МНОГОСОСТАВНЫЕ ОБЩЕСТВА И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ



1

Многосоставные

Общества

И демократические

Режимы

В многосоставном обществе трудно создать и поддерживать стабильный демократический режим — таково твердо устано­вившееся в политологии мне­ние, которое восходит к изре­чению Аристотеля о том, что «государство стремится, на­сколько это возможно, быть обществом, состоящим из оди­наковых и равных»1. Социальная однородность и политическое согласие рассматриваются как необходимые предварительные условия или факторы, в значи­тельной степени содействующие стабильной демократии. И на­против, глубокие социальные различия и политические про­тиворечия в многосоставных обществах считаются причиной нестабильности и провалов де­мократий.

Настоящее исследование по­священо рассмотрению осо­бой формы демократии, а именно сообщественной де­мократии, которая заставляет внести следующую поправку в сформулированное выше поло­жение: достичь и поддерживать стабильное демократическое правление в условиях много -

1 Aristotle. Politics/trans. Ernest Barker. New York: Oxford University Press, 1958. P. 181. (В связи с тем, что А. Лейпхарт ссылается на английский перевод дан­ной мысли Аристотеля, не имеющей аналога в русском переводе его «По­литики», мы сочли необходимым со­хранить ссылку на нью-йоркское из­дание сочинения античного филосо­фа — Прим. ред.)

35


составного общества хотя и трудно, но отнюдь не невозможно2. При сообщественной демократии центробежные тенденции, присущие мно­госоставному обществу, уравновешиваются установками на взаимо­действие и соответствующим поведением лидеров различных сег­ментов общества.

Сотрудничество элит — первая и основная отличительная чер­та сообщественной демократии. Ряд тесно связанных с ней допол­нительных характеристик будет рассмотрен в следующей главе.

Сообщественность является моделью одновременно и эмпири­ческой, и нормативной. Во-первых, она служит объяснением по­литической стабильности в ряде малых европейских демократий, о которых пойдет речь в главах 2 и 3 настоящей книги: Австрии, Бельгии, Нидерландах и Швейцарии. В настоящее время эти стра­ны отходят в своем развитии от высокой степени сообщественности. В них достигли апогея острые противоречия между обществен­ными группами и тесно спаянными объединениями элит, сформировавшимися в конце 50-х годов, в результате чего тенден­ция сообщественности пошла на спад, но, заметим, не в резуль­тате провала сообщественной демократии, а потому что сообщественность стала себя изживать именно благодаря своему успеху. В данной книге мы будем рассматривать эти страны на сообще­ственной стадии их развития. Это предполагает, что под «Австри­ей» будет подразумеваться Австрия периода сотрудничества като­лической и социалистической элит, воплощенного в «Большой коалиции»; «Нидерланды» станут скорее символом голландского опыта сообщественности, чем описанием сегодняшней Голлан­дии и т.д. По этой же причине данные статистики и опросов, при­веденные в исследовании, будут по возможности максимально приближены к 1960 г., а не к настоящему времени.

ВЫЗОВ ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ ПЕССИМИСТАМ

Хотя Сообщественность как стадия развития четырех перечислен­ных европейских стран подходит к концу, интерес к этому явлению ни в коем случае не может быть чисто историческим. Преуспев в создании стабильных демократических режимов в обществах с серьезными внутренними противоречиями, она выделяется как исклю­чение из правил не только в европейской политике, но и во все­мирном масштабе. В исследовании 114 политий Роберт А Даль отмечает: если из политий с низким уровнем субкультурного многообразия

2 Термин «сообщественный» (consociational) образован от слова «сообщество» (consociatio) из книги Иоганнеса Альтузиуса «Politica Methodice Digesta» (1603).

36


58% являются полиархиями или близки к ним, то среди политий* со средним уровнем многообразия полиархии составляют лишь 36%; из тех же, в которых многообразие характеризуется как сильное или экстремальное, в этот разряд попадают лишь 15% 3. В частности, бед­ствием для многих стран, не принадлежащих к западному миру, стали две неразрывно связанные друг с другом проблемы — глубо­кий раскол общества по самым разным признакам и политическая нестабильность. Опыт сообщественности в Австрии, Бельгии, Ни­дерландах и Швейцарии представляется конкретным примером того, как демократия может стать устойчивой и эффективной системой правления в многосоставном обществе. В 5-й, 6-й и 7-й главах на­стоящего исследования сообщественная демократия будет рассмотре­на как нормативная модель, что имеет особую важность для много­составных обществ «третьего мира».

