Тема 11. Политико-правовые учения США и Европы в XIX в.



 

В результате самостоятельного изучения студент должен знать:

Политические и правовые учения в США в XVIII – XIX вв. (Б. Франклина, Т. Пейна, Т. Джефферсона). Идеи Франклина о самоопределении и самоуправлении североамериканских провинций, военно-политического союза колоний и проекте государственного образования в виде США. Роль науки о политике в общественном прогрессе. Работу Т. Пейна «Права человека» и ее роль в развитии демократии. Идеи Т. Джефферсона о контроле народа за деятельностью государства, правительства и его чиновников.

Политические и правовые учения в Германии (И. Канта, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля). «Категорический императив» И. Канта. Проблему правопонимания. Необходимые атрибуты свободы. Истинное признание права. Взаимосвязь государства и права. Взгляды И.Г.Фихте на государство и право. Его характеристику правовых отношений и назначения государства и человека. Проблему государства и права в работах Г.В.Ф. Гегеля. Философия права и его основная задача. Особенности познания политико-правового мира.

Европейскую политико-правовую мысль второй половины XIX века (Р. Иеринга, Г. Спенсера, Ф. Ницше). Методологию познания государства и права Г. Иерингом. Идею о государстве как источнике права. Право как защищаемый государством интерес общества и его составных элементов. Взгляды Спенсера о возникновении государства, структуре и деятельности социально-политических агрегатов (институтов). Его мнение о роли завоеваний в усложнении классовой структуры. Возрастание роли бюрократии. Взгляды Ф. Ницше о государстве, праве и законодательстве. Его идеи о воле к власти и культуре аристократии. Отношение к морали и цели человечества. Биологическое обоснование кастовых различий и тенденция ослабления государственных начал.

Тема 12. Развитие политико-правовой мысли в ХХ в.

 

В результате самостоятельного изучения студент должен знать:

Политико-правовые взгляды русских обществоведов в первой половине ХХ века (С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина). Понимание Булгаковым идей социализма. Задачи русской интеллигенции. Взаимоотношения государства и церкви. Правовые взгляды Булгакова. Оценку Бердяевым марксизма, русского коммунизма, власти и государства в России – СССР.

Взгляды Ильина о роли положительного права и государственной власти. Его представления о справедливости и ее правовом воплощении.

Политико-правовую идеологию большевизма (В.И. Ленина, Н.И. Бухарина, И.В. Сталина). Взгляды Ленина о классовой природе государства, эксплуатации и диктатуре пролетариата. Его оценку демократии, свободы, права и принципов гуманизма. Идеи Бухарина о государстве, праве и демократии. Политические взгляды Сталина.

Теории элит (Г. Моски, В. Парето. Р. Михельса, А. Бентли, М. Дюверже). Концепцию политического класса Г. Моска и правящей элиты Парето. Представления об элите общества и ее разновидностях. Идеи Михельса о смене одного правящего класса другим и его «железный закон олигархических тенденций» («закон структур организаций»). Общность интересов «заинтересованных групп». Идеи А. Бентли. Деятельность «заинтересованных групп» по отношению друг к другу и к государству. Взгляды М. Дюверже. Политико-управляющая структуру государства и ее окружение. «Технодемократию» современного общества.

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. www.gumer.info – библиотека Гумера
  2. www. vikipedia.org – свободная энциклопедия (универсальный интернет-ресурс)
  3. www.i-u.ru – библиотека русского гуманитарного Интернет-университета
  4. www.edu.ru – каталог Федеральных образовательных Интернет-ресурсов

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

Темы рефератов:

 

1. Политико-правовые идеи брахманизма.

2. Ригведа как источник политико-правовой мысли

3. Архашастра как источник политико-правовой мысли

4. Законы Ману как памятник политико-правовой мысли Древней Индии.

5. Упанишады как памятник политико-правовой мысли Древней Индии.

6. Влияние буддизма на государственную политику и законодательство.

7. Учение о Дао.

8. «Беседы и суждения» Конфуция как источник политико-правовой мысли Древнего Китая.

9. Идеология легизма и деятельность Шан Яна.

10. Политико-правовые идеи Лао цзы.

11. Особенности политико-правовой мысли Древней Греции раннего периода.

12. Политико-правовые взгляды Гесиода.

13. Политико-правовые взгляды Пифагора

14. Политико-правовые взгляды Гераклита

15. Политико-правовые взгляды Платона

16. Политико-правовые взгляды Аристотеля

17. Политико-правовые взгляды Эпикура

18. Политико-правовые взгляды стоиков

19. Политико-правовые взгляды Зенона

20. Политико-правовые взгляды Цицерона

21. Политико-правовые взгляды римских юристов

22. Особенности политико-правовой мысли в Средние века.

23. Теологическая трактовка политики Аврелия Августина.

24. Государственно-правовые взгляды Фомы Аквинского.

25. Идеология средневековых ересей

26. Развитие юридической мысли в средние века.

27. Особенности правового сознания средневекового общества

28. Наука о политике Н. Макиавелли

29. «Утопия» Томаса Мора как источник политико-правовой мысли

30. «Город. Солнца» Томаззо Кампанелла как источник политико-правовой мысли

31. Политико-правовые взгляды Мартина Лютера.

32. Политико-правовые взгляды Жана Кальвина

33. Политико-правовые взгляды Жана Бодена.

34. Политико-правовые взгляды Эразма Роттердамского.

35. Политико-правовые взгляды Данте Алигьери.

36. Политико-правовые взгляды Нила Сорского.

