Девятое: Обращение к Аллаху за помощью, в совершении дел в соответствии со знанием.



Урок №178 Духовно нравственное воспитание. (Желательный к изучению урок).

Плодом знания должно быть деяние.

 

 

Автор: ‘Абдур-Раззакъ ибн ‘Абдуль-Мухсин аль-Бадр (да хранит его Аллах).

Часть 4.

 

 

Седьмое: Дела — причина закрепления знания и его упрочнения.

 

Стремление к совершению деяний является причиной укрепления знаний и их упрочнения. Если деяния будут оставлены, то знания уйдут, как об этом сообщается от ‘Али, да будет доволен им Аллах: «Знание призывает деяние, и если оно не ответит, то знание исчезает» Привел Ибн ‘Асакир в «Замм ман лям йа’маль би ‘ильмих» с.38] – то есть, рассеется и забудется. Деяния на основе знаний являются причиной их укрепления и поэтому передается, что аш-Ша’би, да одарит его Аллах Своей милостью, говорил: «Для заучивания хадисов мы прибегали к деяниям по ним» [Передал Ибн ‘Абдуль-Барр в «Джами’ байан-иль-‘Ильм» 1/709].

 

Также от Абу-д-Дарды, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: «Ты никогда не станешь знающим (‘алим), пока не станешь обучающимся и не станешь обучающимся, пока не начнешь совершать деяния согласно тому, что изучаешь»[Передал аль-Хатыб в «Аль-Икътида» 16, 17].

 

С подобным великим смыслом приводится множество преданий от праведных предшественников, да помилует их Аллах, и если мусульманин посмотрит на практическую сторону жизни праведных предшественников, то ясно увидит это в их прекрасных жизнеописаниях и благословенных сообщениях о них, да будет доволен ими Аллах и да помилует их, и да воссоединит нас всех с Его праведными рабами.

 

 

Восьмое: Дела в соответствии со знанием более красноречивы при призыве.

 

Поистине, деяния, основанные на знаниях, лучше помогают призыву, чем простой призыв, без знаний. Мы упоминали слова Аллаха, Пречист Он и Возвышен, о Шу’айбе, который сказал: «И я не желаю предавать вас в том, что Он вам запретил [сам совершать то, от чего вас удерживаю]» (Худ, 88).

 

От Малика ибн Динара, да одарит его Аллах Своей милостью, передается, что он сказал: «Если ученый сам не будет совершать то, к чему призывает, то его наставления покинут сердца подобно тому, как соскальзывают капли со скалы». [Передал аль-Хатыб в «Аль-Икътида» 97].

 

От аль-Маъмуна передается, что он сказал: «Мы больше нуждаемся в том, чтобы нас призывали делами, а не словами» [См.: «Джами’ байан-иль-‘Ильм» 1236].

 

Это так потому, что регулярное совершение человеком чего-то само по себе является призывом, так как он в таком случае становится примером для подражания, и он становится предводителем (имамом) — тем, за кем следуют люди. Сказал Всевышний: «…и сделай нас образцом для остерегающихся (наказания Аллаха)!» (Аль-Фуркъан, 74).

 

Человек никогда не станет имамом, если он не объединит в себе эти благие качества, чтобы он стал образцом для людей в благих качествах. А что касается того, который много изучил, но не совершает согласно этому деяний, то подобно тому, как он сам не извлёк пользу из своих знаний, то и другие также не извлекут пользу из них.

Я расскажу вам один случай: помню, как один раз я навестил одного старца, который много поклонялся. Навестил я его в мечети, в которой он молился. Он много поклонялся, и в тот раз он сидел в мечети, ожидая после молитвы следующей молитвы. Я поздоровался с ним, мы начали разговаривать, а потом я сказал: «Ма шаа Аллах, (как прекрасно) что в этом районе есть (целая) группа искателей знания!» Он сказал: «В этом районе?!» Я сказал: «Да! В этом районе, ма шаа Аллах, живет (целая) группа требующих знания!» Он (снова) сказал: «В этом районе?!» Он повторял мне это и я понял, что его вопрос означает несогласие и отрицание. Он сказал: «В этом районе?!» Я ответил: «Да!» и тогда он сказал: «О, сынок, человек, не соблюдающий коллективные молитвы – не требующий знания!»

