Принципы и функции права: понятие и классификация.



Функции права – это направления воздействия права на общественные отношения, в которых раскрывается сущность и социальное назначение права.

Анализ функций права позволяет говорить о них как о единой, целостной системе. Эта система представляет собой сложное многоуровневое образование, состоящее из взаимосвязанных и тесно взаимодействующих между собой различных функций права.

В юридической науке принято подразделять функции права на две большие группы: общесоциальные и собственно-юридические.

Изучение проблем функций права изначально было связано с анализом общесоциальных функций, поскольку право, имеет общественную природу, которая проявляется именно в этой разновидности функций.

Общесоциальные функции – это направления воздействия права, которое оно осуществляет в какой-либо качественно однородной сфере общественных отношений – экономике, политике, идеологии и т.д. Таким образом, общесоциальные функции права совпадают с направлениями деятельности государства.

Экономическая функция выражается в том, что право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т.д.

Политическая функция проявляется в том, что право регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы.

Коммуникативная функция связана с тем, что право является средством связи между людьми, их объединениями.

Культурная (духовная функция) выражается в том, что с помощью права создается целый пласт общественного сознания – правовое сознание, формируется правовая культура общества.

Собственно-юридические функции права непосредственно связаны с тем воздействием, которое право оказывает на общественные отношения. Это регулятивная и охранительная функции.

Следует отметить, что подобное подразделение функций является весьма условным, поскольку регулятивное и охранительное воздействие взаимно предполагают друг друга (регулирование потенциально предполагает охрану общественных отношений; охрана же общественных отношений производна от регулятивного воздействия права и призвана ее обеспечивать).

Итак, регулятивная функция имеет первичное значение и связана с упорядочением общественных отношений.

Охранительная функция – производна от регулятивной и призвана ее обеспечивать, поскольку охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальной процесс развития тех или иных общественных отношений.

Наряду с функциями права, важное значение для идентификации права имеют принципы права.

Термин «принцип» (в переводе с латинского principium) означает буквально основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления (учения, организации, деятельности и т.д.).

Принципы права – это исходные начала, идеи, которые лежат в основе возникновения, развития и функционирования права.

Другими словами, принципы права выражают то главное, основное к чему право должно быть устремлено, на что оно должно ориентироваться.

Принципы права, как и право в целом, обладают объективно-субъективными свойствами.

С одной стороны, они объективны в силу обусловленности историческими закономерностями развития конкретного общества. В них отражается определенный уровень экономического, политического, идеологического, нравственного состояния общества. Поэтому вполне обоснованно принципы права называют обобщенным отражением объективных условий существования (бытия) права.

С другой стороны, принципы права имеют субъективный характер, поскольку являются результатом сознательно-волевой деятельности людей, ученых, исследующих данную проблему. Однако, не следует думать, что принципы права являются результатом субъективного усмотрения ученых. Эти феномены объективно присущи праву, это его имманентные качества. Задача ученых – выявить и объяснить их, а не создавать.

В зависимости от объема (параметров) действия и влияния на характер правового регулирования принципы права в юридической науке подразделяются на: общеправовые, межотраслевые, отраслевые.

Общеправовые принципы – это принципы, свойственные праву в целом. К ним можно отнести:

- принцип законности;

- принцип гуманизма;

- принцип формально-юридического равенства;

- принцип справедливости и др.

Принцип законности, без сомнения, является центральным и универсальным. Право для того и создается в любом обществе, чтобы его предписания неукоснительно исполнялись. В самом общем плане законность означает режим строгого и неукоснительного соблюдения всеми субъектами права предписаний законов и основанных на них иных правовых актов.

Принцип гуманизма выражается в том, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Гуманизм аккумулирует в себе ценность личности, ее честь, достоинство, сострадание, человечность, добродетель и т.д. Поэтому, процессы правотворчества и реализации права должны быть пронизаны этими идеями.

Сущность принципа формально-юридического равенства была достаточно четко выражена еще римскими юристами, которые отмечали, что «Закон говорит со всеми одинаково».

Принцип справедливости означает соразмерность, эквивалентность оценки правовых фактов, и, прежде всего, юридической ответственности.

Справедливость – оценочная, нравственно-правовая категория, предполагающая в зависимости от совершенного действия соразмерного вознаграждения, взыскания, наказания.

