Организация пленэрной деятельности



И. Г. Дашевская

Маркетинговый анализ деятельности пленэрно-выставочного проекта «Русская Атлантида»

Пленэр, как форма творческой активности художников, был явлен на рубеже XVIII-XIX вв. художниками-импрессионистами, которые «подняли этюд до уровня самостоятельных картин, выполненных на природе» [1] и оказали влияние не только на художественную часть творческого процесса, но и стимулировали развитие арт-рынка (взять хотя бы факт появления красок в тюбиках). В середине XIX и начале XX века идея работать на природе была подхвачена российскими живописцами: И. Левитан, В. Серов, В. Поленов, К. Коровин, И. Грабарь и другие известны нам как художники, успешно работавшие на пленэре. В это же время (22 июля 1884 года) в Вышневолоцком районе Тверской области с одобрения Президента Академии художеств (Великого князя Владимира Александровича) открывается Академическая дача – первый и старейший в Дом творчества российских живописцев. Первоначально дача была предназначена для летней практики малоимущих студентов Академии художеств и называлась Владимиро-Мариинским приютом [2]. В Советский период Академическая дача стала официальной пленэрной резиденцией Академии художеств, а традиции работы на пленэрах продолжили такие мастера как К. Юон, Н. Романдин, Н. Крымов, М. Сарьян, А. Рылов. Сейчас творческая мастерская в Вышнем Волочке продолжает готовить современных мастеров живописи и графики – студентов и выпускников крупнейших художественных вузов нашей страны, а работа на пленэре остаётся важной составляющей творческого процесса современных российских живописцев и выходит далеко за рамки личного творчества.

Ранее нами уже были предприняты попытки формализации пленэрной деятельности; так в статье «Пленэр-тур как проект в сфере культурного туризма», мы рассматривали несколько вариантов организации и проведения пленэров для художников, и пришли к выводу, что социальный тип, когда организаторами выступают творческие и профессиональные союзы, НПО, учреждения культуры, муниципалитеты, меценаты и т.д., является наиболее приемлемым для участников. Двумя главными особенностями таких пленэров является возможность живописцев частично или полностью совершить творческую командировку за счёт спонсоров и партнёров [3], а также сильный профессиональный состав участников.

Сейчас социальной пленэрно-выставочной деятельностью активно занимаются творческие объединения, наиболее значимым из которых является преемник Союза художников СССР – ВТОО «Союз художников России» (СХР). Согласно уставу, СХР – это всероссийская творческая общественная организация, объединяющая творческих работников: профессиональных художников, реставраторов, искусствоведов, народных мастеров. СХР действует на всей территории РФ и имеет свои структурные подразделения в более чем в половине субъектов РФ [4]. Наряду с СХР появляются и другие крупные организации, которые также содействуют художникам в осуществлении творческих командировок. К ним мы относим «Творческий союз художников России», объединяющий около пятнадцати тысяч профессиональных художников [5], «Санкт-Петербургский Союз Художников» (более четырёх тысяч членов) [6], Союз педагогов-художников с девятнадцатью региональными представительствами и 1 185 действительных членов [7]. Параллельно проводятся коммерческие пленэры, операторами которых выступают отдельные художники, хозяева галерей, или туроператоры, специализирующиеся в сфере культурного туризма; в таком случае живописцы несут бремя финансовых расходов на своих плечах. Ещё одной формой организации творческих путешествий является самодеятельный пленэр: обычно небольшая группа художников – таких, как «Облако» [8], или «Очарованный странник» [9], – решает выехать на пленэр и самостоятельно планирует и реализует задачи, связанные с такой поездкой: занимается вопросами размещения, транспортного обеспечения, питания и так далее.

В данной статье мы продолжаем изучение пленэрной деятельности, используя опыт АНО «Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ» (СЦГП) в организации и проведении пленэров под общим названием «Русская Атлантида»; здесь мы планируем произвести исследование по следующим направлениям:

- Структурировать процесс организации и проведения пленэров,

- Сделать анализ географии мест проведения пленэров,

- Изучить состояние художественно-экспозиционного фонда СЦГП,

- Составить социально-демографический портрет участников пленэров,

Цель нашего исследования – описать особенности проекта «Русская Атлантида» для возможности использования данной информации при последующем анализе пленэрных практик в России и за рубежом.

