Десятое: Порицание того, кто не беспокоится о совершении дел.



 

От предшественников, да помилует их Аллах, передаётся огромное множество высказываний с порицанием тех, кто не заботится и не проявляет внимания к делам. Из них: сказал Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах: «Знание, согласно которому не поступают подобно кладу, из которого не расходуют на пути Всемогущего и Великого Аллаха». [Передал аль-Хатыб в «аль-Икътида» 12. Сказал аль-Альбани: «Его цепочка передатчиков иснад – маукъуф т.е. доходит до сподвижника и в ней нет проблем ля баъса бих»].

 

Был спрошен имам Ахмад о человеке, который записывает хадисы, добавляя всё больше и больше, и он сказал: «Необходимо также, чтобы он совершал деяния (в соответствии с ними) по мере записывания и поиска» Затем имам сказал: «Пути знания подобны путям имущества: когда имущество увеличивается – увеличивается и размер закята с него» [Там же с.148].

 

Сказал аль-Хатыб в вышеупомянутой книге (с.20): «Так же как не принесет пользы имущество, кроме как при расходовании с него – не принесет пользы и знание, кроме как при совершении дел в соответствии с ним и соблюдении его обязательных требований. Так пусть же взглянет человек на свою душу и использует её время, ведь, поистине, жить осталось мало, отправление (в вечную жизнь) – близко, путь – опасен, обольщение – одолевает, риск (оказаться в убытке) – велик, требующий отчета – видящий, Аллах, Пречист Он – в засаде (всегда наблюдает за всеми делами Своих рабов), к Нему — возвращение и прибытие: «…и кто (в своей жизни) совершил благое (дело) (даже хоть) на вес пылинки, увидит его (в книге своих дел записанным, и возрадуется этому), и кто (в своей жизни) сделал плохое (дело) (даже хоть) на вес пылинки, увидит его» (аз-Зальзаля, 7-8)».

 

Сказал аль-Хасан аль-Басри, да одарит его Аллах Своей милостью: «Был ниспослан Коран, чтобы совершали деяния в соответствии с ним, а люди сделали деянием его чтение».

 

Упомянул эти слова Ибн аль-Джаузи в своей книге «Тальбису иблис» (с.137) и сказал: «Т.е. они ограничились лишь его чтением и оставили совершение дел в соответствии с ним».

 

Сказал человек Ибрахиму ибн Адхаму: «Сказал Аллах, Пречист Он: «Зовите Меня [обращайтесь с мольбой ко Мне], (и) Я отвечу вам [дам то, что вы просите]» (Гъафир, 60) так почему же мы взываем, но не получаем ответа?” Ответил ему Ибрахим: “По причине пяти вещей”. Он спросил: “Каких же?” Ответил (Ибрахим): “Вы узнали об Аллахе, но не отдали Ему Его право, и вы читали Коран, но не стали действовать согласно тому, что есть в нём, и вы сказали: «Мы любим посланника, да благословит его Аллах и приветствует», но оставили его сунну, и вы сказали: «Мы проклинаем* иблиса», но подчинились ему, и пятое: вы занялись недостатками людей, а собственными недостатками заниматься не стали”». [См.: «Джами’ байан-иль-‘Ильм» 1220].

 

*[Аллах проклял Иблиса и мусульмане должны быть убеждены в том, что он — проклятый, однако, мы не занимаемся руганью, поношением и произнесением проклятий в его адрес, т.к. всё это не приносит пользы, а, наоборот, радует шайтана и помогает ему в одолении человека. От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не ругайте шайтана, а прибегайте к Аллаху за защитой от его зла». аль-Мухлис 9/196 ад-Дайлями 4/148, Тамам в «аль-Фауаид» 1/122. Аль-Альбани назвал достоверным. См.: «ас-Сильсилят-ус-Сахиха» 2422. Необходимо, как указал на это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, для избавления от шайтана и его наущений либо помянуть Аллаха, либо сказать: «би-сми-Ллях», либо обратиться к Нему за защитой от побиваемого. Это будет полезнее для человека и ненавистнее для шайтана. См.: «Зад-уль-Ма’ад» 2/355].

 

 

Сказал Суфйан ас-Саури: «Да одарит Аллах милостью Абу Хазима*, сказавшего: “Довольны сегодня люди знанием, оставив деяния”». [Передал имам Ахмад в «аль-‘Иляль» 2659].

 

 

*[Это Саляма ибн Динар аль-А’радж, который был усердно поклоняющимся ‘Абид и достойным доверия ас-Сикъа].

