Смерть напоминает жить полной жизнью



 

В восточных традициях состояние самосознания в последний миг жизни считается настолько важным, что вы готовитесь к нему всю жизнь. Махатма Ганди, великий индийский лидер, вошел в сад, чтобы дать пресс-конференцию, и был убит. Падая, он произнес лишь одно: «Рам!» — имя Господа.

Мехер Баба утверждал: «Божественный Возлюбленный всегда с вами, в вас и вокруг вас. Знайте, что вы не отделены от Него».

 

Я без формы, без границ

Я вне пространства, вне времени

Я во всем, все во мне

Я блаженство Вселенной

Все есть Я

 

Свами Рам Тирта  

В своей новелле «Остров» Олдос Хаксли так прекрасно пишет: «Теперь ты можешь отпустить, моя дорогая. Отпускай. Отпусти это бедное старое тело. Тебе оно больше не нужно. Позволь ему отпасть. Пусть оно лежит, как груда поношенной одежды. Иди, моя дорогая, иди в Свет, в покой, в живой покой Чистого Света».

Примирение со смертью и полноценное пребывание в моменте позволяют вам раствориться в любви — в любви красоты и благоговения, которые проявляет Господь, в любви к самим себе и всему остальному, в страдании, боли, радости. В вечном присутствии момента вы свободны от времени. Затем, если смерть — момент, это нужный момент. Когда вы открыты, возможно все. В момент смерти вы отдаетесь Богу, и он укачивает вас на своих руках. Если мы отпускаем легко, мы уходим в Свет, к Единому, к Господу. Какая милость!

Человек умирает так, как живет. Что может лучше подготовить вас к смерти, чем образ вашей жизни? Игра в том, чтобы находиться там, где вы есть — настолько честно, осознанно и полно, насколько вы умеете. Стоит вам пробудиться, вы уже не сможете так же крепко снова заснуть. Что бы ни происходило в мире, я по-прежнему каждый день буду следовать инструкциям Махарадж-джи: любить всех, служить всем и помнить Бога — любить, служить, помнить.

Наступает момент, когда вы действительно хотите очиститься. Вы начинаете искать огонь очищения. И тогда становится очень интересно, потому что внезапно вы начинаете искать эти ситуации и нажимать кнопки. Вы глубже вглядываетесь в роли, которые играете в этой инкарнации: в свои обязанности перед родителями, детьми, страной, религией, друзьями, вами самими — и работаете над тем, чтобы привести их в гармонию с вашей глубинной сущностью.

Ваши отношения с самими собой отчасти заключаются в том, что вы принимаете ответственность за уход за своим телом и выполнение действий, связанных с поддержанием хорошего здоровья. Тело — храм души, храм вашего духа. Это ваш инструмент, чтобы оставаться в данной инкарнации и становиться полностью осознанным существом — ваш инструмент, чтобы стать едиными с Богом. Чтите его. Оберегайте его. Я был не полностью осознан в своем отношении к собственному телу и заплатил за это большую цену — меня поразил инсульт.

Успокаивая ум, вы начинаете видеть различные компоненты своего существа и те из них, что находятся в дисгармонии. Иногда, например, вы можете чувствовать, что ваше тело обременяет вас. Оно высасывает вашу энергию, или же вашим мышцам требуется укрепление либо расслабление. Не забывая, что тело — храм вашего духа, работайте с ним, делайте вещи, которые высвобождают или гармонизируют энергию. Хатха-йога, йога энергии, может выступать тропинкой к душе. Формирование асаны подобно разговору с Богом. Также помните о том, что вы помещаете в свое тело. Человеческое тело — это проявление Господа. Чтите его.

