Социальная структура средневекового японского общества



Средневековое японское общество имело сложную структуру. Какгосподствующий класс самураев, так и эксплуатируемый класс состоял изразличных слоев, был разделен в силу специфических средневековых

особенностей – наличия кровнородственных союзов, территориальных общинныхобъединений на различных уровнях, наличия многочисленных сословных ивнутрисословных градаций, многообразных связей подчинения низших высшим.Жизнь каждого слоя была жестко регламентирована как «сверху», так и«снизу», хотя, как уже говорилось, границы между простолюдинами идворянствам оставались открытыми.Значительное распространение в Японии получил принцип общинного,корпоративного самоуправления. Кроме самоуправления сельских общин и союзовсамураев существовали самоуправляющиеся территориальные общины в городах,общинную организацию имели цехи, даже нищие и отверженные формировалиорганизации типа общинных. Высшим проявлением самоуправляющейся общиныявились вольные города и самоуправление целых провинций. Эти общинныетрадиции, эта корпоративность получили новое развитие в Японии наших дней.Широко известен развитый коллективизм японских рабочих и служащих, ихтрудолюбие и верность долгу.Вообще, важнейшей чертой феодального общества является всеобщаясвязанность, личная зависимость, общность.Личная зависимость является основой феодализма. Это значит, что, во-первых, феодализм возникает из отношений всеобщей зависимости. Во-вторых,для успешного функционирования феодализма нужно, чтобы сохранялась форма«взаимности» услуг. (В известном смысле не только крестьянин зависит отфеодала, но и феодал от крестьянина. Земля принадлежит феодалу. Но и феодалпринадлежит земле). В-третьих, мистика, окружающая отношения классов при

феодализме (понятия «долга», «верности», отечески-сыновняя фразеология).«Всеобщая зависимость» - это и есть специфически феодальная форм «общности». Для феодализма характерны большое количество и дробностьстатусов, отсутствие резких граней, разрывов социальной ткани, размытостьклассовых границ, хотя в то же время степень дифференцированности верха иниза социальной лестницы бывает огромна. Этими чертами феодализм отличаетсяот рабовладельческого общества с его резким распадением общества по крайнеймере на два полюса: свободных и рабов, или граждан и неграждан. Врабовладельческом обществе все люди равны, но рабы – не люди. В феодальномже обществе все люди – люди. Но все они не равны.

Исходя из вышесказанного следует признать общество средневековойЯпонии феодальным обществом, и некоторые исследователи считают, что Японияиз всех стран Востока наиболее соответствует западной модели феодализма.Несмотря на ограничения во всех областях жизни японского

средневекового общества, именно к этому периоду относятся самыезначительные достижения японской культуры. Именно в это время достигаютсвоего расцвета классическая японская поэзия и живопись, скульптура иархитектура, боевые искусства, дзэн-буддизм.Жесткая регламентация, бедная «внешняя» жизнь, способствовалаконцентрации на «внутренней» жизни, где не существует границ.

 

Формирование феодальных государств у славянских народов.

Славяне в I тысячелетии

К середине I тыс. западные и южные славянские племена находились на той же стадии социального развития, что и германские народы, — завершения формирования политико-правовой общности. К концу I тыс. славянские племена каждой ветви еще не составляли единых народов и сохраняли в основном родовые порядки с весьма слабой надобщинной администрацией. В отличие от германцев, однако, у славян большее общественное значение имели крепости-городища, которые были не только военными опорными пунктами, но и торговыми, а также культовыми центрами племен или возникавших более крупных союзов племен. Важнейшее культурное и политическое значение для славянских народов имело принятие ими в IX — Х вв. христианства. Вместе с христианской церковью к славянам пришла и надплеменная политическая организация. Это ускорило оформление собственной государственности.

Становление Польского государства

На протяжении IX в. в землях, заселенных польской ветвью западных славян, сформировались два более или менее прочных центра надобщинной администрации в объединениях племен, называвшихся княжествами: Вислицкое с г. Краковом и северное — Княжество полян (которые позднее и дали самоназвание Польши). Социальная дифференциация в княжествах была незначительной: военные походы сформировали устойчивый класс рабов в польском обществе, общинная знать только обозначалась. Княжеское правление было только военным руководством и не имело государственного характера. Во второй половине Х в. княжество Польши развилось до уровня протогосударства, на рубеже Х — XI вв. получившего имя Полонии. Правитель — князь, с 1025 г. король — обладал только военной и общеадминистративной властью. В решении важных вопросов короли опирались на совет знати. В этом собрании правящей элиты, куда входили люди из окружения короля, земельные правители и королевские министериалы В городах сохранялисьвечевые собрания, где предлагаемые знатью решения получали поддержку населения.

