Восстановление функции буквенного гнозиса



Этот вид обучения является по существу главным видом рабо­ты по восстановлению чтения при первичной оптической алексии (см. ч. I).

Восстановление функции лицевого гнозиса

Выполнение этой задачи требует специальной работы, которая начинается с выяснения степени знакомости больному лиц извест­ных людей, изображенных на различных портретах. Затем, привле­кая наиболее знакомые портреты, проводится «оживление» зри­тельного образа того или иного лица на основе связанных с ним вербальных, музыкальных, живописных, научных и других ассо­циаций (прослушивание стихов, обсуждение содержания произве­дений известных поэтов или писателей, изображенных на предъяв­ляемых больному портретах; прослушивание песен, отрывков из музыкальных произведений, арий, пьес, написанных композитора­ми, изображенными на портретах; рассматривание картин худож­ников и т.д.).

В качестве приема, стимулирующего оживление лиц людей, знакомых больному до болезни, рекомендуется рассматривание се­мейных альбомов фотографий в присутствии на занятии кого-либо из членов семьи больного или его близких друзей.

Наконец, полезна работа по психологическому анализу портре­тов (обсуждение лиц с привлечением понятий «молодой, старый, добрый, злой, открытый, угрюмый, веселый» и т.д., сравнение лиц различных людей, выявление схожести и несхожести лиц с анали­зом причин констатируемого сходства или несходства).

Восстановление функции цветового гнозиса

Данный раздел восстановительного обучения предполагает вы­работку у больного обобщенного категориального отношения к цве­ту. С этой целью используются следующие виды работы с больным:

• «смысловое обыгрывание» понятия того или иного цвета на основе оживления наиболее стереотипных образов, связанных с ним. Например, «обыгрывая» красный цвет, больному предъяв­ляются картинки с изображением красного знамени, пионер­ского галстука, красного помидора, красной рябины и т.д. Каж­дая картинка имеет подпись, на которой слово «красный» вы­делено крупным шрифтом. Внимание больного обращается на то, что все эти предметы одного и того же цвета. Таким же об­разом проводится «обыгрывание» других цветов, а также их от­тенков. Голубой оттенок, например, ассоциативно связывается с ясным небом, голубыми глазами и т.д.;

• предъявление контурных изображений тех же предметов с за­данием раскрасить их по соответствующим образцам, т.е. пере­нести цвет с одного рисунка на другой;

• предъявление контурных изображений тех же предметов с за­данием раскрасить их самостоятельно, а не по образцу;

• «смысловое обыгрывание» цветовой гаммы. Для выработки понятия гаммы привлекается музыкальная гамма, которая напе­вается или проигрывается больным на каком-либо музыкаль­ном инструменте. Обращается внимание больного, что элемен­ты гаммы близки один к другому, но последовательно отлича­ются по высоте тона. «Выстраивание» цветовой гаммы проводится с опорой на наглядно-вербальные ассоциации. Так, больному демонстрируется какой-нибудь плод, например, по­мидор, в разных стадиях созревания: от бледно-розового до яр­ко-красного. В названиях цветов подчеркиваются слова: свет­лый, светлее, бледный, темный, темнее, жидкий, густой, соч­ный и т.д.;

• нахождение заданного цвета в серии разноцветных предмет­ных изображений и абстрактных, например, геометрических фигур;

• классификация цветов и их оттенков:

— самостоятельный подбор больным цветовой гаммы, впле­тенной в определенный сюжет. Например, предъявляется серия ри­сунков с изображением какого-либо пейзажа и предлагается разло­жить их в порядке, демонстрирующем стадии постепенного потем­нения неба; — выстраивание больным абстрактной «несюжетной» цветовой гаммы из предъявленных ему оттенков одного и того же цвета;

— «выстраивание» больным нескольких цветовых гамм из от­тенков различных цветов.

Восстановление оптико-пространственной функции, нарушенной по доминантному типу

Данный вид работы подчинен главной задаче восстановления высших, обобщенных уровней пространственно-ориентировочной деятельности. Эта работа включает следующие направления:

• восстановление схематических представлений о пространст­венных соотношениях объектов действительности. С этой це­лью предлагаются такие упражнения, как поворот фигуры в пространстве. Сначала эта работа проводится на материале, оформленном ситуативно, сюжетно: больному предъявляют макет комнаты с фигуркой стоящего посредине человека и про­сят повернуть ее лицом к двери. Затем дается инструкция по­вернуть фигуру к себе и от себя. С течением времени опора на ситуацию устраняется и осуществляется переход к оперирова­нию геометрическими фигурами — реальными, затем — рисо­ванными;

• работа с географической картой, которая включает:

— нахождение сторон и частей света;

— нахождение тех или иных объектов — стран, городов, рек и т.д.;

— перенос географических объектов с обычной карты на немую;

— самостоятельное заполнение немой карты с предваритель­ным ознакомлением с данной местностью по обычной карте;

• работа с часами:

— «оживление» роли цифр, стрелок, делений на минуты и т.д. Подобное «оживление» может проводиться с помощью обыгрывания наиболее стереотипных значений понятия времени и его компонен­тов. Так, обсуждаются понятия «полночь», «полдень», «5 минут», «минута», «час» и пр., в прямом и переносном смысле. Приводятся примеры из хорошо знакомых больному произведений художест­венной литературы, текстов песен, сказок, кинофильмов и т.д.;

— расстановка стрелок на часах соответственно заданному времени;

— анализ различий при симметричном расположении стрелок в правой и левой части циферблата;

— списывание с циферблата цифр по расставленным стрелкам; — самостоятельное обозначение заданного времени на немых часах и т.д.;

— схематическое изображение пространственных ситуаций на чертеже-плане пути, комнаты и т.п. В дальнейшем пространствен­ные ситуации предъявляются вне вербального контекста;

• идентификация аналогичных пространственных ситуаций, в которых участвуют различные объекты. Например, больному предъявляется ряд рисунков: кошка на стуле, книга па столе, книга в ящике, собака под стулом, лампа над столом, посуда в буфете, тапочки под кроватью, птица над домом, книги в портфеле, ваза на шкафу и т.д. Больной должен указать те ри­сунки, на которых изображены аналогичные пространствен­ные ситуации;

• соотнесение реальных пространственных ситуаций с их схе­матическим изображением (см. схему обследования больных с нарушением высших психических функций). Для облегчения решения этой задачи в начале обучения реальные рисунки и схемы сопровождаются подписями в виде предлогов. Затем эти подписи убираются, и больной оперируют «голыми» рисунками и схемами;

• уточнение значений слов с пространственным значением (внизу, вверху, далеко, близко, сбоку, рядом, в отдалении, на­право, налево и т.д.), а также автоматизация этих слов в собст­венной речи больного.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 375; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!