ИЗОЛИРОВАННОСТЬ СЕГМЕНТОВ И ФЕДЕРАЛИЗМ
Как отмечалось в 1-й главе, все четыре европейские страны, рассматриваемые в качестве примеров сообщественных демократий, отличаются даже более гетерогенным характером политической культуры, чем системы, относящиеся к континентальному европейскому типу у Алмонда. Это выглядит парадоксальным, поскольку было бы естественным считать, что с усилением гетерогенности увеличивается и нестабильность. Вместе с тем, четкие границы между сегментами многосоставного общества дают преимущество ограничения взаимных контактов, а следовательно — уменьшение вероятности того, что существующие антагонизмы со временем выльются в открытую вражду. Квинси Райт утверждает, что «идеологии, принимаемые отдельными группами, могут быть несовместимыми, но при этом в обществе не возникнет напряженности». Опасная напряженность возникает лишь тогда, когда эти группы «находятся в тесном контакте»64. Дэвид Истон соглаша-
62 Eckstein H Division and Cohesion. P. 193-194. Ван ден Бранде высказывает предположение, что из-за большого количества разнонаправленных воздействий на бельгийского избирателя «в бельгийском обществе нередки случаи, когда предпочтение избирателя оказывается жестко заданным», см. его Elements for a Sociological Analysis. P. 465.
63 Schattschneider E. E. Semisovereign People. P. 68.
64 Wright Q. The Nature of Conflict//Western Political Quarterly 4. No2 (June 1951). P. 196.
124
ется с тем, что попытки повысить уровень гомогенности системы — не лучший путь к достижению ее стабильности и целостности: «Большего успеха можно добиться мерами, способствующими углублению чувства взаимной ответственности и готовности к сотрудничеству замкнутых в себе культурных общностей»65. А Лорвин делает следующее замечание, касающееся Бельгии (это замечание можно отнести ко всем сообщественным демократиям): «Если в жизненно важных областях контакты с представителями других субкультур немногочисленны, то в таком случае мало поводов и для личной вражды»66.
|
|
Этот аргумент внешне противоречит широко распространенному мнению, составляющему одну из основ теории частично совпадающего членства в различных общностях, согласно которому контакты между разными людьми и группами способствуют развитию их взаимопонимания. Это противоречие можно разрешить, если провести различие между в принципе гомогенными обществами, в которых учащение контактов с большой вероятностью приведет к укреплению взаимопонимания и дальнейшему повышению уровня однородности, и многосоставными обществами, в которых тесные контакты могут увеличить напряженность и враждебность. Уолкер Коннор подчеркивает данное различие, утверждая, что «учащение контактов помогает нивелировать региональные особенности культуры в странах, подобных Соединенным Штатам Америки. Однако, если речь идет не о мало отличающихся друг от друга вариантах одной и той же культуры, а о двух совершенно разных и обособленных культурах, то не приведет ли учащение контактов к обострению противоречий?»67. Это предположение можно развить далее, представив и степень сегментарной многосоставности, и частоту взаимных контактов в виде континуумов, а не дихотомий: объем и интенсивность контактов не должны быть выше, чем соразмерная им степень гомогенности. По словам Карла В. Дейча, баланс между суммой взаимодействий и степенью интеграции необходим постольку, поскольку «количество поводов для возникновения острого конфликта будет возрастать с возрастанием объема и многообразия взаимных контактов»68.
|
|
65 Easton D. A. System Analysis of Political Life. New York: Wiley, 1965. P. 250.
66 Lorwin V. R. Belgium. P. 187.
67 Connor W. Self-Determination: The New Phase//World Politics 20. No 1 (October
1967). P. 49-50.
68 Deutsch К. W. Political Community at the International Level Garden City, N. Y.:
Doubleday, 1954. P. 39.
