Понятие общества. Анализ структуры общества



Можно дать несколько различных определений общества, например:

Общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей (Советский энциклопедический словарь).

Общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди и формы их совместной деятельности.

Общество – это совокупность общественных отношений (К. Маркс).

При этом возникает вопрос о критериях отличения общества в целом от составляющих его элементов и прочих совокупностей людей (группы, толпы и т.д.). Поэтому выделим признаки общества:

Разделение труда (охватывает не все категории населения). Его основные типы – естественное (половозрастное, географическое) и общественное (профессиональное).

Наличие обмена.

Нормативная система. Сюда входят и правовые, т.е. кодифицированные, нормы, и моральные (неписаные законы, складывающиеся естественным путем).

Социальная дифференциация (по горизонтали и по вертикали).

Специфический банк информации, т.е. развитые формы хранения и передачи информации.

Наличие специальных способов управления.

Институциональная система.

Под социальным институтом в узком смысле понимается установление, имеющее рационализированную цель, организационную структуру, нормативное сопровождение (например, армия). В широком смысле институт – это надындивидуальное нормативно-смысловое поле, подверженное изменениям, но в то же время безальтернативно направляющее поведение и взаимодействие людей. Каждый социальный институт ближе к тому или другому смыслу: армия – к узкому, мораль – к широкому. Иными словами, специфика общественных отношений в отличие от межличностных (в группе, например) в том, что они институциализированы, т.е. исторически сложились, надындивидуальны (их существование не зависит от конкретных личностей) и безальтернативно направляют взаимодействие людей (все люди участвуют в функционировании общественных институтов).

Структура общества.

Соответственно, общество как система функционирует за счет устойчивых элементов - институтов, которые в данном случае также могут быть названы общественными отношениями, сферами, гранями социальной реальности. Каждая из этих сфер необходима для существования общества и выполняет определенные функции:

Экономическая: включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. В системе AGIL американского социолога Т. Парсонса экономика выполняет адаптивную функцию, т.е. создает материальную «среду обитания» людей.

Политическая – совокупность политических институтов (партийная система, государственный аппарат, суд и прокуратура, силовые структуры (армия, милиция), СМИ, иногда включают церковь) и политических отношений (т.е. отношений между людьми по поводу власти и подчинения); также сюда входит политическая культура – система политических взглядов и интересов, которые одобряются большинством из общества. Политика выполняет функцию управления и защиты (поддерживает целостность общества изнутри и извне). В системе AGIL ей соответствует функция целеполагания, т.е. приспособления среды под собственный интерес.

Культурная (идеологическая, духовная): отвечает за выработку ценностей, норм и идеалов. Ценности отражают цели, принятые данной культурой, нормы – это социальные предписания, т.е. одобренные обществом средства для достижения целей. Идеалы же отличаются от целей тем, что они принципиально недостижимы, но стремление к ним делает жизнь осмысленной (идеалы позволяют обосновать цели; по этой причине идеология является самостоятельной сферой, а не просто придатком политики: религия, наука, искусство, мораль, философия и т.д.). По Парсонсу, культура обычно выполняет в социальной системе латентную функцию, т.е. функцию поддержания образца в системе.

Социальная: обеспечивает стабильность, устойчивость социальной системы и ее нормальное воспроизводство, т.е. трансляцию социального опыта через поколения. Общественное мнение обычно выполняет в системе функцию интеграции, т.е. сплочения людей. Это та сфера, где человек рождается, воспитывается, учится, лечится, отдыхает и т.д. Социализация – процесс вхождения индивида в общество, т.е. процесс становления личности посредством усвоения индивидом ценностей, норм, образцов поведения, присущих данному обществу, результатом которого является представление о самом себе и своем месте в обществе. Социальный статус (место человека в обществе) отличается от экономического тем, что в его основе лежит не величина материального благосостояния, а отношение общества к данной социальной роли (т.е. не к самому человеку конкретно, а к тому, чем он занимается). Социальная мобильность (перемещение людей по социальным слоям) бывает горизонтальная (перемещение внутри одного слоя) и вертикальная (перемещение по разным слоям). Что касается основных факторов перемещения – социальных лифтов, то выделяют следующие: экономика (бизнес), политика, армия, церковь, наука, брак.

 

Заблуждение и его формы.

Заблуждение можно передать как искаженное осознание действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики. Заблуждение следует отличать ото лжи (сознательного искажения истины) и от возникающих вследствие неправильных действий индивида ошибок. Если заблуждение — характеристика знания, то ошибка — результат неправильности действий индивида в любой сфере его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т. д. Являясь неадекватной формой знания, заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как безусловность результатов познания отдельных ее сторон. То или иное понимание заблуждения связано с исходными принципами теории познания. Домарксистские философы, например, отождествляли заблуждение с ошибкой, порожденной недостатком познавательных способностей человека. Догадки о природе заблуждения, о соотношении истины и заблуждения возникают лишь по мере формирования диалектического подхода к познанию. Так, Гегель, рассматривая истину как процесс, считал заблуждение не абстрактной противоположностью истине, а лишь ее моментом, исторически ограниченной (конечной) формой движения сознания к истине. В марксистской философии заблуждение рассматривается как результат ограниченности практики или ее понимания. Т. е. процесс познания выглядит как абсолютизация результатов изучения отдельных сторон действительности, моментов истины. Поэтому заблуждение — не просто иллюзия; в нем фиксируется то, что лежит на поверхности явлений, исторически — ограниченные характеристики этих явлений превращаются в «естественные», а потому — вечные и абсолютные.   Заблуждения затрудняют освоение истины, но они неизбежны, есть необходимый момент движения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса. Заблуждения многообразны по форме. Следует например различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские (эмпиризм, рационализм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм) и др. Развитие практики и самого познания показывает, что те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются либо превращаются в истинные знания. Преодолеть заблуждения возможно, изменив и усовершенствовав породившие их социальные условия, усовершенствовав наблюдения и эксперименты, развивая и углубляя знания и методы его получения. В философских учениях понятие «заблуждение» рассматривается в совокупности с истиной. Часто это едᴎʜϲтво рассматривают на основе изучения шкалы истинности. Знание, информация как совокупность сведений постоянно возрастают. Рост знания означает, что человечество перемещается по шкале истинности слева направо (противоположностью истины является заблуждение; ложь — это преднамеренное искажение истины). Следовательно, установление истины или заблуждения требует другой трактовки. Теории сменяют друг друга, но они иначе трактуют истину. Абсолютная истина оказывается недостижимой.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 795; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!