37. Политико-правовые взгляды Иосифа Волоцкого

38. Концепция Филофея «Москва – третий Рим»

39. Обязанности царя перед народом и церковью в концепции Филофея.

40. «Левиафан» Т. Гоббса как источник политико-правовой мысли.

41. Учение о гражданине Т. Гоббса.

42. Право войны и мира в изложении Г. Гроция.

43. «Два трактата о государственном правлении» Дж. Локка как источник политико-правовой мысли Нового времени.

44. Влияние буржуазных революций в Европе на развитие политико-правового мышления.

45. Б. Спиноза о формах государства.

46. Политико-правовые взгляды Вольтера.

47. Политико-правовые взгляды Ш.Л. Монтескье.

48. Политико-правовые взгляды Ж.Ж. Руссо.

49. «Трактат о духе законов» как источник политико-правовой мысли Нового времени.

50. Социальный и нравственный идеал Просвещения

51. Политико-правовые взгляды И. Канта.

52. «Метафизика нравов» И. Канта как источник политико-правовой мысли.

53. Критика практического разума И. Канта как источник политико-правовой мысли.

54. Политико-правовые взгляды Ф. Ницше.

55. «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше как источник политико-правовой мысли

56. Революционная идеология марксизма-ленинизма как источник политико-правовой мысли.

57. Теория элит Г. Моска и В. Парето.

58. Теория «заинтересованных групп» А. Бентли и М. Дюверже.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Тест №1

 

1.ИППУ является научной и учебной дисциплиной

А. Исторического и теоретического профилей

Б. Прикладных политико-правовых методик

В. Этического и эстетического осмысления политико-правовых учений

Г. Философского профиля.

2.От предметов юридических наук ИППУ отличается тем, что изучает

А. Историю политико-правовых учреждений

Б. Соответствующие формы теоретического познания политических и правовых учреждений, которые существовали в различные исторические периоды.

В. Правоприменительную практику в различные исторические периоды.

Г. Состав политических преступлений в различных странах в различные исторические периоды

3. Для ИППУ исключительно важное значение имеет установление взаимосвязи и взаимовлияния

А. Истории политико-правовых идей и учений и истории государственно-правовых форм и институтов

Б. Различных культур и цивилизаций

В. Различных правовых систем.

Г. Различных отраслей права.

4. ИППУ ориентирована на изучение

А. Истории политико-правовых теорий и закономерностей развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательства.

Б. Конкретного правового опыта стран и народов

В. Различных отраслей права

Г. Правоприменительной практике в рамках различных правовых систем.

5. Представителями политико-правовой мысли Др. Греции были (2 правильных ответа)

А. Платон.

Б. Аристотель

В. Фома Аквинский

Г. И. Кант.

Д. Цицерон

Е. Грациан

Ж. Конфуций

З. Вольтер

И. Монтескье

 

6. В Индии получили широкое распространение учения (2 правильных ответа)

А. Юридического позитивизма

Б. Даосизма

В. Софизма

Г. Конфуцианство.

Д. Легизма.

Е. Буддизма.

Ж. Брахманизма.

7. В Др. Китае широкое распространение получили (3правильных ответа)

А. Даосизм.

Б. Конфуцианство.

В. Легизм.

Г. Софистика.

Д. Брахманизм.

Е. Историческая школа права.

Ж. Исторический позитивизм.

З. Буддизм.

И. Юридический позитивизм.

8. Возникновение политических и правовых учений и теорий было связано с

А. Рационализацией мифологических представлений

Б. Переходом к средневековой схоластике

В. Рецепциями римского права

Г. Рецепциями канонического права.

Д. Распространением конфуцианства.

10. Боги являлись источником власти правителя и вершителем земных дел и людских судеб согласно

А. Древневавилонским и древнеиндийским мифам.

Б. Конфуцианству и легизму

В. Даосизму.

Г. Юридическому позитивизму.

11. Согласно мифологическим представлениям какого народа Бог находится с ним в договорных отношениях

А. Религиозно-мифологическим представлениям древних евреев.

Б. Древних славян

В. Древних германцев.

Г. Древних греков

Д. Древних римлян.

12. Законы древнееврейского народа были получены от Бога

А. Моисеем

Б. Фарисеем.

В. Фарадеем.

Г. Конфуцием

Д. Буддой

Е. Хаммурапи.

Ж. Рамзесом.

13. Персона верховного правителя являлась единственной точкой связи с высшими небесными силами в

А. Др. Китае.

Б. Др. Греции

В. Др. Риме

Г. Др. Руси.

14. Законы Хаммурапи являются политико-правовым памятником

А. Др. Египта.

Б. Др. Вавилона.

В. Др. Греции.

Г. Др. Рима.

Д. Др. Руси

15. Во всех культурных центрах Древнего мира общая тенденция к рационалистической трактовке социально-политической явлений стала отчетливо проявляться

А. В четвертом тысячелетии до н. э.

Б. В третьем тысячелетии до н. э.

В. Во втором тысячелетии до н. э.

Г. В первом тысячелетии до н. э.

16. Исторически первой достаточно продуктивной и долго господствующей формой освоения действительности ( в том числе и правовой) был (а,о)

А. Миф.

Б. Искусство.

В. Религия.

Г. Наука.

Д. Философия.

17. Первоначально связующую роль между мифологическими представлениями и рационалистическими политико-правовыми воззрениями и концепциями играл (а.о)

А. Религия.

Б. Искусство.

В. Наука.

Г. Философия.