Организация пленэрной деятельности

Международный пленэрно-выставочный проект «Русская Атлантида» реализуется компанией СЦГП в партнерстве с СХР. Проект стал возможен благодаря поддержке и участию партнёров и благотворителей: большая часть пленэров проходит на территории монастырей, где художники имеют возможность работать по благословению наместников и настоятельниц; часть заездов осуществляется по приглашению глав администраций городов, руководителей музейных комплексов, меценатов и социально-ответственных граждан. Экспертную группу на сегодня составляют руководители СХР, заслуженные художники, заслуженные деятели культуры, профессоры ведущих художественных вузов страны, члены-корреспонденты и академики РАХ.

По условиям участия СЦГП и принимающая сторона (монастыри, администрации городов, меценаты), – обеспечивают художникам десятидневный пленэр в разных городах России, трансфер от крупного областного центра до точки пленэра, полный пансион (питание, проживание), культурную программу и широкое освещение события. В свою очередь художники обязуются за время пленэра написать необходимое количество работ для итогового показа. Поскольку проект «Русская Атлантида» обеспечивается через социальное сотрудничество религиозных, государственных и частных институций, то художники компенсируют усилия устроителей проекта на подготовку и проведение пленэров актом передачи двух картин за каждый пленэр в фонды организаторов: одну работу дарят в фонд СЦГП, а вторая пополняет экспозицию принимающей стороны.

Для наглядности основные этапы организации и проведения пленэрных мероприятий мы выделили в схему, представленную на рисунке 1.

Рисунок 1. Схема «Этапы организации и проведения пленэров»

Как видно из рисунка 1, на первом этапе происходит формирование базы данных: организаторы осуществляют мероприятия по поиску и анализу новых пленэрных точек, готовят документы, проводят переговоры с будущими партнёрами и благотворителями. Обычно график пленэров утверждается на год вперёд, что важно зарубежным художникам, для которых участие в проекте, в том числе, связано с оформлениями визовых документов. После утверждения годового графика подтверждаются даты проведения пленэров со всеми партнёрами. Следует заметить, что изменения в утверждённом графике случаются крайне редко.

Для второго этапа характерно активное анонсирование будущих пленэров: информация о мероприятиях распространяется посредством публикации в интернете; как правило, используются три интернет-портала – официальный сайт СЦГП [10] и два основных партнёрских интернет-ресурсах – сайт СХР [11] и портал Культурного наследия РФ [12]. Однако ключевой площадкой, на которой осуществляется основная информационная активность, является социальная сеть «Фейсбук»: именно здесь происходит поиск будущих участников пленэров, а также публикация репортажей с мест событий и отчётов живописцев с фотографиями пленэрных работ [13]. Дополнительным рекламным актом является раздача художникам информационных листовок с анонсами пленэров во время крупных культурных мероприятий, распространение листовок в художественных вузах, музеях и других творческих учреждениях, где бывают живописцы. Естественной реакцией на анонсы становятся многочисленные сообщения от художников на почту организаторов пленэра, куда высылаются фотографии работ, краткая автобиография, портретная фотография художника. После формирования группы создаётся портфолио на каждого живописца и общее портфолио по каждой пленэрной точке. На заключительном этапе состав художников утверждается с представителями принимающей стороны, после чего участники получают от устроителей официальное письмо-приглашение на пленэр с подробной информацией.

Третий этап – проведение пленэра, – на наш взгляд является самым сложным, поскольку предполагает весьма насыщенный график работы в течение десяти дней для всех участников: организаторов, художников и ответственных представителей принимающей стороны. В таблице 1 мы представили типичный график проведения пленэра.