 

Бывает так, что некоторые люди уделяют много времени знанию, заучиванию, и повторению, однако, ты не находишь его в особенности на утренней молитве (фаджр). Не видишь его очень часто на ней. Если эта великая обязанность, самый важный столп Ислама после двух свидетельств и первое, о чем он будет спрошен в Судный День, потеряна им, то где же тогда след знаний?!

Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, как это пришло от Ибн ‘Умара, говорили:

«Если мы не видели мужчину на утренней и вечерней молитве (в мечети), то мы начинали плохо думать о нём». [Передали ат-Табарани в «Аль-Му’джам-уль-Кабир» 12/271, Ибн Хузайма 1405, Ибн Хиббан 2099. [См. также: «Сахих-ут-Таргъиб уа-т-тархиб» 417].

 

Также вспомни хадис: «Поистине, самые тяжелые молитвы для лицемеров – это вечерняя (аль-‘Ища) и утренняя (аль-Фаджр) молитвы». Хадис согласован. [Аль-Бухари 657, Муслим 651].

 

А в наше время — время бессонных ночей, очень много пропускающих утреннюю молитву и много проявления небрежности к ней.

 

Некоторые из требующих знания могут не спать ночью из-за того, что участвуют в научных диспутах на некоторые темы, а затем просыпают утреннюю молитву. Если (даже) он проводит бессонно ночь, заучивая или читая Коран, а потом (по этой причине) просыпает молитву «аль-Фаджр», то такое его бодрствование запрещено и не является дозволенным для него и он впадает в грех из-за этого.

 

Молитва, которая сегодня чаще всего пропускается – именно та, что является абсолютно самой лучшей молитвой, как пришло об этом в хадисе. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшая молитва перед Аллахом – это коллективная утренняя молитва в пятницу». [Передал его Абу Ну’айм в «Аль-Хилья», а аль-Альбани, да одарит его Аллах Своей милостью, посчитал достоверным его цепочку передатчиков иснад. См.: «Хильйат-уль-Аулийаъ» 7/207, «ас-Сильсилят-ус-Сахиха» 1566].

 

Коллективная утренняя молитва в пятницу сегодня больше всего пропускается!

Спросите об этом имамов мечетей. Это так, потому что ночь пятницы является ночью выходного дня (в мусульманских странах). Это бессонная ночь, в которую люди бодрствуют до последнего времени, затем поздно ложатся спать и просыпают эту молитву. И лучший из этих делающих упущение приходит на эту молитву с опозданием, ленивым и уставшим, а его голова — отяжелела ото сна, и он не совершает эту молитву как подобает.

А если он знает об имаме своей мечети, что он читает в этот день суры «Ас-Саджда» и «Аль-Инсан», то если он проявляет в этом постоянство, он приходит только под конец второго рак’ата. [Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Во время утренней молитвы в пятницу Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно читал “Алиф. Лям. Мим. Ниспослание…” Сура № 32 «ас-Саджда» и “Прошёл ли для человека…” Сура № 76 «аль-Инсан»» См.: аль-Бухари 891]

 

Где плоды его знаний, когда речь идет об обязательном поклонении, о котором раб в первую очередь будет спрошен в Судный День?! И тот, кто потерял её, тот тем более потеряет все остальное.

 

Девятое: Обращение к Аллаху за помощью, в совершении дел в соответствии со знанием.

 

Мы уже упоминали о том, что Пророк, мир ему и приветствия, каждый день, как об этом говорилось в хадисе от Умму Салямы, да будет доволен ею Аллах, произносил ду’а:

«О, Аллах! Я прошу у Тебя полезных знаний, благого пропитания и принятых дел».

 

Эта благодатная мольба идеально подходит именно для того времени, в которое произносил её Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, то есть, в самом начале дня. День – это время деяний, и в этот день у мусульманина может быть только три цели, и нет четвертой: (получить) полезные знания, (добыть) благое пропитание и (совершить) деяния, которые будут приняты. Поэтому будет правильным, если ты свой день начнешь с этой мольбы, сразу после утренней молитвы прочитав: «О, Аллах! Я прошу у Тебя полезных знаний, благого пропитания и принятых дел», а потом начинаешь свой день, уже попросившим у Аллаха помощи и содействия в том, чтобы получить знания, усердствовать в деяниях и добыть пропитание.

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!