125
Институты многосоставного общества организуются по линиям сегментарных разделов, и эти сегментарные организации обеспечивают такую степень изолированности сегментов, которая создает условия для установления сообщественной демократии. Вместе с тем, как мы видели, сообщественный принцип автономии сегментов способствует значительному развитию организационных структур внутри каждого сегмента. Поэтому правильнее было бы считать изолированность сегментов, возникающую вследствие образования ими собственных политических и социальных институтов, не столько предварительным условием для установления сообщественной демократии, сколько способом ее осуществления. Есть, однако, одна особенно важная разновидность изолированности сегментов, которая определенно не «создается» сообщественной демократией: их территориальная разделенность. И в этом случае сообщественность может повысить степень изолированности сегментов в результате использования механизма территориальной автономии, т.е. федерализма. Две из рассматриваемых сообщественных демократий являются федерациями, что и позволяет исследовать, насколько им удалось воспользоваться преимуществами федерализма.
|
|
Швейцария разделена на 25 кантонов или, строго говоря, на 19 кантонов и 6 полукантонов, Австрия — на 9 земель (Lander). Что касается Швейцарии, то в ходе анализа особенно важно обратиться не только к общенациональному, но и к кантональному уровню, поскольку Швейцария отличается высоким уровнем децентрализации. Важным показателем роли национального правительства в сравнении с исполнительными органами власти низовых уровней является доля государственных доходов (включая социальное страхование и прибыль государственных предприятий), перераспределяемых через федеральный бюджет. Цифры, полученные на основании данных 1959 г., составляют 61% для Швейцарии и 84% для Австрии. Аналогичные показатели для других западных федеративных государств располагаются в интервале между этими двумя цифрами: Канада — 65%, Западная Германия — 74%, США — 77%. В Швейцарии эта доля государственных доходов самая низкая, тогда как Австрия по названному показателю близка ко многим унитарным государствам Западной Европы69. Децентрализация государственной власти означает и децентрализацию политики. Как замечает Роже Жиро, «в целом политическая жизнь Швейцарии построена на кантональной основе»70.
|
|
Как влияет деление на кантоны и земли на сегментарную раз-
69 Russett B.M. et. al. World Handbook. P. 64—65.
70 Girod R.. Geography of the Swiss Party System. P. 133.
126
дробленность и пересечение линий основных расколов? Как соотносится общенациональная структура деления на сегменты с аналогичными структурами на уровне кантонов и земель? Рассмотрим сначала ситуацию в Швейцарии. В табл. 5 представлено несколько измерений раздробленности и пересечения для каждого из 25 кантонов (расставленных по убыванию численности их населения) и для страны в целом на основании данных переписи 1960 г. При расчетах были исключены: все неграждане Швейцарии; все говорящие на языках, не входящих в число четырех официальных языков страны; и все, кто не мог быть причислен ни к католикам, ни к протестантам71.
Показателями раздробленности являются индекс Рея-Тейлора (F) и такое простое измерение раздробленности, точнее гомогенности общества, как удельный вес самой крупной группы в составе населения. Самой большой религиозной общиной Швейцарии являются протестанты, составляющие 58,1% населения. Почти во всех кантонах данный показатель выше; только в Женеве, Золотурне и Граубюндене удельный вес самой крупной группы ниже, чем в целом по стране. По индексу религиозной неоднородности, только Граубюнден более раздроблен, чем вся страна72. Что же касается языковой неоднородности, то три кантона (Вале, Фрибур и Граубюнден) более раздроблены, чем нация в целом. Все другие кантоны в этом отношении более гомогенны. Показатели раздробленности по религиозному и языковому признакам объединены в пятом и шестом столбцах. В первом из них приводится удельный вес самой крупной из восьми религиозно-языковых групп, а в другом — индекс раздробленности, исчисленный исходя из того, что религия и язык представляют собой одну переменную с восемью возможными вариантами. И опять лишь Граубюнден оказывается менее гомогенным, чем страна в целом.
