Каковы основные черты древней и современной мысли (и культуры)?



Каково значение древней мысли для современности?

Как намечается дальнейший этап развития мысли (и культуры)?

 

Характеристика древнего до–греческого мышления.

 

Как бы значительно ни отличалось древнее мышление у разных народов, как бы видимо ни отличались культуры Дальнего Востока от культур стран, прилегающих к средиземноморью, от так называемых древне-восточных культур, все же между ними есть такие существенные черты, которые позволяют в обобщенном обзоре взять их за одну скобку.

Мышление этого периода может быть охарактеризовано, как мышление первоначального, неразличенного единства, как непосредственное интуитивно-реалистическое мышление.

Название "наивный реализм", которое часто применяется к древнему мышлению, слишком партийно, слишком односторонне предрешенное, заранее предполагает превосходство современного мышления. Больше соответствует действительности название "мифотворческое, мифологическое явление", однако употребление его требует оговорки. Понятие "миф" со времен эллинизма и развивающегося христианства приобрело слишком узкое и отрицательное значение пустой побасенки, сказки, в лучшем случае — аллегории.

МИФ не есть ни сказка, ни аллегория. МИФ ЕСТЬ РЕАЛЬНОСТЬ.

Сознание народов, еще не наделенное противоречием индивидуализма, еще широко черпающее из сокровищницы природы, в силу непосредственности познания, обладало огромной художественной производительностью. Древний воплотил в конкретные динамические и художественные образы свое непосредственное знание реальности. Его мышление было конкретно, а потому обще и реально. Только последующая рефлексия внесла это разделение между общностью и конкретностью, сделав их диалектическими моментами познающего рассудка. Это разделение настолько усвоено нами, что нам приходится делать усилие, чтобы реально себе представить первоначальное единство. А вместе с тем достаточно вдуматься в любое мифологическое построение, чтобы ясно увидеть осуществление такого единства. Более того, без ощущения его миф становится мертвым и непонятным. Зевс есть конкретный живой и динамический образ и вместе с тем, и в силу этого, общее выражение самосознания, правящего разума. Что этот образ не случаен и не присущ исключительно данному народу (в данном случае грекам), доказывается параллельными образами Аммона, Ану, Индры-Варуны и др.

Непосредственное интуитивное мифотворческое сознание несло в себе, то как внешнее ему, противоречие. Непосредственному утверждению бытия в образе светозарно-творческих сил противополагалось непосредственное же утверждение небытия, опыта "страдания, старости и смерти" — триады зла. Отсюда возникает необычайно опасная и глубокая диалектика мифотворчества, начинающаяся с утверждения небытия, как источника света (тьма как мать богов) и продолжающаяся в идее Мойры, нависшей над богами, и в мифах о страдающем Боге. Этот диалектический процесс мифотворчества, детализация которого входит в рамки настоящего рассмотрения, приводит к высшим диалектическим единствам, где миф доходит до концепции Абсолюта, как реальной Истины, соединяющей полноту противоречий. Таково Учение индусов о Пуруше-Нараяне (Брамане), выражаемое формулой: АУМ-ТАТ-САТ (Абсолют — То — Реальное), учением китайцев о ДАО, парсов — о Зерване-Аккерне, египтян — об Озирисе-Аммоне-Ра, евреев — об Айн-Софе.

В этих своих Учениях древность возвышалась до онтологической концепции Истины как реальности и жизни, а не простой гносеологической (познавательной) формы. Далее индусы с их исключительным шизоидным мироощущением, томлением в иллюзии Майи и ......... в конечном счете, не только утверждают бытийность Абсолюта, но и возможность приобщения к Нему (Йоги).

Эта приобщенная Абсолютному древность, в согласии с основным своим непосредственно-интуитивным мышлением, не понимала (не в смысле рефлектирующей гносеологии, как постижение разумом, но в смысле непосредственного снятия в Абсолюте) антитетики субъекта и объекта, в единении, то есть в Йоге — от слова "связывать, соединяться". Вся система Йоги индусов построена на этом положении.

Сцилла и Харибда Йоги есть с одной стороны полное отрицание объективности, одностороннее утверждение единства, как абсолютного субъективизма, то есть замена Истины (единения) Йоги иллюзией одиночества, а истинное творчество реальности — шизофреническим бредом миротворчества абсолютного одного "Я".

