Джон Локк о политической организации общества и правления.



Свое политико –правовое учение. Дж. Локк изложил в труде «Два трактата о государственном правлении». Он полностью разделил идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, разделения властей (2 ветви), законности восстания против тирана.  

ДО возникновения гос-во люди пребывали в естественном состоянии: индивиды не спрашивали ничьего разрешения и не зависели ни от чьей воли распоряжении своей личностью и своей собственностью. Господствовало равенство. Однако в естественном состоянии отсутствовали органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми. Это порождало обстановку неуверенности, дестабилизации обычной жизни. В целях обеспечения естествен6ных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить гос-во. Мирное образование гос-ва имело в своей основе согласие народа. Гос-во представляет собой, по Дж. Локку, совокупность людей, объединившихся в одно целое, установивших общий закон и создавших судебную инстанцию для разрешения конфликтов между ними и для наказания преступников. От всех других форм коллективности гос-во отличается тем, что оно воплощает политическую власть, т.е. право издавать законы во имя общего блага и прав применять силу для исполнения этих законов и защиты гос-ва от нападения извне. Дж. Локк противник того, чтобы индивид полностью передал свои права и свободы гос-ву. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Гос-во получает столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели гос-ва (главная цель- чтобы все могли сохранить и обеспечить свое право на жизнь, свободу, владение имуществом). Локк большое внимание уделяет закону и законности. Закон – это не любое предписание, исходящее от общества или законодательного органа. Закон –это акт, который указывает индивиду поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Нормы, которые не содержат такого предписания, не могут считаться законом. Режим законности Локк видел в том, что кто бы не обладал верховной властью, должен управлять согласно, установленным законам, а не путем импровизированных указов. В гос-ве все люди и все органы должны подчиняться законам. Локк говорит о необходимости разграничения правомочий гос-ва между его разными органами. Правомочие принимать законы (законодательная власть) принадлежит только представительному учреждению всей нации – парламенту. Компетенция претворять законы в жизнь (исполнительная власть) принадлежит монарху, кабинету министров. Их дело также ведать сношениями с иностранными гос-вами. Первое место отводится законодательной власти. Иные власти должны подчиняться ей. Однако они оказывают активное влияние на законодательную власть. Локк отвергал абсолютную монархию, был сторонником ограниченной монархии. Локк понимал, что нет такой формы правления, которая не могла бы не перерасти в тиранию, где органы власти начинают игнорировать закон. В отношении такого деспотичного правителя народ имеет право на восстание. Если большинство народа решит положить конец наглости правителей, то вооруженное восстание с целью вернуть гос-во на путь закона и свободы будет считаться правомерным.

Ш. Монтескье о государстве и праве.

Политические взгляды Монтескье полны противоречий, компромиссов. Но при всем этом он считается выдающимся мыслителем. В своем произведении «Персидские письма» он критикует абсолютический режим Франции, отождествляя его с деспотическим правлением. Резко критикует католическую церковь. В своем труде «о духе законов» с большой симпатией он говорит о республиканской форме правления. Для него характерно рассматривать возникновение гос-ва и права исторически. Разнообразие законов и учреждений связано с определенной исторической обстановкой. Монтескье считал, что характер законов зависит от географической среды: климата, почвы, рельефа местности, величины территории, большое внимание Монтескье уделяет естественным законам, которые существовали до образования общества. К ним он относит равенство, мир, стремление добывать себе пищу и желание жить в обществе. Выйдя из естественного состояния люди теряют неравенство и между ними начинаются войны. Войны побуждают людей устанавливать положительные законы. Законодатель, создавая законы, должен учитывать конкретные условия климата, почвы. Правление зависит от количества властвующих. Есть три основные формы правления: республика, монархия, деспотия. К деспотии он относится отрицательно. Для характеристики формы правления Монтескье вводит понятие «принцип правления», под которым он понимает то, что заставляет действовать гос-во, страсти, которые движут им. Движущим принципом деспотии является страх. Деспотия- это гос-во, в котором господствует произвол. В нём отсутствуют законы. Деспотизму противопоставляется конституционная монархия и республика. Под монархией он понимает ограниченную законом власть типа английской конституционной монархии. Принципом правления монархии является честь. Монархия – это гос-во в котором осуществляется политическая свобода (делаешь не то что хочешь, а то что позволяют законы). Республику Монтескье делил на демократическую и аристократическую. В республики существовал принцип добродетели. В республики тоже осуществлялась политическая свобода. Под республикой он понимал такую форму правления, при которой в руках народа полностью или частично находится верховная власть. Монтескье утверждал, что формы правления зависят от размера территории гос-ва: небольшие гос-ва должны быть республиками, гос-ва средней величины – монархиями, большие гос-ва – деспотиями. Он допускал возможность создания республик на большой территории, при условии федеративной организации. Достигнуть строгого соблюдения законов можно только путем разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Доминирующую роль он отводит законодательной власти. Монтескье призвал к созданию народного представительства, ограничивающего власть монарха. Он отстаивал идеи свободы слова, печати, свободы совести. Говорил об устранении крайностей имущественного неравенства, о долге гос-ва обеспечивать граждан средствами к жизни. Монтескье являлся сторонником естественного права. Законами являлись те нормы, которые основаны на справедливости. Законы имеют свойства изменяться. У разных народов законы различны в силу их традиций, обычаев.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 375; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!