18. Главными персонами и основной темой мифов и религий являлись

А. Боги.

Б. Государственные деятели

В. Народные массы.

Г. Классы и сословия.

19. Др. Индия, помимо собственной территории Индии охватывала (2 правильных ответа)

А. Пакистан.

Б. Часть Афганистана.

В. Часть Малой Азии.

Г. Часть Малайзии

Д. часть Вьетнама.

20. В Др. Индии широкое распространение получило учение

А. Брахманизма.

Б. Даосизма.

В. Конфуцианства.

Г. Легизма.

21. Учение брахманизма изложено в

А. Ведах и Упанишадах.

Б. Торе и Пятикнижии Моисея.

В. Библии и деяниях святых апостолов.

Г. Коране и Сунне.

22. Согласно Ведам в Индии существовали четыре основных сословия (поставить знак соответствия)

А. Брахманы

Б. Кшатрии

В. Вайшьи
Г. Шудры

23. А. Свободные низы общества

Б. Крестьяне, ремесленники, торговцы.

В. Воины

Г. Жрецы.

24. Согласно брахманизму существовал мировой закон (рта), который определял (три правильных ответа)

А. Строение общества.

Б. Роль и положение в нем различных варн и сословий

В. Их права и обязанности.

Г. Правила поведения.

Д. Правила гигиены.

Е. Следование долгу

Ж. Следование обычаю

25. Представление о переселении душ после смерти и наказания (земные и загробные), которым подлежат нарушители «дхармы» (закона, долга, обычая) были изложены в

А. Законах Ману.

Б. Законах Хаммурапи.

В. Законах XII таблиц.

Г. Кодексе Грациана.

 

Тест №2

 

1. С критикой ряда основных положений Вед, Упанишад и брахманистской идеологии в VI веке до н. э. выступил Сиддхартха Гаутама прозванный

А. Буддой

Б. Конфуцием.

В. Моисеем.

Г. Хаммурапи.

2. Установка, ориентировавшая людей на индивидуальный путь спасенния и достижения нирваны (высшей просветленности) была характерна для

А. Брахманизма

Б. Буддизма

В. Конфуцианства

Г. Иудаизма.

Д. Христианства.

3. Государственной религией Индии буддизм стал во время правления царя Ашоки, который объединил Индию в

А. III веке до н. э.

Б. IV веке до н. э.

В. V веке до н. э.

Г. VI веке до н.э.

4. Основателем даосизма в VI веке до н. э. был

А. Конфуций.

Б. Лао-Цзы.

В. Мо-Цзы.

Г. Шань Ян.

Д. Хань Фей.

5. Согласно даосизму все искажения в культуре, управлении и законодательстве связаны с

А. Отклонением от истинного хода вещей.

Б. Волей Бога.

В. Волей Дьявола.

Г. Волей правителя.

6. Лао-цзы

А. Превозносил насилие.

Б. Критиковал насилие.

В. Превозносил роль личности в истории

Г. Отрицал роль личности в истории.

Д. Считал, что народные массы – творцы истории.

7. Лао-цзы призывал следовать

А. Патриархальной простоте (отказу от письменности, современных орудий труда, и всего нового).

Б. Прогрессивным достижениям в области законодательства и государственного устройства.

В. За прогрессивными достижениями в области науки и техники.

Г. Опыту других стран и народов в организации общественной жизни.

8. Фундаментальную роль в истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция, который жил

А. В VI – V вв. до н. э.

Б. В. IV – III вв. до н. э

В. Во II – I вв. до н. э.

Г. В I – II вв. н. э.

9. По мнению Конфуция власть императора уподоблялась

А. Власти отца в патриархальной семье.

Б. Власти матери во время матриархата.

В. Власти чиновника, который должен следить за тем, чтобы все добросовестно выполняли свои служебные обязанности.

Г. Власти морального наставника своих подданных.

10. Конфуций выступал за

А. Аристократическую концепцию правления.

Б. Демократическую форму правления.

В. За выборность всех чиновников народом.

Г. За выборность императора народом.

11.  Конфуций выступал за то, чтобы государством управляли

А. Аристократы по крови (наследственная аристократия)

Б. Аристократия знания, добродетелей и талантов

В. Народные массы через демократические институты

Г. Народ вместе с аристократией.

12. Конфуций был сторонником

А. Деспотического правления.

Б. Демократического правления.

В. Аристократического правления.

Г. Олигархического правления.

13. Согласно Конфуцию отношения между правителями и подданными в государстве должны строиться на началах

А. Добродетели.

Б. Непререкаемого авторитета чиновников

В. Подчинения правителей и подданных закону.

Г. Соблюдения инструкций центральной власти.

14. Основная добродетель подданных состоит, согласно Конфуцию

А. В преданности правителю, подчинении и послушании всем старшим.

Б. В следовании закону.

В. В следовании демократическим установлениям

Г. В отстаивании свободы личности.

15.  Политическая этика Конфуция была направлена на достижение

А внутреннего мира в государстве между верхами и низами общества.

Б. жесткого подавления недовольства низов общества верхами.

В. Жесткого контроля низами общества (народом) деятельности верхов (правителей)

Г. обеспечения прав человека и гражданина.

16. Конфуций обращал особое внимание на необходимость

А. Преодоления процессов поляризации бедности и богатства.

Б. Сосредоточения богатства в руках аристократии.

В. Сосредоточения богатства в руках буржуазии.

Г. Сосредоточения богатства в руках императора.