Аргумент, подтверждающий мысль о том, что сообщественная демократия может выступать в качестве нормативной модели, бро­сает вызов распространенному ныне пессимистическому настрою, и в этом его нетривиальность. Такой настрой основан на убеждении, что после периода 50-х и начала 60-х годов, для которого был ха­рактерен чрезмерный оптимизм, в 70-х годах общепринятым в отно­шении перспектив развития демократии стал пессимизм. Конечно, демократия потерпела слишком много неудач, и слишком много вспышек насилия наблюдалось в многосоставных обществах в после­дние годы, чтобы взгляд на возможности утверждения демократии оставался слишком радужным. Но предаваться отчаянию было бы столь же неразумно. Пессимисты со спокойной совестью могут от­вергнуть или проигнорировать приводимые в этой книге аргументы и рекомендации, но только в том случае, если они придут к убежде­нию, что сообщественная демократия не просто маловероятна, а совершенно невозможна в многосоставных обществах «третьего мира», но такая точка зрения вряд ли будет иметь право на существование после анализа всех имеющихся фактов.

«Пессимистам от демократии» следует также иметь в виду, что в их пессимизме заложена опасность самосбывающегося пророчества: если политики и политологи сочтут, что демократия «не сработает» в многосоставных обществах «третьего мира», то они не будут и

* Употребляемое А. Лейпхартом в ряде случаев понятие «полития» перекли­кается с аналогичным (хотя и не тождественным) понятием Аристотеля, кото­рый писал. «... когда в интересах общей пользы правит большинство, тогда упот­ребляем обозначение, общее для всех вообще форм государственного устрое­ния, — полития» (Аристотель. Соч.: В 4 т. М.. 1969. Т. 1. Ч. 1. С. 472). (Прим, ред.)

3 Dahl R.A. Polyarchy: Participation and Opposition. New Haven: Yale University Press, 1971. P. 110-111.

37


пытаться установить ее или заставить действовать там, где она уста­новлена Подобный негативный подход, естественно, лишь повысит вероятность того, что там и дальше будут доминировать недемокра­тические формы правления.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Многие термины, которые мы только что использовали, хорошо известны, широкоупотребимы и в большинстве случаев не нужда­ются в пояснениях. Тем не менее, возможно, было бы полезным дать определение ключевым понятиям для того, чтобы избежать их неправильного толкования. Во-первых, многосоставное общество (plural society) есть общество, разделенное, по выражению Гарри Экштейна, «сегментарными различиями». Он пишет: «Таковые су­ществуют там, где линии политического противостояния частично, а особенно полностью, совпадают с линиями социального разделения общества, и прежде всего с теми, которые являются наиболее значи­мыми из всех линий, проходящих внутри общества»4.

Сегментарные различия могут иметь религиозную, идеологичес­кую, языковую, региональную, культурную, расовую или этни­ческую природу. Дальнейшая характеристика, следующая из опреде­ления Экштейна, подразумевает, что политические партии, группы интересов, средства коммуникации, школы, добровольные объеди­нения имеют тенденцию к организации по линиям, повторяющим контуры существующих внутри общества границ. Группы населения, выделяемые на основе указанных различий, будут именоваться сег­ментами многосоставного общества.

Демократия — это понятие, которое решительно не поддается определению. Здесь отметим следующее: в данной книге оно исполь­зуется как синоним того, что Р. Даль называет «полиархией»5. Это не такая система власти, которая полностью воплощает в себе все де­мократические идеалы, а такая, которая в достаточной степени при­ближается к ним.

Политическая стабильность — почти столь же сложный и мно­гозначный термин. В данном исследовании им обозначена многомер-

4 Eckstein H Division and Cohesion m Democracy A Study of Norway Princeton: Princeton University Press, 1966. P. 34. См также Zuckerman A Political Cleavage A Conceptual and Theoretical Analysis//British Journal of Political Science 5. No 2 (April 1975) P 231-248, Schermerhorn R.A. Comparative Ethnic Relations A Framework for Theory and Research New York Random House, 1970 P 123-127

5 Dahl R.A. Polyarchy P 1-9,231-249.

38


ная концепция, включающая в себя понятия, часто используемые в литературе по сравнительной политологии: поддержание системы, гражданский порядок, легитимность и эффективность6. К важней­шим характеристикам стабильного демократического режима отно­сятся: во-первых, то, что он обладает высокой вероятностью сохра­нения качества демократичности, и, во-вторых, то, что он отличается низким уровнем насилия, применяемого или способного быть при­мененным к обществу. Эти два признака тесно связаны между со­бой: второе можно рассматривать и как предварительное условие, и как показатель первого. В то же время степень легитимности, прису­щая режиму, и его эффективность в принятии и реализации реше­ний связаны как друг с другом, так и с первыми двумя признака­ми. В совокупности и во взаимозависимости четыре названных признака и определяют уровень стабильности демократии.