Межотраслевые принципы – это принципы, охватывающие две и более отрасли права. Как правило, это весьма близко соприкасающиеся между собой отрасли права (уголовное и уголовно-процессуальное; гражданское и гражданско-процессуальное; конституционное и административное и др.).

К данным принципам можно отнести: принцип состязательности и гласности судопроизводства; принцип неотвратимости ответственности; принцип учета смягчающих обстоятельств при установлении мер юридической ответственности и др.

Отраслевые принципы – это принципы, распространяющиеся лишь на отдельные отрасли права (конституционное, административное, уголовное, гражданское, трудовое и т.д.). На основе этих принципов создаются и реализуются лишь нормы, составляющие только данную отрасль права.

К отраслевым принципам относятся: в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в трудовом праве – принцип свободы труда; в семейном праве – принцип равноправия супругов и т.д.).

Следует отметить, что принципы права не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в основу решения по конкретному юридическому делу (в тех случаях, когда имеет место так называемая аналогия права).

Основные учения о праве.

С древнейших цивилизаций до новейшего времени сформировалось множество научных воззрений на право. Рассмотрим основные учения о праве, оказавшие значительное влияние на развитие отечественной и зарубежной правовой мысли.

Естественно-правовая теория (юснатурализм). Появившаяся на свет в V в. до н.э. в трудах античных философов (в первую очередь в трудах Сократа, Платона и Аристотеля), наиболее логически завершенную форму получила в период ХVіі- ХVііі вв. в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, А.Н. Радищева и др.

Основные идеи:

1) разделяются право и закон: наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, естественное право, которое является критерием права позитивного;

2) отождествляются право и мораль;

3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе, эти права приобретаются от рождения или даются от Бога.

Историческая школа права логическое завершение получила в ХVііі-начале ХіХ веков (К. Савиньи, Г. Пухта и др.).

Основные идеи:

1) право – историческое явление, которое, как язык, не устанавливается, а возникает, развивается постепенно, незаметно, стихийно;

2) право – это прежде всего правовые обычаи. Законы же производны от права обычного, произрастающего из недр народного сознания;

3) отрицали права человека, т.к. в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие естественные права человека.

Нормативистская теория права логически завершенную форму получила в ХХ веке. Представители: Р. Штаммлер, Г. Кельзен и др.

Основные идеи:

1) исходным (в частности, для Кельзена) понятием является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится основная (суверенная) норма, принятая законодателем, и каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы;

2) По Кельзену, бытие права принадлежит сфере должного, а не сущего. Оно, т.о., не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому юридическая норма должна изучать право в чистом виде, вне связи с политическими, социально-экономическими и др. оценками;

3) В основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже должны включаться в понятие права и которые должны соответствовать основной (конституционной) норме.

Марксистская теория права завершенную форму получила в ХіХ-ХХ веках. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.

Основные идеи:

1) право – возведенная в закон воля господствующего класса;

2) содержание выраженной в праве классовой воли определяется характером материальных производственных отношений;

3) право – социальное явление, где классовая воля получает государственно-нормативное содержание. Право- это нормы, установленные и охраняемые государством.

Психологическая теория права возникла в ХХ веке, труды Л.И. Петражицкого, Росса, Рейснера

Основные идеи:

1) психика людей – определяющий фактор развития общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся из психологических закономерностей – правовые эмоции людей, которые носят императивный характер: чувства правомочия (атрибутивная форма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная форма);

3) все правовые переживания делятся на два вида: переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Интуитивное право выступает подлинным регулятором поведения, поэтому должно развиваться как действительное право.

Социологическая теория права возникла в середине XIX века, представители: Е. Эрлих, Р. Паунд, Л. Дюги, С.А. Муромцев и др.

Основные идеи:

1) разделяют право и закон, хотя не так, как в естественно-правовой доктрине. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Закон находится в сфере должного, а право – в сфере сущего;

2) под правом понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право – это реальное поведение субъектов правоотношений – физических и юридических лиц. Отсюда другое название этой теории – теория живого права;

3) формулируют такое живое право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности, они наполняют законы правом, вынося соответствующие решения и выступая субъектами правотворчества.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 822; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!