17. Конфуций

А. Отвергал бунты и борьбу за власть и высоко ценил блага гражданского мира.

Б. Считал, что народные бунты и революции – это двигатель прогресса.

В. Полагал, что в борьбе за власть все средства хороши.

18. Конфуций считал, что

А. Другие народы нужно подчинять силой оружия.

Б. Другие народы надо починять с помощью культуры и образования

В. Китаю вообще не следует общаться с внешним миром (был сторонником самоизоляции Китая)

19. Политические законы по Конфуцию должны регулироваться с помощью

А. Законов.

Б. Норм добродетели.

В. Воли правителя, которая ничем не ограничена.

Г. Демократических институтов.

20. Моизм впервые появился в

А. Др. Египте.

Б. Др. Вавилоне.

В. Др. Китае.

Г. Др. Индии

21. Основателем моизма был

А. Будда.

Б. Конфуций.

В. Лао-Цзы.

Г. Мо-Цзы.

Д. Хаммурапи.

22. Моим появился в

А. 5-м веке до н. э.

Б. 4-м веке до н. э.

В. 3-м веке до н. э.

Г. 2-м веке до н. э.

23. Для моизма характерно утверждение, что

А. Небо придерживается всеобщей любви и приносит всем пользу

Б. Небо карает нарушителей морали.

В. Небо карает нарушителей закона.

Г. Небо карает отступников от веры и еретиков.

24. Для моизма характерно

А. Сочетание наставлений народа мудрыми правителями и правления с жестокими наказаниями.

Б. Главное внимание уделено наставлению народа в праведной религиозной жизни.

В. Главное внимание уделено наказаниям.

Г. Главное внимание уделено морально-нравственному воспитанию народа.

25. Согласно идеям моизма

А. Люди сами выбрали себе самого добродетельного и мудрого человека в Поднебесной и сделали его императором

Б. Император узурпировал власть

В. Императора выбрали чиновники

Г. Императора выбрал Бог и наделил его властью над подданными.

 

Тест №3

 

1. Согласно концепции Мо-цзы

А. Жестокие наказания необходимы для нормальной жизни государства.

Б. Жестокие наказания противоречат общеобязательному образцу справедливости

В. Жестокие наказания являются неизбежным следствием испорченной грехом природы человека.

Г. Жестоким наказаниям не место в общественной жизни.

2. Для моизма характерно суждение, что

А. Бедность – это корень беспорядков в управлении империей

Б. Бедность – не порок.

В. Бедность – следствие глупости и бездарности людей.

Г. Бедность – наказание за лень.

3.  Основоположником китайского легизма принято считать

А. Шан Яна

Б. Мо-цзы.

В. Лао-цзы.

Г. Конфуция.

4.  Древнекитайский легизм появился в

А. 4-м веке до н. э.

Б. 3-м веке до н. э.

В. 2-м веке до н. э.

Г. 1-м веке до н. э.

5.  С обоснованием управления, которое должно опираться на законы и суровые наказания выступил древнекитайский легист

А. Шан Ян.

Б. Лао-цзы.

В. Мо-цзы.

Г. Конфуций.

6.  Утверждение, что взаимоотношения между народом и государственной властью носят антагонистический характер по принципу «кто - кого» характерно для

А. Шан Яна.

Б. Лао-цзы.

В. Мо-цзы.

Г. Конфуция

 7. Идеалом для власти является безволие подданных, которыми власть манипулирует. Это утверждение характерно для

А. Древнекитайского легима.

Б. Конфуцианства
В. Даосизма.

Г. Моизма.

 8. Высказывание: «Мудрый творит законы, а глупый ограничен ими принадлежит:

А. Шан Яну.

Б. Лао-цзы.

В. Мо-цзы.

Г. Конфуцию

9. За дополнение законов искусством управления выступал древнекитайский легист

А. Хань Фей

Б. Шан Ян.

В. Мо-цзы.

Г. Лао-цзы.

Д. Конфуций

10. Государственность в Древней Греции возникла

А. в первом тысячелетии до н. э.

Б. во втором тысячелетии до н. э.

В. в третьем тысячелетии до н. э.

Г. в четвертом тысячелетии до н. э.

11. Особенностью государственного устройства на начальном этапе была специфическая форма государственности

А. полис.

Б. ном.

В. империя.

Г. деспотия.

12. Поставьте знак соответствия: какая форма государственности имела место в том или ином полисе

А. Афины и Абдеры

Б. Спарта

В. Сиракузы

Г. Фивы и Мегеры

А. Тирания.

Б. Олигархия

В. Демократия.

Г. Аристократия.

13. В истории возникновения и развития в Др. Греции политико-правовой мысли выделяют три периода

Ранний период связан с возникновением в Др. Греции государственности .и деятельностью Гомера, Гсиода, Гераклита и Пифагора.. Укажите его хронологические рамки

А. IX – VI вв. до н. э.

Б. X – XV вв. до н. э.

В. XVI – XX вв. до н. э.

Г. XXI - XXV вв. до н. э.

14. Второй период в развитии древнегреческой политико-правовой мысли – это период ее расцвета, который связан с деятельностью Демокрита, софистов, Сократа, Платона и Аристотеля. Укажите его хронологические рамки

А. V - первая половина IV века до н. э.

Б. IX – VI вв. до н. э.

В. X – XV вв. до н. э.

Г. XVI - XX вв. до н. э.

15. Третий период (или период ээинизма) характеризовался упадком древнегреческой государственности и подпадением Греции сначала под власть Македонии, а затем Рима. Он представлен Эпикуром, стоиками, Полибием и охватывал:

А. вторую половину 4-го – 2-й век до н. э.