Ключевое понятие сообщественной демократии предварительно уже было определено. Подробной разработке концепции сообще­ственной демократии посвящена следующая глава. Пока же подчер­кнем только, что смысл данной концепции определяют два основ­ных момента, а именно: «сегментарные различия», т.е. различия между группами населения многосоставного общества, и политическое со­трудничество элит, представляющих его основные группы (сегмен­ты). При этом идею сообщественной демократии следует отличать от двух близких к ней концепций, также используемых в сравнитель­ных исследованиях практики сообщественности: «сегментарного плю­рализма» Вэла Р. Лорвина и «демократии согласия» Герхарда Лембруха. Лорвин акцентирует внимание на первой из характерных черт сообщественной демократии и оставляет за рамками исследования вопросы о реакции элит и о последствиях глубокого раскола обще­ства. К тому же он ограничивается лишь случаями разделения обще­ства по религиозному и идеологическому признакам. Лембрух опре­деляет демократию согласия как стратегию урегулирования конф­ликтов скорее путем сотрудничества и договоренностей между раз­личными элитами, чем путем конкурентной соревновательности и принятия решений по принципу большинства. Это является второй отличительной чертой сообщественной формы организации власти7.

6 См Eckstein H The Evaluation of Political Performance Problems and Dimensions// Sage Professional Papers in Comparative Politics No 01-017 Beverly Hills Sage, 1971, Hurwitz L. Contemporary Approaches to Political Stability //Comparative Politics 5. No 3 (April 1973). P. 449-463

Lorwin V. R. Segmented Pluralism Ideological Cleavages and Political Cohesion in the Smaller European Democracies//Comparative Politics 3 No 2 (January 1971). P. 141— 144, Lehmbruch G Segmented Pluralism and Political Strategies in Continental Euro-

39


Другими словами, сообщественная демократия — это «сегментар­ный плюрализм», включающий все возможные в многосостав­ном обществе линии разделения, плюс демократия согласия. При­меры, приводимые Лорвином и Лембрухом, а также Эриком А. Нордлингером в его сравнительном анализе практики урегу­лирования демократическими методами конфликтов в разделен­ных глубокими противоречиями обществах, взяты из опыта тех же четырех стран, которые рассматриваются в первой половине настоящей книги8. Другие случаи, рассматриваемые всеми или некоторыми из названных авторов, — это Люксембург, Ливан и Малайзия. Люксембург, с указанной точки зрения, подобен че­тырем более крупным европейским сообщественным демократи­ям, но его опыт опущен здесь из чисто практических соображе­ний, а именно ввиду недостатка данных, необходимых для срав­нительного исследования. Ливан и Малайзия будут рассмотрены в 5-й главе как довольно удачные примеры сообщественной де­мократии в «третьем мире»

МНОГОСОСТАВНЫЕ ОБЩЕСТВА

И ДЕМОКРАТИЯ В «ПЕРВОМ МИРЕ»

Важность сообщественной демократии как эмпирической моде­ли обусловлена тем, что она позволяет лучше понять истинную природу западных демократий Стимулом для создания данной моде­ли послужила теоретическая разработка проблем политической ста­бильности, особенно классическая типология политических систем Габриела А, Алмонда, впервые предложенная им в 1956 г. и являю­щаяся самой значительной из предпринятых к настоящему времени попыток классификации демократий различных типов9. Коль скоро модель сообщественной демократии предполагает усовершенствова­ние и дополнение получившей широкое признание типологии Ал-

ре: Internal and External Conditions of 'Concordant Democracy'//paper presented at the Round Table of the International Political Science Association, Turin, September 1969 P 1—2 См также Lehmbruch G Proporzdemokratie: Politisches System und politisches Kultur in der Schweiz und in Osterreich Tubingen: Mohr, 1967

8 Nordlinger E.A. Conflict Regulation in Divided Societies//Occasional Papers in International Affairs. No 29. Cambridge Mass Center for International Affairs, Harvard University, 1972

9 Almond G A Comparative Political Systems //Journal of Politics 18. No 3 (August 1956) P. 391—409, эта статья была без изменений перепечатана в книге Almond G A Political Development Essays in Heuristic Theory. Boston: Little, Brown, 1970 Ch. 1.

