современно это или нет.

Ретроспективность художественного мышления и почтительное отношение к художественным стилям прошлого обусловили выбор ведущего жанра в живописи «мир-искусников»: им стали исторические фантазии на темы быта минувших эпох, но быта обязательно красивого, эстетически оформленного. Творчество «мирискусников» находило разнообразные стилевые опоры, неизменно оставаясь искусством неоклассицистским.

Валентин Серов (1865-1911), многогранный художник, картины которого с неизменным успехом выставлялись на выставках передвижников, а затем «Мира искусства», являлся сам по себе «целой плеядой живописцев». Для него не существовало окончательно найденной манеры, раз и навсегда усвоенных живописных средств, он постоянно пребывал в поиске, но неизменно картины Серова оставались удивительно красивыми и живописными. В имении Абрамцево 22-летний В.Серов написал один из своих самых радостных, пронизанных светом и воздухом шедевров ‑ «Девочку с персиками», портрет Веры Мамонтовой. Обостренное чувство времени, простота и непосредственность делают Серова выдающимся портретистом конца XIX-на чала XX в. Портреты И.Е. Репина, К.А. Коровина, И.И. Левитана, Ф.И. Шаляпина, Н.А. Римского-Корсакова, К.С. Станиславского, Ф.Ф. Юсупова отличаются замечательным сходством с оригиналом и тонким проникновением в психологию портретируемого. Так же достоверны портрет Александра III, царя-миротворца, с добродушной тонкой усмешкой на губах и холодным, пронизывающим взглядом, и особенно портрет императора Николая II в домашней обстановке, с которого на нас смотрит умный, все понимающий человек с печальными голубыми глазами. В рамках классицистского течения модерна Серов создал живописные шедевры, черпая вдохновение в исторических стилизациях. Его картина «Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте», где на фоне покосившихся изб скачут на горячих конях грациозные всадники, представляет тонкую стилизацию XVIII в., рождая яркое представление об этой удивительной эпохе со всем ее европейским камуфляжем и маскарадностью.

 

Девочка с персиками. Портрет В.С.Мамонтовой).1887 Зинаида Юсупова1900-1902

 

Новые приемы декоративного решения ‑ живописный лаконизм и графичность в духе «мир-искусников» проявились в поздних работах Серова ‑ портрете известной танцовщицы Иды Рубинштейн и картинах «Похищение Европы», «Одиссей и Навзикая». В двух последних работах Серов удивительным образом соединил античную строгость с живым наблюдением натуры. Живописно-графический образ быка ‑ Зевса и девушки ‑ Европы достигнут с помощью линейных контуров, точного взаимоотношения цветовых пятен, т.е. особого художественного языка, способного ритмикой линий и цветовых сочетаний выразить сложный символический смысл. Модерн в творчестве Серова сохранял черты живописного реализма.

Анализируя художественный метод «мирискусников» в целом, можно сказать, что они были «синтетиками», т.е. тяготели к соединению в одной композиции пейзажа, натюрморта, портрета или «исторического этюда» с выходом в книжную графику и музыкальный театр.

«Мир искусства» издавал журнал под тем же названием ‑ своеобразный литературно-художественный альманах, в котором сотрудничали художники, поэты, философы. Богато иллюстрированный журнал стал одним из первых образцов исключительно эстетического оформления книги. Именно благодаря усилиям «мир-искусников» сценография и книжная графика получили в России такое широкое развитие, какого они не имели в то время ни в одной стране.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 667; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!