Приводимые в табл. 5 углы пересечения основаны на дихотомии «протестанты—католики» и дихотомии «самая крупная языковая группа — все остальные». Для страны в целом и для большинства кантонов это означает: «немецкий — три других языка». Исключения составляют только Во, Женева, Вале, Фрибур и Невшатель, где основным языком является французский, и италоговорящий кантон
71 Исключение тех, кто не имеет гражданства Швейцарии, уменьшает численность ее населения на 10,6%. Исключение сверх того еще двух групп уменьшает его еще на 1,6%. Таким образом, табл. 5 построена на данных по 87,6% общего числа проживающих в Швейцарии.
72 Индекс религиозной раздробленности в табл. 5 несколько отличается от аналогичного показателя для Швейцарии, приведенного в табл. 2, поскольку табл. 5
составлена на основе данных не по всем жителям Швейцарии (см. прим. 71).
127
ТАБЛИЦА 5. Религиозная и языковая раздробленность и пересечение линий разделения в кантонах Швейцарии (только граждане Швейцарии), 1960.
Кантоны | Религиозная раздробленность | Языковая раздробленность | Религиозная и языковая раздробленность | Религиозное и языковое пересечение | ||||
самая крупная группа (%) | индекс (F) | самая крупная группа (%) | индекс (F) | самая крупная группа (%) | индекс (F) | индекс (XC) | угол | |
Берн | 84,7 | 0,26 | 84,3 | 0,27 | 77,4 | 0,38 | 0,24 | 130 |
Цюрих | 74,4 | 0,38 | 95,9 | 0,08 | 72,6 | 0,42 | 0,38 | 350 |
Во | 79,4 | 0,33 | 87,7 | 0,22 | 70,6ПФ | 0,46 | 0,38 | 690 |
Ааргау | 58,4 | 0,49 | 98,2 | 0,04 | 57,6 | 0,50 | 0,49 | 660 |
Санкт-Галлен | 60,1 К | 0,48 | 98,5 | 0,03 | 59,0КН | 0,50 | 0,48 | 670 |
Люцерн | 86,2 К | 0,24 | 98,3 | 0,03 | 84,9КН | 0,26 | 0,25 | 610 |
Базель(город) | 66,1 | 0,45 | 93,9 | 0,12 | 63,5 | 0,50 | 0,44 | 470 |
Женева | 56,8 | 0,49 | 82,7 Ф | 0,29 | 46,5ПФ | 0,64 | 0,50 | 830 |
Золотурн | 56,4 К | 0,49 | 97,0 | 0,06 | 54,6КН | 0,52 | 0,49 | 790 |
Вале | 96,2 К | 0,07 | 64,3 Ф | 0,46 | 62,2КФ | 0,50 | 0,47 | 690 |
Тичино | 92,8 К | 0,13 | 88,6 И | 0,21 | 87,5КИ | 0,23 | 0,12 | 20 |
Фрибур | 86,3 К | 0,23 | 64,9 Ф | 0,46 | 62,2КФ | 0,54 | 0,39 | 160 |
Тургау | 67,2 | 0,44 | 98,6 | 0,03 | 66,7 | 0,45 | 0,44 | 410 |
Граубюнден | 53,0 | 0,50 | 60,0 | 0,54 | 41,2 | 0,74 | 0,44 | 290 |
Невштатель | 77,88 | 0,35 | 85,9 Ф | 0,25 | 68,0ПФ | 0,50 | 0,40 | 590 |
Базель(сельск.) | 73,5 | 0,39 | 96,5 | 0,07 | 71,8 | 0,42 | 0,39 | 430 |
Швиц | 93,8 К | 0,12 | 98,7 | 0,03 | 92,6КН | 0,14 | 0,14 | 820 |
Шафхаузен | 79,1 | 0,33 | 97,7 | 0,05 | 78,2 | 0,35 | 0,32 | 260 |
Продолжение табл. 5
Кантоны | Религиозная раздробленность | Языковая раздробленность | Религиозная и языковая раздробленность | Религиозное и языковое пересечение | ||||
самая крупная группа (%) | индекс (F) | самая крупная группа (%) | индекс (F) | самая крупная группа (%) | индекс (F) | индекс (XC) | угол | |
Цуг | 83,6 К | 0,27 | 97,7 | 0,05 | 81,4КН | 0,31 | 0,30 | 860 |
Аппенцелль-Аусерроден | 83,5 | 0,28 | 99,0 | 0,02 | 83,0 | 0,29 | 0,28 | 280 |
Гларус | 68,0 | 0,44 | 98,0 | 0,04 | 67,3 | 0,45 | 0,43 | 360 |
Ури | 92,6 К | 0,14 | 98,2 | 0,04 | 91,1КН | 0,16 | 0,16 | 550 |
Обвальден | 96,6 К | 0,07 | 99,1 | 0,02 | 95,8КН | 0,08 | 0,08 | 360 |
Нидвальден | 92,4 К | 0,14 | 98,8 | 0,02 | 91,4КН | 0,16 | 0,15 | 590 |
Аппенцелль-Иннерроден | 96,4 К | 0,07 | 99,7 | 0,01 | 96,1КН | 0,08 | 0,07 | 580 |
Швейцария | 58,1 | 0,49 | 74,7 | 0,40 | 46,5 | 0,68 | 0,48 | 610 |
ИСТОЧНИК: рассчитано по данным переписи, предоставленным Федеральным управлением статистики.
