Имперское мышление — русская Консервативная традиция
М.О. МЕНЬШИКОВ
ПИСЬМА К РУССКОЙ НАЦИИ
"МОСКВА"
МОСКВА
1999 ГОД
ОГЛАВЛЕНИЕ
ИМПЕРСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ИМПЕРСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ М. O. МЕНЬШИКОВА 3
1907 год 14
СОСЛОВНЫЙ СТРОЙ 14
ВЛАСТЬ КАК ПРАВО 18
ПОДЪЕМ ВЛАСТИ 20
СВИНЬИ И БЕСЫ 23
1908 год 27
ПОЧТИ ИНОСТРАННОЕ ВЕДОМСТВО 27
ОСТАНОВИТЕ БЕГСТВО 29
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ 33
ПРОРОЧЕСТВО ДАНИИЛА 35
ЧЬЕ ГОСУДАРСТВО РОССИЯ? 38
|
|
МУЧЕНИКИ ЗА РОССИЮ 40
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ 43
ТОЛСТОЙ И ВЛАСТЬ 45
ИМПЕРАТОРСКАЯ СЦЕНА 49
1909 год 53
ЕВРЕЙ О ЕВРЕЯХ 53
ПУБЛИЦИСТИКА КАК ИСКУССТВО 59
ОН — НЕ ВАШ 62
ПРАВИТЕЛЬСТВО И ЕВРЕИ 65
НАША СИЛА 75
|
|
ХОЗЯЕВА И РАБОТНИКИ 78
1910 год 83
ЗАКОН ОБНОВЛЕНИЯ 83
РУССКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ 86
НЕЦАРСТВЕННЫЙ ИМПЕРИАЛИЗМ 89
РЕКОРД ВЕРОТЕРПИМОСТИ 92
1911 год 95
ПАМЯТИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО 95
ПУШКИН И КРЕПОСТНОЕ ПРАВО 98
СМЫСЛ СВОБОДЫ 102
|
|
ЕВРЕЙСКОЕ НАШЕСТВИЕ 105
БЫТЬ ЛИ РОССИИ ВЕЛИКОЙ? 108
ТАЙНЫ ТАЛМУДА 111
НАРОДОУБИЙСТВО 115
СВЕРХНАРОД 118
ДЛЯ КОГО ВОЕВАЛА РОССИЯ 122
РАЗМЫШЛЕНИЯ 124
ДРАМА БЕЛИНСКОГО 127
РАСОВАЯ БОРЬБА 130
НУЖЕН СИЛЬНЫЙ 132
|
|
РАЗБИТЫЙ КРЕСТ 135
ЗАЩИТА ВЕРЫ 138
НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРЕЩИНА 141
ЕВРЕЙСКИЙ НАТИСК 144
1912 год 147
НАРОДНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ 147
ИЗ ЗАБРОШЕННЫХ БУМАГ 153
КОЛЕНОПРЕКЛОНЕННАЯ РОССИЯ 155
КОГО ВЫБИРАТЬ В ПАРЛАМЕНТ 158
КОГО ХОРОНИТ РОССИЯ 167
ФАЛЬШЬ ТОЛСТОВЩИНЫ 170
1913 год 173
ЗАВЕТЫ ВЕКОВ 173
ЗАДАЧИ БУДУЩЕГО 175
ВОСПИТАНИЕ ЭНЕРГИИ 181
ВЕЛИКОРОССИЙСКАЯ ИДЕЯ 184
ЕВРЕЙСКИЕ ПРЕТЕНЗИИ 187
МАЛЕНЬКИЙ ЗОЛЯ 190
ТРАГИКОМИЧЕСКОЕ ПЛЕМЯ 193
ЕВРЕЙСКАЯ ПОБЕДА 196
НАЦИОНАЛЬНАЯ БОРЬБА 200
ТЕНЬ УБИТОГО 202
1914 год 206
СРОКИ БЛИЗЯТСЯ 206
МОГИЛЬЩИКАМ РОССИИ 209
СЕЯТЕЛИ ВЕТРА 211
СЕКРЕТ НЕМЕЦКИХ УСПЕХОВ 214
ДОЛГ ВЕЛИКОРОССИИ 217
ТРУДОВОЕ ОДИЧАНИЕ 225
КАК РАБОТАТЬ 228
1915 год 231
ДОЛЖНЫ ПОБЕДИТЬ 231
ОБГЛОДАННЫЕ ГУСЕНИЦЕЙ 233
О ЛУЧШЕМ БУДУЩЕМ 236
В ПРЕДРАССВЕТНЫХ СУМЕРКАХ 239
1916 год 242
ЗОЛОТОЕ СЕРДЦЕ 242
СЛУЖБА ГЕРОЕВ 245
ИМПЕРСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ИМПЕРСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ М. O. МЕНЬШИКОВА
Все более современной становится мысль В. В. Розанова о том, что при демократическом принципе, завладевшем Россией, “"быть в оппозиции" — значит любить и уважать Государя...”, а “"быть бунтовщиком" в России — значит пойти и отстоять обедню” [1]. Пусть же эта благородная “оппозиция” духу времени и духовный “бунт” против прививаемой демократией теплохладности будут нашими всегда возможными ответами на внутреннюю и внешнюю агрессию против Отечества.