С другой стороны, развитие личности, приобретение сиддх (психических сил) влекло к утверждению школы и касты, как цели, а не как средства. Так развивалась высочайшая культура личности, самопознание, а отсюда — овладевание человеком высшей природы.

Современность с ее сказочным, исключительным развитием внешней техники, склонна крайне недооценивать эти достижения древности вследствие того, что самый принцип техники древности остается чужд современности. И однако, древность была гораздо более целостна в своем развитии. Принцип современной культуры основывается на диалектическом распадении причины (человек), средства (орудия производства) и действия (овладевание природой), в силу чего, при условии выпадения соответствующего члена, вся цепь распадается.

Принцип древности заключается в диалектичности единства всех трех моментов: сознающий субъект имел себя как средство (в смысле своих физических и психических сил) для достижения цели — единение субъект-объекта, и отсюда — творческое овладевание природой, отсюда и сказалась мощь йогов. Культура древности по самому существу своему требовала исключительности, замкнутости.

Наука не смогла быть сообщаема всякому, ибо в основании ее лежало развитие духа как условие ее достижения и цели, что и делало ее не общедоступной. Внешне это выражалось в предъявляемых стремящемуся к познанию все повышающихся этических требований. Таким образом создавалось внутреннее обоснование касты "посвященных" в НАУКУ, во-первых, как в единую НАУКУ о ЕДИНОМ, а потом, как в науки, вытекающие из единого принципа. Но эта внутренность перешла во внешность, средство — в цель; недопустимость — из-за мощи внутреннего притяжения — в недопустимость (исключительность) в силу отталкивания; исключительность посвященного — в исключительность представительства касты. Дхарма диалектики стала отрицать другие Дхармы; разрешение субъективной формы идеи привело к пустому утверждению внешней формы организации. Символ стал идолом; Храм — спекуляцией; идея — мертвой логикой; догмат — средством морочения масс; традиции — целью, сковывающей свободный дух; проникновение в тайники природы — пустой бездушной мантикой. Авгур не смотрел без насмешки на авгура (ср. Изек., 8). Так создавалось жречество — безжизненная застывшая форма.

В связи с основанием гносеологического скепсиса нашего времени необходимо выдвинуть вопрос об утрате современного чувства реальности, что особенно ярко выражается в психозе и неврозе шизотипа, где это чувство нереальности достигает крайних пределов. Это чувство нереальности не совпадает с учением о нереальности мира у древних (Индуизм, Буддизм, Христианский антикосмизм — "Мир твой во зле лежит").

За этими учениями о нереальности мира стояло осознание большой реальности, даже с пессимистических концепций Буддизма. Современное же чувство нереальности — это простое и пустое отрицание без утверждения — "Все как будто декорации; жизнь — игра на сцене; не чувство, а пафос актера; не любовь, а миражи любви". Вот характеристики, даваемые этому чувству. Более того — эта нереальность становится для нас более активной, нежели реальность; современный человек может плакать над чувствительными театральными представлениями и совершенно равнодушно пройти мимо самого вопиющего факта реальной жизни. Нередко приходится наблюдать невротиков-убийц, у которых все этические устои разрушены, которые не только не сожалеют о совершенных убийствах (часто весьма многочисленных и жестоких), но стремятся к продолжению такой своей деятельности, и вместе с тем неимоверно, до самозабвения в боли и страхе страдающих галлюцинациями своих жертв. Это бред.

Аналогична концепция китайцев о слиянии с ДАО, египтян — о приобщении Озирису.

"Познай Бога" — такова философия пророков. "Богопознание лучше жертв" (Осия, 6. 6). "Я познал имя Твое" — постоянная формула псалмов. Иеремия в своих грезах о будущем говорит: "И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: "Познай Господа", ибо все сами будут знать Меня от малого до большого, — говорит Господь". (Иеремия, 31–34).