Таблица 1. График проведения пленэрных мероприятий

День

Нагрузка организаторов

Нагрузка художников
Первый день

Встреча художников на вокзале

Трансфер до места проведения пленэра

Расселение

Утверждение графика работы и питания

Организация встречи-знакомства участников между собой и решение прочих орг. вопросов

Переезд Расселение
Второй день

Организация встречи с представителем принимающей стороны и организация экскурсии

Решение прочих орг. вопросов

Работа на пленэре / работа в мастерской
Третий день

Публикация репортажа с места события

Решение прочих орг. вопросов

Работа на пленэре / работа в мастерской
Четвёртый день

Решение прочих орг. вопросов

Работа на пленэре / работа в мастерской
Пятый день

Организация мастер-класса

Решение прочих орг. вопросов

Участие в мастер-классе. Работа на пленэре / работа в мастерской

Продолжение Таблицы 1

Шестой день Организация радиального выезда Решение прочих орг. вопросов

Работа на пленэре / работа в мастерской

Седьмой день Решение прочих орг. вопросов

Работа на пленэре / работа в мастерской

Восьмой день Подготовка грамот Решение прочих орг. вопросов

Работа на пленэре / работа в мастерской

Девятый день Организация итогового показа Выбор работ в фонд принимающей стороны Атрибуция картин Подготовка акта приёма-передачи Организация торжественного чаепития Анкетирование участников Решение прочих орг. вопросов

Монтаж / демонтаж выставки

Атрибуция картин

Десятый день Публикация репортажа с итогового показа Организация отъезда Трансфер до вокзала Решение прочих орг. вопросов

Сборы и отправление на вокзал

       

Как видно из таблицы 1, основные мероприятия осуществляются вначале и в конце пленэра, тогда как остальное время предоставляется художникам для работы, которая проходит без выходных: каждый день с раннего утра до позднего вечера художники занимаются живописью на природе с натуры, прерываясь на кратковременный отдых и принятие пищи. После ужина работа продолжается: обычно в каждой пленэрной точке выделяется помещение под временную мастерскую, где живописцы заканчивают этюды, обсуждают работы друг друга, делятся опытом, рисуют портреты насельников и просто общаются.

Надо отдать должное готовности художников проекта делиться опытом: помимо решения основной творческой задачи по пленэру, участники «Русской Атлантиды» проводят мастер-классы для учеников местных художественных школ и студий, таким образом привнося свой личный вклад в развитие молодых художников, поощряя их творческое совершенствование, помогая советами по дальнейшему профессиональному росту и поступлению в художественные вузы.

Важной частью пленэрной работы является культурная программа: художники проекта знакомятся с уникальными памятниками архитектуры, иконописи, посещают музеи, выезжают на натуру в ближайшие города и усадьбы.

Особо стоит сказать о бытовой составляющей, как существенной части пленэрной работы, от которой в немалой степени зависит творческий настрой и общее психофизическое состояние художников, а значит и качество картин: живописцы отмечают, что хорошие условия проживания, отсутствие необходимости готовить пищу и решать прочие бытовые проблемы высвобождают большое количество времени для творчества.

Следует отметить, что перед художниками ставят только техническое задание – подготовить от шести и более картин и этюдов в технике холст/масло и размером от 40х60 см. с видами мест проведения пленэра. А вот жёсткого творческого задания нет: подавляющее большинство участников принимает активное участие в пленэрной деятельности, поэтому в состоянии реализовать творческую задачу самостоятельно.

Количество участников в каждой группе в среднем составляет 10-15 человек, таким образом, количество работ в итоговой экспозиции может составить от 50-ти и более законченных работ, так как художники в среднем пишут по два этюда в день. Данная ситуация позволяет в конце пленэра представить на суд зрителей полноценную выставку.

Во время проведения пленэров практически ежедневно осуществляется репортажная фотосъёмка всех пленэрных событий: живописцев во время работы, культурных мероприятий, экскурсий, мастер-классов. Отдельно следует сказать об итоговом показе, на который приглашаются представители власти, местные жители и журналисты; в результате деятельности последних появляются паблисити в местной прессе.

На четвёртом этапе, уже после проведения пленэра, происходят завершающие мероприятия: отчётные выставки, публикации творческих отчётов художников, выступления организаторов с докладами на конференциях и форумах [14], размещение обзорных статей и видеоматериалов о прошедших событиях в прессе и интернете [15], рассылка итоговых писем художникам и представителям принимающих сторон со ссылками на публикации.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 2012; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!