Практическое значение теории социальной работы. Эклектическое мышление. Отбор в действии.



Можно ли нам в качестве альтернативы просто выбрать некоторые идеи из нескольких теорий, собрать их вместе, чтобы создать тот стиль работы, который отвечает нашей службе и нашим собственным возможностям и предпочтениям? Здесь возникает проблема эклектизма. В 1970— 1980-х гг. этой проблеме были посвящены многие исследования .Некоторые из этих исследований указывают на неясное, или «наивное. Полемика вокруг этого вопроса привела к признанию того, что практика социальной работы является эклектичной и ее следует контролировать во избежание непоследовательности и обесценивания теории в целом. Крайне сложно удержать под контролем весь спектр возможных идей и быть уверенным в их надежности при использовании. Следовательно, эклектичный подход должен предполагать постоянный, планируемый процесс, в котором принятые решения проверяются в групповой работе, а не основываются на случайных или индивидуальных критериях. Этот подход согласуется с теорией социального конструктивизма, утверждающей, что конструкции представляют собой социальные, а не индивидуальные феномены. Поскольку при комбинировании и адаптации разнообразных теорий может возникнуть путаница, важно понимать происхождение, значение, методы и цели теоретических направлений, лежащих в их основе, а также их взаимную совместимость (несовместимость).Эклектичный подход в действииИсходя из вышесказанного, можно выделить следующие условия применения эклектичного подхода и отбора:-специалисты работают с клиентами в соответствие с профессиональными требованиями и правилами, существующими в службах;- руководствуясь этими критериями, они отбирают теории, согласующиеся с принципами работы их группы, которые также пересматриваются в свете новых теорий;- наряду с основной теоретической моделью могут применяться и другие практические концепты из различных теорий; например, при необходимости могут быть задействованы концепция кризиса и базовая модель кризисной интервенции. Отбор в действииОтбор теорий должен осуществляться с учетом следующих моментов: - в специализированных службах работа может строиться на основе определенной теории. Так, в кризисном центре для женщин главной теорией будет выступать феминизм. Центр может подбирать работников, у которых уже сложилось представление о феминизме, или же туда приходят специалисты, заинтересованные в развитии своего собственного теоретического круга; - в службах обшей направленности социальные работники могут самостоятельно или совместно с коллегами принимать решение о более адекватном применении той или иной теории в работе с определенной группой клиентов. Соответственно этот выбор будет подкрепляться наблюдением, поддержкой и обучением; - поскольку в настоящее время многие представители социальных служб работают в многопрофильных группах, им необходимо применять или, по крайней мере, знать, какие теории используются другими специалистами. И наоборот, специалисты смежных профессий должны обладать определенным знанием о теориях социальной работы.Осторожный, согласованный и планомерный подход должен помочь в преодолении проблем, связанных с эклектизмом. Таким образом, мы можем отбирать теории на основе их соответствия потребностям специалистов и клиентов, принимая во внимание диапазон их возможностей, исключаяпри этом неприемлемые варианты и стремясь к конкретизации идей из общих теорий.