ПРИМЕЧАНИЕ: Если не указано иначе, то самая крупная группа — протестанты (в первом столбце), говорящие по-немецки (в третьем столбце), говорящие по-немецки протестанты (в пятом столбце). В особо оговоренных случаях приводятся следующие обозначения религиозного и/или языкового характера крупнейших групп: П — протестанты, К — католики, Н — немецкий, Ф — французский, И — итальянский.
Тичино. Лишь в трех кантонах величина индекса ХС и в восьми кантонах значение угла пересечения превышают соответствующие показатели для страны в целом.
В табл. 6 показатели по 25 кантонам суммируются путем введения средних величин и средневзвешенных величин для различных измерений раздробленности и пересечения. Средневзвешенные величины, т.е. соотнесенные с удельным весом населения каждого кантона, являются наилучшим показателем для сравнения суммарного показателя по всем кантонам с общенациональными показателями. Все данные свидетельствуют о том, что федеративное деление страны имеет следствием образование кантонов, которые значительно более гомогенны и имеют гораздо меньший уровень пересечения расколов, чем страна в целом. Это не согласуется с требованием теории пересекающихся расколов, согласно которой границы между частями федерации должны пересекать, а не следовать за границами основных водоразделов в обществе. Говоря словами Липсета, «демократии требуются разделы внутри языковых или религиозных групп, а не между ними»73.
ТАБЛИЦА 6. Раздробленность и пересечение в Швейцарии: усредненные показатели по кантонам и общие показатели по стране (1960 г.)
| Кантоны | Швейцария | |
средняя величина | средневзвешенная величина | ||
Религиозная раздробленность: самая крупная группа (в %) | 78,2 | 75,4 | 58,1 |
индекс раздробленности (F) | 0,30 | 0,34 | 0,49 |
Языковая раздробленность: самая крупная группа (в %) | 91,3 | 89,9 | 74,7 |
индекс раздробленности (F) | 0,14 | 0,17 | 0,40 |
Религиозная и языковая раздробленность: самая крупная группа (в %) | 72,9 | 69,5 | 46,5 |
индекс раздробленности (F) | 0,38 | 0,43 | 0,68 |
Пересечение: индекс XC | 0,33 | 0,36 | 0,48 |
угол | 500 | 460 | 610 |
ИСТОЧНИК: см. табл. 5.
73 Lipset S. M. Political Man. P. 92.
130
Что касается вопроса о языке, то швейцарская формула регулирования отношений между различными группами содержит следующие элементы: 1) повышение гомогенности составных частей федерации путем максимально возможного территориального разделения различных групп; 2) передача всех функций, при осуществлении которых затрагивается проблема языка (вопросов образования, научного и художественного творчества и т.д.), под юрисдикцию кантонов, а не федерального правительства. Характерно, что в то время как в федерации признаны четыре официальных языка, только в трех кантонах официальных языков — по два (Берн, Фрибур и Вале) и в одном — три (Граубюнден).
