Толпа объединяется в условиях нормативного вакуума.
В большинстве случаев толпа собирается с конкретной целью, но при условии отсутствия выработанных нормативов регуляции, например посещения футбольного матча, протеста против чего-либо. Однако выдвижение в качестве причинного объяснения поведения толпы отсутствие нормативов регуляции поведения многими исследователями рассматривается скорее как миф, т.к. в поведении толпы присутствует определенная логика, которая не схватывается теорией эмерджентных норм.
Попытка объяснения феномена толпы в традиционно игнорируемом аспекте межгрупповых отношений представлена в рамках теории социальной идентичности.Многочисленные примеры коллективной конфронтации с работниками правоохранительных органов, символического протеста против власти являются подтверждением наличия определенного коллективизма в действиях толпы. Потеря индивидуальной идентичности сопровождается в данных обстоятельствах обретением новой идентичности как членов толпы. Эта точка зрения развивается Рейчером, использующим для описания и объяснения феномена поведения в толпе положения теории социальной идентичности и теории самокатегоризации.
С позиций данного подхода, объединяясь вместе, люди выступают как члены определенной группы, решающей определенную задачу (например, протестуя против загрязнения окружающей среды). В этом объединении присутствует высокий уровень общей социальной идентичности как членов объединения, способствующий самокатегоризации себя и других как членов данного объединения. Эта широкая социальная идентификация создает определенные ограничения в поведении толпы - например, в некоторых стихийных объединениях присутствует легитимизированное отклонение (например, неонацисты) в других же объединениях такого рода легитимизация отсутствует (например, спортивные фаны). Не смотря на то, что в поведении толпы присутствуют определенных нормативные ограничители их число крайне невелико в отношении того как вести себя в определенных обстоятельствах. Члены толпы наблюдают за проявлением социальной идентичности других членов - обычно лидеров - для получения руководства к действию. Происходящая самокатегоризация обусловливает подчинение контекстуально специфическим нормам поведения. Это моделирование через наблюдение приводит, во-первых, к категоризации себя как членов толпы, и, во-вторых, получению моделей поведения в ситуации.
|
|
Рейчер предоставляет детальный анализ поведения различных толп протестантского толка, приходя к следующим заключениям:
1. Отклонение, поджоги, грабежи не являются неограниченными - толпа
выступает как относительно «упорядоченная», а мятежники весьма изби-
рательны. Агрессия чаще всего направлена на символы государства -
банки, милицию и т.п.
|
|
2. Толпа остается в рамках собственного сообщества.
3. На протяжении всего периода совместных действий в толпе сохраняется
чувства позитивной самоидентичности как ее членов определенного со
общества.
Психологические особенности поведения человека в толпе
Поведение человека в толпе характеризуется следующими признаками:
Ø Снижение самоконтроля (интернальности). У человека усиливается зависимость от толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию большой группы людей, т. е. возрастает экстернальность его поведения и снижается способность к произвольной регуляции собственного поведения.
Ø Деиндивидуализация поведения людей в толпе: они постепенно утрачивают индивидуальность своего поведения, как бы уравниваясь. Разные люди через поведение становятся похожими друг на друга.
Ø Неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте. Толпа в целом проявляет сниженные интеллектуальные качества по сравнению с составляющими ее индивидами, взятыми вне толпы. Среди особенностей интеллекта наиболее ярко проявляются возросшая некритичностьмышления и легкая переключаемость внимания, которая определяется внешними условиями.
|
|
Ø Характерные особенности переработки информации. Человек в толпе легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, при этом совершенно непроизвольно искажая, трансформируя воспринятую информацию, то есть порождая слухи.
Ø Повышенная внушаемость. Человек в толпе легко может поверить в необычную информацию, заведомо невыполнимые обещания (например, политиков на выборах), следовать невероятным и нередко даже абсурдным призывам, лозунгам и т. п.
Ø Повышенная физическая, психофизиологическая и психическая активация. В толпе, особенно в активной, происходит мобилизация всех ресурсов индивида, поэтому в толпе человек может проявить такие физические и психологические качества, которые становятся ему недоступными вне толпы, например: поднять что-то тяжелое, сломать прочное, быстро бежать, высоко прыгнуть и т. п.
Ø Нетипичность, необычность поведения. По сравнению с привычными, каждодневными условиями человек часто проявляет неожиданные даже для него самого формы поведения (часто он потом не может поверить, что то-то и то-то было совершено им). Поэтому поведение человека характеризуется непредсказуемостью, что характерно и для толпы в целом.
|
|
3. Массовые явления в больших диффузных группах
Основные признаки большой диффузной группы
Большая диффузная группа— это многочисленная, но нечетко определенная по составу, высокодинамичная и низкоинтегрированная совокупность людей, лишь локально и опосредствованно связанных друг с другом.
Примерами большой диффузной группы являются жители того или иного поселения (поселка, района города, города в целом и т. п.), постоянные зрители каких-то конкретных теле- или радиопередач (например, зрители телеигры «Поле чудес»), постоянные читатели периодических изданий, спортивные болельщики конкретной команды и т.д.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!