Негативное влияние идеологии на культуру



В особенно сложных условиях (период сталинской эпохи, неусыпный контроль партийных комитетов) развивались общественные науки. Тяжело отразилось на их дальнейшем развитии постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (14 августа 1946 г.), которое знаменовало собою начало нового витка преследований интеллигенции, инакомыслия и новых исканий. В русле указанного постановления стали строить свою работу и партийные комитеты Казахстана. В постановлении Пленума ЦК КП Казахстана (март 1947 г.) нижестоящим партийным комитетам прямо предписывалось «шире развернуть большевистскую критику политических ошибок и националистических извращений в освещении истории, в литературе и искусстве и обеспечить безусловное выполнение постановлений ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам...». Результатом явился опять поиск «врага».

Используя статьи постановления «О журналах «Звезда» и «Ленинград», ярые апологеты системы расправлялись с растущим свободомыслием в Казахстане. Заведующий отделом пропаганды и агитации ЦК Компартии Казахстана обвинил, например, известного культуролога того времени И. Омарова в «потакании взглядам Е. Бекмаханова» и занятии «странной позиции». Подобные обвинения стоили И. Омарову лишения работы. Более того, подлежали изъятию из оборота и уничтожению тиражи первого тома «Истории Казахской ССР», а Министерству просвещения было предписано пересмотреть школьные и вузовские программы. 31 июня 1951 года были «изъяты учебники казахской литературы всех изданий, как содержащие ряд порочных положений...» В этот же год были объявлены «антинаучными буржуазно-объективистские концепции так называемой школы Абая». Возникла прямая угроза запрещения имени великого Абая, и только мужество казахских интеллектуалов того времени не позволило властям завершить задуманное. Тем не менее были запрещены к изданию многие произведения казахского героического эпоса «Ер Сайын», «Едиге», «Орак и Мамай», «Батыр Шора». Был установлен тотальный контроль над всеми произведениями казахстанских писателей; усилена цензура, где главную роль играл так называемый Главлит. Любое произведение для выхода в свет должно было получить разрешение этого Главлита.

Нравственная атмосфера сталинской эпохи с ее доносами, клеветой, противоречиями между высокими идеалами и реальным положением дел привела к размыванию многих нравственных ценностей, предопределив двойную мораль жизни советского общества.

Источник: Название:История Казахстана , 9 класс(начало XX века - настоящее время). Авторы:Б.Аяган., М.Шаймерденова. Год:2013

Описание:3-е издание, переработанное. Под общей редакцией доктора исторических наук, профессора Б.Г. Аягана

Объясните символическое значение традиции «ханталапай».

Характеристика задания: проверка умения высказывать свою личностную оценку по изучаемому вопросу и аргументированно отстаивать собственную точку зрения.  

Ответ:

По сложившейся в казахском обществе традиции, в XVI веке хан­ская власть не всегда передавалась по наследству, а хан избирался султанами из числа их самих. На выборы хана приглашались знат­ные представители всех родов. Главы родов (рубасы) сажали избран­ного ханом на белую кошму. Затем кошму, на которой султан был возведен в ханский титул, разрезали на мелкие части и раздавали присутствующим как знак их участия в выборах хана. Собравшиеся делили между собой и весь скот хана, только после этого они разъез­жались по домам. Такая традиция называлась «ханталапай» («хан­ская дележка»).

Хан, у которого весь скот подвергся дележке, отныне имел пра­во жить за счет народа. Немного времени спустя главы родов при­гоняли к хану скот, изъятый у населения, больше, чем он роздал при избрании его ханом.

Ханом могли избрать не того султана, кто имел большие землевладения, а того, кто имел много скота. К тому же по существовавшей традиции, помимо наличия богатства, на ханский титул имели право претендовать, как обязательное условие, лишь потомки Чингисхана. Потомки Чингисхана избирались ханами в зависимости от их возраста и близости по родству.

Источник:История средневекового Казахстана. 7-класс. Атамура, 2012 г. С.Жолдасбаев

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 764; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!