Конечно, некоторые кантоны негомогенны в языковом отношении. Но тогда как объяснить, что в них царит гражданское согласие? Рассмотрение выпадающего из общего ряда случая существования сепаратистского движения в Бернской Юре может дать ключ к пониманию этого вопроса. Почему только Берн пережил вспышку серьезного конфликта на языковой почве, тогда как с ним не сталкивались в трех других кантонах, в которых официальных языков два или три? Штайнер объясняет это соображениями, связанными с балансом сил. Он утверждает, что главная причина раздоров в Бернской Юре заключается в том, что живущие в ней франкоговорящие католики являются меньшинством во всех отношениях. И в стране в целом, и в Берне немецкоговорящие и протестанты составляют большинство74. Анализ материалов табл. 5 и некоторых не вошедших в нее данных подтверждает такой вывод. Католики, говорящие на французском, итальянском и рето-романском языках, образуют группы, располагающиеся на территории всей страны. В границах же кантонов они никогда не оказываются в меньшинстве, т.е. в положении «меньшинства вдвойне». Франкоговорящие католики составляют значительное большинство в Вале и Фрибуре (62,2% в обоих кантонах) и являются заметным меньшинством только в Берне, Во, Женеве и Невшателе (соответственно 7,8; 17,1; 36,2 и 17,9%). В последних трех кантонах большинство населения говорит по-французски, так что там франкоговорящие католики по одному из параметров принадлежат к большинству. Италоговорящие католики составляют подавляющее большинство населения в Тичино (87,5%) и достаточно крупное меньшинство (8,7%) по сравнению с католиками, говорящими на рето-романском языке (19,3%), — в Граубюндене. В последнем кантоне эти две группы оказываются в положении «меньшинства вдвойне», поскольку большинство в нем
74 Sterner J. Amicable Agreement. P. 256.
131
составляют немецкоговорящие жители и протестанты. Однако Граубюнден — это особый случай, поскольку он отличается высокой степенью децентрализации на контональном уровне. Джеймс А. Данн утверждает, что его можно было бы считать примером «кантонального федерализма»75.
Мнение Штайнера, ссылающегося на характер соотношения языковых групп, подкрепляется и итогами референдумов 1959 и 1974 гг. по вопросу об образовании нового кантона в районе Юры: «за» проголосовали только три округа, расположенные на севере Юры. В этих округах большинство составляют католики и франко-говорящие, которые в рамках кантона принадлежат к «меньшинству вдвойне». Остальные четыре округа проголосовали «против», и примечательно, что ни в одном из них нет групп населения, находящихся в положении «меньшинства вдвойне»: северный округ Лауфен — германоговорящий и католический, а в трех округах на юге большинство населения составляют франкоговорящие протестанты76.
Еще одним объяснением может служить тот факт, что религиозные и языковые расколы в кантоне Берн ближе к совпадению, чем к пересечению друг с другом. И индекс, и угол пересечения в Берне выражаются гораздо меньшей величиной, чем по Швейцарии в целом, и значительно меньшей, чем усредненный показатель по кантонам (см. табл. 5 и 6). В других кантонах, относительно неоднородных по обоим параметрам (т.е. в которых индексы и религиозной, и языковой раздробленности превышают 0,20), где, соответственно, угол пересечения является важным фактором, действительно имеет место достаточно сильное пересечение линий раздела между группами. К таким кантонам относятся Во, Женева, Фрибур, Граубюнден и Невшатель. Во всех этих пяти кантонах как индекс, так и угол пересечения выше, чем в Берне. Более того, соответствующие переменные для Берна значительно нижеусред-
75 Dunn J.A. 'Consociational Democracy' and Language Conflict: A Comparison of
the Belgian and Swiss Experiences//Comparative Political Studies 5. No 1 (April 1972).