Б. первую половину 4-го – 5 век до н. э.

В. IX – VI вв. до н. э.

Г. X – XV вв. до н. э.

16. Мифологическое осмысление политической и правовой реальности было характерно для

А. Гомера и Гесиода.

Б. Пифагора и Гераклита.

В. Демокрита и Сократа.

Г. Платона и Аристотеля.

17. Философский подход при осмыслении политической и правовой реальности был характерен для

А. Гомера и Гесиода.

Б. Пифагора, Гераклита и Демокрита.

В. Сократа и Платона.

Г. Аристотеля и Полибия

18. Рационалистическая интерпретация политико-правовой реальности была характерна для

А. Протагора и древних софистов.

Б. Гомера и Гесиода.

В. Гераклита и Демокрита.

Г. Аристотеля и Полибия.

19. Древние мифы имели первоначально сакральный характер, но затем начали подвергаться политико-правовой интерпретации в трудах

А. Гомера и Гесиода

Б. Протагора и древних софистов

В. Гераклита и Демокрита

Г. Аристотеля и Полибия

20. В древнегреческой мифологии борьба богов за власть над миром и смена верховных богов сопровождалась изменением их отношения к людям, формам и правилам земной и общественной жизни согласно утверждениям

А. Гомера и Гесиода

Б. Протагора и древних софистов

В. Гераклита и Демокрита

Г. Аристотеля и Полибия

21. Согласно утверждениям древнегреческих мыслителей утверждение начал справедливости, законности и полисной жизни связано с установлением власти богов-олимпийцев во главе с

А. Ураном

Б. Кроном.

В. Зевсом.

Г. Прометеем.

22. Описываемые в «Илиаде» и «Одиссее» события XIII века до нашей эры были описаны в VIII веке до н. э.

А. Гомером.

Б. Гесиодом.

В. Гераклитом

Г. Плутархом.

Д. Ксенофонтом.

 23. Верховным заступником всеобщей справедливости в «Илиаде» и «Одиссее», который сурово карает всех кто творит насилие и неправый суд выступает

А. Зевс.

Б. Крон.

Г. Уран.

Д. Прометей

24. Идеи справедливого общественного устройства отражены в древнегреческих поэмах VII века до н. э. «Теогония» и «Труды и дни», автором которых является

А. Гомер.

Б. Гесиод.

В. Гераклит.

Г. Плутарх

Д. Ксенофонт.

25. В поэме «Теогония» гесиода Зевс был отцом дочерей-богинь (Дике – справедливости и Эвномии – благозакония), а кто был их матерью

А. Фемида.

Б. Афродита.

Г. Гера.

Д. Афина.

 

Тест №4

 

1. Утверждение, что государство – продукт естественного развития и подобно таким же естественно возникающим сообществам как семья и селение принадлежит

А. Горгию

Б. Фроасимаху из Халкедона.

В. . Антифонту.

Г. Ликургу

Д. Платону.

Е. Аристотелю

2. Частная собственность корениться в природе человека, в его естественной любви к самому себе. Кому принадлежит это утверждение

А. Горгию

Б. Фроасимаху из Халкедона.

В. . Антифонту.

Г. Ликургу

Д. Платону.

Е. Аристотелю

3. Эпикур был

А. Противником крайней демократии

Б. Сторонником крайней демократии

В. Сторонником олигархии

Г. Противником олигархии.

4. Важным обстоятельством, обеспечивающим прочность римского государства, согласно Полибию было то, что

А. Богобоязнь у римлян составляла основу государства

Б. Выгодное географическое положение Рима

В. У Рима были великие полководцы.

Г. У Рима была хорошая военная организация.

5. На протяжении всей истории древнего Рима (укажите правильный вариант ответа)

А. Плебеи вели борьбу за уравнение своего правового положения с патрициями

Б. Патриции вели борьбу за уравнение своего положения с оптиматами.

В. Плебеи вели борьбу за уравнение своего правового положения с популярами.

 

6. Ранние христиане обрушились с нападками на всех

А. Богатых и властвующих

Б. Бедных и убогих

В. кто не верил в Христа.

Г. кто придерживался ислама.

Д. атеистов

Е. язычников.

7. Марк Туллий Цицерон был автором работ

А. «О государстве»

Б. «О законах»

В. «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия»

Г. «Государь»

Д. «Так говорил Заратустра»

Е. «Беседы и суждения»

Ж. «О граде Божием»

З. «О свободной воле»

8. Рабство справедливо потому, что у бесчестных людей надо отнимать возможность совершать беззакония, писал

А. Цицерон

Б. Сенека.

В. Эпиктет

Г. Марк Аврелий

Д. Цезарь

9. По мнению Цицерона несправедливой войной считается

А. Война, которая не была возвещена и объявлена

Б. Захватническая война

В. Оборонительная война.

Г. Гражданская война.

10. Раб равен по натуре другим людям и ему присуще те же духовные качества, что и всем остальным, по мнению

А. Цицерона

Б. Сенеки.

В. Ульпиана

Г. Папиана.

11. Эпиктет призывал к

А. физическому совершенствованию

Б. умственному совершенствованию

В. нравственному совершенствованию.

Г. к тому, чтобы быть совершенным гражданином.

12. В 228 году боровшийся с распутством и произволом известный юрист Ульпиан был убит преторианцами претория, которым он руководил в присутствии императора

А. Юлия Цезаря

Б. Марка Аврелия

В. Александра Севера

Г. Константина Багрянородного.

