ХАКАССКАЯ И РУССКАЯ ВЫШИВКА В НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМАХ



 

Н. Сидорова

Научный руководитель – И. А. Карлова, учитель технологии

МБОУ «Ширинская СШ № 4», Республика Хакасия

 

Вышивка в народном искусстве хакасов является традиционным видом художественного творчества. Вышитая одежда, обувь, головные уборы, рукавицы, предметы украшения − вершина народного творчества в этнической культуре хакасов. Хакасские женщины из поколения в поколение передают традиции шитья и вышивки. Трафареты вышивки можно обнаружить и сейчас у хакасских мастериц. Художественные швы насчитывают до тридцати различных вариантов шитья. Среди них наиболее древним является тамбурный шов «сöзiрткем». Техника шитья, наряду с узоротворчеством, определяет художественный стиль и своеобразие хакасской вышивки, имеющей глубоко народные корни.

Хакасская народная вышивка издавна славится разнообразием и оригинальностью узоров, восхищает утонченностью цветовых решений. Она создавалась веками и зависела от истории и культуры народа. Женское платье, мужская рубашка, головные уборы украшались многоцветной вышивкой. Поэтому для современной молодежи данная тема является актуальной. Это обусловило выбор данной темы.

Цель исследования: изучить историю вышивки; определить роль вышивки в национальных костюмах. Задачи работы: 1. Раскрыть мотивы в оформлении традиционной одежды. 2. Проанализировать использование хакасских мотивов в современном мире. 3. Изучить виды и особенности хакаской вышивки, сравнив её с русской вышивкой.

Анализируя литературу, мы выявили несколько видов выкроек. Приведём примеры.

Туюх ульгу непрерывный узор. Выкройка предназначалась для отделки определенной части костюма, создавалась с учетом ее формы и размера. Туюх ульгу более распространена. Лист бумаги и бересты складывается вдвое и, начиная с нижней части узора, создается непрерывный рисунок. На первый взгляд, когда мастерица режет выкройку узора, создается впечатление, что ее движения полны непрерывности и разнообразия.

Алынча ульгу представляет собой отдельные, разрозненные выкройки элементов, соединяя которые в определенной композиции, создавался узор вышивки. Это выкройки узора пальметт, многолепестковых розетт, лировидных, цветочных элементов, трилистников. Алынча ульгу, созданные одной мастерицей, могут использоваться многими вышивальщицами и лишь в руках талантливых из них выступают в бесконечных вольных вариациях в неповторимом орнаментальном рисунке.

Анализируя хакасскую и русскую вышивки, мы увидели, что с ранних лет (приблизительно с 5−6) крестьянских девочек обучали искусству вышивки, шитья и даже создания кружев. Именно они, в отличие от городских девушек, тщательно чтили традиции и старались передавать все культурные особенности (орнаменты, узоры) в своих произведениях. Вышивали различными способами: крестом, обычной гладью, московским швом.

Городские девушки старались внести в узоры своих творений немного европейской моды. Большое влияние на вышивку оказывал французский стиль. Не менее популярной была вышивка, которая использовалась в качестве оберега. Наиболее популярной техникой исполнения считался крест. При этом даже самая маленькая деталь в такой вышивке имела свой смысл и значение.

Отличие хакаской вышивки от русской − в цвете. Цвет русской вышивки − это красный цвет со множеством оттенков: от темно-брусничного до оранжевого. В русской вышивке больше четкость изображения. Если в хакаской вышивке больше закругленных и волнообразных рисунков, то в русской вышивке рисунки были более остроконечным с резкими линиями.

Cамое значительное место вышивка занимала в украшении обуви, головных уборов, женской и реже мужской одежды, предметов ее декоративного убранства, куда входили сумочки нанчых, кисеты, ножны для оружия, крепившиеся к мужскому поясу.

Мастерство хакасской вышивки дошло до наших дней. Даже сейчас есть люди, которые украшают вещи, мебель, аксессуары этой замечательной вышивкой. И занимаются вышивкой не только для украшения чего-то, некоторые учатся хакаской вышивки просто так, для себя, например мы.