В сущности вся древность проникнута этой онтологической идеей Истины. Достигнув такой высоты постижения Абсолютного, такой полноты ощущения Реального, древность определенно разрешала вопрос о деятельности человека и его чаяниях. Ответы на эти вопросы были прочно онтологически обоснованы, в силу обладания онтологической истиной: доля человека, его деятельность есть БОГОПОЗНАНИЕ, надежда человека – ПОЛНОТА СОЕДИНЕНИЯ С АБСОЛЮТОМ. Таков ответ древности там, где она достигла полноты развития идеи Абсолюта. Ответ этот, конечно, как в полноте своей, так и в форме. Но по существу, слияние с Брамой, приобщение Озирису, вхождение в ДАО, достижение царства Ормузда имеют одну идею выполнения долга и единение (дхармы и йоги, см. Мокшадхарма, гл. 3, стр. 365). Но это непосредственное миросозерцание, хотя и дошло до диалектической концепции Абсолюта, однако не прошло еще полноты внутренней диалектики своего развития в самосознании. Идея оставалась объективно-диалектической, но субъект, носитель идеи требовал еще вхождения в свое развитие. Это требование несло в себе противоречие, то есть возбуждало диалектический процесс, подлежащий ближайшему рассмотрению.

Итак, идея Абсолюта явилась в сознании человека как требование, как Дхарма, долг, цель которого есть ЙОГА, "ЕДИНЕНИЕ С БОГОМ" (опуская индивидуально-исторические формы этой формулировки). Единение это требовало полного вхождения личности в абсолют, погружения в Нирвану, полного неразличения субъекта и объекта, отказа от всякого чувства, от всякой деятельности, полного уничтожения индивидуального центра во всецентральности Абсолюта.Но такое достижение возможно лишь для высокого развития личности, для сознания утонченного, утвержденного, имеющего силу подняться над притягательностью и шумихой повседневной объективности, словом, сознания настолько мощного, чтобы оно могло разорвать покровы Майи. Но сознание по самому определению своему есть отрицание внешнего ему, отрицание единства бытия, противопоставление этому единому бытию как объективному инобытию своего бытия как индивидуального. Таким образом возникает основное противоречие Дхармы — ради утверждения единства — практика полной разделенности, раскола на "Я" и мир, с отрицанием инобытия как Майи.

Вся Бхагавадгита полна этим противоречием, она вся есть это противоречие: "Ты восхваляешь, о Кришна, отречение от действий и йогу: что лучше из двух — это скажи мне ясно!" (Гита, V, I.). Вот трагическая антитеза древности. Но если долг есть противоречие, то каково может быть мое чаяние, основанное на долге?

Йога распадается в самоотрицании на исходную антитезу объекта и субъекта. Мир снова становится недостижимым видением, обманчивой пляской призрачной Майи (волшебной иллюзии). Абсолютное уходит в недостижимую, дурную бесконечность, покидая человека; субъект, отрицая объект, утверждая призрачность Майи, сам становится призраком, отрицанием без утверждения — ничтожеством ничто.

"Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий. Подлинно, человек ходит подобно призраку..." (Пс. 38, 6–7).

"Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень". (Пс. 143, 4).

"Все суета и томление духа" (Эккл. 14).

Отрицание истинной бесконечности Абсолюта приводит неизбежно к утверждению отрицания, к антитетике Абсолюта и конечного, жалкого ничтожества человека (Ср. н. с. 38 и кн. Иова, особ. гл. 10). Другая бесконечность Абсолюта механически переходит в бесконечность другого абсолюта; поклонение Шиве (Благому) — в оргию сатанизма. Бесконечность пустоты отрицания "Я" субъекта вне единения с Абсолютом гипостазируется в отрицательное отображение Абсолюта в этом ничто, как образе абсолютного зла. Если в сердце человека не рождается Бог, то рождается сатана. Идея Абсолюта в отрицании разлагается на сотни тысяч "относительных абсолютов" и "абсолютиков". Бог становится кумиром, целое — раздробленным, живое — мертвым.

(…………………….)

 

4. Характеристика нового
(европейского) мышления[6]

(……………………)

 

Историко-феноменологическая схема развития этого цикла такова: до-сократики ставят проблему космологии и онтологии, встречают в ней неизбежные противоречия, которые приводят к полному скепсису софистов. Но в полноте чистого отрицания и зарождается самая сущность греческой философии, так как новое слово, которое она внесла в общее развитие человечества — ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ.

Сократ воплотил в своем сознании этот момент общечеловеческого развития, и в трагедии его личной судьбы впервые выразилась трагическая антитеза между бездушной порабощающей формой (жречеством) и свободой духовной сущности. Он был первым, открывающим нескончаемый ......……...... Далее Платон развил начала, положенные Сократом, основывая диалектику как метод, но этот метод хотя и привел его к концепции идеи как высшей реальности, но не освободил от дуализма.