13. В своей политико-правовой концепции Аврелий Августин опирался на

А. Языческие представления

Б. Библейские положения.

В. Учения стоиков

Г. Учения римских юристов

Д. Учения эпикурейцев.

14. Главные обязанности государства, согласно Аврелию Августину, это

А. Моральные и религиозные обязанности (уважение к Богу и к человеку)

Б. Надлежащее соблюдение законов.

В. Укрепление национально-государственного единства

Г. установление равенства всех перед законом.

15. Своеобразие феодальной эпохе придавал также факт

А. отсутствия влияния христианской религии на общественную жизнь

Б. исключительно сильного влияния христианской религии на общественную жизнь

В. слабого влияния христианской религии на общественную жизнь

16. Вершины могущества, как в политической, так и в духовной жизни средневековой Европы папство достигло

А. в 5 веке н. э.

Б. в 7 веке нашей эры.

В. в 10-м веке нашей эры.

Г. в 13 веке нашей эры

Д. в 15 веке нашей эры.

17. В своих произведениях Фома Аквинский пытался приспособить к догматам церкви взгляды

А. Гомера

Б. Гесиода

В. Гераклита

Г. Демокрита

Д. Платона

Е. Аристотеля

Ж. Зенона

З. Эпикура.

18. Естественный закон, согласно учению Фомы Аквинского – есть отражение в человеческом разуме

А. Божественного закона.

Б. Вечного закона

В. Человеческого закона.

19. Грозным и мощным орудием в руках еретиков в борьбе с римско-католической церковью стал (а,о)

А. Библия

Б. теория разделения властей Монтескье

В. идеи Вольтера

Г. Учение Ирнерия

Д. «Кодекс Грациана»

20. Работы «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и «История Флоренции» принадлежат

А. Никколо Макиавелли

Б. Мартину Лютеру

В. Томасу Мюнцеру

Г. Жану Кальвину

Д. Жану Бодену

21. По мнению н. Макиавелли в политической сфере народу

А. надлежит быть пассивной массой

Б. следует проявлять политическую активность

В. следует контролировать деятельность государей

Г. следует требовать от государей соблюдения законов.

 

22. Один из исходных пунктов крупного представителя Реформации заключается в том, что спасение достигается исключительно верой. Это положение выдвинул и отстаивал

А. Никколо Макиавелли

Б. Мартин Лютер

В. Томас Мюнцер

Г. Жан Кальвин

Д. Жан Боден

23. Книгу «Наставления в христианской вере» написал

А. Никколо Макиавелли

Б. Мартин Лютер

В. Томас Мюнцер

Г. Жан Кальвин

Д. Жан Боден

24. Проблему суверенитета государства разработал

А. Никколо Макиавелли

Б. Мартин Лютер

В. Томас Мюнцер

Г. Жан Кальвин

Д. Жан Боден

25. Наиболее видными представителями утопического социализма в годы Возрождения и Реформации являлись (выбрать два варианта)

А. Никколо Макиавелли

Б. Мартин Лютер

В. Томас Мюнцер

Г. Жан Кальвин

Д. Жан Боден

Е. Томас Мор

Ж. Томаззо Кампанелла 

 

 

Контрольное тестирование

(аналог экзамена)

 

1. ИППУ является научной и учебной дисциплиной

А. Исторического и теоретического профилей

Б. Прикладных политико-правовых методик

В. Этического и эстетического осмысления политико-правовых учений

Г. Философского профиля.

В Индии получили широкое распространение учения (2 правильных ответа)

А. Юридического позитивизма

Б. Даосизма

В. Софизма

Г. Конфуцианство.

Д. Легизма.

Е. Буддизма.

Ж. Брахманизма.

2. Законы древнееврейского народа были получены от Бога

А. Моисеем

Б. Фарисеем.

В. Фарадеем.

Г. Конфуцием

Д. Буддой

Е. Хаммурапи.

Ж. Рамзесом.

3. Первоначально связующую роль между мифологическими представлениями и рационалистическими политико-правовыми воззрениями и концепциями играл (а.о)

А. Религия.

Б. Искусство.

В. Наука.

Г. Философия.

4. Согласно Ведам в Индии существовали четыре основных сословия (поставить знак соответствия)

А. Брахманы

Б. Кшатрии

В. Вайшьи
Г. Шудры

А. Свободные низы общества

Б. Крестьяне, ремесленники, торговцы.

В. Воины

Г. Жрецы.

5. Государственной религией Индии буддизм стал во время правления царя Ашоки, который объединил Индию в

А. III веке до н. э.

Б. IV веке до н. э.

В. V веке до н. э.

Г. VI веке до н.э.

6. Фундаментальную роль в истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция, который жил

А. В VI – V вв. до н. э.

Б. В. IV – III вв. до н. э

В. Во II – I вв. до н. э.

Г. В I – II вв. н. э.

7. Согласно Конфуцию отношения между правителями и подданными в государстве должны строиться на началах

А. Добродетели.

Б. Непререкаемого авторитета чиновников

В. Подчинения правителей и подданных закону.

Г. Соблюдения инструкций центральной власти.

8. Конфуций считал, что

А. Другие народы нужно подчинять силой оружия.

Б. Другие народы надо починять с помощью культуры и образования

В. Китаю вообще не следует общаться с внешним миром (был сторонником самоизоляции Китая)

9. Для моизма характерно утверждение, что

А. Небо придерживается всеобщей любви и приносит всем пользу

Б. Небо карает нарушителей морали.