У нас в школе ведется кружок «Хакасские узоры», где дети знакомятся с историей, значением хакасской вышивки, которая несет в себе мудрость, светлые стороны жизни.

Хакасия, мой край!

По праву так назвать хочу.

Раскинулась на север и на юг.

Всего в тебе полно,

Лесов, полей, степей и гор.

Красавица моя!

Как много у тебя

таинственных огней!

они манят, душою прикипая,

всё больше хочется узнать

нам, о тебе, родная!

Хакасия моя!

© Сидорова Н., 2018

 

 

ИЗ ИСТОРИИ МОЕЙ СЕМЬИ

 

М. М. Слаева

мастер производственного обучения ГБПОУ РХ «У(Т)ОР»

Тема «Древо моей профессии» является актуальной. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, дедушки и бабушки. Едва ли найдётся человек, который хотя бы раз в жизни не задумался над происхождением своего имени и своей фамилии. Семья играет для всех важную роль. В былые времена человек был неотделим от своего рода, а знание его родословной уходило в древность. Каждая частица этого знания бережно передавалась из поколения в поколение [1].

Я родилась 1961 году в прекрасном краю - в Башкирии. Удивительна наша природа с её высокими красивыми горами, березовыми лесами, широкими степями. Моя деревня село Мустафино – это моя родина, которую люблю и которую восхваляю.

К счастью, моя семья бережно сохранила пусть не всю, но довольно обширную историю своего рода. И, как и в прежние времена, передавалось это наследие с рассказами моих родителей, бабушек, дедушек. И пусть не все сегодня с нами, история и сам род продолжают движение в жизненном цикле.

По традиции татарского народа каждый должен знать своих предков до седьмого колена, но некоторые знают свою родословную до двадцатого.

Я долго занималась изучением истории своей семьи, и, поверьте мне, очень завидую тем людям, которые могут проследить происхождение своего рода из глубоких времен.

По рассказам моей мамы, моя бабушка Кадырова Серби, родилась 1923 году в деревне Мирзаитово Башкирской АССР. Дедушка Кадыров Миннехази умер рано от болезни легких. В семье моя бабушка Серби была самая старшая из пятерых детей. Они рано остались без родителей. Трудные были годы. Приходилось самим заготавливать дрова, сеять и убирать хлеб, копать картофель. Словом, вся мужская работа упала на хрупкие женские плечи моей бабушки Серби. В 1942 году она второй раз выходит замуж. В 1943 году родилась моя мама − Кадырова Мутаварига Миннехазиевна.

Военное время… Разрушенные города, села. Овдовевшие жёны, матери, осиротевшие дети. Но жизнь продолжается… Нужно поднимать всё, разрушенное войной. И моя бабушка, мать троих детей, работает в колхозе сначала чабаном, впоследствии поваром на полевом стане. Здесь она всегда была на хорошем счету, уважали её за доброту и трудолюбие.

В тяжелое послевоенное время колхозы с трудом поднимались на ноги: не хватало рабочих рук, не хватало техники, напряженная работа круглый год, постоянная нехватка кормов. Но, несмотря на это, люди работали самоотверженно. И моя бабушка всегда была в числе первых.

1959 году моя мама Мутаварига выходит замуж за моего отца – Галимова Миргазиана, который всю жизнь работал пастухом в колхозе. Нас в семьи трое: я – Галимова Маулида, брат – Галимов Маулит, сестра – Галимова Миляуша. Моя мама в деревне работала поваром. Поварское искусство − это наследство от мамы. Под бдительным взором мамы дома всегда готовились вкуснейшие национальные блюда. Можно сказать, что поварские гены передались и мне: я работаю мастером производственного обучения в Училище (техникуме) олимпийского резерва г. Абакана, веду группу поваров. Сестра Галимова Миляуша – живет и работает в городе Ноябрьске технологом общественного питания. Дочка Слаева Оксана – работает шеф-поваром в ресторане города Санкт-Петербург.

