Музыкальный язык Led Zeppelin



 

Разделить на составные части музыкальный язык этого коллектива и рассмотреть их по отдельности очень трудно по той причине, что прежде всего их не всегда просто определить, настолько органично и неразрывно они связаны между собой. Пользуясь терминологией «жанровой и стилевой музыкальной энциклопедией», музыканты не дают себе «стилистических» заданий. На наш взгляд в корне отличный от общепринятого, они не являются«группой стилевых экспериментов». Их стилистические и жанровые миксации – суть продукты впечатлений и переплавка в горниле творческой лаборатории. Естественно, те музыкальные комплексы, которые лежат на уровне «первого среза» легко и сразу распознаваемы. Это блюз во многих его ипостасях,, английский фолк, баллада. Но попробуем, перечислив альбомы, выявит стили не столь явно доминирующие, но, тем не менее, определяющие «музыкальное лицо» группы.

Led Zeppelin I.  При явном доминировании блюзовой парадигмы, в основном, в варианте хард-рока, и присутствии черт балладности, при ближайшем рассмотрении можно выявить еще несколько стилевых доминант. Во-первых, это черты органного барокко, преломленные через призму романтического искусства (интродукция к «Your Time Is Gonna Come»), фламенко, конкретная музыка («Babe, I`m Gonna Leave You»). И, что прошло пока совершенно незамеченным в музыковедении и музыкальной журналистике, явные черты оперно-ораториального вокального искусства в части партитуры, принадлежащей Роберту Планту.

Led Zeppelin II.Вместе с перечисленными стилистическими комплексами в их музыку все более настойчиво проникает джаз, совмещаемый «по вертикали» с музыкальными приемами хард-рока, причем как в неотрывном комплексе существования друг с другом, так и во вполне независимом , но звучащем одновременно акустическом образе. Более разнообразными становятся блюзовые составляющие. Появляется country blues, которым «… как себя помнит» увлекался Плант. ( «Bring It On Home»), получает развитие идея шумовой конкретной музыки (плод звукорежиссерской деятельности Пейджа), воплощение которой в отличие от Первого альбома становится не только моментом звукового колорита, но частью формообразующей конструкции. («Whole Lotta Love»). Характеристики хард-рока становятся более «камерными», детально прописанными психологически.

 Led Zeppelin III. В музыке этого альбома явственно слышны мотивы кельтского фолка и не только в композициях, темы которых заимствованы Цеппелинами из народной культуры («Gallows Pole»), но и в самой манере исполнения, аранжировке, а самое главное, британский фолк проникает в композиторскую лабораторию Led Zeppelin и соединяется c тяжелым блюзом.

С третьего альбома прослеживаются еще несколько тенденций, которые в будущих композициях ансамбля станут основополагающими чертами их стилевой парадигмы. Это:

1. Использование уже существующих искусственных ладов и создание собственных путем специальной настройки гитары.

2. Что было и ранее, но к третьему альбому привело к стилевой системе, композиции становятся насквозь полифоничными, наблюдается все более частое использование классических форм контрапункта, используемых как в «музыкальных моментах» инициированных европейской академической культурой, так и в композициях чисто блюзовых.

3. И, наконец, третье. Логика развития материала позволяет говорить о модуляции развернутой свободной «поэмной» формы к типу формы симфонической. Заметнее всего это слышно в композициях «Friends» и «Since, I`ve Been Lovin`You».

«Блюз» Led Zeppelin именно всвязи с развитием их форм к параметрам европейским и академическим окончательно перестает выполнять «правило 12 тактов».

IV альбом. «Саунд» группы становится более объемным, занимает большее пространство. Интересными чертами «обрастает» английский и шотландский фолк. Интонационные черты фольклорных комплексов превращаются в некую базисную модель для построения симфонической поэмной формы с одной стороны («Battle Of Evermore», «Stair Way To Heaven»); причем, в одном случае интонационно-динамическое развитие происходит по законам развития имитационной полифонии фолка, а в другом частью «европейской» симфонической концепции. Баллада развивается и внутренне, обрастает не совсем свойственными ей подробностями «диалога различных типов материала» («Going To California»).

«Houses Of The Holy».В отношении стилевой этимологии это, наверное, самый многосоставной альбом. Здесь присутствуют черты академических европейских композиционных форм, балладности, регги, рока, шлягерных черт, используемых в качестве модели для полистилистических экспериментов, джаза в различных его ипостасях, музыки soul, мелодекламации. Отмечаемая многими музыкальными критиками и музыковедами «загадочность» альбома происходит, думается, от «неопределимости» стилистической доминанты. Этот альбом нельзя назвать «рок-альбомом» в той же степени, как нельзя назвать так некоторые альбомы Фрэнка Заппы, Майка Олдфилда и др. Столь же стилистически неопределимы, например, композиция Д. Лигети «Венгерский рок» или альбом «In The Court Of The Crimson King» «King Crimson». Анализируя музыку этого альбома вспоминается мысль о том, что рок-понятие многосоставное и полистилевое, а, вернее всего, бесстилевое. В каких то моментах музыка «Houses of The Holy» приближается к разряду «бесстилевого искусства» в той же степени, что и «Discipline» «King Crimson» или скрипичные сонаты Изаи или Регера.

 «Physical Graffity». По мнению многих, в том числе и самого Пейджа, наиболее монументальный и «показательный» альбом Led Zeppelin. Хард-рок приобрел монументальность, «очистился» от доминирующей блюзовой задачи, стал полноправным участником стилевого диалога в интертекстуальном культурном пространстве. Через горнило стиля как генератора акустического результата проходят и европейский симфонизм, и американский фолк, и индийские лады, и модальный джаз, и психоделический вариант акустической гитарной музыки, и еврейский плач и кантри музыка. Количество композиций, вошедших в «первый ряд» рок-музыки впечатляет. Практически, вся первая пластинка и большая часть второй.

Думается, именно в этом альбоме наметился поворот музыкантов в сторону тенденции, которая назвалась потом «world music».И дело не в том, что в их музыке обнаруживаются традиции индийских ладов и восточных техник инструментовки. (По признанию самого Роберта Планта, техника индийского интонирования всегда интересовала его как один из вариантов нетемперированной шестнадцатитоновой нотации, которую музыкант считает идеальной для совмещения с блюзовой парадигмой.) Именно «равноправие» европейских и неевропейских тенденций становится креативным законом, который в дальнейшей судьбе, по-крайней мере, двух из «легендарной четверки» музыкантов станет поворотным пунктом в их музыкальной судьбе, и

 с «палубой корабля», идущего на Восток.

В заключении скажем, что дальнейшее существование Led Zeppelin в условиях world music интересно не только в плане их собственного творчества, анализ которого еще предстоит. Их музыка явилась вдохновителем совершенно необычного музыкального факта. Негритянская группа Dread Zeppelin выпустила альбом, где классические цеппелиновские композиции не просто переосмыслены. Они «заново написаны», если можно так выразиться, «по мотивам» или даже «по следам» интонационного пространства Led Zeppelin, что доказывает востребованность и бесконечную вариантность этой музыки, что свойственно только подлинному и постоянно меняющемуся вместе с изменением психологии восприятия времени произведениям искусства. 

 

 

 

   

   

   

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!