В. Небо карает нарушителей закона.

Г. Небо карает отступников от веры и еретиков.

10. Основоположником китайского легизма принято считать

А. Шан Яна

Б. Мо-цзы.

В. Лао-цзы.

Г. Конфуция.

11. Высказывание: «Мудрый творит законы, а глупый ограничен ими принадлежит:

А. Шан Яну.

Б. Лао-цзы.

В. Мо-цзы.

Г. Конфуцию

12. Государственность в Древней Греции возникла

А. в первом тысячелетии до н. э.

Б. во втором тысячелетии до н. э.

В. в третьем тысячелетии до н. э.

Г. в четвертом тысячелетии до н. э.

13. Третий период (или период эллинизма) характеризовался упадком древнегреческой государственности и подпадением Греции сначала под власть Македонии, а затем Рима. Он представлен Эпикуром, стоиками, Полибием и охватывал:

А. вторую половину 4-го – 2-й век до н. э.

Б. первую половину 4-го – 5 век до н. э.

В. IX – VI вв. до н. э.

Г. X – XV вв. до н. э.

14. В древнегреческой мифологии борьба богов за власть над миром и смена верховных богов сопровождалась изменением их отношения к людям, формам и правилам земной и общественной жизни согласно утверждениям

А. Гомера и Гесиода

Б. Протагора и древних софистов

В. Гераклита и Демокрита

Г. Аристотеля и Полибия

15. В поэме «Теогония» Гесиода Зевс был отцом дочерей-богинь (Дике – справедливости и Эвномии – благозакония), а кто был их матерью

А. Фемида.

Б. Афродита.

Г. Гера.

Д. Афина.

16. С критикой демократической формы правления и требованием заменить ее аристократией умственной и нравственной элиты выступили в VI – V вв. до н. э. в древней Греции

А. Пифагор, Лизис, Филолай, Гераклит.

Б. Демокрит, Протагор, Горгий.

В. Фрасимах, Эпикур, Аристотель.

Г. Зенон, Клеанф, Хрисип.

17. Концептуальный переход от признания права управлять государством аристократий не по принципу рождения, а аристократии духа (знания и нравственных достоинств) характерно для

А. Пифагора и Гераклита.

Б. Ликурга и Солона.

В. Платона и Плутарха.

Г. Зенона и Сенеки.

18. Славой многознающего софиста, великого спорщика и блестящего оратора пользовался живший в 481-411 гг. до н. э.

А. Ликург.

Б. Солон.

В. Демокрит.

Г. Протагор.

19. Горгий вместе с Протагором были знаменитыми

А. Софистами.

Б. Стоиками

В. Эпикурейцами.

20. Воспитание людей в духе требований природы расценивалось в качестве необходимого единства граждан в государственных делах. Кем?

А. Антифонтом..

Б. Ликургом.

В. Платоном

Г. Горгием.

21. Отрицательно относился к афинской демократии и восхвалял аристократическую Спарту крупный мыслитель древней Греции, которому пришлось испить чашу яда (вид смертной казни) за свои убеждения

А. Сократ.

Б. Фроасимах из Халкедона.

В. . Антифонт.

Г. Ликург

Д. Платон

22. Работа «Государство», в которой описана смена форм государственного устройства принадлежит

А. Горгию

Б. Фроасимаху из Халкедона.

В. Антифонту.

Г. Ликургу

Д. Платону.

Е. Аристотелю.

23. Идея разделения справедливости на уравнивающую и распределяющую принадлежит

А. Горгию

Б. Фроасимаху из Халкедона.

В. . Антифонту.

Г. Ликургу

Д. Платону.

Е. Аристотелю

24. Кому принадлежит утверждение: «Человек по своей природе существо политическое и в государстве (политическом общении ) завершается генезис этой политической природы человека».

А. Горгию

Б. Фроасимаху из Халкедона.

В. . Антифонту.

Г. Ликургу

Д. Платону.

Е. Аристотелю

25. Для эпикурейской этики характерно (а)

А. Аполитичность

Б. Активное участие в политической жизни

В. Активное участие в выборных органах власти.

Г. Активное участие в работе администрации

26. Стоики были

А. Сторонниками крепкой полисной государственности

Б. Обесценивали роль полисной государственности

В. Выступали за гегемонию Афин в древней Греции

27. История древнего Рима делится на три периода

А. Царский

Б. Республиканский

В. Императорский

28. Поставьте знак соответствия

А. 27 г. до н. э – 476 г. н. э.

Б. 754 – 510 гг. до н. э.

В. 509 – 28 гг. до. н. э.

После возвращения римских посланцев из

А. Греции

Б. Иудеи

В. Египта
Г. Вавилона

Д. Индии

Е. Китая

появился знаменитый памятник римского законодательства

А. Законы XII таблиц

Б. Законы Ману.

В. Законы Хаммурапи

Г. Архахастра

Д. Законы Моисея.

29. С точки зрения христианской религии уже во втором веке нашей эры власть имела

А. Божественный характер

Б. Договорный характер.

В. Сатанинский характер.

Г. Дьявольский характер

30. Высказывание, что нет более уродливой формы правления, чем та, при которой богатейшие люди считаются наилучшими принадлежит

А. Цицерону

Б. Сенеке.

В. Эпиктету

Г. Марку Аврелию

31. Истинными добродетелями идеального гражданина являются: познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность, по мнению

А. Цицерона

Б. Сенеки.