Семья обеспечивает продолжение человеческого рода, берет на себя воспитание детей. Родители передают детям жизненный опыт, правила и традиции, прививают манеры поведения, закрепленные в обществе. Семья оказывает решающее влияние на личность ребенка, а также на всех членов семьи.

Моя семья дала мне не только жизнь, поддержку, но и профессию, которую я, в свою очередь, передала дочери. На примере моей семьи я поняла, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой родные надежные люди, которые придут на помощь в трудную минуту. Зная, кем были наши предки, мы по-другому осмысливаем свое настоящее.

 

Библиографический список

1. Моя родословная "История моей семьи". − [Электронный ресурс] / URL: http://selorodnoe.ru/tree/show/id3631525/ (дата обращения: 14.02.2018).

 

© Слаева М. М., 2018

 

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ

 

А. С. Перова

Научный руководитель −Т. М. Уланова, преподаватель

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

 

Антон Семёнович Макаренко обращал внимание на то, что в трудовом воспитании и профориентации молодёжи должна присутствовать духовность, т. е. само представление о труде следует поднимать до уровня «духовной потребности», связанной с вдохновением, творчеством, моральной чистотой, осознанностью его социальной ценности. На этой основе формируются черты как нравственного взросления, так и волевой целеустремленности.

Он считал, что выбор профессии в новое время гораздо более трудное дело: слишком много путей, слишком широки возможности. И бывает нередко, когда юноша или девушка растеряется перед этими просторными далями, бросится в одну сторону, увидит нечто более привлекательное. Потом оказывается, что ему вовсе не это нужно, что на самом деле по призванию своему он не летчик, не инженер, а музыкант или медик. И поэтому гораздо большее значение в профессиональном определении имеет помощь родителей.

Семья − это источник жизни, любви, радости, тепла и всего только самого доброго и светлого.

Профессии в древе моей семьи – это три поколения по женской линии педагогов, близких людей, которые обладают самой гуманной профессией − служат детям.

Из всех профессий самой близкой и понятной для меня является именно профессия учителя. А все потому, что выросла я в семье, где одна бабушка – Людмила Давыдовна Перова – воспитатель со стажем 42 года, вторая бабушка – Кузнецова Мария Васильевна – преподаватель истории со стажем 49 лет, а моя мама – Перова Ирина Александровна – учитель информатики со стажем 21 год.

Наблюдая за их работой, я понимаю, что быть педагогом – это очень кропотливый труд, но в свою очередь еще очень благодарный. А благодарность можно увидеть в глазах учеников, студентов, воспитанников, а также их родителей.

В Дзержинском Доме малютки №2, где работает моя бабушка Людмила Давыдовна, дети обделены вниманием родителей, поэтому ей нужно не только успеть накормить, одеть и вывести на прогулку, но и спеть им колыбельную песенку, поиграть в игрушки, провести развивающие занятия. Ей приходится быть в разных ролях: она и учитель, и товарищ по игре, и в какой-то степени мама и бабушка, которая все поймет и пожалеет.

В своей работе бабушка использует разные методы воспитания. На занятиях она зачастую пользуется методом наглядности, так как это лучший способ заинтересовать ребенка изучаемым предметом. Используя его, бабушка не только рассказывает, но и демонстрирует предмет или его изображение. Все малыши с удовольствием делают на занятиях аппликации (используя ткань, бумагу, природные материалы), рисуют (карандашами, красками), а также лепят из пластилина. Ведущей деятельностью дошкольников является игра, и про это бабушка, конечно, не забывает. С ребятами она любит проводить дидактические игры, например, игру «Что изменилось?» (с матрешками), в ней дети упражняются правильно называть предметы и их действия (матрешка спряталась, стоит на месте, прибежала), тренирует зрительную память, наблюдательность, речь.

Бабушка часто пользуется методом коллективной творческой деятельности, с помощью которого можно обогатить знания ребят об окружающем мире, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, работать самостоятельно и творчески. Художественные дела позволяют целенаправленно развивать художественно-эстетические вкусы детей.

За свою работу бабушка награждена различными грамотами и благодарственными письмами.