Многие виды духовной работы проходят медленнее, чтобы наш ум мог прийти в гармонию с сердцем. В «Бхагавад-Гите» Кришна говорит Арджуне: «Дай Мне свой разум, свое сердце, и ты придешь ко Мне». Этим он как бы имеет в виду: «Всегда думай обо мне, всегда люби меня, и я направлю твое сердце и твои действия». Если, как это делаю я, вы следуете по пути гуру грипа, милости гуру, к вам применимо то же самое. Пусть ваши любовь и преданность направят сердце. Пусть благодаря бхакти-сердцу думающий ум придет в равновесие.

Пребывание здесь и сейчас основано на опыте. Когда вы в моменте, время замедляется. В этот момент у вас есть все время мира. Но не тратьте момент. Тот, кто вы действительно есть, вне времени. Когда Христос говорит: «Смотрите, я все делаю новым», это то же самое, что жить в здесь и сейчас и начинать каждый момент с чистого листа. Когда вы действительно в этом моменте, это все, что есть. И момент смерти — всего лишь очередной момент.

 

Глава 6

От страдания к милости

 

ВРЕМЕНАМИ каждый из нас должен переносить непереносимое. Оно может приходить как физическая боль, болезнь или эмоциональное страдание нас самих, кого-то нам близкого или же других чувствующих существ.

Можете ли вы, не закрываясь, принять страдание и по-прежнему сохранять открытым свое сердце? Это кажется почти инстинктом — использовать ум для защиты сердца, рационализировать страдание во избежание боли или дискомфорта. Но затем вы отрезаете себя от истинного сострадания к самим себе и окружающим.

Имея дело с безмерностью страданий, существующих в мире, большинство из нас ожесточает свои сердца. Мы смотрим на голодающих людей, только что закончив плотный завтрак, и мы отворачиваемся. Мы чувствуем, что ничего не можем сделать, и нам невыносимо смотреть на страдания. Ожесточение сердца — противоположность его раскрытию. Вы знаете чувство любви к другому человеку; знаете, как эта любовь вас подпитывает. Любовь — это как мы друг друга подпитываем, — но когда вы переживаете переполняющие вас страдания, то, защищаясь, закрываете сердце. Ваше сердце, возможно, почувствует себя защищенным и менее уязвимым, но в процессе оно еще и омертвляется. Ожесточение сердца перекрывает живой духовный обмен энергией, существующей во Вселенной, который обогащает дух в каждом из нас.

Мы все испытываем страдания. Люди находят мир страшным, потому что переполняются окружающими их страданиями, своими собственными и страданиями других. В любом крупном городе Соединенных Штатов есть бездомные люди, которые спят в подъездах. Одно дело, когда вы сталкиваетесь с этим в Индии: в Калькутте создается такое впечатление, что полгорода живет на улице. Но очень странно, что в богатых Соединенных Штатах одни люди живут так хорошо, а другие — так бедно. Такое чувство, что мы должны объединиться и что-то предпринять, чтобы у всех была хотя бы крыша над головой, еда и одежда. Отворачиваемся ли мы по той причине, что наш ум закрывает наши сердца от страданий окружающих?

Я справляюсь с безграничностью окружающих меня страданий, взращивая более одного уровня осознанности, фиксируя происходящее и признавая законы Вселенной. Когда я смогу достичь выгодной точки обзора, из которой, глядя на лист или каплю воды, звезды или планеты, я буду видеть единство существования, также я начну видеть изысканные взаимоотношения явлений. Я смогу найти вселенский закон в каждой изучаемой мной сфере — в физике, астрономии, музыке, генетике, математике, химии. С этой точки зрения единства я не могу не наполняться трепетом от великолепия всеобщего устройства. При этом я понимаю, что ко всеобщему устройству относятся и страдания.

 

Почему существуют страдания?

 

После своего просветления под деревом Бодхи Будда разъяснил своим новым ученикам то, что стало известно, как Четыре Благородные Истины. Первая Благородная Истина гласит, что все существование характеризуется страданиями. Страдания есть в рождении, страдания есть в смерти, страдания есть в старости, страдания есть в болезни. Страдания есть в неполучении того, что вы хотите; страдания есть в получении того, что вы не хотите. Даже получение того, что вы хотите, и не получение того, что вы не хотите, связано со страданиями, потому что и то, и другое разнесены во времени.

