Глобальные проблемы общественного развития.



Для современного этапа развития земной цивилизации характерны следующие черты:

а)разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений, чередование прогресса, регресса, застоя, упадка;

б)неуравновешенность системы межгосударственных отношений;

в)ускорение темпов социально-экономического и научно-технического развития;

г)нарастание тенденций к взаимосвязи, целостности, единству всего человечества;

д)обострение противоречий общечеловеческих интересов с интересами национального или иного характера, между индустриально развитыми странами и странами развивающимися, между возможностями биосферы Земли и растущими потребностями её жителей.

Глобальные проблемы—это проблемы, затрагивающие коренные интересы всего человечества в целом и каждого жителя Земли в отдельности. Эти проблемы могут быть разрешены только объединением усилий всех стран.

Причиной возникновения глобальных проблем является преобладание стихийности в управлении природными и общественными процессами, потребительское отношение к социоприродным ценностям.

Глобальные проблемы и пути их решения:

1.Экологические проблемы—рост материального производства влечёт за собой такие необратимые процессы, как загрязнение морей и океанов, атмосферы Земли, истощение озонового слоя, исчезновение лесов, сокращение запасов пресной воды, эрозия почвы и т.п. Экологическую катастрофу можно предотвратить, перейдя к разумному природопользованию, внедрению в производство безотходных технологий, выработке чётких правовых норм, регулирующих отношения человека и природы.

2.Проблемы войны и мира—мир стоит на пороге третьей мировой войны, чему способствуют наличие у многих стран ядерного, химического и бактериологического оружия, а также региональные кризисы и конфликты, порождающие гражданские войны, международный терроризм, национальный и региональный экстремизм.
Эффективное решение национальных, региональных и планетарных проблем возможно ненасильственным путём, на основе диалога и взаимопонимания, полного и всеобщего разоружения, перехода к многополярному мироустройству, использования ООН в интересах всего человечества.

3.Демографические проблемы—темпы роста населения в развивающихся странах превышают темпы роста средств его существования, что ведёт к увеличению нищеты и ухудшению качества жизни, а в России и развитых странах Запада наблюдается сокращение рождаемости при всё более увеличивающемся уровне благосостояния. Решение демографической проблемы (рождаемость, смертность, плотность и миграция населения) возможны на следующих путях:

а)сокращение рождаемости (запрещение ранних браков, «планирование семьи», «пропаганда системы одного ребёнка»);

б)социально-экономические преобразования, ведущие к росту благосостояния;

в)рост рождаемости на основе учёта характера сложившихся в каждой стране общественных условий жизни.

 

 

Тема 6. Сферы общественного бытия.

План темы.

1.Производственно-экономические отношения.

2.Социальная сфера.

3.Политические отношения.

4.Духовная жизнь общества.

 

Производственно-экономические отношения.

Производственные отношения—это отношения между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, которые складываются на основе определённого уровня развития производительных сил.

Производительные силы—это совокупность вещных и личностных элементов производства, указывающих на степень овладения человеком природными явлениями.

Основой производственных отношений являются отношения собственности, которые связаны с владением, распоряжением и пользованием средствами производства.

Производительные силы состоят из средств труда, предметов труда, источников энергии, технологии и способов организации производства. Но основной составляющей производительных сил является человек, активность которого обусловлена его потребностями и способностями, наличием или отсутствием производственного опыта, квалификации, уровнем общего и профессионального образования, трудовой мотивацией.

Производительные силы и производственные отношения с разных сторон характеризуют один и тот же способ производства, т.е. способ, каким осуществляется в данную историческую эпоху соединение средств производства с его работникам.

Ведущим компонентом производительных сил являются орудия труда и связывающие их технологии. Изменение орудий труда и внедрение в материальное производство новых технологий могут привести к революционным переворотам в производстве.

Исторические перевороты в производстве:

а)переход от каменных к металлическим орудиям труда;

б)переход от ручного труда к машинному;

в)переход к автоматизированной системе, управляемой с помощью ЭВМ.

Компьютерная революция подготовила почву для перехода от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу.

Характерные черты информационного общества:

а)интеллектуализация всех сфер жизни;

б)создание социально-информационной структуры, охватывающей производство, сбыт, транспорт, управление, сферу услуг, образование, медицину, науку ит.д.;

в)превращение информации в важнейший ресурс общества;

г)развитие сетей когнитивной информации, т.е. таких коммуникаций, через которые будут решаться профессиональные и личные проблемы человека;

д)трансформация информационной деятельности в самую большую и важную отрасль человеческой деятельности.

В информационном обществе постепенно должны складываться условия для перехода от техногенной к антропогенной цивилизации.

Социальная сфера.

Материальную основу социума как общественного бытия составляют также классовые, профессиональные, этнонациональные, интернациональные, региональные, демографические, расовые, семейные и другие общности. Все эти общности вместе с многообразием взаимосвязи между ними представляют собой социальную структуру общества. Её генезис обусловлен типом социально-экономических отношений:

а)в первобытном обществе преобладали родоплеменные отношения;

б)в рабовладельческом обществе появляются классы, профессиональные коллективы, народности;

в)в феодальном обществе формируется новая классово-групповая система: феодалы, крестьяне, социально-юридические сословия, монашеские и рыцарские ордена, ремесленные цехи и др.;

г)в индустриальном обществе возникает классическое деление общества на буржуазию, наёмных рабочих и интеллигенцию;

д)в информационным обществе возникают три класса: высшие чиновники, крупные бизнесмены («золотые воротнички»), средний класс, т.е. мелкие предприниматели, интеллигенция, работающая по найму («белые воротнички») и производственные или непроизводственные работники («синие воротнички»).

