И ДЕМОКРАТИЯ В ((ТРЕТЬЕМ МИРЕ»
Очень многие развивающиеся страны, особенно в Азии и Африке, а также некоторые страны Южной Америки, такие, как Гайана, Суринам и Тринидад, отягощены политическими проблемами, вызванными глубокими противоречиями между сегментами общества и отсутствием объединяющего консенсуса. В специальных исследованиях по проблемам политического развития, становления национальных государств, демократизации данное обстоятельство трактуется с абсолютно взаимоисключающих позиций. С одной стороны, многие авторы подчеркивают свое нежелание признать его важность. Уолкер Коннор даже бросает большинству ведущих представителей теории образования наций упрек в том, что они «старались преуменьшить, а то и вовсе игнорировать проблемы, вытекающие из фактора этнической неоднородности общества»33. С другой стороны, те авторы, которые не обходят вниманием данный вопрос, склонны придавать ему первостепенное значение. Например, у Люсиана У. Пая он вынесен на первое место в его знаменитом «синдроме из семнадцати пунктов», которые в совокупности определяют характер политического процесса «незападного» типа. Пай утверждает, что в «незападных» обществах политическая сфера не отделена четко от сферы социальных и личных отношений. «Основные структуры "незападной" политики имеют общинный характер, и все политическое поведение в значительной мере определяется факторами общинной принадлежности»34.
|
|
Такие общинные ориентации являются тем, что Клиффорд Гирц называет «первобытной» преданностью, которая может основываться на языке, религии, обычае, местности, расе или предполагаемых кровных связях35. В европейских сообщественных демократиях субкультуры, имеющие религиозную и идеологическую природу,
33 Connor W. Nation-Building or Nation-Destroying?//World Politics 24. No 3 (April
1972). P. 319.
34 Pye L. W. The Non-Western Political Process//Journal of Politics 20. No 3 (August
1958). P. 469.
35 Ceertz, C. The Integrative Revolution: Primordial Sentiments and Civil Politics in
the New States//Geertz C. (ed.). Old Societies and New States: The Quest for Modernity
in Asia and Africa. New York: Free Press, 1963. P. 109-113.
51
на которую в двух из этих стран накладываются еще и языковые различия, также можно рассматривать в качестве первичных общностей, если считать идеологии своего рода религией. Все названные общества как западного, так и незападного типа будут здесь именоваться многосоставными. А определение данного термина, приведенное в начале настоящей главы, близко тому смыслу, в котором его употреблял Джон С. Фернивал. Следует отметить, что концептуальные построения Алмонда и Фернивала полностью совместимы, потому что Фернивалл специально включает культурные различия в число характеристик многосоставных обществ. «Каждая группа привержена своей религии, своей культуре и языку, своим идеям и образу жизни» Он определяет многосоставное общество как такое, в котором «различные группы живут бок о бок, но изолированно, в едином политическом образовании». Эта концепция несколько более узкая, чем концепция Гирца, поскольку не распространяется на региональное деление. В многосоставном обществе, по Фернивалу, составляющие его группы хотя и существуют на единой территории, но социально удалены друг от друга. «В строгом смысле, это общество представляет собой мозаику [народов], поскольку отдельные его части смешиваются, но не соединяются друг с другом»36. В данной работе принято более широкое определение, лучше отвечающее задачам сравнительного исследования, несмотря на часто раздающиеся критические замечания о том, что концепция многосоставного общества слишком расплывчата и охватывает слишком многое37. В то же время, абсолютно необходимо постоянно учитывать количественные и качественные различия между многосоставными обществами: различия по типам деления общества на сегменты и по степени их многосоставности.
|
|
Вторая существенная особенность незападной политики — поражение демократии После первоначального оптимизма по поводу перспектив утверждения демократии в странах, освободившихся от колониальной зависимости (эти перспективы связывались главным образом с демократическими устремлениями их лидеров), воцарился дух разочарования. И, как отмечают многие наблюдатели, существует прямая связь между двумя основополагающими чертами не-
|
|
36 Furnivall J. S. Colonial Policy and Practice: A Comparative Study of Burma and Netherlands India. Cambridge: Cambridge University Press, 1948. P. 304.