Общегосударственной администрации не существовало, управление основывалось на дворцово-вотчинном начале. Важнейшим из королевских назначенцев («урядников») был надворный комес, который управлял дворцовым хозяйством, судил суд от имени короля, а затем стал и командующим войском (воеводой). С начала XII в. появилась должность к а н ц л е — р а, который был хранителем печати, вел официальную корреспонденцию. В середине XIII в. единое Польское королевство перестало существовать, раздробившись на несколько самостоятельных княжений и областей. В отношениях между правителями поначалу присутствовал принцип сеньората, согласно которому старшему по роду из князей, помимо наследственного удела, вручалось в управление центральное княжество и признавалось его верховенство над другими. К середине XIV в. сложились социальные и внешнеполитические предпосылки централизации Польского государства. Объединение государства, решительные успехи которого связаны с правлением Казимира Великого (1333–1370), сопровождалось признанием нового внешнеполитического статуса Польши: отпала протекция римских пап над страной, а также претензии на верховенство со стороны германских императоров. Восстановленное Королевство Польское сложилось в форме сословной монархии. Королевская власть в ней была в особенности зависима от сословных институтов и предоставленных ранее привилегий.

Особые отношения короны и сословий были закреплены в «Генриховых артикулах»(1573), ставших своего рода конституцией польской сословной монархии. В XVI в. Польша оформила государственную унию с соседним Великим княжеством Литовским (литовско-русским государством), образовав вместе с ним Речь Посполитую(1569). Это было своеобразное объединение: феодальная федерация, в которой был единый монарх, избираемый одновременно общим национальным сеймом.

Развитие чешской государственности

Более четким обликом протогосударства обладалоВеликоморавское государство (IX — Х вв.), Великоморавское государство было типичным варварским королевством, в котором получили развитие некоторые элементы феодального общества: наделение правителем своих подвластных землями вместе с административными полномочиями, феодальная служилая иерархия. сформировалось собственно Чешское раннефеодальное государство, или держава Пржемысловичей (по имени княжеской династии). В 950 г. держава вошла составной частью в Священную Римскую империю, несколько позднее сформировалась церковная администрация Пражской епископии. Укрепление ранней государственности стимулировало углубление феодализации чешского общества в XI–XIII вв. В это время быстро росло сеньориальное землевладение, особенно церковное, сформировался довольно многочисленный слой феодалов — панов и владык. В период укрепления централизованного государства сложились основные институты и учреждения сословной монархии в Чехии. Власть короля в особенности стала зависящей от политического волеизъявления сословий: духовенства, дворянства, городов. Короли вступали на престол по избранию. Король делил с сословиями военную власть, судопроизводство, законодательство, управление, распоряжение финансами. Большинство судов в Чехии перешло в руки дворянства. Основным государственным органом стал земский снем, или съезд трех сословий: панов, рыцарей и городского патрициата.

Уже в середине XVI в. сословия стали испытывать давление на свои права со стороны королевской власти. Обострению противоречий способствовала Реформация. Чехия раскололась на протестантский и католический лагери. И с 1620 г. Чехия потеряла политическую самостоятельность, став наследственными владениями Габсбургов. Права сословий были сведены только к участию в обсуждении налогов. Были отменены законы, гарантировавшие сохранение чешского языка, официальной религией стал католицизм. В XVIII в. австрийский абсолютизм ликвидировал остатки и собственной чешской администрации.

Болгарское царство

К VII в. сложился Союз Семи племен, который не был еще государственным образованием, а только военным союзом. Но в его рамках ускорилось образование властных институтов. Ослабленная в то время Византия признала самостоятельное положение объединения племен. Так образовалось Первое Болгарское царство (680 — 1018).

Первое Болгарское царство не было вполне государством по внутренней организации, в нем отсутствовали важнейшие институты единой государственности. Царство было протогосударством со всеми особенностями, которые обуславливались господством военной знати кочевых племен. В IX в. в Болгарском царстве приобрел отчетливые формы социальный процесс феодализации: появилась землевладельческая знать — боляре, связанные вассальными отношениями с ханами. Более существенным событием стало принятие в 865 г. христианства по византийскому православному образцу. Это положило начало утверждению в Болгарии монастырей, а затем и церковного управления.В середине Х в. Болгария распалась на два царства:Западное и Восточное. Период византийского господства стал для болгар временем распространения у них феодального уклада и администрации византийского образца. В слоях привилегированных землевладельцев прижились новые формы условных феодальных держаний, сокращалось число свободных крестьян-общинников. Ко второй половине XIII в. среди болгар сложилась феодальная иерархия: царь — великие боляре — малые боляре — и сеньориальные иммунитеты.