40


монда, необходимо подробнее остановиться на его идеях. Это важно еще и потому, что Алмонд не только вводит ряд существенных пере­менных и отношений, на основе которых он и выделяет типы де­мократии, но и объединяет несколько тесно связанных друг с дру­гом теорий и концепций в целостную типологию: речь идет о час­тично совпадающем и пересекающемся членстве в различных общ­ностях, партийных системах, разделении властей и политическом развитии Все они исключительно важны и для анализа сообщественной демократии

В ранней формулировке своей типологии Алмонд подразделил политические системы на четыре основных типа: англо-американс­кую, европейскую континентальную, до- или частично индустри­альную и тоталитарную системы. Первые две — это типы демокра­тических режимов; они определяются характером политической культуры и ролевой структуры. Англо-американские системы отли­чаются «однородной светской политической культурой» и «высоко­специализированной» ролевой структурой, тогда как континенталь­ным европейским системам присущи «раздробленность политической культуры», т.е. существование автономных, мало соприкасающихся друг с другом «политических субкультур», и ролевая структура, в которой «роли задаются субкультурами и имеют тенденцию к фор­мированию собственных подсистем распределения ролей»10. Другими словами, континентальные европейские системы представляют со­бой многосоставные общества. Великобритания и Соединенные Шта­ты Америки являются примерами первого, немногосоставного типа, а Веймарская Германия, Франция и послевоенная Италия — второ­го. Различие между этими двумя типами демократии рассматривает­ся в более поздней (1966 г.) и гораздо более тщательно разработан­ной типологии политических систем, предложенной Алмондом совместно с Г. Бингемом Пауэлом-младшим11.

Прежде чем продолжить анализ типологии Алмонда, сделаем два уточняющих замечания. Во-первых, несмотря на то, что терми­нология Алмонда основывается на географических названиях, он не рассматривает географическое положение ни как основной, ни как дополнительный критерий различия между англо-американским и континентальным европейским типами демократий. В той же самой статье, где Алмонд впервые предложил данную типологию, он под­черкнуто отверг любую классификацию, связанную с региональ­ными характеристиками, как «основанную не на свойствах поли-

10 Ibid. Р. 398-399,407

11 Almond GА , Powell G В Comparative Politics A Developmental Approach Boston Little, Brown, 1966. P 217, 259-266.

41


тической системы, а на ее местоположении», что не является зна­чимым признаком12. Во-вторых, примеры, проанализированные им в статье 1956 г. и в последующих работах, относятся к политичес­ким системам, существовавшим в 50-х — начале 60-х годов, даже ранее, а потому не могут отражать ситуацию 70-х годов Эта ого­ворка имеет особое значение для Великобритании и США. Более того, под Францией следует понимать только Третью и Четвертую республики.

В обеих системах Алмонда характер политических культур и ро­левые структуры увязываются с политической стабильностью в рас­сматриваемых странах. Англо-американский тип с его однородной политической культурой и автономными партиями, группами за­щиты интересов и средствами коммуникации ассоциируется со ста­бильностью, а континентальный европейский тип с его раздроблен­ной культурой и взаимной зависимостью партий и групп — с нес­табильностью. Такое же соотношение безоговорочно повторяется и в «функциональном подходе в рамках сравнительной политологии», разработанном Алмондом13. Уильям Т. Блюм утверждает, что подоб­ный подход подразумевает «теорию наиболее эффективной (т е. ста­бильной) системы» и что «характерные черты наиболее эффектив­ного государственного строя... поразительно схожи с современной парламентской демократией, особенно — в ее британском воплоще­нии», т.е., другими словами, с англо-американским типом14. В тер­минологии самого Алмонда, континентальный европейский тип ас­социируется с «иммобильностью» и «непреходящей угрозой того, что часто называют "цезаристским переворотом"». При таком неста­бильном типе организации власти будущее демократии не гаранти­ровано и не исключено установление диктатуры; в нем даже, как заявляет Алмонд, заключен «потенциал тоталитаризма» В более по­здней работе Алмонда утверждается, что иммобильность, присущая континентальному европейскому типу демократии, может иметь «су­щественные (и, очевидно, неблагоприятные) последствия для его стабильности и выживания». В противоположность системе Алмонда, британская система описывается как «гибкая» в том смысле, что она

12Almond G. A. Comparative Political Systems. P. 392.

13   Almond G. A. Introduction A Functional Approach to Comparative Politics//
Almond G.A. , Coleman J.S. (ed. ) The Politics of the Developing Areas Princeton: Princeton
University Press, 1960. P. 3-64.

14   Bluhm W. Тю Theories of the Political System: Classics of Political Thought and
Modern Political Analysis. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1965. P. 150. См также
Rothman S Functionalism and Its Critics: An Analysis of the Writings of Gabriel Almond//
Political Science Reviewer 1, 1971. P. 242-243, 246-247ю

42


«способна реагировать и на внутренние, и на внешние воздействия более гибко, чем многие другие системы»15.