Дальнейший ход философии, вплоть до закатных времен эллинизма в смысле гносеологии, есть разработка диалектического метода.

Великий перелом в феноменологии Духа — Явление Христа — дал особое направление всей философии и привел ее по содержанию к Христологии, причем метод диалектики в учении о Логосе и в чистой Христологии показал всю свою познавательную мощь, но одновременно и недостатки его тогдашнего развития: диалектика формы не соответствовала диалектике содержания, познавательный анализ еще не разложил кажущуюся непосредственность предположительного содержания, и поэтому дальнейшее синтетическое построение философских систем поражено было догматизмом.

Но в результате развития цикла осталась закрепленной сама постановка проблемы знания и метода философского мышления. Отныне эти два момента становятся неизбежными в пути развития познания.

Согласно общему филогенетическому закону, новый цикл истории начинается со схематического, символического прохождения через предшествовавшие формы. В этом смысле средние века не дали существенно нового в развитии мысли, несмотря на их большое значение как цивилизационного периода. Для наследников греко-римского мира, не внесших новых проблем, их роль, главным образом, сводилась к формальной разработке полученного философского наследства, преимущественно для нужд теологии, царившей над всей культурой и уже застывшей в святом кругу традиций, соборных правил и запрещений; таким образом, средние века скорее устраивали полученное от предыдущей эпохи, нежели развивали философию.

Справедливо поэтому, собственно начало нового цикла, "новой философии" связывают с именами Декарта и Бекона. Если динамическим принципом первого периода является знание, хотя еще и не прошедшее диалектику познания (джнана-йога), второго периода — благо, этический принцип (бхакти), то принципом третьего периода является действие (карма-йога).

Первый период поставил проблему бытия вообще, второй — познание бытия, третий — бытие познающего субъекта. Начальный период диалектики развил проблему так, что проблема предыдущего цикла переходила в проблему последующего. В этом смысле новая история справедливо остается веком индивидуализма. Новая оценка личности дана была Христом, но как философская проблема она осозналась лишь с периодом новой философии, начинающейся с провозглашения положения: "Я мыслю, следовательно я существую" — как исходного принципа познания и условия его возможности.

Философия начинается с ничто; как принцип отрицания есть условие возможности развития диалектики, ее миропроявления жизни, как скепсис есть условие возможности развития философии, ее динамический принцип, но как отрицание, не создает, а производит, не зарождает, а лишь производит (ср. выше Мать богов), так и скепсис есть не активно-творческое начало философии, но ее пассивно-творческое начало. Скепсис есть необходимое в явлении (философии) и для явления (философии) — величина, которая настолько есть произрождающая, поскольку она есть разрушающая и обратно.

Скепсис и догма связаны между собою. Начало нового цикла есть разрушение старого, и скепсис в такой момент являет всю мощь своей диалектики.

Первое движение новой философии есть раскрепощение от догматико-теологических уз, в которых она пребывала начиная с византийских времен. Это дело совершает скепсис. Два великих начала философии — конкретизирующее начало Диониса и абстрагирующее начало Аполлона (уже ярко выявленные греческой философией, прошедшие через средние века в борьбе реалистов и номиналистов) вновь возрождаются в рационализме и сенсуализме до-кантовского периода.

Как Сократ воплотил в лице своем сущность греческой философии, первый сказал ее новое слово — проблему познания, так и Кант сказал новое слово третьего периода, выдвинув проблему человека.До Канта активным диалектическим началом философии являлись чувства и разум. Кант ввел третье начало — волю ("Критика практического разума") и тем закончил диалектику субъективных начал философии. Лишь со времени Канта приобретает значение проблема волюнтаризма, завершающаяся призывом Ницше к переоценке всех ценностей и к преобразованию человека. Кант разрешил диалектику познавательного сенсуализма и рационализма расторжением связи между субъектом и объектом, и тем превратил вещь в себе в непостижимую отвлеченность, бытие которой выражается лишь как отрицание ее существования, а субъект — в лишенное бытия существование антиномичной в себе схемы чистого разума. Таковыми оказались диалектические результаты критической философии.

Вся задача последующего классического периода философии осознается как стремление восстановить эту разбитую связь и создать диалектическое единство нерасторжимых моментов Бытия субъекта и объекта, рассеченных мечом неумолимого анализа великого кенигсбергского разрушения.