В. Эпиктета

Г. Марка Аврелия

Д. Цезаря

32. Греховный порядок мира, согласно Аврелию Августину, носит

А. временный характер

Б. постоянный характер

В. переменный характер

Г. всеобщий характер.

33. Что Аврелий Августин называет преступлением

А. когда страсть портит душу и тело

Б. когда человек действует во вред другому человеку

В. когда человек не верит в Бога.

Г. когда человек впадает в ересь.

34. Политика и юриспруденция в средние века находились в руках священнослужителей и являлись прикладными отраслями

А. богословия

Б. этики

В. эстетики

Г. философии

Д. риторики

35. Позитивный закон, согласно Ф. Аквинскому, соответствует

А. Вечному закону

Б. Божественному закону.

В. Естественному закону

Г. Человеческому закону.

36. Реформация представляла собой буржуазное движение против феодального строя облеченное

А. в светскую форму

Б. в религиозную форму

В. в государственно-правовую форму

Г. в еретическую форму

37. Точка зрения, что политика и технология политического господства – это явления внеморального плана принадлежит

А. Никколо Макиавелли

Б. Мартину Лютеру

В. Томасу Мюнцеру

Г. Жану Кальвину

Д. Жану Бодену

38. Задача любого государя – завоевать расположение народа считал

А. Никколо Макиавелли

Б. Мартин Лютер

В. Томас Мюнцер

Г. Жан Кальвин

Д. Жан Боден

39. Крестьянско-плебейский лагерь Реформации возглавил

А. Никколо Макиавелли

Б. Мартин Лютер

В. Томас Мюнцер

Г. Жан Кальвин

Д. Жан Боден

40. Право несет с собой справедливость, а закон – приказ, считал

А. Никколо Макиавелли

Б. Мартин Лютер

В. Томас Мюнцер

Г. Жан Кальвин

Д. Жан Боден

 

Контрольные вопросы и задания по темам

 

Задания к теме №1: Предмет и методы курса “История политических и правовых учений”. (Проведения семинара занятия не предусмотрено)

 

· Раскройте содержания предмета истории политических и правовых учений. Актуальность выделения дисциплины “История политических и правовых учений” в самостоятельный учебный курс. Место ИППУ в системе юридических наук и юридического образования. Понятие политико-правового учения. Связь мировоззренческой ос­новы политико-правового учения, его теоретического содержания, про­граммных положений.

· Изложите методология истории политических и правовых учений. Критерии оценки политико-правовых доктрин. Периодизация истории политических и правовых учений. Структура курса. Становление и развитие истории политических и правовых учений права в России и за рубежом.

· Назовите представителей ИППУ, их вклад в развитие научных знаний и значение для современности.

· Охарактеризуйте особенности дореволюционного изучения и преподавания истории политических и правовых учений. Деятельность К.А. Неволина, Б.Н. Чичерина, Г.В. Шершеневича, П.И. Новгородцева, Н.М. Коркунова, Е.Н. Трубецкова. Изучение истории политических и правовых учений в советское время. Работы С.Ф. Кечекьяна, В.А. Нерсесянца, В. Г. Графского.

· Изложите как осуществляется преподавание ИППУ в европейских, азиатских и африканских университетах. Какова взаимосвязь ИППУ с другими науками: теорией и историей государства и права, политологией, философией, этикой. Почему существует необходимость изучения ИППУ для современного юриста.

· Назовите основные методы ИППУ, их функции и взаимосвязь. Раскройте содержание структурных компонентов политико-правового учения.

· Раскройте содержание логико-понятийного, конкретно-исторического и социально-практического компонентов политико-правового учения.

· Охарактеризуйте творческий и доктринальный компоненты политико-правовых учений. Сквозные темы истории политических и правовых учений. Цели и задачи учебного курса.

 

 

Задания к теме №2: Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока.

 

· Охарактеризуйте становление раннеклассовых обществ и формирование локальных цивилизаций земледельческого типа. Религиозно-мифологические воззре­ния Древнего Востока. Развитие политической мысли древневосточных го­сударств с преобладанием нравственной и прикладной тематики.

· Изложите истоки политико-правовой мысли и ее особенности в Древней Индии (брахманизм, Веды, буддизм). Веды и их основное содержание. Древнеиндийское мировоззрение в ведийскую эпоху. "Ригведа" - ис­точник политической мысли. Формирование сословно-кастового строя и религиозно-философской системы брахманизма. Возникновение буддизма и науки "Артхашастры". Законы Ману - политико-правовой памятник Древней Индии, их основное содержание. Деление обшества на варны и касты. Положение в индийском обществе представителей различных варн (брахманов, кшатриев, вайший, шудров).. Упанишады. Учение о дхарме. Буддизм, его происхождение и основное содержание. Критика брахманизма буддизмом. Влияние буддизма на государственную политику и законодательство. 

· Охарактеризуйте развитие политико-правовой мысли Древнего Китая (даосизм, конфуцианство, легизм). Возникновение даосизма и его основные идеи. Учение о дао. Принцип воздержания от активных действий в политике и общественной жизни. Оценка даосизмом культуры, государственной деятельности и законодательства. Отношение к войне. Критика существующего строя. Конфуцианство и его основные положения. Его влияние на китайское общество. Особенности конфуцианской патриархально-патерналистической концепции государства. Политическая этика Конфуция и его отношение к распределению общественных богатств, к войнам и благам гражданского мира. Регулирование общественных отношений посредством добродетели. Шан Ян и основные положения легизма. Отношение к законам и их роль в обществе.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!