Бабушка Маша (Мария Васильевна) 49 лет проработала в Нижегородском индустриальном колледже, где преподавала историю и была заместителем директора по воспитательной работе. Она окончила Горьковский Государственный Университет им. Лобачевского в 1969 году и молодой девчонкой пришла работать в колледж (тогда еще техникум). Несмотря на то, что в то время ее студенты были почти одного с ней возраста, у нее на занятиях всегда был порядок, потому что она к своей работе всегда подходила ответственно, добросовестно, этому же она учит и меня.

Так как Мария Васильевна в данное время по-прежнему преподает историю, ведущую роль в ее работе играют словесные методы обучения. Ведь именно благодаря учебной лекции, рассказу и беседе она может донести до своих студентов факты, которые перевернули страну и весь мир.

Она не забывает и про методы формирования познавательного интереса. Например, иногда Мария Васильевна играет со своими студентами в игру «Зашифрованный текст». Данная игра формирует одно из важных дидактических умений – умение составлять конспект, что является основой обучения. Применяет и интерактивные игры с опосредованным воздействием на ученика, такие как составление и решение исторических кроссвордов и ребусов.

В свои 70 лет она защитила в очередной раз высшую категорию, имеет значок «Отличник образования», почетную грамоту Министерства РФ 2008 г., а также множество благодарностей и грамот от Министерства образования Нижегородской области.

Но самый яркий пример учителя – это моя мама. В 1997 году она окончила Нижегородский Университет имени М. Горького. Совсем юной мама пришла работать в среднюю школу №49 г. Володарска, которую сама когда-то окончила. И вот уже 21 год она неизменно там трудится. На ее уроках всегда интересно: очень много дополнительного материала, новых методов обучения (это и интерактивные тесты, творческие задания, игровые приемы). Мама использует методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения, а именно познавательные игры, учебные дискуссии. Одна из ее любимых технологий − здоровьесберегающая, которая направлена на сбережение здоровья учеников и предполагает, в частности, проведение физкультминуток, чередование различных видов деятельности на уроке. Ее ученики имеют хорошие знания, которые подтверждаются на ГИА, олимпиадах, различных конкурсах (как муниципального, так и Всероссийского уровня). Ни одно мероприятие в школе не обходится без ее участия, ведь она отвечает за музыкально-техническое сопровождение.

А еще мама – отличный классный руководитель! К каждому ученику своего класса она может найти подход. Она действительно считает, что классный руководитель − это вторая мама и быть ей очень почетно! Когда я слышу, как она рассказывает о своих учениках, я понимаю, что она видит мир их глазами, проживает их жизненные ситуации вместе с ними, а иначе, наверное, нельзя, иначе дети не примут, не пустят в свой мир (так она говорит).

Очень многие ее выпускники до сих пор делятся с ней своими радостями и бедами, приходят в гости на чай просто пообщаться.

Мама – участница и победитель множества конкурсов. В 2015 году подтвердила 1 категорию, имеет Грамоту Министерства Образования Нижегородской области, Благодарственные письма от Управления Образования Володарского района, Грамоту от администрации г. Володарска за вклад в воспитание детей.

Я горжусь своей мамой, горжусь тем, что ее бывшие ученики еще издалека здороваются и улыбаются ей.

Куда поступать учиться после окончания школы, я знала давно: только в педагогический колледж. Сумею ли я продолжить педагогическую династию нашей семьи? В ходе учебы я овладеваю профессиональными компетенциями:

ü Участвую в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

ü Оформляю педагогические разработки в виде отчетов, докладов, выступлений.

ü Систематизирую и оцениваю педагогический опыт и образовательные технологии в области начального образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Я уверена, что смогу достойно продолжить дело, начатое нашей педагогической династией. Для этого я стараюсь учиться на «отлично» (уже 7 семестров), участвую в работе научно-студенческого общества «Акцент», готовлю доклады для конференций, педагогических чтений, участвую в олимпиадах.

Я точно знаю, что профессия учителя должна быть призванием. Она очень трудная, но очень нужная и благородная.

 

© Перова А. С., 2018

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 576; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!