Демократия облила грязью и опошлила многие глубокие русские традиционные воззрения. Сколь однозначно ругательным еще недавно было словосочетаниеимперское мышление. Демократические идеологи старались убедить великую нацию, что ей не нужно, неудобно, наконец, невыгодно быть имперской нацией, что ей будет легче и спокойнее жить мелочными проблемами, занимающими швейцарца или люксембуржца, проблемами биологического потребления, а не духа и творчества. Биологическое существование рефлексивно, несмело и творчески бесплодно; дух же всегда сознателен, дерзок и не может жить без творчества.
Почему же так боятся Империи?
Страшит врагов имя русское, чувствуют они, откуда может прийти им бесславный конец. Это слово несет опасность для демократии, поскольку потенциально может стать знаменем русского объединения. Империя несет современному распадающемуся русскому миру национальную концентрацию.
Каждая нация, доросшая до великой мировой роли, стремится построить свою Империю, свой мир, свою цивилизацию, которая предъявляется остальному миру как высшее развитие национально-государственного таланта. Империя развивает национальные идеалы до некоей универсальности, внутри которой могут свободно чувствовать себя и все другие народы. Имперское сознание вырабатывает особую ответственность перед Историей — ответственность хранителей идеалов христианской государственности и охранителей мира от всякого посягательства на тихое в нем житие во всяком благочестии и чистоте. Имперское сознание появляется как результат осознания нацией своей великодержавной миссии, то есть как осознание особой задачи нести миру свои государственные идеи, выраженные в идеалах правды, порядка и справедливого общежития.
“Нам же, — писал М. О. Меньшиков, — простым гражданам, несущим трудовою жизнью своей тяжесть государственности, нельзя не прислушиваться к вечным заветам. Мы хорошо знаем, что эта святыня народная — Родина — принадлежит не нам только, живым, но всему племени. Мы — всего лишь третья часть нации, притом наименьшая. Другая необъятная треть — в земле, третья — в небе, и так как те нравственно столь же живы, как и мы, то кворум всех решений принадлежит скорее им, а не нам. Мы лишь делегаты, так сказать, бывших и будущих людей, мы — их оживленное сознание, — следовательно, не наш эгоизм должен руководить нашей совестью, а нравственное благо всего племени” [2].
Имперское мышление — русская Консервативная традиция
Имперское мышление давно стало русской консервативной традицией, но как тип сознания оно изучено крайне слабо. Что же такое консерватизм и имперское мышление? Попробуем дать этим понятиям несколько определений.
Консерватизм может быть разным — как левым, так и правым. Всякая идея, положительно сформулированная, выраженная словами и ставшая традицией для ее приверженцев, формирует консервативное, или традиционное, восприятие этой идеи. Поэтому консерватизм сам по себе не несет ни положительного, ни отрицательного содержания. При рассуждении о консерватизме необходимо обращать большее внимание на ту базовую идею, традиционным пониманием которой он (консерватизм) является. В нашем случае мы говорим обимперском консерватизме, то есть о сложившемся в дореволюционной публицистике традиционном понимании значения Империи и идеи империализма.