Индустриальное общество, интеграция  экономической жизни и образование мирового рынка обусловили рождение наций, которые сложились на основе общности происхождения, языка, территории, экономических связей, культуры и психологии.

Национализм (утверждение национального превосходства и избранности) нередко внедряется в общественное сознание преднамеренно, с целью отвлечь общество от кризисных явлений, перенести недовольство людей на иной объект. Национализм и его крайние проявления (шовинизм и ксенофобия) подчас выступают в союзе с расизмом (дискриминация людей по морфологическим и физическим признакам). Современная наука утверждает, что существующие на Земле расы биологически равноценны, а неравномерность их развития обусловлена прежде всего социальными причинами, такими как сегрегация (отделение цветного населения от белых), апартеид (лишение гражданских прав негритянского населения) и т.п.

Одним из древнейших видов социальной общности является семья.

Семья—это общность, основанная на отношениях между супругами с целью продолжения человеческого рода, социализации подрастающего поколения, ведения общего хозяйства и духовного общения.

Типы семей:

а)полная (традиционная), в которой представлены оба супруга (муж, жена и дети);

б)неполная (современная), в которой представлен один супруг (один из супругов и дети).

Наиболее здоровой и перспективной является полная семья, основанная на равенстве супругов, их физической и духовной близости.

Политические отношения.

Политика—это отношения между социальными группами, классами, нациями или государствами, связанные с борьбой данных социальных групп и организаций за власть, с определением содержания, форм и способов деятельности государства по управлению делами общества.

Государство—это политическая организация принуждения, характеризующаяся наличием публичной власти, права, налогов, а также разделением людей по территориальному признаку.

Государство не совпадает с обществом, т.к. общество—это исторически сложившиеся взаимоотношения между людьми в различных сферах деятельности.

Гражданское общество—это совокупность неполитических отношений (семейных, религиозных, эстетических и т.п.).

Партия—общественная организация, представляющая интересы тех или иных социальных групп. Она имеет свой устав и свою программу, которые регламентируют её деятельность.

Типы государств:

а)рабовладельческое;

б)феодальное;

в)буржуазное;

г)социалистическое.

Формы правления в государстве:

а)монархия;

б)республика.

Формы устройства в государстве:

а)унитарное;

б)федеративное;

в)конфедеративное.

Формы режима в государстве:

а)тоталитаризм;

б)фашизм;

в)демократия;

г)либерализм.

Тип государства детерминирован базисными экономическими отношениями. Он показывает, какой социальный класс осуществляет власть.

Духовная жизнь общества.

Духовная жизнь общества включает духовное производство, духовные отношения между людьми, организации и институты, осуществляющие производство, распространение и хранение духовных ценностей.

Компоненты духовной жизни:

а)политика                     д)наука

б)религия                       е)философия

в)право                              ж)искусство

г)мораль                        з)общение

Общественное сознание—это совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов, желаний и настроений людей, отражающих данное общественное бытие. Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью, развиваясь по законам, отличным от законов развития общественного бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что его развитие может опережать развитие общественного бытия или отставать от него. В первом случае общественное сознание способствует движению  общества вперёд, а во втором—тормозит его развитие.

Носителем общественного сознания может быть отдельный человек или какая-либо социальная группа (производственный коллектив, класс, нация, общество в целом).

Содержание общественного сознания может существовать как в материальной (компьютерные программы, произведения литературы и искусства и т.п.), так и в идеальной (идеи, принципы, установки и др.) формах.

Уровни общественного сознания:

а)обыденное сознание, основанное на жизненно-практическом опыте человека;

б)теоретическое сознание, основанное на рационализированной системе знаний.

С обыденным сознанием связана общественная психология, которая охватывает массовые психические процессы, присущие отдельным общностям: психический склад (социальный характер), психические состояния (апатия, стресс и т.п.) и психические явления (паника, слух, мода и др.). Общественная психология формируется в основном стихийно, но не исключается её целенаправленное планомерное формирование.

Идеология—совокупность теоретически обоснованных идей и взглядов тех или иных социальных групп. В зависимости от отношения к общественному прогрессу идеология может быть революционной или реформистской, прогрессивной или реакционной, научной или ненаучной.

Формы общественного сознания (идеологии):

а)этические взгляды              г)политические взгляды

б)правовые взгляды               д)эстетические взгляды

в)религиозные взгляды

В каждую историческую эпоху доминирующее значение в жизни людей приобретает то одна, то другая форма общественного сознания, что связано со многими факторами общественного развития (Средние века—религиозная идеология, эпоха Возрождения—эстетическая идеология, Новое время—научная идеология, Новейшее время—политическая идеология).  

 

  

 

 

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 2141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!