Определите последствия политики «Малого Октября» для Казахстана.
Характеристика задания: проверка умения устанавливать причинно-следственную связь.
Ответ:
Укрепление тоталитарной системы в Казахстане связано с именем Ф. Голощеки-на (настоящее имя - Шая Ицкович). Выходец из семьи лавочника, один из организаторов расстрела царской семьи, Голощекин сразу после прибытия в Кзыл-Орду заявил, что Советской власти в ауле нет, а есть господство бая. Вскоре Голощекин провозгласил свою главную идею: «Я утверждаю, что в нашем ауле нужно пройтись «малым Октябрем». Экономические условия в ауле надо изменить. Нужно помочь бедноте в классовой борьбе против бая, и если это -гражданская война, мы за нее». Основной задачей провозглашалось разрушение традиционной общины через ликвидацию социальной структуры аула.
Ф.И. Голощекин, возглавив краевую партийную организацию, избрал курс на обострение классовой борьбы в ауле под лозунгом «Советизация аула», тем самым создав идейно-политическую основу для проведения «новой революции» в Казахстане, так называемого «малого Октября».
Так, в результате «новой революции» многие способные лидеры, недовольные этой политикой, были обвинены в национализме, тонкий слой старой национальной интеллигенции подвергся гонениям.
Следующим шагом должен был стать массовый переход казахов к оседлости. Прекрасно понимая, что эти мероприятия вызовут протест со стороны местных коммунистов, Голощекин начал борьбу с теми партийными лидерами, которые не разделяли его взглядов. Уже в 1926 г. в «национал-уклонизме» были обвинены С. Садвакасов и С. Ходжанов. Гонениям подверглись С. Сейфуллин, М. Мурзагали-ев, Н. Нурмаков, С. Мендешев и др. Многие из них были удалены из республики, а С. Садвакасов и Ж. Мынбаев были сняты со своих постов. В конце 1928 г. начались первые аресты политических противников Голощекина, в числе которых были А. Байтурсынов, М. Дулатов, Ж. Аймаутов, М. Жумабаев. Через два года были арестованы М. Тынышпаев, Ж. Досмухамедов, X. Досмухамедов и многие другие представители национальной интеллигенции.
|
|
Фактически устранив оппозицию в Казахстане, Голощекин начал претворение в жизнь своей идеи «малого Октября». В 1926-1927 гг. был осуществлен передел пахотных и пастбищных угодий. Около 1360 тыс. десятин сенокосов и 1250 тыс. десятин пашни были отобраны у зажиточных хозяйств и переданы беднякам и середнякам. Однако ожидаемого эффекта эта мера не принесла. Не имеющие скота хозяйства не могли воспользоваться переданными им сенокосами и пастбищами и в большинстве случаев возвращали их прежним хозяевам.
Название:История Казахстана , 9 класс(начало XX века - настоящее время). Авторы:Б.Аяган., М.Шаймерденова. Год:2013. Описание:3-е издание, переработанное. Под общей редакцией доктора исторических наук, профессора Б.Г. Аягана
|
|
Объясните, чем было вызвано изменение политики царского правительства по отношению к исламу во второй половине XIX века.
Характеристика задания: проверка умения высказывать свою личностную оценку по изучаемому вопросу и аргументированно отстаивать собственную точку зрения.
Ответ:
Начало активизации царских властей по христианизации казахов относится к 1808 году, когда в приграничных с Россией районах начался голод. Царское правительство, пользуясь социально-экономическим положением приграничных номадов, активизировало свою деятельность по переводу казахов в лоно православной веры. Но в Степи желающих принять христианство практически не было. Этому были свои объяснения. Во-первых, степное население Казахстана в основном состояло из казахов, исповедовавших ислам. Во-вторых, со стороны местного населения существовало сильное противодействие деятельности православных миссионеров. В-третьих, к этому времени несколько укрепились и позиции ислама через ходжей и татарских мулл. Поэтому до середины XIX века результаты христианизации номадов были незначительными. К примеру, в обширной Омской области было всего лишь 25 крещеных казахов, в Томской губернии — 4 и в Тобольской — 66. Христианизация степных казахов получает некоторый импульс с 1881 года, когда была открыта Киргизская миссия. Она была создана на основе Алтайской духовной миссии. Последняя занималась христианизацией калмыков Бийского округа Томской губернии. Новая миссия занималась христианизацией казахов обширной Семипалатинской области. Создание миссии на территории этого региона объяснялось тем, что на протяжении всего XIX века именно он выделял значительное число жатаков. Со стороны кочевых казахских общин существовало активное противодействие Киргизской миссии. Казахи организовывали поиски ушедших казахов в крестьянско-казачьи селения. Вот что писали об этом в своем отчете православные миссионеры: «Родные и ближние магометанской среды употребляют все способы не допустить своих членов к принятию святого крещения, пускают в ход хитрость, наглое насилие и мщение». Для лучшего обучения православной вере новокрещенных отправляли в миссионерские станы, где они изучали русский язык, грамоту и основы новой веры. Темпы проведения миссионерской деятельности были незначительны. К тому же существовал обратный отток в ислам. Поэтому не случайно, что материалы Всероссийской переписи населения 1897 года показали на территории Казахстана наличие всего 660 неофитов. Параллельно с насаждением христианства царизм проводил политику ослабления ислама. Царское правительство считало ислам препятствием на пути распространения православной веры. Казахам запрещали учиться в странах Востока, например, в Турции. Деятельность мулл ставилась под контроль царизма. В 1867—1868 годах религиозные дела коренного населеная были подчинены министру внутренних дел. В каждой волости было разрешено иметь только по одному мулле. Среди кочевников муллой мог быть только казах, подданный Российской империи. Муллы утверждались и увольнялись военным губернатором. Строительство мечетей производилось с разрешения генерал-губернаторов. На право преподавания местным жителям грамоты и устройства при мечетях школ муллы должны были получать разрешения уездного начальника. Содержание мечетей и школ при них осуществлялось за счет самих местных обществ. Вакуфы были категорически запрещены. Деятельность христианских миссионеров и ограничение позиций ислама вызывали протесты коренного населения. В 1889 году кочевники Кокчетавского уезда Акмолинской области обратились к царю с просьбой о назначении у казахов своего муфтия, но получили категорический отказ. Запреты на строительство мечетей привели к тому, что местные жители строили их без разрешении. В 1903 году в городах Кокчетаве, Петропавловске, Акмоле, Павлодаре, Семипалатинске были созданы подпольные религиозные организации. Туда входили муллы, учителя и казахские студенты. Их деятельность была направлена против религиозной политики царского правительства. Движение возглавили муллы Науан Хазрет (На-урызбай Таласов), Мухамеджан Бекишев, Шаймерден Косшегулов и Смагул Балжанов. С целью сохранения национальной самобытности они призывали местное общество активно противостоять миссионерской деятельности царизма. Так, они обращались с письмами о поддержке к влиятельным лицам в Степи - Садуакасу Шорманову из Павлодарского уезда, Абаю Кунанбаеву из Семипалатинского уезда Семипалатинской области.
|
|
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1273; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!