В классический период диалектика философии тождественно выражалась в трех своих моментах тремя великими системами. Философия Фихте характеризуется волюнтаристически, в основе ее лежит действие, философия Шеллинга характеризуется эстетико-иррационалистически (то есть, в основе ее лежит момент иррационалистического созерцания). Философия Гегеля характеризуется логически (рационалистически), в основе ее лежит умозрение и абсолютное понятие. В диалектическом развитии проблемы познания, нашедшей полноту своего выражения в абсолютном методе гегелевской логики, очерчивалась с еще большей настоятельностью проблема познающего Субъекта. Гегель в своей "Логике" предпослал "Феноменологию Духа", но Пневматология и Пневмотеургия есть не только начало логики как науки о познании (гносеология), но и ее завершение, не только ее источник, но и то иное, во что Логика переходит.

Несмотря на глубинность постановки проблемы познания классического периода философии, несмотря на имманентную неопровержимость таких систем, каковой является система Гегеля, несмотря на их целостность, завершенность, они оказались недостаточными для жизни, не удовлетворяли ее требованиям. Эти системы в настоящее время очень часто называют великими руинами, поражающими своей грандиозностью, совершенством, и именно потому возбуждающими глубокий пессимизм, разочарование в силах духа человеческого, в стремлении достижения реальности, в постижении адекватной системы — в грандиозных системах немецкой философии кажутся неисчерпаемыми все возможности постижения Реальности.

Системой Гегеля завершился первый диалектический цикл гносеологической проблемы новой философии, закончился классический период; ............….... в полноте своего завершения переходит в свою противоположность, в иррационализм.

Властители дум второй половины XIX века — Шопенгауэр, Гартман, Штернер, Ницше с возрастающей силой развивают Дионисийский иррациональный момент сознания, доведя силу отрицания до патологии, которую они воплотили в патологии своих индивидуальностей.

Полвека до смерти Гегеля (1831) представляется периодом отрицания утверждения классического периода. Но если, по существу, в гносеологию этот период не внес ничего нового, существенного, то он развил и диалектически выявил поставленную предшествующим периодом проблему гносеологического субъекта. Стесненная рационалистической формой философии, феноменологическая дисциплина в своем стремлении освободиться из-под опеки философии, все же была оплодотворена силою ее метода.

Влияние гегелевской философии оказалось особенно сильно на науках биологических, осознавших себя, по существу, эволюционистическими, динамическими науками и преодолевших статическую форму, в которую они были закованы до этого. Эволюционизм, заложенный в Кант-Лапласовской теории, в своем дальнейшем движении выразился в Ламарк-Дарвиновской теории развития живых организмов и, в частности, человека. Биология включила человека как последнее звено в цепь живых динамизмов[7] на земле, но не заключила принципиально этим звеном цепь, разбив миф о венце творения. Они естественно-исторически выразили ту проблему, которую философия уже давно нащупывала в иных аспектах (логическом, феноменологическом, мистическом и т.д.).

(…………………..)

 

Ни сенсуализм, ни рационализм не оказались в силах дать адекватное знание для того, чтобы свидетельствовать о достоверности, выдвинулся третий момент — воля, которой сначала и была приписана способность достоверного свидетельства о мире как о практическом моменте. Кант, Фихте и последующие мыслители, особенно Шопенгауэр, выявили недостаточность одной воли для создания адекватного, положительного миросозерцания, миропостижения и из силы положительной (категорический императив Канта, постулат Фихте) превратили ее силу отрицательную, введя ее сначала как иррациональный элемент, сочетанный с разумом (Шеллинг), а затем, развили антитетику воли и разума, причем воле приписывалось одно бытие, а разуму — одно представление. Результатом этой диалектики было сознательное разумение разумом воли (бытия) (Шопенгауэр). Таки образом, все три элемента психики оказались диалектичными и как изолированные моменты не удовлетворяли требованиям познания.

Философия обратилась к переоценке ценностей и к призыву о необходимости преодоления человека (Ницше). Наука, оторвавшись от философии, зашла в тупик необоснованного гносеологического позитивизма и практически оказалась неспособной разрешить социологические антитезы (индивидуум и общество); необходимо потеряла свое место "царицы разума", управляющей человечеством и направляющей его к счастью и благу, как она претендовала это сделать, вытесняя положительную философию — религию и незаметно усваивая ее черты и задачи; позорно превратилась в служанку техники, признав диктатуру разнузданных хаотических сил, приведших человечество к катастрофе мировой войны.