Второе Болгарское царство (1187–1396) было особым вариантом варварского королевства, время которых в Европе уже прошло. По византийскому образцу, правитель (ранее — хан или князь) Болгарии с Х в. звался царем. Власть его была наследственной. Царю принадлежало право на высший суд, военная власть, руководство администрацией. При царе существовал совещательный совет — синклит, членами которого были высшие придворные чины, «великие боляре», а также патриарх. Особенностью центральной администрации была ее двойственность: наряду с официалами царского двора существовали государственные чины, которые традиционно занимали высшие из боляр и духовенства. Последние и управляли государственными делами. Важнейшее место занимал логофет — канцлер и руководитель дипломатии. Протобестиарий заведовал финансами, великий воевода (протостратор) руководил царскими дружинами и ополчением. В отдельные области были назначены царские администраторы — дуки; особая администрация была в городах.

В XIII — начале XIV в. Болгарское царство попало во внутренний кризис, обострились феодальные распри. в середине XIII в.: Болгария стала распадаться на отдельные княжества, а затем и царства.

Югославянские государства

Юго-западные славянские народы прочнее других сохраняли общинные и клановые устои догосударственного быта. Основой общественного уклада у большинства народов была задруга — особая большесемейная община, которая представляла не только прочный хозяйственный коллектив (с общими владениями и даже общим потреблением), но и военно-административную единицу. Во главе задруги стоял глава рода (домачин, господарь), который вместе со своей женой управлял всеми делами большой семьи (ее члены были родней 2–3 поколений или приемными) и имел неограниченную власть над се членами, включая право суда и расправы. Объединения десятков и сотен задруг в рамках прежнего племенного союза или новой территориальной области составляли жупу во главе с жупаном — князем. К Х — XI вв. эти объединения приняли форму ранних государств (или протогосударств — в зависимости от степени сложности административных и хозяйственных связей). В начале XII в. началось возвышение одной из сербских жуп — Рашки (вокруг средневекового города Раса). Территориальный рост и внутреннее укрепление княжества были взаимосвязаны с укоренением в сербском обществе феодальных связей по византийскому образцу, крупной земельной собственности, духовных владений. Важную роль в строительстве государственности играла церковь (в IX — Х вв. югославянские народы приняли христианство в основном по греческо-византийскому типу; В правление жупана Стефана Неманя (1070–1096) Рашка обрела единство государственной власти и монархических установлений. Стефан стал и основателем новой династии — Неманичей, с которыми было связано появление и расцвет нового крупного государства.

Держава Неманичей (1170–1371) объединила под властью сербских монархов большинство областей и народов Западных Балкан. Пика своего могущества государство достигло при Стефане Душане (1331–1355). При нем феодальная монархия приобрела особый вид деспотовины — государства с крайне сильной властью центрального правителя при весьма относительной политической централизации страны.

Законодательная, административная и военная власть в державе Неманичей находилась в руках короля (с 1345 г. — царя «сербов и греков»). Царь считался и патроном церковной организации, которая также получила самостоятельность от Византии и даже собственный патриархат. Церковь обладала многочисленными привилегиями, закрепленными в законах, и была одним из финансовых и судебных рычагов государственной власти. В делах законодательства важную роль играли съезды феодалов — саборы (соборы). Центральная администрация строилась в основном по византийскому образцу. Главной фигурой был логофет — канцлер. Но в целом значение центральной администрации было небольшим (это еще одна особенность деспотовины). Основная тяжесть финансового управления, ведения военных дел и надзора за юстицией лежала на местных правителях-наместниках, назначаемых царем, — жупанах, севастах. Расцвет державы Неманичей был недолгим. Укрепление царской власти вызвало обратный процесс: отпада несербских областей во главе с собственными феодальными правителями. В 1389 г. объединенные войска сербов и славянских княжеств были разбиты армией османов-турок. Королевство было поставлено в вассальную зависимость от Турции, а с 1459 г. полностью включено в состав новой империи с ликвидацией всех самостоятельных административных и судебных институтов.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 956; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!