Все, что во времени, непостоянно. Иисус сказал: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют». Пока вы находитесь в плену времени, существуют страдания. Вторая и третья Благородные Истины связаны с причинами страданий, то есть с цеплянием ума — за то, что его привлекает, отталкивает, и за ложное чувство самости. Четвертая Благородная Истина выстилает Восьмеричный Путь избавления от страданий.

 

Путь милости

 

Я глубоко почитаю Будду, я много изучал буддизм и практиковал буддистскую медитацию. Но лично мой духовный путь лежит через моего гуру, Махарадж-джи. Гуру отражает нашу глубочайшую Самость, На самом деле, когда мы полностью его познаем, гуру — это наша глубочайшая Самость, и именно его мы видим, когда полируем зеркало нашего существа.

Мои отношения с Махарадж-джи — отношения веры. Эта вера позволяет мне видеть все, что встречается на моем пути, его милостью. Просто вспоминать, что все его милость — уже милость, но иногда эта милость не дается легко.

19 февраля 1997 года я перенес серьезный геморрагический инсульт (было кровоизлияние, а не закупорка сосудов). Я работал над книгой о старении, и когда я лежал в кровати, пытаясь представить, каково это — быть старым, больным и страдать, меня сразил обширный удар.

Зазвонил телефон. Я попытался встать с кровати, чтобы ответить, и упал на пол. Одна сторона моего тела была парализована. Я смог дотянуться до телефона и взять трубку, но не выговорил ни слова. Мой друг, звонивший из Нью-Мексико, понял, что что-то случилось, и попросил меня постучать по трубке, если мне нужна помощь, что я и сделал.

Через несколько минут появились мои секретарши, Марлин и Джоанна, а за ними и парамедики. Помню, как меня везли в больницу на каталке. В те первые несколько дней никто не знал, выживу ли я. Новости о моем инсульте разлетелись быстро — и даже достигли Индии. Молитвенные кружки по всей стране посылали мне целительную энергию. Окружавшие меня люди, врачи и медсестры, мои друзья и родственники — все ходили с печальным видом. Они повторяли: «Ах, бедняжка, у тебя был инсульт!»

Впитывая их настрой, я сам начал думать, что стал очередной несчастной жертвой инсульта. На меня полностью проецировали восприятие инсульта медицинской катастрофой. Это шло почти ото всех — кроме уборщицы. Каждый раз, когда она заходила ко мне в палату, она полностью со мной присутствовала. Она знала. 

Перед инсультом я чувствовал, что веду жизнь, полную милости, потому что находился под защитным колпаком моего гуру. Инсульт пошатнул мою веру в эту защиту. Я чувствовал, что лишился милости. Я потерял веру и на какое-то время погрузился в сильную депрессию.

Я смотрел на фотографию своего гуру на стене палаты и говорил: «Где ты был, когда у меня случился инсульт? Ушел пообедать?» Первые два месяца я испытывал почти тотальную зависимость и страдания — физические, психологические и духовные. Я сидел в кровати, пытаясь разобраться, что происходит. С одной стороны, был инсульт, с другой — милость Махарадж-джи. Как инсульт соответствовал его милости?

Мало-помалу ситуация стала меняться. Я начал думать об инсульте в других категориях. Мог ли каким-то образом этот инсульт быть милостью? Ужасной милостью? Он определенно не помогал моему эго, но, возможно, мог принести пользу моей душе? К последствиям инсульта относились потеря речи, паралич и зависимость от окружающих. В стремлении вернуть свои чувства я попытался выяснить, где может скрываться милость. В конце концов, это по-прежнему была игра Махарадж-джи, его лила.  Я пытался определить милость Махарадж-джи в инсульте, тот способ, которым эта болезнь должна помочь мне приблизиться к Богу.

