Символизм в русской живописи начала XX в.



Особое место в живописи конца века занял символизм. Основой художественного творчества символистов стал образ-символ, отображающий либо некие мистические таинственные силы, якобы управляющие миром, либо смутные не достижимые идеалы. Богатый мир романтической символики использовался художниками конца века в их попытках создавать цельные художественные ансамбли, «очаги красоты», созвучные эстетическим установкам стиля модерн. Главная идея символизма как метода художественного мышления заключалась в разработанном еще в Средневековье принципе соответствий, когда изобразительные средства - краски, линии - только условные знаки, они ничего не изображают, а лишь символизируют мир идей.

В России самым ярким мастером, который утвердил символизм как стиль и способ мышления, был Михаил Врубель (1856-1910). Творчество Врубеля имело иные исходные пункты движения, чем, например, Васнецова или Серова: он никогда не увлекался пленэром, ему был далек реализм передвижников и даже, несмотря на «априорность» красоты, провозглашаемой «мир-искусниками», Врубель был далек и от них по избираемым темам.

В основе сюжетов лежали романтические увлечения художника экзотикой, мифологическим фольклором, образами Средневековья и античности. Его художественные образы имели характерный для символизма двойственный смысл. Один ‑ внешний, всем понятный, второй ‑ скрытый, с намеком на иное, более глубокое содержание, понятное лишь посвященным, как и поэтические образы поэтов-символистов, в первую очередь А. Блока:

Образы живописи Врубеля были на редкость многозначными и всеобъемлющими: обладающий сверхчеловеческими возможностями ‑ демон, злой дух, которого так любили поэты-символисты, столь же злой и коварный Мефистофель, фантастические птицы-женщины, мифический Пан, богатыри ‑ воины, всадники, косцы, пахари. Между тем за всеми образами стояли извечно человеческие категории добра, страдания, любви: Царевна-лебедь выражает своим взглядом безмерную печаль, Демон, «дух изгнанья», ‑ трагизм одиночества, Пан – мудрость. Для Врубеля Демон ‑ «дух страдающий, но не злобный», в интерпретации лермонтовского образа художником выделено лирическое начало, а не дух бунтарства, гордыни, пре зрения к миру. Все творчество Врубеля пронизано поисками новой духовности, истоки которой он видел в христианском искусстве. Его акварельные эскизы на темы «Воскресение» и «Надгробный плач» для росписей Владимирского собора в Киеве ‑ наглядное тому свидетельство. Будучи страстным ревнителем красоты, ставя категорию красоты в центр художнических представлений, Врубель наделял ее эпическим смыслом, поскольку красота в его представлении должна возвышать душу. Врубелевские образы обладают высокими художественными достоинствами, чему способствует и его живописная манера, заключающаяся в бесконечном дроблении формы на грани, окрашенные как бы изнутри светом и цветом, наподобие кристаллов или фантастических каменных цветов. Врубелевская живопись приблизилась к мозаике и ее отличительным качеством стала орнаментальность. Уже в картину 1886 г. «Девочка на фоне персидского ковра» орнамент был включен и как предмет изображения, и как принцип всей композиции. С годами это стремление к декоративности линий, силуэта и цвета обусловило выход художника за пределы станковой живописи, подвигло его на поиск новых материалов и выразительных возможностей, прежде всего в мозаике и в керамике. Декоративные росписи и витраж в особняке З.Н. Морозовой, который Врубель оформлял вместе с Ф. Шехтелем, являлись отражением синтеза искусств, характерного для русского модерна.

 

Демон сидящий. 1890, Государственная Третьяковская галерея

 

Царевна-Лебедь. 1900, Государств. Третьяковская галерея Шестикрылый серафим (Азраил). 1904, Государственный Русский музей

 

 

Весьма показательно пожелание, высказанное художником по поводу картины «Сирень», которую он хотел видеть не в музее, потому что, по его мнению, «музей ‑ это покойницкая», а «вделанной в стену жилого дома, чтобы она совершенно с нею слилась».

Другим выдающимся русским живописцем, творчество которого складывалось под влиянием символизма, стал Виктор Борисов-Мусатов (18701905). Его основная тема ‑ ностальгия по уходящему дворянскому быту. Изысканно-декоративные полотна «Осенний вечер», «Водоем», «Реквием» с заброшенными парками, заросшими прудами, колоннами домов и беседок с облупившейся штукатуркой создавали особое элегическое настроение.