 

Сказал Малик ибн Динар: «Поистине, если раб приобретает знание для совершения деяний, то это усмиряет, успокаивает его, а если приобретает для чего-то иного, то оно добавляет ему распутства или гордости». [Передал аль-Хатыб в «аль-Икътида» 31, 32, 33. Сказал аль-Альбани: «Его цепочка передатчиков иснад – маукъуф т.е. доходит до сподвижника и в ней нет проблем ля баъса бих»].

 

Сказал ‘Абду-Ллах ибн аль-Му’таззи: «Знание без дел подобно дереву без плодов».

Также он сказал: «Знание лицемера (аль-мунафикъ) проявляется (лишь) в его словах, а знание верующего (аль-Муъмин) проявляется на его делах».

 

Сказал Ма’руф аль-Курхи: «Если Аллах желает рабу блага, то открывает для него врата деяний и зарывает для него врата споров, а если же Аллах желает для раба зла, то открывает для него врата споров и закрывает врата деяний».

 

Услышав некоторых людей, занимающихся спорами, аль-Хасан сказал: «Это народ, которому наскучило поклонение, стало легким для них слово, уменьшилась их набожность и они стали препираться». [См.: «Фадлю ‘ильми-с-саляф» стр.37].

 

Сказал Бишр ибн-уль-Харис: «Знание – благо для того, кто действует по нему, а тому, кто не совершает деяний в соответствии с ним, оно обернется вредом».

 

Сказал Суфйан ибн ‘Уйайна: «Если знание не приносит пользы, то вредит тебе».

Сказал аль-Хатыб: «Т.е. если оно не приносит пользы человеку тем, что он совершает дела в соответствии с ним, то оно принесет ему вред тем, что станет доводом против него». [Все эти сообщения приводятся в книге аль-Хатыба «Икътида-уль-‘Ильм-иль-‘Амаль»].

 

 

И из того прекрасного, что передается на эту тему – слова Суфйана, да одарит его Аллах Своей милостью. Спросили его: «Что тебе больше нравится: приобретение знаний или совершение деяний?» Он ответил: «Поистине, знания нужны для совершения деяний, так не оставляй же знания из-за деяний, и не оставляй совершение деяний из-за приобретения знаний». [Передал Абу Ну’айм в «аль-Хильйа» 7/12].

 

Заключение.

 

И я завершу нашу тему великим, красноречивым и полезным наставлением, оставляющим (в сердце) след, которое написал аль-Хатыб аль-Багъдади, да одарит его Аллах Своей милостью, в книге «Икътида-уль-‘Ильм-иль-‘Амаль» (с.18).

 

Говорит он, да одарит его Аллах Своей милостью: «Поистине, я заповедую тебе, о, требующий знания, (иметь) искреннее намерение при приобретении знаний. Заставляй свою душу совершать то, чего они от тебя требуют. Воистину, знания – это дерево, а деяния – плоды. Не считается знающим (áлим) тот, кто не совершает деяний на основе своих знаний. Не привыкай делать что-то, пока ты отчужден от знаний и (также) не привыкай изучать что-то до тех пор, пока ты не воплотишь знание на практике. Объединяй между ними двумя, даже если твоя доля в них мала. Нет никого слабее ученого, которого люди оставили из-за испорченности его пути, и (нет никого слабее) невежды, которого люди избрали (для себя примером) вместе с его невежеством, обольстившись его поклонением. Лучший исход обретет тот, кто взял немного из этого, и немного из того, если Аллах окажет ему такую милость и одарит Своего раба таким благом.

А что касается распущенности и пренебрежительности, любви к медлительности и постоянному отдыху, предпочтения безделья и покоя, склонности к безмятежности и изобилию (мирского) – то все это приводит к печальным последствиям. Конец подобного будет плохим. Знание постигается для того, чтобы воплотить его в делах подобно тому, как дела совершаются для того, чтобы обрести спасение. Если в делах не воплощается знание, оно превращается для обладателя знания в тяжелую ношу. Упаси нас Аллах от знания, которое может превратиться в бремя, стать причиной унижения и железными оковами на шее своего обладателя». Закончились слова аль-Хатыба аль-Багъдади, да одарит его Аллах Своей милостью.

 

На этом завершим наш разговор на эту тему. Просим Всемогущего и Великого Аллаха, чтобы он сделал то, что мы услышали, доводом за нас, а не против нас. Да принесет Аллах нам пользу посредством того, чему мы обучились, и научит нас тому, что принесет нам пользу. Да прибавит Он нам знаний и исправит для нас все наши деяния.

 

Пречист Ты, о, Аллах! Я свидетельствую, что нет истинного бога, кроме Тебя, прошу у Тебя прощения и приношу Тебе покаяние.

 

Да благословит Аллах, приветствует и облагодетельствует раба Аллаха и Его Посланника, нашего Пророка Мухаммада, а также его род и всех сподвижников.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!