Сначала я полностью потерял речь, вообще не мог говорить. Учиться говорить заново было трудно. Слова приходили медленно. Мне пришлось учиться иметь дело с молчанием — отличным даром в духовном плане, потому что оно заставило умолкнуть мой ум. Мне пришлось выйти за пределы интеллекта в безмолвие своего интуитивного сердца. Все глубже погружаясь в сердце, я обнаружил, что это то место, где исчезает разделение и знание дает дорогу мудрости. Примерно через полтора года после инсульта я вновь начал публично выступать. Пятьсот человек, ожидающих, когда ты начнешь извлекать слова — хорошая мотивация для речевой терапии.

Когда я читал лекции до инсульта, на них всегда присутствовали один-два человека, которых супруг(а) или друг притащили меня послушать. Было нетрудно выделить их из толпы; они сидели со скрещенными на груди руками и страдальческим видом. Я усердно работал, чтобы помочь раскрыться их сердцам. Теперь их сердца раскрывала моя инвалидная коляска. Также коляска всегда давала мне уверенность, что я смогу сесть, где захочу.

Инсульт научил меня зависимости. Я был водителем спортивной машины, а стал пассажиром. Я находился в теле, которому теперь требовалась помощь окружающих. В качестве пассажира я получил возможность ценить проносящиеся мимо деревья и облака так, как не мог раньше из-за того, что смотрел на дорогу.

Я написал книгу под названием «Чем я могу вам помочь?» (с Полом Германом); теперь же мне требовалось писать «Чем вы можете помочь мне?» После инсульта я был глубоко смирен состраданием других существ. Я благословлен заботой таких чудесных людей. Сейчас они ухаживают за моим телом, и вместе мы ухаживаем за душами друг друга.

 

Изменение вашей точки зрения

 

Как мне представляется, у нас есть три точки обзора, или уровня, осознанности, из которых мы и живем. Во-первых, эго, уровень личности. Второй уровень — наша индивидуальная душа, часть которой — осознанность свидетеля, о которой мы говорили ранее. Третье — это наша мистическая часть. Квакеры называют ее тихим внутренним голосом или же внутренним светом, индуисты — Атманом. Также мы можем думать о ней как о Единстве.

Три этих канала есть в каждом из нас. Они все здесь одновременно, но ваше восприятие реальности зависит от того, на какой из них настроена ваша осознанность. Когда вы глубоко укореняетесь в интуитивной самости, вы на уровне души. Следуя этой осознанности и проходя все дальше внутрь, вы придете к осознанности Бога, к Атману. Та же самая осознанность есть в вас и во мне. Божественное самосознание одно и то же во всех нас. Пока мы думаем, что являемся нашей инкарнацией, наша душа все это свидетельствует и в конечном итоге соединяет нас со вселенским самосознанием Бога, укореняющимся в каждом из нас.

В эти дни я воспринимаю себя как душу, которая приняла инкарнацию в теле, пережившем инсульт. Итак, пока мое эго думало, что я человек после инсульта, страдание подтолкнуло меня в мою душу, которая свидетельствует или наблюдает за инкарнацией. Наблюдать за инсультом гораздо менее болезненно, чем переживать его.

Мое тело испытывает боль. Я записываю ее появление для врачей, но не отождествляюсь с ней. Я отождествляю себя с тем, что являюсь свидетелем боли. Физическая боль в теле, но я — не мое тело. Мое тело там, а я здесь. Боль — часть тела. А если мы говорим о психологической боли, она из эго, которое тоже там. Я помню, что я — мое самосознание, моя осознанность. Я внутри, и я живу с болью — не как боль, но с болью.

Это еще один момент, в котором инсульт оказался полезным: он подтолкнул меня в мою душу. Не оставил меня барахтаться в физических проблемах моей инкарнации, но пришел на подмогу, забрав меня в мою душевность.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!