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ И ТЕОРИЯ ЧАСТИЧНОГО СОВПАДЕНИЯ*

Схема Алмонда во многом перекликается с доктриной разде­ления властей, для которой также важна тема стабильности демок­ратии, и перекликается прежде всего в оценках вероятности того, что однажды созданный демократический режим будет сохраняться и далее. В своем выступлении в качестве президента на ежегодном собрании Американской ассоциации политических наук в 1966 г. Алмонд противопоставил теории разделения властей теорию сис­тем, отнеся первую к «господствующей парадигме» политических наук в XVIII и XIX вв., на смену которой приходит парадигма систем. В то же время он подчеркнул общность этих двух теорий, назвав авторов «Статей Федералиста»** системными теоретиками16. Связь между разделением властей и функциональным подходом Алмонда в этом контексте особенно важна, так как одним из кри-

15 Almond GA Comparative Political Systems P 408; Almond G.A., Powell G.B. Comparative Politics. P. 106, 262.

* Словосочетание «overlapping memberships», используемое А Лейпхартом, буквально означает «частично совпадающие принадлежности (членство)» В дан­ном случае автор имеет в виду одновременную принадлежность индивида к не­скольким организованным или неорганизованным социальным группам с харак­терными для них интересами и взглядами В рамках концепции сообщественной демократии данное словосочетание отражает смысл так называемой теории час­тичного совпадения, согласно которой частичное совпадение принадлежности индивида к разным социальным группам, различающимся по политическим, языковым, этническим, религиозным и иным признакам, влечет за собой час­тичное совпадение его интересов и взглядов с интересами и взглядами этих со­циальных групп и вследствие этого — большую умеренность его взглядов «благо­даря суммарному психологическому воздействию разнородного окружения» (см с 45 настоящей книги). (Прим ред.)

** «Статьи Федералиста», или «Федералист», — это знаменитые 85 писем-статей, опубликованных в октябре 1787 — августе 1788 гг. в нью-йоркских газетах А. Гамильтоном, Дж. Мэдисоном и Дж. Джеем в защиту конституции 1787 г. В ста­тьях, подписанных псевдонимом «Публиус», подчеркивалась важность сильного и эффективного правительства Союза, гарантированного от перерождения в дик­татуру умелым, тонко продуманным разделением властей Традиция признает «Статьи Федералиста» третьим по значимости текстом в американской политичес­кой истории после «Декларации независимости» и Конституции 1787 г (Прим ред.)

16 Almond G.A. Political Theory and Political Science//American Political Science Review 60. No 4 (December 1966). P. 875-876, Almond G.A. , Powell G.B. Comparative Politics. P. 11.

43


териев различия между англо-американским и континентальным европейским типами у Алмонда выступает ролевая структура, а точ­нее — степень автономности или изолированности ролей.

Главное различие между доктриной разделения властей и схе­мой Алмонда заключается в том, что идею разделения властей Алмонд распространяет не только на три формальные «ветви» власти (законодательную, исполнительную и судебную), но и на нефор­мальные политические подструктуры (партии, группы интересов, средства коммуникации), причем главный акцент переносится на последние (структуры «на входе»), а не на первые (структуры «на выходе»). Другие различия имеют почти исключительно терминоло­гический характер. Алмонд понимает власть как функцию, и соот­ветственно разделение властей у него становится разграничением функций. И разделение властей в трактовке «Федералиста», и дол­жным образом осуществленное разграничение политических функ­ций способствуют стабильности демократических систем. Для Вели­кобритании (пример англо-американского типа) характерно «со­хранение четких границ... между подсистемами политии», для Франции же, представляющей континентальный европейский тип, — «отсутствие жестких линий разграничения... между различными час­тями политической системы». Французские партии и группы инте­ресов «не образуют развитых автономных политических, подсистем. Они взаимопроникающи, особенно в католической, социалистичес­кой и коммунистической субкультурах. Точно также англо-амери­канский и континентальный европейский типы различаются степе­нью независимости средств информации. В Соединенных Штатах Америки, Великобритании и в странах старого Британского Содру­жества* существуют «независимые и самые различные по ориентациям средства информации», тогда как для Франции и Италии «характерна пресса, которая склонна подчиняться групповым инте­ресам и политическим партиям»17.

Подобно тому, как доктрина разделения властей дополняется идеей сдержек и противовесов, доктрина четкого разграничения функций дополняется неразрывно связанными друг с другом кон­цепциями «многофункциональности» и «регулирующей роли». Со­гласно Алмонду, идеальное разделение функций на практике недо­стижимо. Формальные ветви власти, партии, группы интересов и т.п. неизбежно выполняют не одну, а несколько функций. «Любая

* Старое Британское Содружество включало и доминионы Великобритании — Канаду, Южно-Африканский Союз, Австралию и Новую Зеландию. (Прим. пер.)