Пророчество Ницше, что его книги предназначены "для всех и ни для кого", осуществилось в точности. Небывалый успех сопутствовал "Заратуштре". Такой широкой популярностью не пользовался, пожалуй, ни один из новых философов. Благодаря своей внешней доступности (поэтической форме и т.п.) "Заратуштра" широко овладел умами, но не одна форма, конечно, была этому причиной; в нем чувствовалась какая-то правда, которую автор услыхал как требование человечества, провозгласил ее, и люди ответили ему миллионноустным утверждением. Правда — это есть лозунг, брошенный Ницше: человек есть то, что должно быть превзойдено. Но правда эта была воплощена в большую ложь — в положительный образ "сверхчеловека". Эта ложь была неизбежна, без нее не могла проявиться правда в массах, но она была гибельной для системы. Философия Ницше не была опровергнута, но она была низвергнута, потерпела крушение и, прежде всего в личной трагедии ее автора. Но лозунг остался, этот лозунг — единственная, все напоминающая правда Заратуштры — оказался ни для кого, даже не для того, чьими устами он был провозглашен. Физическое тело Ницше оказалось не в состоянии вынести испепеляющую силу озарившей его правды; родив эту правду, пропустив ее через себя, исказив в преломлении, оно оказалось разбитым; брошенный им в массы образ был растерзан, как некогда Орфей — обезумевшими вакханками, и низведен до скотских кошмаров всевозможных "саниных"; но как уносимая волнами голова Орфея повторяла свой странный призыв: "Эврика, Эврика!"[8], так и подхваченная мутным, вспененным людским морем проповедь Заратуштры непрестанно несла одну непонятную весть: "Человек есть то, что должно быть превзойдено".

Философия, истощив свои силы на непрестанной дыбе гносеологии, недооценила глубину его трагедии. После Ницше ее занятие — реставрация, род всяких "нео".

Гегель установил в новой философии понятие "вещи в себе", как вещи неосуществленной, имеющей бытие в себе "для себя", но не для другого. Такой "вещи в себе" он противопоставил вещь в ее осуществлении. Это понятие "вещи в себе" целиком аналогично понятию непроявленного и проявленного философии Веданты (ср., например, Гита, 28. "Не проявлены существа в начале, проявлены в середине, не проявлены также в исходе...", и учение о ……….. эллинистов). Свою мысль Гегель в "Науке логики" даже иллюстрирует примером отношения семени и зародыша и взрослого существа (человека), проходящего все стадии развития. Очень интересно сопоставление этого учения с учением о ……….. Веданты. С этой точки зрения рассматривает Гегель и человечество в целом, как проявляющийся самосознающий дух. Учение каббалистов об Адаме Кадмоне и о задании, полученном Человеком (Адамом) возделывать "адамическую почву", стоит также чрезвычайно близко к этим взглядам. Вкушением от плодов древа познания началась трагическая диалектика человека как "вещи в себе", разворачивающейся в своем проявлении.

Древность знала[9] этот принцип эволюции и выразила его в более или менее мистических (ибо вся философия древности мистична и по существу неотделима от религии) формулах.

Эллинисты и гностики, опираясь на греческую философию и вместе с гимнософистами (йогами), применяли его в индивидуальном методе развития. Это сознание необходимости эволюции человека мы можем проследить из глубокой древности, как завет тех систем, которые видны нам на заре нашей культуры, и до самых последних времен через гностиков, Оригена, Канта, Гегеля и Ницше и после него.

