Особенности политико-правовой мысли Древнего Востока



3. Истоки политико-правовой мысли и ее особенности в Древней Индии (брахманизм, Веды, буддизм). Веды и их основное содержание. Деление обшества на варны и касты. Положение в индийском обществе представителей различных варн (брахманов, кшатриев, вайший, шудров).. Упанишады. Учение о дхарме. Законы Ману, их основное содержание. Буддизм, его происхождение и основное содержание. Критика брахманизма буддизмом. Влияние буддизма на государственную политику и законодательство. 

4. Политико-правовая мысль Древнего Китая (даосизм, конфуцианство, легизм). Возникновение даосизма и его основные идеи. Учение о дао. Принцип воздержания от активных действий в политике и общественной жизни. Оценка даосизмом культуры, государственной деятельности и законодательства. Отношение к войне. Критика существующего строя. Конфуцианство и его основные положения. Его влияние на китайское общество. Особенности конфуцианской патриархально-патерналистической концепции государства. Политическая этика Конфуция и его отношение к распределению общественных богатств, к войнам и благам гражданского мира. Регулирование общественных отношений посредством добродетели. Шан Ян и основные положения легизма. Отношение к законам и их роль в обществе.

Особенности политико-правовой мысли Древней Греции и Древнего Рима

6. Особенности развития политико-правовой мысли раннего периода Древней Греции (Гесиод, Пифагор, Гераклит). Идеи права и справедливого общественного устройства в трудах Гесиода «теогония» и «Труды и дни». Отношение Гесиода к идеалам патриархального государственного строя. Золотой, серебряный и железный век в изображении Гесиода. Рационализация представлений об этических и нравственно-правовых отношениях в творчестве «семи мудрецов». Их мнение о значении справедливых законов в жизни общества. Пифагор и его освещение проблем равенства и справедливости. Воздаяние равным за равное в общественной жизни. . Отношение к анархии и безвластию. Политико-правовые воззрения Гераклита. Оправдание социально и политического неравенства. Влияние божественных законов на человеческие, критика демократии и новая концепция аристократии.

7. Политико-правовые учения в период расцвета Древней Греции (Демокрит, Платон, Аристотель). Происхождение человеческого общества у Демокрита; его представление о защите государством общественного блага и справедливости. Условия сохранения государственного единства. Отношение к гражданским войнам. Необходимость соблюдения чувства меры в имущественном расслоении граждан. Восхваление аристократии духа. Платон, его произведения. И заложенные в них идеи. Учение о мире идей и истинном знании, справедливости, началах человеческой души и государства. Обоснование иерархии сословий. Идеальное государственное устройство Платона. Отношение к частной собственности. Опасности раскола общества на богатых и бедных. Основные формы государственного правления, их достоинства и недостатки. Аристотель, его основные произведения и заложенные в них идеи. Прекрасное и справедливое как объект политической науки. Уравнивающая и распределяющая справедливость, их критерии. Обоснование необходимости рабства. Причины появления частной собственности и отношение к ней. Функции и обязанности гражданина в обществе и государстве. Государственные формы и их особенности. Обоснование «политии» как лучшей формы государственного устройства.

8. Политико-правовая мысль эпохи эллинизма (Эпикур, Зенон, Полибий). Кризис древнегреческой полисной организации и его влияние на учение Эпикура, Зенона и Полибия. Эпикурейское учение законах природы. Особенности эпикурейской этики и ее основные положения. Эпикурейское понимание свободы человека. Причины обоснования аполитичности и проповеди неучастия в общественной жизни. Главная цель государственной власти и политического общения. Концепция справедливости и назначения законов. Зенон и основные идеи стоицизма. Значение «судьбы» и божественного предопределения в учениях стоиков. Обоснование идеи космополитизма. Причины недооценки роли государства, законов, семьи и национальной культуры.

9. Политико-правовые взгляды Цицерона. Основные работы Цицерона и заложенные в них идеи. Оценка Платоном роли государства и семьи в жизни общества. Разум как лучшая часть души и «царский империй». Анализ различных форм государственного устройства, их достоинства и недостатки. Наиболее важные достоинства государственного устройства. Необходимость равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий в государстве. . Достоинства государственного устройства Рима и преимущества его географического положения. Представление Цицерона о законе и справедливости. Значение учения Цицерона для современности..

10. Политико-правовые идеи римских стоиков и юристов (Сенека, Эпиктет, Ульпиан). Развитие идеалов духовной свободы в учении Сенеки. Его отношение к рабству. Роль судьбы в жизни человека и общества, ее влияние на человеческие установления, государство и законы. Представления о «большом» и «малом» государстве. Гуманистические идеи нравственного совершенствования и Эпикета, его критика рабства. Ульпиан и идеи римских юристов классического периода. Разработка представлений о публичное и частное права. Особенности и отличия естественного права, цивильного права и права народов. 

11. Политико-правовые аспекты концепция Аврелия Августина. Работа «О граде Божием» и ее основное содержание. Обоснование греховности человека и его подчинении церковной организации. Разделение человеческого общества на «град земной» и «град божий». Проявления греховности земной государственно-правовой жизни и оправдание ее существования. Своеобразие разделения форм государственного правления. Обязанности государства перед народом и церковью и обязанность подчинения народа естественным, божественным и человеческим законам. Обоснование превосходства церковной власти над светской. Различие между проступками и преступлениями.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 488; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!