16)Практическое значение теории социальной работы. Рефлективное, рефлексивное, критическое мышления. Специалисты следовали двум процессам: вначале давали ситуации критическую оценку, а затем выстраивали поэтапно гипотезы, которые позволили им разработать план дальнейших действий. Критическая оценка включала выделение главного, критический анализ поступающей информации, а также выявление закономерностей происходящего и поиск адекватных действий Гипотезы были нескольких видов: конкретные, затрагивающие отдельные аспекты случая, общие, направленные на анализ общей ситуации, и теоретические, отражающие возможные меры, а также необходимые юридические и административные процедуры. Затем специалисты разрабатывали принципы активных действий.В последнее время в дискуссиях по этому вопросу особое внимание уделяется проблемам критического и рефлективного мышления. Фук (2002),сравнивая два процесса, отмечает, что рефлективное мышление, в частности, означает процесс проработки ситуаций, в то время как рефлексивное мышление связано с рассмотрением как можно большего числа мнений относительно ситуации, особенно позиций клиентов и их социального окружения. Критическое мышление подразумевает переосмысление существующего социального порядка и активную работу по продвижению социальных изменений. (пример Недавно кто то работал с тяжело больным мужчиной, находящимся в конфликтных отношениях со своей женой и обвиняющим ее в неудачах их семейной жизни. Рефлективное мышление помогло мне продумать ситуацию и объяснить клиенту возможные причины происходящего. У его жены, однако, было другое мнение. Она считала, что муж проецирует на нее свои собственные установки и поведение. Их дети придерживались совершенно противоположных взглядов. Поэтому рефлексия была необходима при обсуждении этих позиций и сведении их воедино. Используя критическое мышление, я осознаю, что часть этого конфликта связана с традиционным представлением о тендерных отношениях: то, что раньше принималось моим клиентом за норму, сегодня перестало ею являться. Одна из задач моей работы — обсуждение изменений тендерных ролей в современном обществе, так чтобы мнение обоих супругов стало единым и муж смог попросить у жены прощения перед своей смертью)(Рефлективное мышление рассматривается в книге Аргайриса и Шона. Здесь показан другой аспект, отражающий применение теоретических знаний специалистами в работе с людьми. В позитивизме доказательства формируются на основе «технической рациональности». Так, в технических профессиях используются природные материалы, сохраняющие схожие свойства в одних и тех же обстоятельствах. Даже в медицине применяются препараты, влияние которых на человеческий организм предсказуемо; это и есть пример технического рационального применения знания. В то же время в других аспектах медицины, например при общении с пациентами как в социальной работе, так и в сестринском деле, преподавании и других смежных профессиях, теоретическое знание адаптируется к реалиям ситуации. Аргайрис и Шон полагают, что специалисты имеют в своем распоряжении базовые инструкции и руководства, но приспосабливают их к требованиям практической деятельности. Когда они сталкиваются с новой ситуацией, то проверяют новые методы, проводя «эксперименты на практике», которые затем отражаются в инструкциях. Профессиональная подготовка поэтому включает обучение распознаванию новизны ситуации и создание новых методических руководств на основе практического экспериментирования. Этот подход широко используется и систематически развивается в обучении педагогическим профессиям, сестринскому делу и социальной работе.)Данный подход вызывает несколько критических замечаний. Прежде всего, предполагается, что все разнообразие ситуаций находит отражение в практических руководствах, согласующихся с социальным порядком. Однако бывает так, что многие ситуации требуют изменения социального порядка или же практические методы не совпадают с теми, которые предполагаются в существующем руководстве. Отсюда следует, что профессионал обладает потенциалом экспериментирования, однако в реальности деятельность специалистов во многом определяется политикой службы и постановлениями правительства. Поэтому важно видеть ситуации, где есть необходимость в более радикальных изменениях, а также в дополнительных ресурсах или ресурсах другого рода. Этот подход, в частности, применяется в критической теори, которая основана на рефлективном мышлении.Рефлективная практика означает не только обдумывание самого процесса и рассмотрение всех аспектов ситуации (Пэйн). Она предлагает структурированную систему мышления для специалиста, либо включенного в ситуацию , либо обозревающего результаты применения той или иной техники после события («рефлексия действия»). В любом случае это осмысление помогает усовершенствовать последующие действия.Осуществление рефлективной практики представляет собой довольно сложный процесс. Гудман считает, что навыки рефлективной практики можно развить с помощью трех методов: -рефлексии достижения отдельных целей, таких, как согласование практических технологий и политики служб; - рефлексии взаимосвязи между принципами и практикой, т.е. той области, в которой теории практической деятельности становятся интегральной частью практики; - рефлексии объединения этических и политических интересов, которые, например, напрямую относятся к критической и феминистской практике и включают понимание основного политического значения всех теорий.