В тиши библиотеки Румянцевского музея незаметно работала мысль человека, и только преломленные отсветы ее проявлялись то тут, то там, и озаряли крупные фигуры: Достоевский, Соловьев, Трубецкой, Толстой оказались задетыми этой мыслью, но то подлинное, что дал Федоров, прозвучало тогда, когда сам он ушел в сторону отцов. "Философия общего дела" — дерзновенное новое слово, Апокалипсис ХХ века, остающийся таким же таинственным, спорным, как и Апокалипсис I века. Это еще философия будущего, ибо не нашлось еще тех могучих плеч, которые смогли бы поднять ее тяжесть, пронести далее в сознание человечества. Трудно себе представить нечто более противоположное, чем "Заратуштра" и "Записки от немудрого". И вместе с тем, если Ницше писал для кого-нибудь из своих современников, то этот "кто-нибудь", "никто" был именно Федоров. Очами прозорливца проникнул Федоров за завесу, на которой Ницше начертал свой лозунг, и там, в глубинах будущего, он увидал единое, освобождающееся, "воскресившееся" человечество и единый Храм. И так ясно увидел, что это видение стало для него неотъемлемым общим Делом, с которым НЕЛЬЗЯ МЕДЛИТЬ НИ МИНУТЫ.

Строго упрекает он Соловьева за его нерешительность в выявлении "Идеи", несмелость призыва. Как для истинного пророка, для Федорова было непонятно, как могут другие не видеть того, что так четко, так ясно видит он.

Другой смелый мыслитель, прошедший через все искушения западной философии, но исходящий не от нее, нашел в себе смелость начать воплощать то, что созерцал Федоров. В Дарнахе бился пульс живой, творческой мысли и "общего дела". Штейнер умер, но не умерла идея, ибо она живет вне своего осуществления и принимает многообразные формы.

В вопле саморазрушающейся культуры, в гносеологических дебрях философии, в Авроре Бетховена, в мистериях-драмах Вагнера, в метаниях Скрябина — всюду слышен один ... клич: Человек есть то, что должно быть превзойдено.

Если задачу древности можно было охарактеризовать как джнана-йогу, задачу эллинизма — как бхакти, то задача современности характеризуется как карма-йога.

МЫ ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНИТЬ ТО, ЧТО ОСТАВИЛА НАМ В НАСЛЕДИЕ ДРЕВНОСТЬ, КАК НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ, что разработано последующими эпохами, вплоть до наших дней, как познание. Для выполнения этого нужно Новое Слово. Познание управляется двумя великими началами, как бы они ни назывались на протяжении своей многотысячелетней диалектики, — началом абстрагирующим, исключающим и тем создающим личность — началом Аполлона — и началом конкретизирующим, включающим и тем утверждающим нераздельность бытия — началом Дионисийским.

Беспредельная абстракция Аполлона приводит к пустоте формы, лишенной всякого содержания, формы как пустого названия. Беспредельная конкретизация лишает бытие всякой формы, всякой обобщенности. Если в первом случае смысл исчезает вследствие отсутствия содержания, то во втором — вследствие отсутствия формы. Форма и содержание суть моменты одного диалектического целого. Связывает эти моменты движение. Психологически разум и чувство связывает воля. Но то, что связывает (именно в силу того, что оно связывает), есть то, что мы разбираем, то есть, полагает разделенность, опосредованность, а не непосредственную слитость. Так остаются три начала психики неразделенными (связанными, а не разобщенными), но и неслиянными (то есть, связанными, а не неразличимо слитыми).

Древность в глубоком прозрении Реальности утвердила единство санкхьи и йоги (Аполлона и Диониса) и их разрешение в едином духе (Нараяне Пуруше) — Абсолют, Пуруша, Нараяна — как бы мы ни называли, есть цель, развитие духа есть Путь. Таков завет древности, как бы он ни выражался. В этом абсолютно согласны как древнейшие ее писания (Веды, Упанишады и пр.), так и ее последнее слово — Евангелие (см. Матф. 5, 48; Иоанн. 14, 6 и многие др. места).