Борисов-Мусатов превращает сюжетные в форму аллегорий, передает не конкретную жизненную ситуацию, а обобщенное выражение поэтического замысла, некий пластический эквивалент идеи. Как истинный живописец, Борисов-Мусатов мыслил красочными пятнами и пластикой линий, которые он воплотил в живописную форму, стилизованную под старинный гобелен. Своеобразный тип картины-панно, картины-гобелена, слегка стилизованного под классическое искусство XVIII в., созданный Борисовым-Мусатовым, получил продолжение в творчестве живописцев-символистов «Голубой розы», содружества художников под эгидой журнала московских поэтов-символистов «Золотое руно».

Художники «Голубой розы» П.В. Кузнецов, Н.Н. Сапунов, М.М. Сарьян, С.Ю. Судейкин были по природе театралами и декораторами, соединившими в своих картинах декоративность с элементами восточного искусства, иконой и русским лубком.

В 1907 г. в Москве открылась первая выставкарусского авангарда, знаменующая собой начало нового направления в искусстве, привлекавшего к себе повышенное внимание в течение последующих двух десятилетий.

Экспозиция выставки свидетельствовала о том, что с утонченной стилизацией, господствовавшей в живописи с 90-х годов XIX в., покончено.

М.Ф. Ларионов, Н.С.Гончарова, А.В. Лентулов в равной степени отвергали как критический реализм передвижников, так и стиль модерн. За источник своего искусства они приняли народное творчество во всех его проявлениях, положив начало нео примитивизму, для которого характерны лаконичная форма, полное отсутствие перспективы и какого бы то ни было подражания природе, цветовые контрасты. Геометрические фигуры ‑ квадрат, крест, круг, написанные чистыми локальными цветами, изображал на своих картинах К.С. Малевич, основатель супрематизма.

Аристáрх Ленту́лов. Василий Блаженный, 1913 Гончарова Наталья . Велосипедист, 1913

 

В 1910 г. на выставке «Бубнового валета», ставшего затем объединением московских художников, были представлены русские последователи П.Сезанна ‑ Р.Р. Фальк, П.П.Кончаловский, А.В. Куприн, И.И. Машков. Их устремлением к синтезу цвета и формы объясняется интерес к натюрморту, ставшему ведущим жанром в их творчестве.

Таким образом, одним из главных факторов, оказавших влияние на мировосприятие русского художника, являлись, по мнению Н. Бердяева, необъятные пространства земли, которые приходилось осваивать. Заимствование художественных форм из Византии в результате христианизации Руси, а затем из западноевропейских стран с высокой художественной культурой сочеталось с особенным русским темпераментом, сформировавшимся в необъятных степных просторах и бескрайних лесах.

Особая широта художественного мышления проявлялась в удивительно гармоничном взаимодействии искусства и природы, архитектуры и окружающего ландшафта, в звучности цветовых соотношений в иконописи и стенописи, в декоративности народного искусства. Вместе с тем в русском искусстве на протяжении всей его истории преобладало не чисто художественное, а нравственное, этическое начало, правдоискательство, которое, по словам академика Д.С. Лихачева, является стержнем всей русской культуры. Такое понимание сути искусства справедливо для всех русских художников от А. Рублева до М. Врубеля. Оно проявилось и в иконописи религиозных подвижников ‑ древнерусских живописцев, и в картинах художников-роман тиков начала XIX в., и в полотнах демократически настроенных передвижников второй половины XIX в., и в живописи художников начала XX в. Но самая характерная черта национального «русского стиля» ‑ провозглашенная Ф.М. Достоевским «всемирная отзывчивость» русских, их постоянна готовность учиться у других народов, ассимилировать культурные формы, придавая им размах и масштабность, соответствующие пространствам России.

Вопросы для закрепления знаний:

1. Опишите основные направления развития рус. живописи конца XIX - начала XX в.

2. Охарактеризуйте стиль модерн и истоки его возникновения.

3. Объединение «Мир искусства» и русский импрессионизм.

4. Расскажите о развитии символизма в русской живописи.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 6961; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!