17 Almond G.A. Functional Approach. P. 37—38, 46.

44


политическая структура, какой бы узкоспециализированной она ни была, ...является многофункциональной». Таким образом, здесь важ­но не столько то, что, например, партии осуществляют функцию интеграции исключительно политических интересов и не имеют ни­какой иной функции, кроме этой, сколько то, что данная функ­ция выполняется преимущественно ими. В современных специализи­рованных системах, прототипом которых является англо-американ­ская демократия, существуют некоторые структуры, «функции которых четко определены и которые стремятся играть регулирую­щую роль в выполнении данной функции в рамках политической системы в целом»18.

Помимо того что первый критерий типологии Алмонда — ро­левая структура — сближается с доктриной разделения властей, существует еще и тесная связь между вторым критерием — поли­тической культурой — и понятием «частично совпадающая при­надлежность (членство)», предложенным сторонниками «теории групп» Артуром Ф. Бентли и Дейвидом Б. Труменом и близким по значению понятию пересекающихся противоречий Сеймура Мар­тина Липсета. Эти понятия основываются на предположении, что если индивид принадлежит одновременно к нескольким организо­ванным или неорганизованным группам с различными интересами и взглядами, то его воззрения будут более умеренными благодаря суммарному психологическому воздействию разнородного окруже­ния. Кроме того, лидеры организаций с разнородным (гетероген­ным) составом участников в данной ситуации подвергаются разно­направленному давлению и также будут стремиться выбирать умеренный, средний курс. Подобная умеренность жизненно важна для политической стабильности. Напротив, если общество раздира­ется острыми противоречиями, а институциональные связи и ори­ентации индивидов замыкаются исключительно внутри определен­ных сегментов общества, то в нем не будет места разнонаправленному давлению, столь необходимому для политической умеренности и стабильности. Как утверждает Трумен, если сложносоставному об­ществу удастся избежать «революции, вырождения, упадка и со­хранить стабильность, ...то это произойдет только благодаря тому, что интересы связывают индивида с несколькими группами»19. Липсет доказывает, что «шансы на стабильность демократии увеличивают­ся, если группы людей и отдельные граждане принадлежат одно­временно к нескольким политически значимым общественным

18 Ibid.. Р. 11, 18.

19 Truman D.B. The Governmental Process: Political Interests and Public Opinion. New York: Knopf, 1951. P. 168.

45


объединениям»20. А Бентли называет компромисс «самой сутью дей­ствия процесса пересечения интересов различных групп»21.

В терминах политической культуры частично совпадающее член­ство (принадлежность) в разных первичных общностях характерно для однородной (гомогенной) политической культуры, тогда как в неоднородной, раздробленной, разделенной культуре пересечения субкультур либо немногочисленны, либо отсутствуют вообще. В ти­пологии Алмонда, стабильные англо-американские системы имеют гомогенную культуру, а нестабильные континентальные европейс­кие системы отличаются глубокими различиями между субкульту­рами. Негибкость и нестабильность подобных систем, утверждает Алмонд, являются «следствием характера политической культуры». В качестве примера Алмонд и Пауэл описывают французскую сис­тему периода Четвертой республики как разделенную на «три глав­ных идеологических сообщества или субкультуры», когда основные партии, группы интересов и средства информации «контролирова­лись данными идеологическими сообществами». В результате этого «требования нарастали, но не приводили к политическим переме­нам или изменению законодательства», что имело следствием дол­гие «периоды застоя, перемежаемые краткими моментами борьбы с кризисными ситуациями». Порой Алмонд и Пауэл сами применяют лексику теории частичного совпадения: в такой стране, как Фран­ция, «человек редко подвергается воздействию "разнонаправлен­ных давлений", что делает более умеренными его жесткие полити­ческие установки»22. А в книге «Культура гражданственности» Алмонд и Сидней Верба утверждают, что «характер институциональных связей индивида в разных странах различен В католических странах Евро­пы, к примеру, данный характер таков, что способствует усилению идеологического давления. Семья, церковь, группа интересов, по­литическая партия, к которым принадлежит индивид, совпадают по своим идеологическим и политическим характеристикам и вза­имно усиливают воздействие на процесс формирования мнения индивида. В США и Великобритании, напротив, широко распрост­ранена система частичного совпадения»23

20 Lipset S. M. Political Man: The Social Bases of Politics. Garden City, N. Y.:
Doubleday, 1960. P. 88-89.

21 Bentley A F The Process of Government: A Study of Social Pressures, 4th ed.
Evanston Principia Press of Illinois, 1955. P. 208.

