Просоциальное поведение, мотивированное сопереживанием.



Гипотеза сопереживания—альтруизма: какая-то часть просоциального поведения мотивируется совершенно бескорыстным желанием помочь человеку, нуждающемуся в помощи. Человек поступает так даже в ущерб себе или группе в целом.

В тех случаях, когда люди чувствуют привязанность к кому-либо, они испытывают эмпатию (сочувствие), считает Батсон. Испытывая эмпатию, они обращают свое внимание не столько на собственный дискомфорт, сколько на страдания других. Подлинное сочувствие мотивирует их помогать другому в его собственных интересах.

Эмпирические данные подтверждают, что сочувствие (эмпатия) и просоциальное поведение прямо связаны друг с другом, некоторые люди действительно заботятся о благосостоянии других, а не о своем собственном.

 Данные выводы подтверждаются исследованиями мотивов просоциального поведения в рамках межличностного подхода. Миллз и Кларк (1982, 1993) противопоставляли меновые и близкие взаимоотношения. Меновые отношения– это отношения между людьми незнакомыми или едва знакомыми; близкие – между друзьями, членами семьи или возлюбленными. При меновых взаимоотношениях человек стремиться к максимальной награде, тогда как при близких – принимает в расчет благополучие другого. Следовательно, напрашивается предположение, что при меновых взаимоотношениях человек руководствуется эгоистическими мотивами, а при близкихсочувствием.

 

Теория социальных норм

 

Оказание помощи также ориентировано на соблюдение норм или некоторых универсальных правилповеде­ния.

Социальные нормы, которые мотивируют альтруизм - ответственность и взаим­ность.

Норма социальной ответственности - ожидание того, что люди будут помогать тем, кто от них зависит

Ответственность, основанная на зависимости другого человека, может видоизменятьсяпод влиянием различных факторов, особен­но под влия­нием каузальной атрибуции возникновения потребнос­ти в помощи.

Ø Чем больше нуждающийся в помощи человек оказы­вается виновником своего положения, тем меньше окружающие чувствуют себя ответственными за оказание ему по­мощи. 

Ø просоциальные поступки требуют жертв, которых можно избежать, переложив ответственность на других, поэтому присутствие других дает возможность для размывания ответственности.

Акцентировать норму ответственности и тем самым усиливать готовность к помощи может влияние образца.

 

Норма взаимности – ожидание того, что люди, скорее всего, окажут помощь, а не навредят тем, кто им помог

Теория взаимного альтруизма Р. Триверса объясняет просоциальное поведение на основе принципа взаимности среди не родственников. 

Один организм оказывает помощь другому, потому что ожидает в ответ оказания помощи (1980). Дающий надеется, что позднее станет получающим, а нежелающий ответить взаимностью будет наказан: обманщиков, отступников и предателей презирает весь мир.

 Помощь, оказываемая с расчетом на взаимность, может пресле­довать различ­ные цели.

Во-первых, субъект может хотеть полу­чить компенсацию за оказан­ную помощь.

Во-вторых, он может рас­считывать, что получивший помощь че­ловек будет помогать или обязательно окажет ему помощь в будущем.

Социобиологический подход

В популярной книге Ричарда Докинза (1976) «Ген эгоизма», эволюцион­ная теория утверждает, что гены, которые побуждают отдельных лю­дей действовать бескорыстно в интересах других, не выжи­вут в ходе эволюционного соревнования.

Модель генетического детерминизма утверждает, что альтруизм по отношению к близким родственникам как модель поведения был отобран в ходе эволюции для увеличения возможности выживания общих генов. Раштон и другие психологи-эволюционисты утверждают, что такое поведение является результатом работы «эгоистического гена»; потому что, когда один помогает другому, генетически похожему на него существу, возрастает вероятность сохранения их общих генов и передачи их следующим поколениям — даже если помогающий умрет во время этого процесса.

Каждый человек подсознательно мотивирован не только жить достаточно долго, чтобы передать дальше собственные гены, но и увеличивать репродуктивные шансы другого человека, имеющего такие же гены. Следовательно, помогая похожим на нас людям, мы поступаем так, чтобы сохранить общие гены, которые, вероятно, у нас имеются.

Психологические детерминанты развития аль­труистического поведения: ситуативные и  личностные

Проявление просоциального поведения зависит от многочис­ленных ситуативных факторов. Б. Латане и Дж. М. Дарли выяснили, что только единственный ситуационный фак­тор — присутствие других людей — в значительной степени уменьшает воз­можность вмешательства.

 

Для объяснения «эффекта очевидца» Латане и Дарли обрисовали серию из пяти ступеней выбора, которые должны пройти наблюдатели (часто бессознательно), чтобы решиться оказать помощь. На каждой ступени принятия решения присутствие других может побудить человека выбрать путь, ведущий к отказу от оказания помощи.

Шаг 1. Наблюдатель должен обратить внимание, осознать чрезвычайность ситуации. Если вы не замечаете проблему, то вы и не окажете помощь.

 

Шаг 2. Правильная интерпретация ситуации как чрезвычайного происшествия.

Эф­фект «множественной неосведомленно­сти». Множественная неосведомленность ха­рактеризует ста­дию оценивания ситуации.  Будучи не один, человек при оцени­вании ситуации использует реакции окружающих. В тоже время каждый из присутствующих сдерживает свою реакцию, чтобы ее чрезмерная си­ла или по­спешность не поставили его в неловкое положение, не при­влекли к нему вни­мание. Но поскольку в такое замешательство, веду­щее к задержке реакции, первоначально впадают все присутствую­щие, то требующая неотложной по­мощи ситуация несчастья ошибоч­но интерпретируется как менее критическая.

 

Шаг 3. Ответственность за действия. Распределение (диффузия) ответственности – причина неоказания помощи.

 

Шаг 4. Знать, что делать. На четвертом этапе наблюдатель должен понять, знает ли он, как оказать помощь. В любой ситуации, когда наблюдатель владеет необходимыми знаниями, опытом или способностями, он берет на себя ответственность и оказывает помощь независимо от присутствия или отсутствия других наблюдателей.

 

Шаг 5. Принятие окончательного решения об оказании помощи.Даже пройдя через все четыре предыдущих этапа выбора, ответив «да» в каждом из них, наблюдатель может так и не решиться оказать помощь: ему может помешать страх негативных последствий. Если у человека нет особой мотивации, оказание помощи может и не произойти, потому что ее потенциальная цена кажется слишком высокой (McGuire, 1994).

 

Ø Влияние образца: просоциальные модели способствуют прояв­лению альтруизма

С точки зрения теории социального научения (D. Perry и  K. Bussey)  моделирование способствует развитию просоциального поведения и особенно, связанного с самопожерствованием, по следующим причинам:

 

1. Модели могут учить детей тому, что следует делать, соответственно дети могут бояться наказания за невыполнение социально желаемых действий.

2. Наблюдение последствия чьих-либо просоциальных действий, может изменить представления о возможных издержках такого поведения.

3. Модели могут предоставлять иллюстрации позитивных последствий просоциальных действий.

 

Ø Фактор дефицита времени -нехватка времени уменьшает альтруизм, в спешке люди в полной мере не осознают ситуацию.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 372; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!