Трудность проблемы сознания заключается в устранении иллюзии неподвижности его. Эта иллюзия также необходима для развития и движения сознания, как необходима иллюзия неподвижности земли для движения на земле, можно сказать, что она биологически, прагматически полезна, но фактически не верна. В гносеологии это выражается законом тождества, на который разум всегда опирается, чтобы закрепить свои достижения, и который всегда нарушает, чтобы продвинуться дальше. Гегель глубоко прав, изображая диалектику бытия, как диалектику абсолютной идеи, которая есть и начало и конец ее. В этом он находится в совершенном согласии с древностью (ср., например, эволюцию мира по Упанишадам, учение о Логосе александрийцев и пр.), но он не прав в том, что "вливает вино новое в мехи старые"; его употребление терминов "понятие" и "разум" гораздо более широкое, чем обычное, и это влечет к недоразумениям и слишком односторонне-рационалистическому пониманию системы. То, что Гегель называл "умозрением", не есть простая деятельность разума в обычном смысле слова. Недаром говоря о первом моменте умозрения, о бытии, Гегель сближает свое понимание бытия с "чистым воззрением", "чистым мышлением", пространством и, наконец, с Брамою, как его понимает индус — внешним образом, неподвижным, без движения, чувства, представления, фантазии, желания и т.д. — из года в год взирающий на кончик своего носа и повторяющий про себя лишь Аум, Аум, Аум[10], или даже не говорящий ничего. "Чистое мышление" Гегеля есть более чем мышление, но сам Гегель недостаточно выявил этот необходимый момент своей системы; так глубоко понимая эволюцию, он все же недостаточно ясно показал, что само мышление в своем диалектическом развитии хотя и сохраняется, но изменяется в себе. Иррационализм сам по себе также мало плодотворен, как и рационализм. Иррационализм есть отрицание, силой которого движется в диалектике утверждение (рациональное). Истина — в их синтезе.

"Санкхья и йога приводят к одному, и это целое есть Нараяна". Феноменологически, биологически сознание развивается и движется все выше и выше. Иррациональное есть перцепционное поле сознания, рациональное — его апперцепция. История показала насколько плодотворен и необходим бывает иррационализм в переходно-творческие моменты развития. По существу, ни одно великое движение духа (изображение[11], открытие, даже философское) не совершалось рационально, но всегда "непосредственно интуитивно" и лишь затем "рационализировалось".

То, что называется "мистическим", "таинственным", "непостижимым" и пр. есть подлежащий обработке пласт действительности. Чем больше этот пласт, тем медленнее идет обработка, и тем больше в нем "мистики".

Сознание в процессе работы развивается, увеличивается количественно и потому неизбежно меняется качественно, по общим закона диалектики качественного и количественного, причем то, что составляло непреложный закон для предыдущего цикла развития, может оказаться уже относительным для последующего цикла, и в этом отношении — неверным и тормозящим дальнейшее развитие. Так, например, было с законами логики, которые представлялись абсолютными, но по мере роста сознания были сняты в своей абсолютности и заменены диалектическими законами, таким образом, мышление диалектическое значительно отличается от мышления статической логики.

Если для последнего положение "умом оглобли не выдумаешь" (пресловутое кантовское 100 реальных и представляемых таллеров) непосредственно очевидно, то для первого оно представляется далеко не таким, ибо для такого мышления мысль динамична, а следовательно - активна и является творческой. Это момент, когда мышление и воля (действие) перестают быть моментами антитетики, но сливаются в единое, динамическое и реальное целое.

Индусы в своей тонкой и глубокой динамической психологии, которая скорее заслуживает название пневматологии, давно уже осознали эволюцию психики и, в частности, мышления и строго отличают манас как диалектический разум (разделяя его на низший разум (манас) — рассудок, и высший манас — чистый разум) от разума высшего, творческого и динамического — БУДДХИ.

 

Настоящий период, переживаемый философией, есть период накопления новых фактов, или иначе, количественного увеличения сознания, за которым следует качественное изменение.

___________________


[1] Так как текст получался частями, через разных корреспондентов, иногда только на время, для переписки, иногда в готовом, перепечатанном виде, то редакция не уверена в правильном расположении частей статьи. Также, возможно, что все выделения статьи (курсив, жирный шрифт, прописные буквы) были сделаны редакторами текста в разное время, поэтому восстановить оригинал не представляется возможным. Здесь и далее примечания редакции сайта БоЛеСмир.

[2] Возможно, Б.Л. Смирнов указал страницу немецкого издания. В русском издании «Критики чистого разума» (М. "Мысль", 1964 г.) указанные вопросы находятся на стр. 661.

[3] В оригинале «приём». Возможна опечатка переписчика.

[4] Вариант «в храме».

[5] В некоторых вариантах слово «явно» отсутствует.

[6] Название раздела добавлено редакцией.

[7] Возможно, ошибка, и нужно читать «организмов».

[8] Возможно, ошибка, и должно быть «Эвридика, Эвридика!».

[9] В одном из вариантов «сознавала».

[10] В одном из вариантов «ОМ, ОМ, ОМ»

[11] Возможно, ошибка, и должно быть: «изобретение».


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!