22 Almond G.A. Comparative Political Systems. P. 408, Almond G.A., Powell G.B. Comparative Politics. P. 122, 263-265.

23 Almond G.A. , Verba S. The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton: Princeton University Press, 1963. P. 133—134.

46


МНОГОСОСТАВНЫЕ ОБЩЕСТВА И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ

Типология Алмонда не только тесно связана с теориями разде­ления властей и частичного совпадения, но и сближается с тради­ционной дихотомией классификацией демократических форм политий. Такая классификация основана на числе действующих в политии партий и предполагает разделение на двухпартийные и мно­гопартийные политии. При этом следует подчеркнуть, что подобная типология часто используется для классификации не только партий­ных, но и политических систем в целом. Например, Зигмунд Нойман утверждает, что «характер партийной системы оказывает замет­ное воздействие на избирательный процесс и еще более существен­ное — на процесс принятия политических решений... Классифика­ция по данному признаку (числу партий), таким образом, является вполне правомерной и существенной»24. А Морис Дюверже прихо­дит к выводу, что «различие по признаку "однопартийная — двух­партийная — многопартийная система" может стать основным спо­собом классификации современных режимов»25.

И Дюверже, и Нойман подчеркивают тесную взаимосвязь между количеством партий и уровнем стабильности демократии. Двухпартийная система, отмечает Дюверже, не только «выглядит наиболее соответствующей порядку вещей», поскольку способна адекватно отразить естественную раздвоенность общественного мнения, но также потенциально стабильнее, чем многопартий­ная, поскольку она более умеренна. В первой обнаруживается «сни­жение степени политических расхождений», что ограничивает партийную демагогию, тогда как во второй происходит «углубле­ние политических расхождений», имеет место интенсификация противоречий, сопровождающаяся «общей радикализацией обще­ственного мнения»26. Аналогичным образом Нойман утверждает, что многопартийная система, в отличие от двухпартийной, не обладает «объединяющей и централизующей силой» и соответственно «не содержит четкой перспективы эффективной политической структурализации общества»27.

24   Neumann S. Toward a Comparative Study of Political Parties//Neumann S. (ed. ),
Modern Political Parties: Approaches to Comparative Politics. Chicago: University of
Chicago Press, 1956. P. 402-403.

25   Duverger M. Political Parties: Their Organization and Activity in the Modern
State/trans. Barbara and Robert North. London: Methuen, 1959. P. 393.

26Ibid P. 215, 387-388.

27 Neumann S. Comparative Study of Political Parties. P. 402.

47


Алмонд доказывает, что в современных развитых политичес­ких системах с четким разделением функций (т.е. в системах анг­ло-американского типа) объединение политических интересов ста­новится первейшей и специфической функцией политических партий и что этап объединения является своего рода «промежу­точной стадией [политического] процесса», на которой происхо­дит осознание интересов и их перевод в «относительно неболь­шой набор политических альтернатив». В этом случае двухпартийная система будет наиболее подходящим механизмом, а многопар­тийная — менее эффективным средством объединения. Тем не менее поначалу Алмонд отвергал мнение о том, что его англо­-американский тип соответствует двухпартийной системе, а кон­тинентальный европейский — многопартийной. «Распространен­ное деление систем на однопартийные, двухпартийные и многопартийные ничего не дает для определения сущности тота­литарной, англо-американской и континентальной европейской политических систем»28.

Однако в более поздних работах Алмонд безоговорочно призна­ет тождественность собственной типологии (по крайней мере, в той ее части, которая относится к демократическим системам) и типо­логии, построенной по признаку числа партий. «Некоторые партий­ные системы способны объединять интересы гораздо эффективнее, чем другие. Количество партий — важный фактор. Двухпартийные системы, несущие ответственность перед широким кругом избира­телей, обычно вынуждены проводить курс на объединение интере­сов». Вместе с тем наличие большого числа сравнительно мелких партий повышает вероятность того, что каждая партия будет попро­сту выражать интересы определенной субкультуры или клиентеллы при минимуме объединительных тенденций». Двухпартийные систе­мы не только являются наилучшими объединителями интересов, но и способствуют эффективному разделению функций. Согласно Алмонду, желательно, чтобы структуры, имеющие своей важней­шей функцией объединение политических интересов, были отделе­ны как от тех структур, которые принимают решения, так и от тех, которые выражают существующие в обществе интересы, а «дей­ствующие на основе конкуренции двухпартийные системы, оче­видно, легче всего достигают такого разделения функций и сохра­няют его»29. Как эффективное объединение интересов, так и разде-

28 Almond G.A. Functional Approach. P. 39, 40; Almond G.A. Comparative Political Systems. P. 397.

29 Almond G.A., Powell G.B. Comparative Politics. P. 102-103, 107.

48


ление функций непосредственно связаны с уровнем стабильности демократии, и оба этих признака характерны для демократии анг­ло-американского типа.