37 См.: Van den Muijzenberg O. D. De 'plural society' Een onderzoek naar gebruik en bruikbaarheid als sociologisch begnp Amsterdam Sociologisch-Histonsch Semmanum voor Zuidoost Asie, 1965 P 114—116, Katznelson 1. Comparative Studies of Race and Ethnicity: Plural Analysis and Beyound//Comparative Politics 5. No 1 (October 1972). P. 135—154. Другая точка зрения выражена в Lofchie M. F. Political theory and African Politics//Journal of Modern African Studies 6. No 1 (May 1968). P. 10-15.
52
западной политики: многосоставное общество оказывается неспособным сохранить демократические принципы правления. Эта зависимость была косвенным образом отмечена уже в работе Фернивала. Он применил концепцию многосоставного общества к странам, находившимся в колониальной зависимости, и высказал мнение, что их целостность поддерживается лишь недемократическими средствами колониального управления. Это согласуется с мрачной оценкой Джоном Стюартом Миллем шансов представительной демократии в многосоставном обществе. «Свободные институты едва ли возможны в стране, населенной разными национальностями. Между людьми, не испытывающими добрососедских чувств, а особенно говорящими и читающими на разных языках, единое общественное мнение, необходимое для деятельности представительной власти, существовать не может»38.
|
|
Такую же мысль в самой категоричной форме высказал и М. Г. Смит. Доминирование одного из сегментов является частью его определения многосоставного общества. Но дело здесь не только в определении. Согласно Смиту, многосоставность неизбежно требует поддержания существующего политического строя способами принуждения и силовыми методами; «разнообразие культур или многосоставность с необходимостью порождают объективную потребность в доминировании одной из социокультурных групп. Это обусловливает необходимость недемократических средств регулирования отношений между группами». Подобная интерпретация предполагает дихотомную типологию, весьма схожую с той классификацией, которую предложил Алмонд для европейских политических систем. Один тип представлен «интегрированными обществами, характеризующимися консенсусом и однородностью культуры», другой — «регулируемыми обществами, отличающимися идейным и культурным многообразием». Следовательно, однородность (гомогенность) рассматривается как необходимое предварительное условие для демократических форм политического управления, что влечет за собой и конкретный прогноз: «многие страны, недавно освободившиеся от колониальной зависимости, могут либо распасться на отдельные территории, каждая с собственным типом культуры, либо сохранить целостность, но лишь при условии установления отношений господства—подчинения между социокультурными группами»39.
38 Mill J. S. Considerations on Representative Government. New York: Liberal Arts Press, 1958 P. 230.
39 Так изложил сущность теории Смита Лео Купер в статье «Plural Societies Perspectives and Problems», включенной в кн.: Kuper L. , Smith M. G. (ed. ) Pluralism in Africa. Berkeley: University of California Press, 1969 P. 14
53
Идеи, подобные этой, занимают видное место в литературе, посвященной исследованиям по проблемам политического развития. Концепция политического развития довольно аморфна и неопределенна, в нее обычно входят (по крайней мере, входили до тех пор, пока не утвердился пессимистический взгляд на перспективы демократии) такие два параметра, как демократизация и объединение или создание нации, дополняющие другие — разделение функций и развитие эффективных специализированных политических структур. Следует отметить три аспекта понятия политического развития, вытекающие из вышеизложенного. Во-первых, демократизация и другие характеристики развития обычно понимаются как следствие объединения нации. К примеру, Пай утверждает, что политическое развитие в целом невозможно без развития у граждан прочного сознания принадлежности к единой нации. Признание важности национальной интеграции как фактора политического развития порой приводит, однако, к тому, что между двумя концепциями ставится знак равенства: политическое развитие и есть создание нации40. Во-вторых, из указанного предположения следуют конкретные политические рекомендации: национальное объединение должно стать приоритетной целью и главной задачей для руководителей развивающихся стран. В-третьих, обычно считается, что процесс национального строительства подразумевает искоренение первичной субнациональной идентификации и замену ее преданностью нации. Леонард Байндер утверждает, что «объединение нации требует создания культурно-идеологического консенсуса такого уровня и масштаба, какого еще не удавалось достичь в этих (развивающихся) странах»41. То же следует и из утверждения Сэмуэла П. Хантингтона, заметившего, что политическая модернизация означает объединение нации и что это подразумевает «замену множества традиционных, религиозных, семейных и этнических центров политического влияния авторитетом единой светской общенациональной политической власти» 42
40 Pye L. W. Identity and the Political Culture//Binder L. et al. Crises and Sequences in Political Development. Princeton: Princeton University Press, 1971. P. 117; Pye L. W. Aspects of Political Development. Boston: Little, Brown, 1966. P. 38. Общий обзор литературы по проблемам национальной интеграции см.: Rokkan S. Citizens, Elections, Parties: Approaches to the Comparative Study of the Processes of Development. Oslo: Universitetsforlaget, 1970. P. 46-71.