P. 20.
76 Различные сведения по религиозному и языковому составу населения Юры
приводятся в: Reymond F-L. La question jurassienne et 1'evolution du mouvement
separatiste, 1959-1964//Armuaire suisse de science politique. Vol. 5. Lausanne: Association
Suisse de Science Politique, 1965. P. 35-36; см. также: Mayer K.B. The Jura Problem:
Ethnic Conflict in Switzcrland//Social Research 35. No 4 (winter 1968). P. 707-741;
Bassand M. Changement Social et nntagonismes sociaux: Aspects sociologiques de la 'question jurassienne'//Les interets du Jura 43. No 8 (August 1972). P. 163—182: McRae K.D. Switzerland: Example of Cultural Coexistence//Contemporary Affairs. 1964. P. 57—61; Keech W.A. Linguistic Diversity and Political Conflict: Some Observations Based on Four Swiss Cantons//Comparative Politics 4. No 3 (April 1974). P. 387-404.
132
ненных показателей по кантонам, тогда как аналогичные цифры для пяти названных кантонов они значительно выше.
Если в Юре будет образован новый кантон, включающий либо всю Бернскую Юру, либо, что более вероятно с учетом итогов референдума 1974 г., только три северных сепаратистски настроенных округа, то его франке говорящее католическое население из «меньшинства вдвойне» в кантоне Берн превратится в «большинство вдвойне». Даль отмечает, что решение проблемы путем создания отдельного кантона «вполне вписывается в швейцарскую схему взаимных гарантий»77. Раздел кантона не был бы беспрецедентным шагом. В истории Швейцарии разделы кантонов случались трижды: Унтервальден был разделен на Обвальден и Нидвальден в XV в. ввиду трудности сообщения между двумя частями кантона; Аппенцелль был разделен в 1597 г. вследствие противоречий между католиками и протестантами; Базель — в 1833 г. из-за расхождения интересов городского и сельского населения. Данн называет раздел кантонов у швейцарцев одним из «самых древних методов разрешения конфликтов»78.
Интересно отметить, что Бельгия тоже двинулась в направлении полуфедерализма, влекущего за собой как функциональное, так и территориальное разделение, ради поиска решения своих языковых проблем. В последние годы языковой раздел находит все более отчетливое институциональное выражение в партийной системе. Фламандская, валлонская и профранцузская брюссельская «языковые партии» построены в соответствии с разделением общества по этому параметру. Внутри старых партий, которые раньше действовали, пересекая границы языковых сегментов, теперь также проходят глубокие разделительные линии. Два региональных отделения католической партии фактически превратились в самостоятельные партии. Та же тенденция очень сильна у социалистов и либералов. Эрвин замечает, что наблюдатель, следивший за выборами 1968 г., «вполне мог по ошибке принять региональные организации всех партий за самостоятельные партии»79.
Поправки к конституции, принятые в конце 1970 г., официально закрепили раскол общества по языковому признаку, предусмотрев разделение депутатов парламента на два самостоятельных культурных совета, которые действуют как высшие законодательные органы в сфере культуры и образования. В этих органах каждой
77 Dahl R.A. Polyarchy: Participation and Opposition. New Haven: Yale University Press, 1971. P. 119n.
78 Dunn J.A. 'Consociational Democracy' and Language Conflict. P. 32.
79 Urwin D.W. Social Cleavages and Political Parties in Belgium. P. 338.
133
языковой общине предоставлена автономия. Законы, затрагивающие вопросы культурной автономии, должны приниматься двумя третями голосов при совпадающем большинстве голосов в каждой языковой группе. А франкоговорящее меньшинство по любому законопроекту, угрожающему его интересам, имеет возможность подавать апелляцию кабинету, состоящему из равного числа министров от франкоговорящей и фламандской общин. Аналогичным образом осуществляется управление и в двуязычном Брюсселе. Видимо, наконец благодаря этой полуфедеративной структуре интересы языковых групп получают институциональное выражение и политическое представительство80.
