Первобытное общество: власть и социальные нормы



 

Человек как существо, производящее орудия труда, существует около двух миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - совершенствовались его мозг, конечности и пр. И только около 40 тыс. лет тому назад, когда возник человек современного типа - «хомо сапиенс», он перестал меняться, а вместо этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно изменяться общество, что и привело около 50 веков тому назад к возникновению первых государств и правовых систем[1].

Экономика первобытного общества была основана на общинной собственности. При этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): реципроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание.

В течение многих веков и тысячелетий производительность труда была крайне низкой, все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности людей. Развитие экономики шло по двум связанным между собой направлениям:

- совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более совершенные каменные орудия, медь, бронза, железо и т.д.);

- совершенствование способов, приемов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и прочее; разделение труда, включая крупные общественные разделения труда, и т.д.).

Все это приводило к постепенному и все более убыстряющемуся повышению производительности труда[2].

Ранние формы объединения предков современного человека - архантропов и палеоантропов - были связаны с неупорядоченными (временными) семейно-родовыми связями, с необходимостью защиты от внешней среды и совместного добывания пищи. Такими формами могли быть и отдельные «семьи», но наиболее известны группы, образующие первобытное стадо, возникшее уже среди охотников донеандертальской, олдувайской культуры (около 2 млн. лет назад). Эти формы связаны с применением примитивных орудий, которыми служили грубо обработанные палки, колья, камни.

Только спустя тысячелетия первобытные люди научились делать своими руками более совершенные орудия палеолитической культуры (древнего каменного века): грубо обработанные каменные копья, топоры, скребки, костяные и каменные крючки для рыбной ловли, стали добывать огонь, строить примитивные жилища. В это время возникают более устойчивые формы общего труда и тесных связей между людьми, появляется первобытная родовая община, т.е. совокупность родственников, ставшая основной общественной ячейкой первобытного человека.

Прежние «дородовые» объединения не были устойчивыми. Они не могли обеспечить условий сохранения и развития человека как биологического вида. Изготовление и совершенствование орудий труда требовало развития не только инстинктов, но и памяти, навыков сознания, членораздельной речи, закрепления и передачи их последующим поколениям. Преемственность поколений не могла быть осознана и закреплена без создания рода как наиболее устойчивой формы естественной связи между предками и потомками первобытного человека. Кровнородственная организация соответствовала и потребности здорового физического развития человека, поскольку кровосмешение не давало здорового потомства. Установление экзогамии (брачных отношений только между членами разных родов) явилось поэтому одной из важнейших закономерных форм эволюции человечества.

значение имел род как форма общежития и для первобытного производства. первобытной базировалась на низком развития производительных сил. В палеолита и мезолита ( каменного ) хозяйство было , т.е. люди получали продукт от дикой благодаря , собирательству плодов, ловле. Лишь на этапах родового появляются мотыжного земледелия. хозяйство могло только минимальные родовой . Все члены родовой , включая подростков, были трудиться на благо, защищать интересы рода. Полученный , добытый охотой и ловлей, плодов, делился членов рода , с учетом заслуг охотника, первобытного хозяйства. прибавочного, избыточного такое хозяйство, как , не приносило[3].

кровнородственный принцип первобытной общины был в те единственно возможной, формой людей. Происхождение от матери было очевидным признаком связи, а о детях, домашнем возвышала роль в роде. К тому же плодов, а и мотыжное земледелие, занимались женщины, постоянный, хотя и скромный , нежели не всегда охота мужчин. в первобытной общине женщины бывала ведущей, а род у предков современных строился на основе . Известны, , и древние патриархальные (например, в Древнем , Иудее, Индии, у и восточных ).

Другой закономерностью и тот факт, что родовая сохраняла свою не только в древности, но и в период раннефеодальных государств у германцев, англосаксов, народов, а в период развития государств Месоамерики в тысячелетии н.э.

Таким , род представлял первичную ячейку первобытнообщинного строя, кровным родством, коллективным , общей собственностью на производства и проистекающими из условий равенством положения, интересов и сплоченностью рода[4].

Все наиболее вопросы жизни решались собранием его членов. взрослый имел участвовать в обсуждении и любого . Для осуществления оперативного избирался старейшина - уважаемый член . Должность не только выборной, но и : как только появлялся сильный (на ранних развития), умный, опытный (на последующих стадиях), он старейшину. Особых при этом не , поскольку, с одной , ни один человек не себя (и своих ) от рода, а с - должность старейшины не никаких привилегий ( уважения): он работал со всеми и свою долю, как и все. старейшины основывалась на его авторитете, уважении к других рода.

Племя советом старейшин, соответствующие роды. избирал вождя. Эта должность на ранних этапах развития была и не давала . Союз племен советом племенных , который избирал союза ( двух, один из был военным вождем).

1 012 тысяч лет назад в регионов шара произошел от собирательства и охоты к и скотоводству. На смену хозяйству производящая экономика. «неолитическая» революция. С общества постепенно важность управления, руководства, и происходит его специализация, а то , что лица, осуществляющие , накапливают опыт, постепенно к пожизненному отправлению должностей[5].

Таким , развитие общества во всех первоначально происходило . Однако на стадии к государству человечества разошлись. В регионов мира, в в Азии и Африке, государства в зонах поливного . Это требовало проведения общественных работ по каналов и ирригационных сооружений, что сохранение сельскохозяйственной и, следовательно, общественной собственности на . В Европе же, где таких не требовалось, произошло общин и возникла частная на землю (Афины, ), либо частное при сохранении государственной (Спарта).

обстоятельства оказали влияние на процесс государства и права, а на характер и , и права.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!