Консерватизм, как здоровый скепсис, всегда готов держаться за сложившуюся традицию до последнего, пока жизнь не докажет безусловной жизнеспособности нового или не отвергнет его. Консервативное сознание чистоплотно в мыслях, оно гарантирует обдуманность решения, сверенного с исторической традицией. Через него, как через сито, просеиваются в сознании людей все их помыслы и остается только ценное и весомое, а ненужное и вредное извергается вон.
Консерватизм имперского сознания, соответственно, оставляет в своем багаже все жизнеспособное, отвергая все жизнеразрушающее или не способное к жизни.Имперское сознание является достоянием лишь великих наций, наций, осознающих и желающих являть миру свой национальный идеал справедливого государственного общежития. Наличие подобного сознания есть положительный знак психологической зрелости нации, способной самостоятельно, часто вопреки всем жить так, как она считает правильным, и являть тот идеал правды, который лежит в основе всей системы жизнедеятельности народного организма.
Имперский консерватизм необходим для движения против течения, для создания почвы, на которой со временем могло бы вырасти здание Русского Дома; почвы, периодически уничтожаемой новыми социальными переворотами. Консерватизм — это устойчивость общества и государства во время социальных бурь, внутренняя защита государственного и общественного организма против проникающих в него разрушительных политических бактерий.
Консерватизм — это психологический элемент социального иммунитета любого государства, с потерей которого, как при СПИДе, обезоруженный государственный организм быстро хиреет и умирает в страшных муках, пораженный антителами.
Имперский консерватизм — это государственное и церковное единство, в противоположность республиканской федеральности;
это борьба с любыми проявлениями распада и сепаратизма в обществе и государстве. Федерализм нисколько не спасает от сепаратизма, а дает этому движению дополнительные силы, вынашивая и растя новые расколы и будущие проблемы. Нет никакой другой возможности остановить этот процесс, кроме решительного перехода на имперский путь развития с его безусловной унитарностью в государственном строительстве.
Жить особо, по-своему, самобытно, самостоятельно, своим умом, дается не каждому. Легче всего пытаться скопировать соседа, жить чужим умом, не напрягая свои духовные силы, которые без подобного напряжения остаются неразвитыми и не способными на большие дела. При такой подражательности можно ли говорить о великой нации, можно ли вкладывать всю душу, всю энергию в такое нетворческое существование?
Отказ от самобытности является отказом от возможности называться и быть великой нацией, отказом от самого себя, предательством себя и продажей первородности, то есть того предназначения, которому должна служить каждая нация в этом разнообразном мире. Отказ от самобытности — это появление еще одного живого народного трупа, смоковницы, не приносящей положенного ей Богом плода. Это духовная смерть, смерть, с которой прекращается возможность для нации быть творцом своей жизни. Происходит превращение ее в биологический организм, со временем неизбежно становящийся удобрением для великих наций, не отказывающихся от дара творческой самобытности.
Наша современность расхолаживает, раскаляет (в противоположность закалке), расслабляет и пытается убедить в ненужности сопротивления течению дел. Зарабатывай и отдыхай, пей и веселись — вот ее лозунг!
“Новгородцы, — по замечанию Костомарова,— пропили свою республику. Афинянепроели свою. Едва ли не от той же причины пала величайшая из республик — Римская. Демократия начинает с требования свободы, равенства, братства, кончает же криком: хлеба и зрелищ! А там хоть траве не расти!” [3]
В этом нет ничего, что должно относиться к человеческой личности.Человек — это творец, раскрывающий в своей жизни дары Божий. Демократический идеал потребляющего человека выглядит мерзко и склоняется скорее к идеалу животного, а не богоподобного создания, каковым является человек. Человек же с большой буквы — это творец, в отличие от человека толпы, человека идеала демократически-мелочного и к творчеству не способного...
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 373; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!