ПриродоОхранная функция сакральных ландшафтов



(на примере священной березовой рощи сылвинских марийцев)

В последние годы на стыках различных гуманитарных наук появляется все больше новых направлений научного поиска. Одним из них стала сакральная география [5], под которой понимается система историко-географических знаний об особо почитаемых и священных объектах природного, культурного, исторического наследия. Изучение сакральной географии может послужить ключевым звеном в решении такой острой проблемы как рациональное использование территории, что, в свою очередь, является генеральной целью концепции устойчивого развития территории. Объектом сакральной географии является сакральные ландшафты.

Целью работы является определение функций сакрального ландшафта с точки зрения природоохранного значения (на примере сакральных ландшафтов Суксунского района (Пермский край).

Часто причиной сакрализации ландшафта становится его уникальность из-за пейзажных или лечебных особенностей: причудливые очертания скал, гор или холмов, вековое дерево, источник с целебной водой, пещеры, карстовые провалы и т.д. Сакрализация может зависеть от эстетических или иных свойств ландшафта, ценных для данного общества [3], также сакральные ландшафты являются фактором формирования этнического сознания и ментальности [1].

Священная березовая роща сылвинских марийцев расположена на правом берегу р. Сылва, в 3 км от национальной марийской д. Тебеняки, возле бывшей д. Янгельда в Суксунском районе Пермского края. Функциональную составляющую данного культового объекта рассмотрим по методике этнографа В.Л. Огудина [2], который предлагает при изучении почитаемых объектов выделять шесть функций (коммуникативная, консолидирующая, защитная, медиаторная, лечебная, природоохранная), которые эти объекты выполняют для населения, проживающего на прилегающей к ним территории. В итоге получены следующие результаты.

1. Священная роща выступает условным центром определенной территории, где проживают члены родовых групп или религиозных общин, в данном случае сылвинские марийцы – консолидирующаяфункция.

2. Роща играет посредническую роль между человеком и богами в религиозной структуре мироздания местных марийцев – медиаторная.

3. В культе верований марийцев существуют убеждения в том, что данная роща и стоящие за ней силы защищают людей от бед и напастей – протекторная.

4. Лечебная функция, которую несет эта территория, подразумевает под собой исцеление от всех болезней при соблюдении священных обрядов в этой роще.

Как уже было сказано выше, культ обожествления природы лежит в основе природоохранной функции, то есть священная березовая роща сылвинских марийцев при соблюдении традиций данной культуры способствует сохранению и преумножению ландшафтного и биологического разнообразия этой территории.

В 1990-х гг. при содействии известного профессора, доктора исторических наук ПГНИУ Г.Н. Чагина, который изучал культовые объекты «сылвенских» марийцев [4], был создан национально-этнографический марийский культурный центр «Сулий», расположенный в с. Иванково Суксунского района. Целью данного проекта является сохранение традиций и обрядов сылвинских марийцев в священных для них местах. Одним из результатов реализации проекта стало возрастание национального самосознания местных марийцев и восстановление традиций этнического природопользования, по своей сути являющегося ресурсосберегающим, что неразрывно связано с охраной природы.

Библиографический список

1. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: АСТ, 2006. 548 с.

2. Огудин В.Л. Сакральная экология. Формы религиозно-экологического мировоззрения // Природоохранная пропаганда. 2003. Вып. 20. С. 152.

3. Романчук С.П. Сакральные ландшафты // Ландшафт як інтегруюча концепція XXI сторіччя. Збірка наукових праць. Київ, 1998. С. 144.

4. [Электронный ресурс]: Официальный сайт комиссии научного туризма СПб РО Русского географического общества Режим доступа: http://www.knt.org.ru/Mater%20konf%20Sakr%20Geogr%202009%201.htm (дата обращения: 15.12.2011).

5. [Электронный ресурс]: Сакральные места России: методика изучения, итоги, перспективы Режим доступа:. : http://www/iga1/ru/sakr/doc.

 

 

ÓЮ.В. Хотяновская

ПГНИУ, г. Пермь

Студент, III курс

Научный руководитель – д.г.н., проф. Г.А. Воронов

yuliya.khotianovskaja@yandex.ru

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 339; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!