Тема 1. Предмет и методы курса “История политических и правовых учений”.



   Предмет истории политических и правовых учений.Актуальность выделения дисциплины “История политических и правовых учений” в самостоятельный учебный курс. Место ИППУ в системе юридических наук и юридического образования. Понятие политико-правового учения. Связь мировоззренческой ос­новы политико-правового учения, его теоретического содержания, про­граммных положений.

 Методология истории политических и правовых учений. Критерии оценки политико-правовых доктрин. Периодизация истории политических и правовых учений. Структура курса. Становление и развитие истории политических и правовых учений права в России и за рубежом.

Представители ИППУ, их вклад в развитие научных знаний и значение для современности. Особенности дореволюционного изучения и преподавания истории политических и правовых учений. Деятельность К.А. Неволина, Б.Н. Чичерина, Г.В. Шершеневича, П.И. Новгородцева, Н.М. Коркунова, Е.Н. Трубецкова. Изучение истории политических и правовых учений в советское время. Работы С.Ф. Кечекьяна, В.А. Нерсесянца, В. Г. Графского.

 Преподавание ИППУ в европейских, азиатских и африканских университетах. Взаимосвязь ИППУ с другими науками: теорией и историей государства и права, политологией, философией, этикой. Необходимость изучения ИППУ для современного юриста.

Основные методы ИППУ, их функции и взаимосвязь. Структурные компоненты политико-правового учения. Логико-понятийный, конкретно-исторический и социально-практический компоненты учения. Творческий и доктринальный компоненты политико-правовых учений. Сквозные темы истории политических и правовых учений. Цели и задачи учебного курса

Тема 2. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока.

Религиозно-мифологические воззре­ния Древнего Востока.Становление раннеклассовых обществ и формирование локальных цивилизаций земледельческого типа. Развитие политической мысли древневосточных го­сударств с преобладанием нравственной и прикладной тематики.

Истоки политико-правовой мысли и ее особенности в Древней Индии (брахманизм, Веды, буддизм). Веды и их основное содержание. Древнеиндийское мировоззрение в ведийскую эпоху. "Ригведа" - ис­точник политической мысли. Формирование сословно-кастового строя и религиозно-философской системы брахманизма. Возникновение буддизма и науки "Артхашастры". Законы Ману - политико-правовой памятник Древней Индии, их основное содержание. Деление общества на варны и касты. Положение в индийском обществе представителей различных варн (брахманов, кшатриев, вайший, шудров). Упанишады. Учение о дхарме. Буддизм, его происхождение и основное содержание. Критика брахманизма буддизмом. Влияние буддизма на государственную политику и законодательство. 

Политико-правовая мысль Древнего Китая (даосизм, конфуцианство, легизм). Возникновение даосизма и его основные идеи. Учение о дао. Принцип воздержания от активных действий в политике и общественной жизни. Оценка даосизмом культуры, государственной деятельности и законодательства. Отношение к войне. Критика существующего строя. Конфуцианство и его основные положения. Его влияние на китайское общество. Особенности конфуцианской патриархально-патерналистической концепции государства. Политическая этика Конфуция и его отношение к распределению общественных богатств, к войнам и благам гражданского мира. Регулирование общественных отношений посредством добродетели. Шан Ян и основные положения легизма. Отношение к законам и их роль в обществе.

 

Тема 3. Политические и правовые учения Древней Греции и Древнего Рима.

Особенности развития политико-правовой мысли раннего периода Древней Греции (Гесиод, Пифагор, Гераклит). Идеи права и справедливого общественного устройства в трудах Гесиода «теогония» и «Труды и дни». Отношение Гесиода к идеалам патриархального государственного строя. Золотой, серебряный и железный век в изображении Гесиода. Рационализация представлений об этических и нравственно-правовых отношениях в творчестве «семи мудрецов». Их мнение о значении справедливых законов в жизни общества. Пифагор и его освещение проблем равенства и справедливости. Воздаяние равным за равное в общественной жизни. . Отношение к анархии и безвластию. Политико-правовые воззрения Гераклита. Оправдание социально и политического неравенства. Влияние божественных законов на человеческие, критика демократии и новая концепция аристократии.

Политико-правовые учения в период расцвета Древней Греции (Демокрит, Платон, Аристотель). Происхождение человеческого общества у Демокрита; его представление о защите государством общественного блага и справедливости. Условия сохранения государственного единства. Отношение к гражданским войнам. Необходимость соблюдения чувства меры в имущественном расслоении граждан. Восхваление аристократии духа. Платон, его произведения. И заложенные в них идеи. Учение о мире идей и истинном знании, справедливости, началах человеческой души и государства. Обоснование иерархии сословий. Идеальное государственное устройство Платона. Отношение к частной собственности. Опасности раскола общества на богатых и бедных. Основные формы государственного правления, их достоинства и недостатки. Аристотель, его основные произведения и заложенные в них идеи. Прекрасное и справедливое как объект политической науки. Уравнивающая и распределяющая справедливость, их критерии. Обоснование необходимости рабства. Причины появления частной собственности и отношение к ней. Функции и обязанности гражданина в обществе и государстве. Государственные формы и их особенности. Обоснование «политии» как лучшей формы государственного устройства.

Политико-правовая мысль эпохи эллинизма (Эпикур, Зенон, Полибий). Кризис древнегреческой полисной организации и его влияние на учение Эпикура, Зенона и Полибия. Эпикурейское учение законах природы. Особенности эпикурейской этики и ее основные положения. Эпикурейское понимание свободы человека. Причины обоснования аполитичности и проповеди неучастия в общественной жизни. Главная цель государственной власти и политического общения. Концепция справедливости и назначения законов. Зенон и основные идеи стоицизма. Значение «судьбы» и божественного предопределения в учениях стоиков. Обоснование идеи космополитизма. Причины недооценки роли государства, законов, семьи и национальной культуры.

Политико-правовые взгляды Цицерона. Основные работы Цицерона и заложенные в них идеи. Оценка Платоном роли государства и семьи в жизни общества. Разум как лучшая часть души и «царский империй». Анализ различных форм государственного устройства, их достоинства и недостатки. Наиболее важные достоинства государственного устройства. Необходимость равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий в государстве. Достоинства государственного устройства Рима и преимущества его географического положения. Представление Цицерона о законе и справедливости. Значение учения Цицерона для современности.

Политико-правовые идеи римских стоиков и юристов (Сенека, Эпиктет, Ульпиан). Развитие идеалов духовной свободы в учении Сенеки. Его отношение к рабству. Роль судьбы в жизни человека и общества, ее влияние на человеческие установления, государство и законы. Представления о «большом» и «малом» государстве. Гуманистические идеи нравственного совершенствования и Эпиктета, его критика рабства. Ульпиан и идеи римских юристов классического периода. Разработка представлений о публичное и частное права. Особенности и отличия естественного права, цивильного права и права народов. 

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 409; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!