В медицинских профессиях рефлективная практика является частью постоянного обучения и развития, поскольку такие техники, как ведение медицинских карточек и журналов, а также акцент на «критических» или особо значимых случаях включают очевидный рефлексивный компонент Джеспер.В 1990-е и 2000-е гг. в рамках рефлективной практики сформировались два направления: рефлексивность и критическое мышление. Особое значение они приобрели в критической и феминистской теориях. Рефлексивность связана с качественными методами исследования, в частности она характерна для феминистских исследований. Рефлексивность означает циклический процесс, в котором непосредственно изучается влияние исследуемых объектов на наше собственное мышление и действия. Пэртон иО'Байн рассматривают рефлексивность как способ реакции на уникальность каждого индивида. Рефлексивность достигается только в том случае, если мы стремимся выявить уникальность индивидов, с которыми проводится работа, а также отреагировать на нее. Рефлексивность подсказывает нам, что обобщения должны проверяться в каждом конкретном случае. Следовательно, согласно теории реализма, каждое общее утверждение представляет собой контекст для проявления индивидуального случая. Выявляя индивидуальность отдельного человека, мы сравниваем его с общим и адаптируем нашу реакцию к своему представлению об общем (теория) и частном (индивид, с которым мы работаем).Финлэй (2003) выделяет следующие способы рефлексивного действия: - интроспекцию — погружение в свое внутреннее «Я», проработку собственных мыслей и причин их возникновения; - интерсубъективную рефлексию — совместную рефлексию; - взаимное сотрудничество в поиске и согласовании вариантов изменения мышления; - использование рефлексивности как социальной критики, которая критикует тех, кто ее избегает. Гарднер (2003) предложил методику критической рефлексии в ситуациях, характерных для работы в малых социальных группах, которая содержит несколько принципов: - акцент на субъективных историях и рассказах,участников;-привлечение наименее активных членов мал#й социальной группы; - помощь участникам в понимании зависимости их личного опыта от структурных проблем общества; - феминистская перспектива ; - внимание к процессу работы и к ее результатам.Для того чтобы подобные методики могли себя оправдать, необходимо вовлекать в рефлексивный процесс клиентов, пользователей услуг и членов малых социальных групп, а также специалистов смежных профессий. Только при условии активной рефлексии деятельность может считаться профессиональной социальной работой. Сами клиенты также могут являться источником обмена знаниями и опытом. Критическое мышление Рефлексивность на практике приобретает форму критического мышления. Данный термин имеет два значения. Первое связано с логическим мышлением и его языковым выражением. В центре исследований этого направления — анализ языка, а также прикладной риторики и логики. Второе — с использованием критических подходов в социальных науках к обсуждению практики социальной работы. Бречин (2000) выделяет два основных принципа критической практики: уважение точки зрения другого и открытость, отсутствие шаблонов. В данном подходе анализируются основные рефлексивные принципы: формирование эффективных отношений, в которых специалисты могут апеллировать к разнообразным позициям и точкам зрения, стремление к активизации клиентов путем раскрытия их возможностей и подчеркивания изменений к лучшему. В книге Пэйна и его соавторов (2002) анализируется критическая перспектива в социальных науках и подчеркиваются следующие принципы критической практики:- определение открытости и неопределенности как возможности для творческой практики; - поиск вариантов перехода от личностного роста к коллективным отношениям и социальным изменениям; - внимание к языку; - внимание к властным отношением; - изучение содержания, а также методов оценки и критического обсуждения;- критическое переосмысление идеологического значения принимаемых решений и оказываемых услуг; - детализация различных точек зрения на ситуацию; - понимание контекста, а также теоретической и ценностной позиции; - создание у каждого участника общего представления о процессе и событиях; - формирование единого понимания выбранного подхода и соответствующего контекста. Каждая теория сравнивается с другими теориями, которые также привлекаются для ее оценки. Таким образом, к рефлексивным принципам относятся:- дуалистический подход. Многие концепты, особенно ценностные, содержат анализ противоположных точек зрения. Например, когда проблема связана с конфиденциальностью, мы задаемся вопросом: «Какие сложности вызывает необходимость соблюдать конфиденциальность?» Или же, когда нас волнует проблема самоактуализации, мы задаем вопрос: «Каких правил нужно придерживаться, если клиент стремится к самоактуализации?» Берлин (1990) утверждает, что такое дихотомическое мышление однако в данном случае слишком акцентируются экстремальные позиции, а проблемы реальной жизни кажутся элементарными. Теоретики критического и феминистского подходов высказывают сомнения в ценности дихотомического мышления, поскольку оно упрощает события и рассматривает их в оппозиции друг к другу. Важно использовать дуалистический подход, в котором альтернативные решения не исключают друг друга, а сосуществуют;

- рационально-эмоциональный подход. Рациональное восприятие проблем характерно для целевого подхода в работе со случаем, а также для когнитивно-поведенческой работы. В психодинамическом и гуманистическом подходах, напротив, делается акцент на эмоциональную мотивацию. В практической деятельности важно осознавать, с какой точки зрения анализируются проблемы, связываются ли они с мыслительными процессами или с восприятием, эмоциями, волевыми процессами. Когда поставлен тот или иной акцент, то важно задаться вопросом: «Какие эмоции (представления) выражаются в данном случае?» Фактически это является частным случаем дуалистического подхода;

- анализ властных отношений. Анализ проявлений властных отношений помогает учитывать политический контекст любой ситуации. Профессиональное взаимодействие обусловливается совокупностью политических факторов, таких, как прошлый опыт клиента и специалиста, а также особенности социальной службы и ситуации (Пэйн, 1993);

- альтернативный подход. Социальная работа конструируется с точки зрения трех различных подходов. Однако в отношении к любой ситуации эти подходы применяются в той или иной степени и имеют определенное значение как метод анализа. Например, можно стремиться к выполнению правил, принятых в социальной службе, пытаясь подстроить под них работу с клиентами (индивидуал-реформистский подход), можно ставить вопрос об изменении сложившейся ситуации (социалистически-коллективистский подход) или же определять способность клиента к личностному росту (рефлексивно-терапевтический подход). Таким образом, ситуация рассматривается с точки зрения различных перспективе.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 571; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!