Эпизод 1 («Диалог Маши и Леры»)



Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

Эссе на тему

«Обучение аудированию на материале художественных фильмов
(фильм «Питер ФМ»)»

 

 

Студентки 4 курса ИФиЖ

Игнатовой Алины Алексеевны

 

Саратов, 2018

 

На сегодняшний день существует множество различных способов приобщения иностранного учащегося к национальной культуре России. Этому способствует знакомство с современными литературными текстами, материалами СМИ, а также с современным российским кинематографом. Пожалуй, последний вызывает у учащихся особый интерес, поскольку просмотр кинофильмов не только способствует усвоению и закреплению нового и уже изученного лексического, фонетического и грамматического материала, развитию навыков аудирования и говорения, но также повышает мотивацию студентов и делает процесс обучения куда более увлекательным.

Многие преподаватели РКИ часто обращаются к художественному кино как ценному источнику лингвистической и экстралингвистической информации. «Аудиовизуальная природа языка фильма как бы приближает учащегося к изначальным устным основам изучаемого языка в различных его стилистических сферах, отображаемых в фильме… их изучение отвечает коммуникативным потребностям учащихся»[1].

Привлекая к работе различные видеоматериалы, преподаватель РКИ прежде всего ставят задачу познакомить учащегося с русской культурой. «Как отмечают методисты, работа с фильмом ведется для «создания динамической наглядности в процессе обучения и практики иноязычного общения, создания ситуаций такого общения на учебном занятии и формирования аудиовизуальной сферы изучения иностранного языка» [7, с. 289]. Динамичность и ситуативность кино «создает наиболее благоприятные условия для реализации в учебном процессе принципа речевых действий <…>, кино позволяет тренироваться в восприятии речи на слух в ее естественном звучании» [14, с. 98–99]»[2].

На занятии, построенном на работе с художественным фильмом, преподавателем РКИ могут быть достигнуты следующие цели:

· пополнение лексического и фразеологического запаса учащегося;

· развитие навыков чтения и письма учащегося;

· получение нового страноведческого материла, и другие.

Другим преимуществом данного вида работы является то, что он подходит учащимся всех уровней, включая уровни А1 и А2. Помимо уровня владения языком при выборе фильма также стоит обратить внимание на национальность студентов и их возрастную категорию.

Прежде всего при таком виде работы необходимо грамотно подобрать художественный фильм, так как от этого выбора будет зависеть успех одного или нескольких тематических уроков. «Так, Т.В. Страмнова и Г.А. Шантурова относят к основным принципам отбора художественных фильмов [4: 71]:

а) их страноведческую ценность, позволяющую использовать эти киноленты для знакомства с различными сторонами жизни и культуры страны, историческими этапами ее развития;

б) актуальность темы, стимулирующей познавательный интерес и творческую активность учащихся;

в) наличие в фильме конфликта, обеспечивающего при дальнейшей работе над ним проблемное обсуждение и дискуссию;

г) учет:

• возрастных особенностей учащихся, определяющих интерес к конкретным общественным, социальным проблемам;

• национальных особенностей учащихся, их различного кинозрительского опыта, опирающегося, главным образом, на произведения национальной кинематографии;

• учебных интересов учащихся, проявляющихся в желании практически проверить свои знания на доступном для их понимания фильме;

• психологических критериев, предъявляемых к фильму, отобранному для просмотра»[3].

Для моего эссе примером, удовлетворяющим вышеперечисленным критериям, стал художественный фильм О. Бычковой «Питер FM» (2006). Стоит отметить, что при знакомстве с различными исследовательскими материалами по преподаванию РКИ фильмы этого режиссера не раз упоминались в качестве возможного обучающего материала, например, кинофильм «Плюс один» (2008). Однако куда чаще исследователями предлагаются все-таки советские фильмы, такие как «Ирония судьбы, или С легким паром!» и подобная классика отечественного кинематографа.

Киноленту «Питер FM» можно считать относительно новой и отражающей современную действительность. Главные, а также большинство второстепенных героев, являются молодыми людьми, что сближает их с иностранными учащимися, а значит, повышает мотивацию студентов к работе с фильмом.

С данным видеоматериалом рекомендуется работать со студентами, владеющими русским языком в объеме не ниже I сертификационного уровня (B1). Владение таким уровнем подразумевает, что у учащихся имеются базовые знания, необходимые для понимания речи актеров, возможности дать ответ на вопрос по содержанию просматриваемой киноленты и обсуждения поднятых в ней проблем, а также для выполнения простых речевых упражнений.

Главными целями занятий с привлечением видеоматериалов являются:

· пополнение лексического и фразеологического запаса студента;

· развитие коммуникативных навыков студента;

· развитие навыков чтения студента;

· развитие навыков письма студента;

· пополнение страноведческой и культурологической информации.

Работу с видеоматериалом рекомендуется разделить на несколько этапов: это связано с продолжительностью занятия, выполнением предпросмотровых и послепросмотровых заданий, а также непосредственным просмотром видеоматериалов.

Предпросмотровые задания нацелены на снятие у учащихся возможных языковых трудностей, возникающих при просмотре. С помощью преподавателя студенты знакомятся с новой лексикой, необходимой для понимания выбранного видеоматериала. Также преподаватель может задать аудитории несколько вводных вопросов по теме: такой вид деятельности помогает развивать речевую деятельность учащихся, а также концентрирует внимание каждого из присутствующих на занятии.

Послепромотровые занятия нацелены на проверку понимания увиденного, закрепление полученных речевых и прочих навыков, формирование умений использовать полученную информацию в будущем и прочее.

Попробуем составить возможные модели практической деятельности на занятиях РКИ с привлечением художественного фильма «Питер FM».

МОДЕЛЬ 1

Эпизод 1 («Диалог Маши и Леры»)

– А ты чего?

– Да, фигня.

– Кольца купили?

– Две штуки.

– Покаж.

– Костик забрал.

– Правильно, еще посеешь.

– И он сказал то же самое.

– Счастливая ты Машка.

– Лерыч, они с этой свадьбой все, как с ума посходили. Костик все время бегает, что-то договаривается, куда-то звонит. Мамы, мамы, обе составляют меню, букеты.

– О, на свадьбе, букетом в меня целься.

– Люди встречаются, люди влюбляются, женятся. А вот если бы на свете жили не два пола – мужской и женский, а например целых пять и что бы спасти человечество от вымирания, нужно было бы собраться впятером, ну, а если первый – заболел, второй – опоздал, третий перепутал пароли и явки, четвертый – просто передумал, получается что к любви готов только пятый, но что же он может один? Как все-таки здорово, что есть только мужчины и женщины.

I. Предпросмотровые задания

1. Ответьте на вопросы по содержанию отрывка.

1) Что купила Маша? Почему она не взяла с собой свою покупку?

2) Волнует ли что-нибудь Машу?

3) О чем рассказывает Маша радиослушателям?

2. Найдите в словаре значения следующих слов:

посеять; целиться; пол.

Сколько значений вы нашли?

3. Составьте с данными словами словосочетания.

4. Обратите внимание на полную форму русского имени и производные от нее:

Мария – Машка, Константин – Костик, Валерия – Лерыч.

Какие другие производные от имен вам известны?

II. Просмотр эпизода

Повторный просмотр отрывка, обсуждение которого последует далее.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!