41 Binder L. National Integration and Political Development//American Political
Science Review 58. No 3 (September 1964). P. 630.
42Huntmgton S.P. Political Order in Changing Societies. New Haven: Yale University Press, 1968. P. 34.
54
Другой подход к изучению проблем политического развития опирается на идею «центра-периферии», но такой подход не дает альтернативной интерпретации процесса национального строительства. Привносимая им новизна заключается в акцентировании решающей роли элит. В получившей широкое признание концепции «центра-периферии» Эдварда Шилза центром названа та часть общества, «в руках которой сосредоточена власть», а периферией — «глубинка» (hinterland), ...над которой эта власть осуществляется». Центр является к тому же еще и «царством идеалов и ценностей». Система ценностей центра действительно является центральной, как ни тавтологично это звучит, поскольку «ее разделяют правящие элиты». Относительно системы ценностей между элитами центра достигнут консенсус, но приверженность ей ослабевает по мере приближения к периферии, которая может быть весьма гетерогенной и иметь совершенно различные ценностные ориентации. Для многосоставных обществ такая модель означает необходимость политического доминирования центра, представленного одним из сегментов, или, если доминирование неприемлемо, поиска общенационального консенсуса по вопросу о «включении массы населения в систему институтов и ценностей центра»43. Данное заключение совпадает с выводами других представителей теорий политического развития.
Если не делать подобных обобщений, то возникает не имеющий однозначного ответа вопрос о том, насколько схема «центр-периферия» применима к многосоставным обществам. На Конференции ЮНЕСКО по проблеме образования национальных государств, состоявшейся в 1970 г., все участники согласились с мнением о том, что концепция «центра-периферии» полезна в качестве средства описания и моделирования, но в то же время раздавались критические замечания по поводу ее ограниченной применимости для изучения обществ с региональными и культурными противоречиями. Эти замечания были сформулированы в отчете конференции следующим образом:
«Что означает эта модель в территориальном смысле? Если «центр» — понятие территориальное, то возможно ли существование нескольких центров? ...Какая степень социальной и культурной гомогенности требуется центру, чтобы быть законным носителем власти и средоточием авторитета? Если же такой гомогенности нет или доминирующий центр сталкивается с сопротивлением со стороны регио-
43 Shils E. Centre and Periphery // Ignotus P. et al. Personal Knowledge: Essays Presented to Michael Polanyi on his Seventieth Birthday, 11 March 1961. London: Routledge and Kegan Paul, I961. P 117, 118, 124, 128.
55
нальных центров, которые считают себя конкурирующими или даже «контрцентрами», то остается ли первый «центром»?44
В случае, если на практике подобные вопросы не найдут ответов в концепции «центр-периферия», то она едва ли будет приемлемой для изучения многосоставных обществ. Шилз, однако, совершенно однозначно указывает, что его концепция центра не предполагает какого-либо прагматического сотрудничества элит. В отношении системы ценностей центра не обязательно должен сложиться всеобщий консенсус. Правящий класс может быть и «относительно сегментированным», но при этом обязательным условием является не просто «понимание совпадения интересов», а наличие чувства единства, основанного на «общем отношении к системе ценностей центра», которое объединило бы различные группы населения45. Таким образом, вышеупомянутые вопросы не могут быть разрешены в рамках теории сообщественности.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 396; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!