И Первая, и Вторая Республики в Австрии были федеративными государствами. Принципы федерализма были закреплены в конституции по настоянию католической партии, хотя социалисты настаивали на унитарном устройстве. К 1929 г., однако, позиции партий коренным образом изменились. Католики, стоявшие у власти с 1922 г., стремились укрепить власть центрального правительства, тогда как социалисты стали защитниками автономии земель, особенно контролировавшейся социалистами Вены. К 1945 г. обе партии вернулись к своим исходным позициям. В итоге Австрия стала федеративным государством, но с низким уровнем децентрализации81.
В табл. 7 представлены показатели раздробленности и пересечения линий разделения по отдельным землям, а также по Австрии в целом. Религиозная раздробленность исчислялась на основании данных, полученных при ответе на вопрос о регулярности посещения церкви. Показатели индекса религиозной раздробленности по землям различаются мало. Единственная земля, для которой данная цифра удивительно низка, — это Форарльберг, оплот католической партии, где велико число тех, кто посещает церковь регулярно. Уровень раздробленности партийной системы исчислялся на основе результатов выборов 1962 г. Католическая партия получила тогда 45,4% голосов, а социалисты — 44,0%. Католики оказались впереди во
80 См.: Сорре А. еt. al. Herverdeling van de politieke macht. Brussels: Reinaert, 1972; Huyse L. Un regard sociologique sur la question linguistique en Belgique//Septentrion 3. No 3 (1974). P. 23—25; Heisler M.O. Institutionalizing Societal Cleavages in a Cooptive Polity: The Growing Importance of the Output Side in Belgium//Heisler M. 0. Politics in Europe. P. 178—220; Dunn J.A. The Revision of the Constitution in Belgium: A Study in the Institutionalization of Ethnic Conflict//Western Political Quarterly 27. No 1 (March 1974). P. 143-163.
81 Diamant A. Austrian Catholics and the First Republic: Democracy, Capitalism and Social Order, 1918-1934. Princeton: Princeton University Press, I960. P. 83-85, 259-260; Steiner K. Politics in Austria. Boston: Little, Brown, 1972. P. 98-106.
134
ТАБЛИЦА 7. Раздробленность и пересечение линий разделения в Австрии: усредненные показатели по землям и общие показатели по стране (на 1965 г.)
| Земли | Австрия | |
средняя величина | средне-взвешенная величина | ||
Религиозная раздробленность: самая крупная группа (в %) | 46 | 45 | 39 |
индекс раздробленности (F) | 0,62 | 0,63 | 0,66 |
Раздробленность партийной системы: самая крупная группа (в %) | 51,3 | 50,9 | 45,4 |
индекс раздробленности (F) | 0,58 | 0,58 | 0,59 |
Пересечения: религиозных и партийных различий: индекс (XC) | 0,40 | 0,40 | 0,39 |
угол | 200 | 160 | 140 |
классовых и партийных различий: индекс (XC) | 0,44 | 0,44 | 0,45 |
угол | 400 | 360 | 370 |
религиозных и классовых различий: индекс (XC) | 0,50 | 0,50 | 0,50 |
угол | 700 | 640 | 700 |
ИСТОЧНИК: Рассчитано по данным опроса 1967 г., предоставленным Институтом эмпирических социальных исследований в Вене, и результатам общенациональных выборов 1962 г.
всех землях, кроме Вены и Каринтии. При расчете угла пересечения между линиями партийного, религиозного и классового разделения количество партий принималось равным двум82.
Неожиданным оказался общий вывод о том, что федерализм практически не влияет ни на уровень гетерогенности, ни на расположение линий пересечения. Средневзвешенные величины, которые, как и в предыдущем случае, являются самыми важными усредненными показателями, мало отличаются от соответствующих цифр по стране в целом. Очевидно, австрийский федерализм не связан с сообщественным принципом автономии сегментов. Скорее данную функцию выполняют «лагеря» (Lager) и сопут-
82 Это приводит к некоторым незначительным расхождениям с цифрами, приведенными в табл. 4.
135
ствующие им структуры, а автономия сегментов имеет форму, которую Даль называет «социологическим» или внетерриториальным федерализмом83. По аналогии и унитарные Нидерланды можно считать социологически федеративными.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 294; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!