«ОСОБЫЕ СЛУЧАИ»

Единственной очевидной слабостью типологии Алмонда, ко­торая во всех других отношениях имеет высокую эвристическую ценность, отличается завершенностью и четкостью изложения, является то, что в ней нет места для малых европейских демокра­тий. В главе, в которой он впервые описывает отличительные чер­ты англо-американского и европейского континентального типов демократий, сделана оговорка, что скандинавские страны и страны Бенилюкса исключаются из категории континентальных европейс­ких политических систем; Австрия и Швейцария вообще не упоми­наются. Для Скандинавии и Бенилюкса установлен отдельный тип, который подробно не рассматривается. Алмонд просто отмечает, что эти политические системы «сочетают в себе некоторые черты и ев­ропейского континентального, и англо-американского типов» и что они «располагаются где-то между ними». В поздних работах Алмонд более подробно определяет отличие этого третьего типа политичес­кой системы от первых двух. Давая классификацию по числу партий, он подчеркивает различие между переживающими кризис иммобильными многопартийными системами Франции и Италии и работоспособной многопартийной системой в Скандинавии и странах Бенилюкса. В последнем случае по крайней мере некото­рые партии объединяют интересы достаточно широких слоев на­селения, как, например, социалистические партии в Скандина­вии, бельгийские социалистическая и католическая партии30. Дан­ный критерий не вполне удовлетворителен, потому что его с трудом удается применить, например, к партиям в Нидерландах, хотя, скажем, итальянская Христианско-демократическая партия ему вполне отвечает.

Второй критерий отличия жизнеспособной многопартийной системы от иммобильной гораздо более удовлетворителен, по край­ней мере, для скандинавских стран, так как их «политическая система более однородна и объединяет в себе светские и традици­онные элементы». По этому критерию скандинавские страны прак­тически не отличаются от стран с англо-американским типом

30 Almond G.A. Comparative Political Systems. P. 392-393, 405; Almond G.A. Functional Approach. P. 42.

49


демократии. В «Культуре гражданственности» Алмонд и Верба упо­минают скандинавские страны в одном ряду с Великобританией, старыми членами Британского Содружества и Соединенными Шта­тами Америки, как имеющими «гомогенные политические куль­туры»31.

Однако однородная политическая культура отнюдь не характер­на ни для жизнеспособных многопартийных систем Швейцарии и стран Бенилюкса, ни для двухпартийной системы Австрии. В част­ности, католическая, социалистическая и либеральная families spirituelles («духовные семьи») в Бельгии и Люксембурге, католи­ческий, кальвинистский, социалистический и либеральный zuilen («столпы», т.е. вертикальные группировки) в Нидерландах, като­лический, социалистический и национально-либеральный Lager («ла­геря») в Австрии — это субкультуры, совершенно аналогичные субкультурам, характерным для континентального европейского типа у Алмонда. Фактически в названных странах политические культу­ры еще более неоднородны, фрагментированы, чем во Франции, Италии или Веймарской Германии, внутри каждой субкультуры существует собственная система институциональных связей и средств информации при меньшей гибкости и меньшем числе вариантов принадлежности к разным субкультурам. Классификация западных демократий Лорвином по признаку степени многосоставности под­тверждает это построение: Австрия, Бельгия, Люксембург и Ни­дерланды отнесены к категории стран с самым высоким уровнем фрагментации (дробности, неоднородности) общества; континен­тальные европейские демократии (по Алмонду, это — Франция, Италия и Германия) вместе со Швейцарией и Соединенными Шта­тами Америки — к категории стран со средним уровнем; а Великоб­ритания, Ирландская Республика, скандинавские страны, Финлян­дия и Исландия включены в число стран с низкой степенью многосоставности32.

Объяснение политической стабильности сообщественных демок­ратий требует учета такого дополнительного фактора, как сотруд­ничество лидеров различных групп, которое преодолевало бы сег­ментарные или субкультурные противоречия, существующие на низовом уровне. Это было бы правильнее, чем относить их к некой промежуточной категории на шкале классификации политических культур. Именно по указанной причине опыт европейских сообще­ственных демократий имеет столь большое нормативное значение для многосоставных обществ «третьего мира»: в них демократия ста-

31 Almond G.A., Verba S. Civic Culture. P. 28-29. 32 Lorwin V.R.. Segmented Pluralism. P. 148.

50


бильна не потому, что плюралистический характер общества выра­жен слабо, а скорее вопреки характерным для них глубоким сег­ментарным различиям.

МНОГОСОСТАВНЫЕ ОБЩЕСТВА


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 499; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!